Конспект урока по самопознанию на тему: «Милосердие – драгоценное достоинство»" (6класс, предмет самопознание)
Оценка 4.6

Конспект урока по самопознанию на тему: «Милосердие – драгоценное достоинство»" (6класс, предмет самопознание)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
6 кл
03.04.2017
Конспект урока по самопознанию на тему: «Милосердие – драгоценное достоинство»" (6класс, предмет самопознание)
План урока самопознания Школа Новомихайловская СШ Дата: 10.02 2017 год. Открытый урок тема: «Милосердие – драгоценное достоинство» Ценность: любовь Качества: любовь к окружающему миру, позитивное отношение ко всему окружающему. Педагог: Ярмак Л.М. Класс 6 Количество уч-ся 12 Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Задачи: - Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”. - Способствовать развитию нравственных качеств учащихся. - Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде. Ход урока: 1. Организационный момент. Текст «Свет», мелодия любви и надежды 2. Проверка домашнего задания. Тема нашего урока «Милосердие – драгоценное достоинство» Цель нашего урока раскрыть значение понятия «милосердие» умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Я прочитаю вам несколько высказываний, внимательно послушайте и скажите, в чем же проявляется истинное милосердие? Позитивное высказывание (цитата) «Истинное милосердие –это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". «Милосердие – это активная доброта». Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. В словаре Ожегова дано такое определение этому слову: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». 3. Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя) “Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые... Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал. Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают. Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома. Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: - Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения. Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Женщина назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос: - Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему. Старушка поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет. - Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы? Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол: - Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано. Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: - Женщина, а вы кем приходитесь этой старушке? - Как это кем? Дочерью, конечно. - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать? - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”. - Конечно, конечно, “все в порядке”, - сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас? И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела. - Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила: - Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!.. - Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите... Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую: - Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда? - Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху. (Виль Казыханов) Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ (жалость, сострадание, грусть, разочарование) - Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старушка? Чем допекла ее собственная дочь? (Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.) - Как можно назвать все это кратко? Безжалостность, жестокость и т.д. - Как вы думаете: каких людей больше добрых или жестоких людей? Почему вы так думаете? Чтобы окружающий мир был милосердным, надо в первую очередь творить это милосердие в своем собственном сердце. Каждый из вас подумайте и ответьте на вопрос, а что сделал я сегодня доброго для людей? Желающие могут ответить на этот вопрос. И если каждый вечер, вспоминая прожитый день, удается вспомнить добрые дела по отношению к окружающим: дома или на работе, в транспорте или на улице – можно считать, что день прожит небесполезно… И лучше, чтобы эти добрые дела были всегда, чтоб стало повседневной реальностью оказание хоть какой-то помощи людям: словом или делом, улыбкой или вниманием или хотя бы отсутствием равнодушия к судьбам людей из окружающего мира. Если в ответе содержится слово «да», можно считать, что мы стали сегодня чуть-чуть милосерднее, чем вчера. Нельзя научить милосердию, если в сердце отсутствует добро. И нельзя быть милосердным по отношению к другим людям, если неблагополучно в собственном сердце, и оно закрыто для самых близких людей. Творческая работа: А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд. 1. Группа живущих вместе родственников. (Семья) 2. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь) 3. Самоотверженная, искренняя привязанность.(любовь) 4. Проявление внимания к ближнему.(забота) 5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.(совесть) 6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.(уважение) 7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (сострадание) 8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (доброта) 9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. (доверие) 10. Место обитания всех этих чувств. (сердце) Молодцы! И вот у меня есть вот такие половинки сердечек, на которых написаны часть пословиц Вам необходимо подобрать вторую часть Доброе дело – не забудется. Красота на один день – милосердие на век. Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся. Чтобы получить прощение, надо научиться прощать. Добрым поступкам – сердце раскрыто. Жизнь дана на добрые дела Доброе слово лечит, а злое калечит За добро добром плати Про доброе дело говори смело Не одежда красит человека, а его добрые дела Каждый по очереди зачитывает, какие пословицы получились. О чем эти пословицы? 6. Исполнение песни: «Твори добро людям на радость» Рефлексия: о чем мы с вами говорили на уроке? Что такое милосердие? Что вам запомнилось? 7. Домашнее задание. Выполнить коллаж « Доброта в моем сердце» 8.Заключительная минута тишины. Закончить наш урок хочу такими строчками из стихотворения Я желаю ,чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей. На этом наш урок закончен. До новых встреч! Твори добро Руки твои сильные Ты защити слабого Мысли твои верные Ты научи глупого Глаза твои, твоя душа Добрая и чистая Дари ее тому Кому больно одному Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро Руки твои сильные Ты защити слабого Мысли твои верные Ты научи глупого Глаза твои, твоя душа Добрая и чистая Дари ее тому Кому больно одному Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядомПлан урока самопознания Школа Новомихайловская СШ Дата: 10.02 2017 год. Открытый урок тема: «Милосердие – драгоценное достоинство» Ценность: любовь Качества: любовь к окружающему миру, позитивное отношение ко всему окружающему. Педагог: Ярмак Л.