Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Оценка 4.7
Лекции
doc
классное руководство
Взрослым
27.09.2017
Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»
Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах воспитания, проблемах классификации форм организации воспитательного процесса. Задачи: закрепить знания о методах воспитания; раскрыть сущность понятия «формы воспитания», особенности классификаций форм организации воспитательного процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации методов воспитания; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности. Формируемые общие и профессиональные компетенции: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Конспект занятия Формы, методы и средства восптания.doc
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация» Преподаватель: Большина И.Г.: Группа НК151 04.04.2017 год преподавателя общепрофессиональных дисциплин  системы СПО Конспект занятия Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных  дисциплин  системы СПО Специальность 02.02.44  «Преподавание в начальных классах» ОП Педагогика Преподаватель (Ф.И.О.) Большина И.Г. Наименование ОУ КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» Конспект  занятия  Тема: Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификации. Цели и задачи:  Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах воспитания, проблемах классификации форм организации  воспитательного процесса. Задачи: закрепить знания о методах воспитания; раскрыть сущность понятия «формы воспитания», особенности классификаций форм организации воспитательного процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации методов воспитания; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности. Формируемые общие и профессиональные компетенции: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития. ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Место проведения занятия: учебная аудитория Продолжительность занятия: 45 минут Материально­техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация,  Методическое и дидактическое обеспечение занятия: листы оценивания,  учебники по педагогике, презентация. Тип занятия: комбинированный урок Деятельность обучающихся 1. Мотивационно­организационный момент Деятельность преподавателя Примечание Добрый день, уважаемые студенты. Мы   на   прошлом   уроке   начали   изучать   тему «Формы, методы и средства воспитания».  Я хочу начать наше занятие со слов Л.Н.  Слайд 2 Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л.Н.Толстой  (1 мин) План: слайд 3 Толстого. Как вы понимаете его слова? Как вы думаете, как эти слова подходят к нашему занятию? 1. Методы воспитания. Проблема классификации. 2. Формы воспитания. Проблема классификации. 3. Средства воспитания. Проблема классификации. 4. Педагогические возможности и условия их применения 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка   цели   и   задач предстоящей деятельности. Посмотрите   на   план   нашей   работы,   что   мы   уже знаем? Что нам нужно еще узнать?  Для того чтобы наше занятие было наиболее  продуктивным предлагаю сформулировать цель и  задачи. Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о  формах воспитания, проблемах классификации форм организации  воспитательного процесса. Задачи:  закрепить   знания   о   методах   воспитания;   раскрыть сущность   понятия   «формы   воспитания»,   особенности классификаций   форм   организации   воспитательного   процесса; формировать   умение   анализировать   педагогические   ситуации   с точки   зрения   реализации   методов   воспитания;   развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности.. (2 мин) 3.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Выполняют   тестовое   задание,   тем самым активизируя свои знания по теме. На   прошлом   уроке   начали   характеризовать   методы воспитания.   Прежде   чем   продолжить   эту   работу,   давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили методы воспитания. 1 Задание. Тестовое задание. Для   вас   предложены   тестовые   задания,   где   требуется определить метод по его описанию. Вам необходимо ответ записать на листочке. Будьте внимательны, время на работу ограничено. О каких методах воспитания идет речь? 1. Способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок и суждений. Ответ :_____________________________________________ 2. Яркое эмоциональное изложение конкретных фактов, явлений из жизни людей. Примечание (5 мин) слайд 4 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ключ: этическая беседа, рассказ,   пример,  приучение,  упражнение,  воспитывающая ситуация,   наказание,  Слайд 5 Критерии оценки: 7 правильных ответов – «отлично» 6 – 5 правильных ответов – «хорошо» правильных 4 «удовлетворительно» 3 и меньше – «неудовлетворительно».   ответа   – Ответ:________________________________________________ 3. Это, прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Ответ: ____________________________________________________ 4. Метод направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимых норм поведения. Ответ: __________________________________________________ 5. В   своей   основе   имеет   многократное   повторение,   закрепление, совершенствование   нужных   способов   действий   и   поступков. Предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий.          Ответ :_____________________________________________ 6. Специально создаются педагогом, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить или нет сверстника в игру, сначала   выполнить   задание,   а   потом   продолжить   игру).   