Конспект урока по теме:
Оценка 4.9

Конспект урока по теме:

Оценка 4.9
Мероприятия +1
doc
искусство +2
4 кл
01.06.2017
Конспект урока по теме:
конспект урока по теме: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ . ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. (раздел учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!») Тема урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ». Вид: Урок изучения и закрепления новых знаний. Цель: Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра. Задачи: Образовательные: • Осваивать знания о музыкальных инструментах России, историей их возникновения и бытования. • Учиться различать тембровую окраску наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. • Овладевать умениями и навыками пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; Воспитательные: • Воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства: уважение к своему народу, Родине, народному музыкальному творчеству. • Формировать навыки эмоционально-осознанного воспри¬ятия музыки. Развивающие: • Расширять представление о взаимосвязи музыки с дру¬гими видами искусства (музыка, литература, изобразительное ис-кусство). • Развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений • Выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности (пение, музицирование)конспект урока по теме: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ . ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. (раздел учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!») Тема урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ». Вид: Урок изучения и закрепления новых знаний. Цель: Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра.
КОНСПЕКТ К УРОКУ «Музыкальные инструменты»..doc
конспект урока по теме: МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ  РОССИИ . ОРКЕСТР  РУССКИХ  НАРОДНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ. (раздел учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»)                                                                                                                      Некрасова Светлана Алексеевна учитель музыки, педагог дополнительного образования.                                                 МБОУ  «Гремячинская ООШ» с. Гремяча 2014 г. Тема урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР  РУССКИХ  НАРОДНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ». Вид:  Урок изучения и закрепления новых знаний. Цель:   Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра. Задачи:  Образовательные:  Осваивать знания  о музыкальных  инструментах России, историей их возникновения и бытования.  Учиться   различать   тембровую   окраску   наиболее   популярных   в   России   музыкальных   инструментов   и   их   выразительные возможности.  Овладевать  умениями   и   навыками   пластического   интонирования   музыки   и   ее   исполнения   с   помощью   музыкально­ ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; Воспитательные:  Воспитывать художественный  вкус, нравственно­эстетические  чувства: уважение к  своему народу, Родине, народному  музыкальному творчеству.  Формировать навыки эмоционально­осознанного восприятия музыки. Развивающие:  Расширять  представление  о взаимосвязи  музыки  с  другими видами  искусства  (музыка,  литература, изобразительное  ис­ кусство).  Развивать способности  эмоционально­целостного восприятия и понимания музыкальных произведений  Выражать художественно­образное содержание произведений в исполнительской деятельности (пение, музицирование) Определения понятий: Орк стрее исполняющих музыкальные произведения.  (греч. orchestra) ­ коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно.  Тембр (франц. timbre)  ­ качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента.  Оборудование к уроку: Доска, магниты, компьютер (презентация), плакат и карточки для оформления проекта. Этапы урока:     1. Вводно­мотивационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие нового знания» (построение проекта) 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 6. Рефлексия деятельности (итог урока). 1. Вводно­мотивационный момент. КОНСПЕКТ УРОКА Звучит р.н.м. «Светит месяц», учащиеся входят и рассаживаются на свои места.(слайд №2) Учитель: ­ Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой,  творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки.    2.   Актуализация знаний. Учитель:  ­ В начале нашего урока  вы  услышали музыку.  Вы уже слышали подобную музыку?  Она вам нравится?  Как вы думаете,  композиторская это музыка или народная? (ответы детей)  ­ Правильно! Это русская народная песня «Светит месяц». По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Почему  она называется народной? (ответы детей) ­ Да, она исполнялась народными инструментами, а народная – значит, её сочинил не композитор, а народ. Есть ли среди всех  услышанных инструментов, знакомые вам? (ответы детей) ­ Мы услышали звучание одновременно многих народных инструментов, значит её исполнял… Ученики: ­ Народный оркестр. Учитель: ­ Правильно. Дадим точное определение этому понятию: оркестр (греч. orchestra) ­ коллектив музыкантов (12 человек и более),  играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.  (запись определения  в тетрадь). ­ Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовём их: (ответы детей, слайд№3)  симфонический оркестр,  духовой оркестр,  струнный оркестр,  оркестр народных инструментов,  эстрадный оркестр,  джазовый оркестр,     военный оркестр,  школьный оркестр и другие. 3.  Постановка учебной задачи. ­ А теперь, попробуем определить план нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра,  значит, мы узнаем, какой оркестр и почему  называют народным и  какие группы инструментов входят в его состав.  И, конечно  узнаем,  как звучат некоторые инструменты народного оркестра  (дети участвуют в формулировке цели и задач урока, слайд  №4­6.)  Чтобы нам было интересней, и мы лучше всё запомнили, предлагаю создать наглядный проект под названием «Оркестр   русских  народных  инструментов» (обращаю внимание на вывешенный на доску плакат с названием и карточки с   изображением народных инструментов). ­ В оркестре русских народных инструментов, как и в симфоническом, три  группы инструментов,  поэтому предлагаю  разделиться на три группы. Задача каждой группы среди всех  картинок находить музыкальный инструмент, с которым мы будем  знакомиться и определять его в соответствующую группу народного оркестра, таким образом,  в течение урока оформить наш  плакат­проект.    4. «Открытие нового знания» (построение проекта) ­ Обратите внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты (слайд №7). Какие из них мы отнесём к  народным?  (ответы детей)  Молодцы, а вместе они  образуют народный оркестр. ­ Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору, виртуозу­ балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву (слайд №8,9 ). Он являлся организатором и руководителем первого оркестра  русских народных инструментов в России. Василий Андреевич не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и  объединил их  по группам так же, как и в симфоническом оркестре. И хотя с тех  пор  прошло  уже много­много  лет, все   известные   в  наше  время    инструменты  делятся  на  три  группы, давайте выясним, какие.   ­ Инструменты, в которых источником звука служат вдуваемый музыкантом  воздух – называются… духовые  (учащиеся находят  и крепят соответствующее название  группы инструментов,  а в течение урока и название инструмента на плакат). ­ Найдём среди карточек инструменты, относящиеся к группы духовых  (дети находят карточки, размещают их в  соответствующем месте плаката). Духовые       инструменты     — флейта (кугиклы), жалейка, волынка, рог, рожки, свирель, глиняные свистульки и       др.  ­ Большинство русских народных духовых инструментов – изготовлены  из дерева: свирель, брелка, свистки, рожок.  Остановимся подробно с некоторыми из них.   Жалейка  (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента на экране слайд №10)             Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож. Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, что ты  в трубочку вдохнешь.  ( И. Таяновский)  Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный,  гнусавый .Вспоминаем определение понятия тембр. Тембр (франц. timbre)  ­ качество звука (его окраска), позволяющее различать  звуки голоса или инструмента ( слайд №11, запись понятия в тетрадь). ­ Самый близкий ее родственник ­ пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней. На них играли  пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. (слайд №12)         За лес тихонько солнце село, туман спустился на лужок,         Жалейка жалобно запела, грустит о чем­то пастушок. (Слушание музыки, дети выполняют пластическое интонироние под музыку). ­ Ребята, а   из чего можно сделать  свистульки? Как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в Тамбовской области своими свистульками славились мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев (слайд№ 13). На крылечке я сидел и в свистульку я свистел. Воробей меня услышал­ на крылечко прилетел, он чирикал, я свистел (слушание звучаниясвистульки).  ­  Молодцы, первая часть нашего плаката заполнена, запишем группу духовых инструментов в тетради  (слайд №14). ­  Инструменты, в которых источником звука служат колебания натянутой струны, звук из которых извлекается посредством  воздействия на струны называются – струнные. Теперь найдём среди карточек инструменты, относящиеся к этой группе  ( дети находят карточки, размещают их в  соответствующем месте плаката). Струнные    Русские гусли (карточка с названием на доску; показ  инструмента).     — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), домра, балалайка и       др. Пальцы скорые, струны тонкие, отзываются гусли звонкие.     Песня длинная, песня славная, вся былинная, стародавняя. ­ Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем  русские сказки, где упоминаются гусли.  С ними Садко ­ новгородский купец, замечательно играющий на гуслях, который попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну, и она помогает ему вернуться на землю, домой (слайд №15).  ­ Что из себя представляет инструмент? ­ доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.  ­ Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца ­ гусляра Баяна (слайд № 16). Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» ­ гудеть. Самые древние гусли – звончатые. В наше время появились разные варианты гуслей: щипковые, клавишные.    