М. Класс 6 Количество уч-ся 12 Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Задачи: - Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”. - Способствовать развитию нравственных качеств учащихся. - Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде. Ход урока: 1. Организационный момент. Текст «Свет», мелодия любви и надежды 2. Проверка домашнего задания. Тема нашего урока «Милосердие – драгоценное достоинство» Цель нашего урока раскрыть значение понятия «милосердие» умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Я прочитаю вам несколько высказываний, внимательно послушайте и скажите, в чем же проявляется истинное милосердие? Позитивное высказывание (цитата) «Истинное милосердие –это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". «Милосердие – это активная доброта». Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. В словаре Ожегова дано такое определение этому слову: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». 3. Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя) “Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые... Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал. Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают. Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома. Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: - Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения. Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Женщина назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос: - Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему. Старушка поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет. - Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы? Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол: - Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано. Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: - Женщина, а вы кем приходитесь этой старушке? - Как это кем? Дочерью, конечно. - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать? - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”. - Конечно, конечно, “все в порядке”, - сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас? И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела. - Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила: - Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!.. - Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите... Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую: - Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда? - Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху. (Виль Казыханов) Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ (жалость, сострадание, грусть, разочарование) - Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старушка? Чем допекла ее собственная дочь? (Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.) - Как можно назвать все это кратко? Безжалостность, жестокость и т.д. - Как вы думаете: каких людей больше добрых или жестоких людей? Почему вы так думаете? Чтобы окружающий мир был милосердным, надо в первую очередь творить это милосердие в своем собственном сердце. Каждый из вас подумайте и ответьте на вопрос, а что сделал я сегодня доброго для людей? Желающие могут ответить на этот вопрос. И если каждый вечер, вспоминая прожитый день, удается вспомнить добрые дела по отношению к окружающим: дома или на работе, в транспорте или на улице – можно считать, что день прожит небесполезно… И лучше, чтобы эти добрые дела были всегда, чтоб стало повседневной реальностью оказание хоть какой-то помощи людям: словом или делом, улыбкой или вниманием или хотя бы отсутствием равнодушия к судьбам людей из окружающего мира. Если в ответе содержится слово «да», можно считать, что мы стали сегодня чуть-чуть милосерднее, чем вчера. Нельзя научить милосердию, если в сердце отсутствует добро. И нельзя быть милосердным по отношению к другим людям, если неблагополучно в собственном сердце, и оно закрыто для самых близких людей. Творческая работа: А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд. 1. Группа живущих вместе родственников. (Семья) 2. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь) 3. Самоотверженная, искренняя привязанность.(любовь) 4. Проявление внимания к ближнему.(забота) 5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.(совесть) 6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.(уважение) 7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (сострадание) 8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (доброта) 9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. (доверие) 10. Место обитания всех этих чувств. (сердце) Молодцы! И вот у меня есть вот такие половинки сердечек, на которых написаны часть пословиц Вам необходимо подобрать вторую часть Доброе дело – не забудется. Красота на один день – милосердие на век. Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся. Чтобы получить прощение, надо научиться прощать. Добрым поступкам – сердце раскрыто. Жизнь дана на добрые дела Доброе слово лечит, а злое калечит За добро добром плати Про доброе дело говори смело Не одежда красит человека, а его добрые дела Каждый по очереди зачитывает, какие пословицы получились. О чем эти пословицы? 6. Исполнение песни: «Твори добро людям на радость» Рефлексия: о чем мы с вами говорили на уроке? Что такое милосердие? Что вам запомнилось? 7. Домашнее задание. Выполнить коллаж « Доброта в моем сердце» 8.Заключительная минута тишины. Закончить наш урок хочу такими строчками из стихотворения Я желаю ,чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей. На этом наш урок закончен. До новых встреч! Твори добро Руки твои сильные Ты защити слабого Мысли твои верные Ты научи глупого Глаза твои, твоя душа Добрая и чистая Дари ее тому Кому больно одному Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро Руки твои сильные Ты защити слабого Мысли твои верные Ты научи глупого Глаза твои, твоя душа Добрая и чистая Дари ее тому Кому больно одному Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня Досветла Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом
открытый урок.doc