Это   всегда наличие выбора, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятых в обществе. Ответ :_____________________________________________ 7. Связан   с   осуждением   отрицательного   поступка,   отрицательного   направлен   на отношения   к   той   или   инной   деятельности, корректирование поведения ребенка. Ответ :_____________________________________________ ­ Итак, давайте проверим. Всего у вас должно быть записано 7   методов.   За   каждый   правильный   ответ   поставьте   один   балл. Теперь   поставьте   соответствующую   отметку,   а   рядом   запишите словесное суждение, например, «молодец» или «нужно подучить».  2 Задание. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы. Какие методы воспитания  использовал учитель в данной  ситуации? Обоснуйте свой ответ. 3. Изучение нового учебного материала  Решение   ситуаций   в   подгруппах   и представление результатов. Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Определяют   понятие «формы   воспитания» Посмотрите еще раз на план нашей работы, что нам нужно еще узнать?  Определите   следующий   этап   урока.   Определите   наши   виды деятельности. Примечание Слайд 6 Форма   воспитания  –   это   внешнее выражение,   воспитания,   оболочка разные 1. Определение понятие «Формы воспитания». используя источники.  1.Пидкасистый   П. Педагогика, с.429   И. 2.Подласый   Педагогика, с.285 3.Сковородкина   И.З. Теория   и   методика воспитания детей младшего   школьного возраста. С.106   4. Интернет­ресурсы. Определяют   функции форм воспитания Работа в подгруппах 2. Рассмотреть классификацию форм воспитания. Какими источниками информации можем воспользоваться? Раскройте   понятие   формы   воспитания,   используя   разные источники. Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они – что ось   для   колеса»   (Фирдоуси).   В   фундаментальных   идеях   на протяжении   всей   истории   педагогики,   как   зарубежной,   так   и отечественной,   красной   нитью   проходит   мысль   о     том,     что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация  деятельности.   И   действительно,   если   мы   хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора – танцевал, если человека  доброго – надо, чтобы он творил добрые дела, педагога – чтобы он имел практику воспитания детей. Понятие   «форма»   пришло   в   педагогику   из   философии. Традиционное   философское   понятие   формы   заключается   в определении ее как структуры какого­либо содержания. Форма рассматривается   как   способ   выражения   содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается   в   его   структурировании,   расположении, соотнесении   частей,   дозировке,   установлении   связей   между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию. Какие же функции несут в себе формы воспитания? Организуется работа по подгруппах. 3.   задание.   На   экране   представлены   формы   воспитания. Разделите   их   на   группы.     (День   знаний,   конкурс   песен, викторина, трудовой десант, спартакиада,   праздник мастеров, «Веселые старты». По каким основаниям вы их разделили? Каждый из вас провел уже несколько внеклассных мероприятий,     выражение внешнее содержания воспитательной через определенную   структуру   отношений педагогов   и   воспитанников. (М. И.Рожков) работы       Формы   воспитания  –   это   доступный внешнему образ взаимодействия воспитателей и детей. (П) восприятию     (5 мин) Функции воспитания: Слайд 7 А) Организаторская функция; б) Регулятивная функция; в) Информативная функция. Значение: Слайд 8 В   целях   эффективного   построения процесса воспитания. Владение   ими   позволяет   подобрать оптимальную форм взаимодействия с воспитанниками в русле решения педагогических задач. систему     Классификации   форм  воспитательного процесса: Слайд 9 организации 1. ВС. Селиванов.  В зависимости от решаемой основной воспитательной задачи.   2. М.И.   Рожков. проведения, организации. деятельности.   По   времени субъекту видам   По   По 3. Ю.К.   Бабанский.   По   количеству участников. 4. В.   В.   Воронов.   По   главным воспитательного   средствам воздействия. 5. Е.В.   Титова. направленности, участников   процесса.   По   целевой позиции воспитательного   6. И.   П.Иванов.   КТД   по   видам воспитательной деятельности. 7. Л.И.   Маленкова.   С   точки   зрения новизны в практике современного воспитания. Определяют   значимость классификации современных воспитательной деятельности   формы Презентация   студентов «Классификация   форм организации воспитательного процесса» Составление   схемы   в подгруппах назовите формы внеклассных мероприятий. Актуальным   является   вопрос   о   классификации   большого разнообразия форм воспитательной работы. В настоящее время в современной   теории   и   практике   организации   воспитательной работы накоплено значительное количество авторских подходов к систематизации форм воспитания. Зачем нам нужно знать классификацию современные формы воспитательной деятельности? 4   Задание.   Презентация   студентов   «Классификация   форм организации воспитательного процесса» Нескольким   студентам   было   дано   задание,   изучить   авторские классификации и сделать презентацию. Сравните   представленные   классификации     форм   организации воспитательного   процесса,   как   вы   думаете,   какие   из   них являются идеальными. Разные классификации форм воспитания не противоречат друг другу. Они позволяют с разных позиций определить специфику и место   многообразных   форм   организации   воспитательной деятельности в педагогическом процессе. 