ТЕМА УРОКА: «ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»
Вид — урок постановки и решения проблемы с элементами анализа и моделирования
Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.
Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке Н.А. Римского-Корсакова, расширить знания о жанре симфонической сюиты, о средствах выразительности музыки;
2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.
3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Коммуникативные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог..
Познавательные учебные действия: выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания,
постановка и решение проблемы формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).
Знаково-символические учебные действия : моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Музыкальный материал
1. Н.А Римский-Корсаков, симф. Сюита «Шахерезада»(тема Шахерезады, «Восточный танец»)
2. «Фристайл» - «Восточная»,
3. Песня «Звезда Россия» (плюс и минус).
4.Песня «Во поле берёза стояла» (плюс и минус)
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, шумовые инструменты.
Ход урока
1 Оргмомент. Слайд №1
Музыкальное приветствие
Ребята у нас сегодня урок музыки ,значит каким может быть приветствие?(музыкальным)
Конечно же музыкальным правильно. Если я вам говорю здравствуйте вы мне отвечаете- здравствуйте, если я вам говорю приветик ,
то вы отвечаете –привет.
Ну а дальше ….ты дай мне на вопрос ответ
-Какой?
Скажи мне как тебя зовут? Отвечает ..Отвечает..
А теперь все вместе , хором ..Как тебя зовут? Молодцы
СПОЕМ МЫ ,ВСЕ НАМ ПОДПОЮТ
А теперь на те слова которые я вам буду напевать выполнять движения и так
В небесах вспыхнули звездами слова,
Я плюс ты – друзья , мы одна семья.
-Приветик (Привет)
-Дай мне на вопрос ответ (какой)
Молодцы а у меня последний вопросик Скажи мне как живётся тут?
- Класс.
А теперь споемте вместе и под музыку
-приветик ,
–привет.
-ты дай мне на вопрос ответ
-Какой?
-Скажи мне как тебя зовут?
- ………………..
-Споём мы , и все нам подпоют
-В небесах вспыхнули звездами слова,
Я плюс ты – друзья , мы одна семья.
-приветик ,
–привет.
-ты дай мне на вопрос ответ
-Какой?
-Скажи мне, как живётся тут?
-Класс
-В небесах вспыхнули звездами слова,
Я плюс ты – друзья , мы одна семья.
Замечательно и все веселые и счастливые ,ну а я рада что эта песенка помогла нам начать наш урок с музыкального приветствия и настроится на весёлый лад.Скажите мне ,а можно ли при помощью музыки узнать о жизни людей которые по культуре очень далеко от нас? (ДА) А как? (По характеру музыки)
Да по характеру , а что для этого нужно сделать? (послушать)
Да послушать, а ещё? (Сравнить их) Да сравнить конечно , и ещё её можно спеть.
Слайд №2. И ребята эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова «Через напевы слышится душа народа» прочитайте и вдумайтесь в эти слова , мы сегодня попытаемся поговорить о музыке других людей или других народов. А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие, путь будет не близким на чём мы с вами доберёмся быстрее всего, на каком виде транспорта? (машина , ……самолёт)
(инсценировка «Полет», слайд 3)
Да ребята мы полетим на самолёте, а что надо чтобы он заработал? (заливаем бензин , двигатель должен работать и мотор)
Правильно и ваша группа покажет голосом как работает мотор и ррррррррррррррр ещё громче распеваемся рррррррррррррррррррррррррррр, а ваша группа покажет
голосом турбины самолёта когда он поднимается в воздух уууууууууууууууууууууууу. Молодцы самолёт взлетел, и так разрешите мне сейчас назначить командира корабля, который будет командовать «пристегнуть ремни» громким голосом. (щщик щщик) . (ДЕТИ РАСПЕВАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ)
Звучит восточная музыка (слайд №4)
- В какую страну мы попали, в мир какой музыки? (в мир восточной музыки )
- Да, действительно, это Восток. Этот загадочный восточный мир, который пахнет сладостями , фруктами и пряностями и сейчас у нас в классе будет аромат восточных пряностей. (стакан с ароматизированной водой)
И так этот загадочный в чём то мир востока привлекал многих композиторов, в том числе и русских ,которые заинтересовались востоком и писали восточную музыку. И так как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Слайд №5
- Ребята, а пока я пишу, тему урока вы подумайте, есть ли в этой теме противоречие или какая-то проблема ,которую нужно решить? (русские композиторы писали в основном русскую музыку , а здесь они пишут восточную)
-да ребята правильно вот она проблема (задача) которую следует разрешить, почему композиторы писали восточную музыку. Чем же она их так привлекала? Мы сейчас попробуем в процессе урока это сделать.
- А что мы должны сделать, какие музыкальные действия совершать чтобы решить эту проблему?
Слушать музыку, сравнить её с русской музыкой и т. д.
Да ребята сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему и выделим особенности восточной музыки при этом сравнивая её с русской музыкой.
Слайд 6 . Да ребята многие композиторы писали восточную музыку , но ярче всего Восток заиграл в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Когда он был такой маленький как вы он очень увлекался морем, читал много книги про мореплавателей , а став морским офицером он отправился в кругосветное плавание, и побывал в разных странах, встречался с разными людьми и особенно его заинтересовал Восток . поэтому мотивы восточные очень ярко были выражены в его творчестве (рассказ о композиторе)
слайд 7. Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада».
