Конспект урока музыки в 4 классе
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 4 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
10.04.2017
Конспект урока музыки в 4 классе
песня для исполнения
Публикация является частью публикации:
мой урок конспект.doc

 ТЕМА УРОКА: «ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

Вид —  урок постановки и решения проблемы  с элементами анализа и  моделирования

Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими  музыкальными образами в музыке Н.А. Римского-Корсакова, расширить знания о жанре симфонической сюиты, о средствах выразительности музыки;

2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.

3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.


Коммуникативные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов,  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог..

Познавательные учебные действия: выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания,

постановка и решение проблемы формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Знаково-символические учебные действия : моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Музыкальный материал

 1. Н.А Римский-Корсаков, симф. Сюита  «Шахерезада»(тема Шахерезады, «Восточный танец»)

2. «Фристайл» - «Восточная»,

 3. Песня «Звезда Россия» (плюс и минус).

4.Песня «Во поле берёза стояла» (плюс и минус)

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, шумовые инструменты.

Ход урока

1 Оргмомент.  Слайд №1

 Музыкальное приветствие

Ребята у нас сегодня урок музыки ,значит каким может быть приветствие?(музыкальным)

Конечно же музыкальным правильно. Если я вам говорю здравствуйте вы мне отвечаете-  здравствуйте, если я вам говорю приветик ,

то вы отвечаете –привет.

Ну а дальше ….ты дай мне на вопрос ответ

-Какой?

Скажи мне как тебя зовут?   Отвечает ..Отвечает..

А теперь все вместе , хором ..Как тебя зовут?  Молодцы

СПОЕМ МЫ ,ВСЕ  НАМ  ПОДПОЮТ

А теперь на те слова которые я вам буду напевать выполнять движения и так 

В небесах вспыхнули звездами слова,

Я плюс ты – друзья , мы одна семья.

-Приветик   (Привет)

-Дай мне на вопрос ответ   (какой)

Молодцы а у меня последний вопросик    Скажи мне как живётся тут?

- Класс.

А теперь споемте вместе и под музыку

-приветик ,

привет.

-ты дай мне на вопрос ответ

-Какой?

-Скажи мне как тебя зовут?  

- ………………..

-Споём мы , и все   нам подпоют

-В небесах вспыхнули звездами слова,

Я плюс ты – друзья , мы одна семья.

-приветик ,

привет.

-ты дай мне на вопрос ответ

-Какой?

-Скажи мне,  как живётся тут?

-Класс

-В небесах вспыхнули звездами слова,

Я плюс ты – друзья , мы одна семья.

Замечательно и все веселые и счастливые ,ну а я рада что эта песенка помогла нам начать наш урок  с музыкального приветствия и настроится на весёлый лад.Скажите мне ,а можно ли при помощью музыки узнать о жизни людей которые по культуре  очень далеко от нас?  (ДА)  А как? (По характеру музыки)

Да по характеру , а что для этого нужно сделать? (послушать)

Да послушать, а ещё?  (Сравнить  их) Да  сравнить конечно , и ещё её можно  спеть.

 Слайд №2. И ребята   эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова  «Через напевы слышится душа народа» прочитайте и вдумайтесь в эти слова , мы сегодня попытаемся поговорить о музыке других людей или других народов. А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие, путь будет не близким на чём мы с вами доберёмся быстрее всего, на каком виде транспорта? (машина , ……самолёт)

(инсценировка «Полет», слайд 3)

Да ребята мы полетим на самолёте, а что надо чтобы он заработал? (заливаем бензин , двигатель должен работать и мотор)

Правильно и ваша группа покажет голосом как работает мотор и ррррррррррррррр ещё громче распеваемся рррррррррррррррррррррррррррр, а ваша группа покажет