5 Задание.   В   подгруппах   составьте   схему   классификацию   методов воспитания, которая наглядно сразу представит все классификации, используя,   учебник   Сковородкиной   И.З.   Теория   и   методика воспитания детей младшего школьного возраста. с.108­112) Как   вы   думаете,   от   чего   будет   зависеть   выбор   форм   организации воспитательного процесса? 4. Подведение итога занятия: Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание Оценивают   свою   деятельность, Итак, оцените себя,  Рефлексия: Слайд 10 анализируют поставленных задач   достижение использую лист самооценки. Определите, все ли цели и  задачи нам удалось реализовать? я узнал(а)…   я понял(а), что… теперь я могу… могу похвалить себя за то, что Д/З:  Составьте   структурно­логическую   схему,   отображающую цель,   задачи,     методы   и   организационные   формы   воспитания учащихся начальной школы . Слайд 11 Приложение  Ф.И. студента умение применить знания (тест) умение   применить знания (педагогическая ситуация) Лист самооценки умение взаимодейс твовать друг   другом  с умение сравнивать   анализировать информацию и умение перерабатывать информацию   в виде схем умение создавать презентации Итоговая оценка * Я активно работаю над заданием – 3 балла  Я работаю и иногда предлагаю идеи            – 2 балла.  Я слушаю внимательно            – 1 балл.   Тест «Методы воспитания» О каких методах воспитания идет речь?  8.  Способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок и суждений. Ответ :_____________________________________________ 9. Яркое эмоциональное изложение конкретных фактов, явлений из жизни людей. Ответ:________________________________________________ 10. Это, прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Ответ: ____________________________________________________ 11. Метод направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимых норм поведения. Ответ: __________________________________________________ 12. В  своей  основе  имеет  многократное  повторение,   закрепление,   совершенствование  нужных  способов  действий  и  поступков.  Предполагает  осознанный   подход   ребенка  к выполнению педагогически оправданных действий.          Ответ :_____________________________________________ 13. Специально создаются педагогом, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить или нет сверстника в игру, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это всегда наличие выбора, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятых в обществе. Ответ :_____________________________________________ 14. Связан с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или инной деятельности, направлен на корректирование поведения ребенка. Ответ :_____________________________________________ Удачи! Решение педагогических ситуаций: Ситуация 1.  В четвертый класс пришла новая учительница – Нина Сергеевна. Она внимательно присматривалась к ученикам. Бросилось в глаза,  что ученица Нина Г.  чувствует себя как­то неуверенно.  На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней. Нина имела слабое зрение, еле вытягивала  тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение и учительница поставила ей пятерку и похвалила. Ученики как­то настороженно загудели. В дальнейшем Нина Сергеевна не упускала случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо выучить материал по  русскому языку и литературе. Учительница замечал это и обращал внимание других учеников. Авторитет Нины в коллективе постепенно укрепился.  Какие методы воспитания  использовал учитель? Почему он оказывался эффективным?  Ситуация 2.  Из рассказа ученицы: «У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время  уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу. Частенько  наказывался весь ряд, если кто­то один из нас провинился.  Пока стоишь во время урока, записывать   что­то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого­то  упражнения не оказалось на месте, виноват был хозяин тетради. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке».   Какой же метод воспитания использовал учитель? Почему он оказывался малоэффективным?  Ситуация 3. Ученик 2­го класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик  принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил  футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша». После этого случая мальчик стал всегда  благодарить за услугу.  Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации? Ситуация 4  Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели вести себя в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о  внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с  огорчением отметил, что никаких изменений в поведении третьеклассников не произошло.  Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации? Почему не изменилось поведение ребят? Ситуация 5. (формы воспитания) В ДОЛ вожатый девятого отряда (8­9 лет) Сергей на второй день смены предложил своему отряду провести мероприятие в виде викторины. Собрав детей в холле, он начал рассказывать про организацию КТД (7 шагов) по Иванову. После подробного изложения теоретического материала, Сергей попросил ребят провести мероприятие. Ребята с заданием не справились. Проанализируйте позицию Сергея. В какой форме вожатому Сергею следовало бы рассказать о КТД своему отряду? Приведите пример.

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Конспект урока  по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2017