Домра   (карточку   на   доску)  –   струнный   щипковый   инструмент   с   овальным   корпусом,   длинным   грифом   и   тремя­четырьмя струнами. Почему «щипковый»? ­ да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.   ­ В древности  оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах,  устраивали веселые представления . Кто знает, как называли таких артистов? –правильно, скоморохи (слайд №17).         Скоморох настроит домру, скоморох достанет дудку,         И людей честных и добрых рассмешит веселой шуткой. Играли   скоморохи   на   домре   косточкой   или   перышком.   Нравились   их   выступления   не   всем,   т.   к.   могли   высмеять   жадность, глупость, злость     или изобразить кого­нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили.  Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19в. нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент. ­ Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом  какого – либо народа. У русских это балалайка.  Балалайка (показ инструмента (слайд № 18)). ­  Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным  инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее  деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами  указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев)  организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов  имени Василия Васильевича Андреева». Послушаем звучание этого инструмента в оркестре народных инструменов  (слайд № 19). Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам?  (струны натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком).Запишем названия инструментов, входящих в группу струнных (слайд№20).    ­ Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской  (покачиванием) называется: ударные.  Ударные инструменты   бубенцы, коса (показ инструментов).  Возникли эти инструменты раньше всех.    ­   барабан, литавры,, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики (трензель), Барабан     – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в  состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы.  Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо  подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками.  Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей.  Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до  тихого, еле уловимого шороха или гула. Ложки ­ русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми  сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются  самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей (слайд №21) . И щи хлебают, и «Барыню» играют. Трещотки  ­ инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. (показ инструмента) (слайд №22). Бубен  ­ просто встряхивают, треугольник ­ ударяют палочкой (показ инструмента) (слайд №23,24). Все эти инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент? ­  Ребята, это рубель. В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье (показать как)            Сначала ложкой съел я кашку, погладил рубелем рубашку,            Потом на рубеле и ложках я вам сыграл еще немножко. (записывают названия инструментов группы ударных,слайд №25).  ­ Теперь наш плакат заполнен, но почему у нас остались карточки? (ответы детей) Кроме названных предыдущих в состав народного оркестра входят также:  Гармоники , баяны и аккордеоны  (общее название гармошки и баяна – они родственники) ­ запись в тетрадь, карточка на доску, (слайд №26).  4.  Практическая работа.               Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.               И сыплют дробью русские сапожки под чистый звук баяна – молодца. (Исполнение частушек под баян, слайд №27).  1.Мы родились на Урале, не страшны нам холода, Нам подруга злая вьюга и студёная вода. 2.Ах, берёзонька­берёза раскудри­рудрявая, Хороша ты речка Кама, Кама величавая! 3.Ах, сторонушка родная, ты родная сторона, Здесь повсюду нас встречает – русская старина!  Подробно б этих инструментах вы узнаете самостоятельно, это будет нашим домашним заданием.  Изобретена была в Германии, но в России преобразилась, словно заново родилась, и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах. В каждой губернии делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и  др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.  Меха – та часть, что сдувается и раздувается, ­ из картона, кожи и жестких рамок . Звук ­ от движения воздуха.  Инструмент и носить легко и играть на ходу можно.  Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее. ­ Обратите внимание на доску. Наш проект названием «Музыкальные инструменты России. Оркестр  русских  народных   инструментов» завершён .Вам было интересно? Что вы узнали на уроке? О чем говорили на уроке, чем занимались, что нового  узнали? (слайд №28).А теперь организуем свой оркестр, что нам  для этого нужно? (Слушание оркестра русских народных  инструментов, детям предлагается игра на шумовых инструментах). Выставление оценок, домашнее задание страницы в учебнике или творческое задание по теме урока «Нарисуй народный инструмент или придумай окончание частушки» (слайд №29).  Выход из класса под р.н.п. «Светит месяц» (слайд№30).

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:

Конспект урока по теме:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017