голосом турбины самолёта когда он  поднимается в воздух уууууууууууууууууууууууу. Молодцы самолёт взлетел, и так разрешите мне сейчас назначить командира корабля, который будет командовать «пристегнуть ремни» громким голосом. (щщик щщик) .      (ДЕТИ РАСПЕВАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ)

Звучит восточная музыка (слайд №4)

- В какую страну мы попали, в мир какой музыки?  (в мир восточной музыки )   

- Да, действительно, это Восток.  Этот загадочный восточный мир, который пахнет сладостями , фруктами и пряностями   и сейчас у нас в классе будет аромат восточных пряностей.       (стакан с ароматизированной водой)

И так этот загадочный в чём то мир востока привлекал многих композиторов, в том числе и русских ,которые заинтересовались востоком  и писали восточную музыку. И так  как вы думаете, как будет  звучать тема нашего урока?

ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.  Слайд №5

- Ребята, а пока я  пишу, тему урока вы подумайте, есть ли в этой теме противоречие или какая-то проблема ,которую нужно решить? (русские композиторы писали в основном русскую музыку , а здесь они пишут восточную)

-да ребята правильно  вот она проблема (задача) которую следует разрешить, почему композиторы писали  восточную музыку. Чем же она их так привлекала? Мы сейчас попробуем в процессе урока это сделать.

- А что мы должны сделать, какие музыкальные действия совершать чтобы решить эту проблему?

Слушать музыку, сравнить её с русской музыкой и т. д.

Да ребята сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему и выделим особенности восточной музыки  при этом сравнивая её  с  русской музыкой.

Слайд 6  . Да ребята  многие композиторы писали восточную музыку , но ярче всего Восток  заиграл в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.  Когда  он был такой маленький как вы он очень увлекался морем, читал много книги про мореплавателей , а став морским офицером  он отправился в кругосветное плавание,  и  побывал в разных странах, встречался с разными людьми и особенно его заинтересовал  Восток . поэтому мотивы восточные очень ярко были выражены в его творчестве (рассказ о композиторе)

слайд 7.   Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада».

Итак ребята ,что же означает слово  сюита, пока не знаете ,давайте попробуем узнать проведя исследование , в слове сюита вставьте пропущенную букву, чтобы получилось имя существительное с другим значением с__ита,  

-свита

-правильно свита, объясните мне значение этого слова пожалуйста

-это люди которые сопровождают короля, шейха, правителя и т. д.

-замечательно а давайте в схеме это нарисуем      (рис. круг в кругу шейх,а вокруг его люди) так вот ребята сюита имеет одну музыкальную главную тему, и сопровождают эту тему несколько различных частей , но все они привязаны к главной музыкальной теме, то есть к теме нашей рассказчицы Шахерезады . а героиней какого литературного произведения является Шахерезада?

- тысяча и одна ночь.

Давайте послушаем, как изобразил образ Шахерезады в своей сюите Римский-Корсаков...      (слушание темы Шахерезады)    

тихая,  загадочная, осторожная, мягкая, грациозная , добрая милая ,красивая

Какому инструменту доверил композитор исполнение этой темы? (скрипке) а скажите ребята темп быстрый или медленный (Тембр).

-Медленный потому что она рассказывает сказки , а сказки надо рассказывать тихо ,спокойно не спеша и т. д

слайд 8 . Вот она наша героиня , нравиться ребята?

Ребята компьютер  представляет нам музыкальный звук графически то есть  в виде осциллограммы.

Слайд 9 . – как вы думаете ребята на какой осциллограмме изображена тема Шахерезады? Почему?

- потому что она спокойная , тихая

- да ребята правильно она тихая спокойная и мягкая

         -Давайте изобразим мелодическую линию руками, а затем   у доски). (учитель даёт послушать восточную музыку  какая она

 — извилистая, неровная, узорчатая ,гибкая и т.  д.