Итак ребята ,что же означает слово сюита, пока не знаете ,давайте попробуем узнать проведя исследование , в слове сюита вставьте пропущенную букву, чтобы получилось имя существительное с другим значением с__ита,
-свита
-правильно свита, объясните мне значение этого слова пожалуйста
-это люди которые сопровождают короля, шейха, правителя и т. д.
-замечательно а давайте в схеме это нарисуем (рис. круг в кругу шейх,а вокруг его люди) так вот ребята сюита имеет одну музыкальную главную тему, и сопровождают эту тему несколько различных частей , но все они привязаны к главной музыкальной теме, то есть к теме нашей рассказчицы Шахерезады . а героиней какого литературного произведения является Шахерезада?
- тысяча и одна ночь.
Давайте послушаем, как изобразил образ Шахерезады в своей сюите Римский-Корсаков... (слушание темы Шахерезады)
тихая, загадочная, осторожная, мягкая, грациозная , добрая милая ,красивая
Какому инструменту доверил композитор исполнение этой темы? (скрипке) а скажите ребята темп быстрый или медленный (Тембр).
-Медленный потому что она рассказывает сказки , а сказки надо рассказывать тихо ,спокойно не спеша и т. д
слайд 8 . Вот она наша героиня , нравиться ребята?
Ребята компьютер представляет нам музыкальный звук графически то есть в виде осциллограммы.
Слайд 9 . – как вы думаете ребята на какой осциллограмме изображена тема Шахерезады? Почему?
- потому что она спокойная , тихая
- да ребята правильно она тихая спокойная и мягкая
-Давайте изобразим мелодическую линию руками, а затем у доски). (учитель даёт послушать восточную музыку какая она
— извилистая, неровная, узорчатая ,гибкая и т. д.
- Помните, мы хотели сравнить восточную музыку с русской. Наша песня Во поле берёза стояла – слушаем песню)
-давайте запишем её графический рисунок (один ученик у доски) (русская она ровная , прямая) и вот именно это и привлекло русских композиторов особенности мелодии
- Отлично, а следующий фрагмент сюиты имеет другой характер. А какой, определите, посмотрев фрагмент. ( просмотр видео «Восточный танец»)
-особый ритм , он ускорился, включились другие инструменты (бубен, треугольник),
-а для чего они были введены в музыку композитором, что он хотел показать
- сделать акцент на ритм ,ритм ускорился, стал более упругим, извилистым , и наличие шумовых инструментов.
Физминутка
- И так предлагаю вам повторять движения танцовщиц (Восточные сказки- танец)
И какого характера эта музыка?
-Танцевальная.
А что можно сказать о мелодии? Ритме ровный или нет?
- активный, упругий.
Прохлопать ритм. Какие шумовые инструменты вы здесь услышали?
ТАБЛИЦА (слайд 10)
Итак, ребята мы с вами выделили все особенности восточной музыки и теперь давайте заполним таблицу
Русская народная музыка |
Восточная музыка |
Мелодия: Ровная, плавная |
Мелодия: извилистая, неровная, гибкая |
Ритм: ровный |
Ритм: четкий, упругий |
Шумовые инструменты: мало |
Шумовые инструменты: много |
- Итак, почему же восточная музыка привлекала русских композиторов? ( она интересна, изменчивая, можно добавить шумовые инструменты и т. д.)
- Так ребята а вы не забыли, что мы в гостях? А что принято делать в гостях? (дарить подарки)
Я предлагаю оставить музыкальный подарок нашей Шахерезаде . а каким он может быть?
-танец станцевать, песню спеть
Давайте подарим русскую народную песню «Во поле береза стояла». Но не в первоначальном варианте, а совместим с восточной мелодией .
Как мы можем её изменить? Можно ли изменить ритм, темп, мелодию? Как называются такие изменения (вариация).
- (исполнение «Во поле береза» в восточном стиле) -2-3 раза
- Я думаю, у нас хороший подарок получился.
Итак, нам пора возвращаться. Ребята, давайте подумаем, что вы расскажете о своем путешествии на Восток вашим друзьям и родным?
- о том как переделали песню, как танцевали, о том какой разной бывает музыка.
(рефлексия)
Почему же русских композиторов привлекала восточная музыка?
- то что она веселая ,танцевальная, много инструментов шумовых….
Хорошо ребята, но нам пора и наш самолет сейчас взлетит.
Слайд 11 .
Итак, команда по местам! Командир: «Пристегнуть ремни!» Рев моторов, турбин...
(на фоне звучит «Звезда Россия» )
- Ребята, что вы представляете, когда слышите эту музыку?
-поля широкие,леса, реки,Кремль,…..
А я предлагаю спеть 2 куплет песни по принципу музыкального эха
(исполнение песни по принципу «музыкального эха»)
Спасибо, ребята! Вы так замечательно пели и мы все почувствовали, как вы любите свою Родину.
Домашнее задание: написать сообщение на тему : «Кабардинский балет»
Спасибо за урок! До свиданья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.