План  урока самопознания

 

Школа Новомихайловская СШ                                Дата: 10.02 2017 год.

Открытый урок тема: «Милосердие – драгоценное достоинство»

Ценность:    любовь                Качества: любовь к окружающему миру, позитивное отношение ко всему окружающему. Педагог:      Ярмак Л.М.

Класс 6       Количество уч-ся 12

Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                                                                      - Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.                                                                             - Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.                                                                                                  - Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.                                                                                                                                                       

Ход урока:

  1. Организационный   момент.

Текст «Свет», мелодия любви и надежды

  1. Проверка домашнего задания.

Тема нашего урока «Милосердие – драгоценное достоинство»

Цель нашего урока раскрыть значение понятия «милосердие» умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.                                                                                                                      

Я прочитаю вам несколько высказываний, внимательно послушайте и скажите, в чем же проявляется истинное милосердие?

Позитивное высказывание (цитата)                                                                                                                    «Истинное милосердие –это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.»                                                                                                                                     "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
«Милосердие – это активная доброта».                                                                                                                             Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
                                                   В словаре Ожегова дано такое определение этому слову:       Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».                                                                                                              

  1. Подарок детям.

Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя)                                                                           “Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые... Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.                                                                                                                             Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают. Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:                                                                                                                                                             - Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.  Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.                                                                                                                                                                          Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Женщина назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.     Старушка поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.                                                                            Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.                          - Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?                                                                                                                                                                    Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:                                                                                                                                                                          - Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано. Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:                                                                                                                                                                                  - Женщина, а вы кем приходитесь этой старушке?                                                                                                         - Как это кем? Дочерью, конечно.                                                                                                                                       - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?                                                                                                        - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”.                                                                                    - Конечно, конечно, “все в порядке”, - сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?                                                                   И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.                - Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:                                                                                                                                                                                                     - Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..                                                                                                                                                            - Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите...                                                                       Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:                                                                                                                                                                        - Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?                                                                               - Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.

(Виль Казыханов)

Вопросы для обсуждения:

 Какие чувства вы испытывали, слушая  этот рассказ (жалость, сострадание, грусть, разочарование)

- Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старушка? Чем допекла ее собственная дочь? (Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.)

- Как можно назвать все это кратко? Безжалостность, жестокость и т.д.

- Как вы думаете: каких людей больше добрых или жестоких людей? Почему вы так думаете?

Чтобы окружающий мир был милосердным, надо в первую очередь творить это милосердие в своем собственном сердце. Каждый из вас подумайте  и  ответьте на вопрос, а что сделал я сегодня доброго для людей?  Желающие могут ответить на этот вопрос.

И если каждый вечер, вспоминая прожитый день, удается вспомнить добрые дела по отношению к окружающим: дома или на работе, в транспорте или на улице – можно считать, что день прожит  небесполезно…

И лучше, чтобы эти добрые дела были всегда, чтоб стало повседневной реальностью оказание хоть какой-то помощи людям: словом или делом, улыбкой или вниманием или хотя бы отсутствием равнодушия к судьбам людей из окружающего мира. Если в ответе содержится слово «да», можно считать, что мы стали сегодня чуть-чуть милосерднее, чем вчера. Нельзя научить милосердию, если в сердце отсутствует добро. И нельзя быть милосердным по отношению к другим людям, если неблагополучно в собственном сердце, и оно закрыто для самых близких людей.

Творческая работа:  А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

 

1. Группа живущих вместе родственников. (Семья)

2. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь)

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.(любовь)

4. Проявление внимания к ближнему.(забота)

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.(совесть)

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.(уважение)

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (сострадание)

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (доброта)

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. (доверие)

10. Место обитания всех этих чувств. (сердце) Молодцы!

И вот у меня есть вот такие половинки сердечек, на которых написаны часть пословиц

Вам необходимо подобрать вторую часть

Доброе дело – не забудется.                              Красота на один день – милосердие на век.

Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.   Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.

Добрым поступкам – сердце раскрыто.                 Жизнь дана на добрые дела                                                    Доброе слово лечит, а злое калечит

За добро добром плати                                                  Про доброе дело говори смело

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Каждый по очереди зачитывает, какие пословицы получились.

О чем эти пословицы?

6. Исполнение песни: «Твори добро людям на радость»

Рефлексия: о чем мы с вами говорили на уроке? Что такое милосердие? Что вам запомнилось?

7. Домашнее задание.  Выполнить коллаж « Доброта в моем сердце»

 

8.Заключительная минута тишины.

Закончить наш урок хочу такими строчками из стихотворения

                                        Я желаю ,чтобы с вами

                                           Людям было веселей,

                                           Чтобы добрыми глазами

                                            Вы смотрели на людей.

На этом наш урок закончен. До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 


Твори добро

Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом



 

Твори добро

Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

 


 

 

 

 


План урока самопознания

План урока самопознания

А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома

А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ (жалость, сострадание, грусть, разочарование) -

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ (жалость, сострадание, грусть, разочарование) -

Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя) “Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе

Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя) “Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе

Твори добро Руки твои сильные

Твори добро Руки твои сильные

Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом

Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017