- Помните, мы хотели сравнить восточную музыку с русской. Наша песня  Во поле берёза стояла – слушаем песню)

-давайте запишем  её графический рисунок (один ученик у доски) (русская она ровная , прямая) и вот именно это и привлекло русских композиторов особенности мелодии

- Отлично, а следующий фрагмент сюиты имеет другой характер. А какой, определите, посмотрев фрагмент. ( просмотр видео «Восточный танец»)

-особый ритм , он ускорился, включились другие инструменты (бубен, треугольник),

-а для чего они были введены в музыку композитором, что он хотел показать

- сделать акцент на ритм ,ритм ускорился, стал более упругим, извилистым ,  и наличие шумовых инструментов.

Физминутка

- И так предлагаю вам повторять движения танцовщиц  (Восточные сказки-  танец)

И какого характера эта музыка?

-Танцевальная.

А что можно сказать о мелодии? Ритме   ровный или нет?

- активный, упругий.

Прохлопать ритм. Какие шумовые инструменты вы здесь услышали?

ТАБЛИЦА  (слайд 10)

Итак,  ребята мы с вами выделили все особенности восточной музыки  и теперь давайте заполним таблицу

Русская народная музыка

Восточная музыка

Мелодия: Ровная, плавная

Мелодия: извилистая, неровная, гибкая

Ритм: ровный

Ритм: четкий, упругий

Шумовые инструменты:  мало

Шумовые инструменты: много

 

- Итак, почему же восточная музыка привлекала русских композиторов? ( она интересна, изменчивая, можно добавить шумовые инструменты и т. д.)

- Так ребята а вы не забыли, что мы в гостях? А что принято делать в гостях? (дарить подарки)

Я предлагаю оставить музыкальный подарок нашей Шахерезаде . а каким он может быть?

-танец станцевать, песню спеть

 Давайте подарим русскую народную песню «Во поле береза стояла». Но не в первоначальном варианте, а совместим с восточной мелодией .

Как мы можем её изменить? Можно ли изменить ритм, темп, мелодию? Как называются такие изменения (вариация).

-  (исполнение «Во поле береза» в восточном стиле) -2-3 раза

- Я думаю, у нас хороший подарок получился.

 Итак, нам пора возвращаться. Ребята, давайте подумаем, что вы расскажете о своем путешествии на Восток  вашим друзьям и родным?

- о том как переделали песню, как танцевали, о том какой разной бывает музыка.

(рефлексия)

Почему же русских композиторов привлекала восточная музыка?

- то что она веселая ,танцевальная, много инструментов шумовых….

Хорошо ребята, но нам пора и наш самолет сейчас взлетит.

Слайд  11 .

Итак, команда по местам! Командир: «Пристегнуть ремни!» Рев моторов, турбин...

(на фоне звучит «Звезда Россия»  )

- Ребята, что вы представляете, когда слышите эту музыку?

-поля широкие,леса, реки,Кремль,…..

А я предлагаю спеть 2 куплет песни по принципу музыкального эха

(исполнение песни по принципу «музыкального эха»)

Спасибо, ребята! Вы  так замечательно пели и мы все почувствовали, как вы любите свою  Родину.

Домашнее задание: написать сообщение на тему : «Кабардинский балет»

Спасибо за урок! До свиданья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ТЕМА УРОКА: «ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ

ТЕМА УРОКА: «ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ

Фристайл» - «Восточная», 3

Фристайл» - «Восточная», 3

Скажи мне как тебя зовут ? - ………………

Скажи мне как тебя зовут ? - ………………

ДЕТИ РАСПЕВАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ )

ДЕТИ РАСПЕВАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ )

Шахерезады . а героиней какого литературного произведения является

Шахерезады . а героиней какого литературного произведения является

Физминутка - И так предлагаю вам повторять движения танцовщиц (

Физминутка - И так предлагаю вам повторять движения танцовщиц (

Я думаю, у нас хороший подарок получился

Я думаю, у нас хороший подарок получился

Конспект урока музыки в 4 классе

Конспект урока музыки в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017