Конспект урока по теме: КОГДА ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 17 КОГДА ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА Цели : – познакомить учащихся с профессией космонавта ; – показать роль космонавтов в развитии науки космонавтики ; – развивать познавательный интерес , умение работать с дополнительной литературой . Оборудование: портреты космонавтов, рисунки с изображением космических кораблей, книги о космонавтах.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  17 КОГДА ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ЗЕМЛЮ ИЗ КОСМОСА Ц е л и : – познакомить учащихся с профессией космонавта; – показать роль космонавтов в развитии науки космонавтики; – развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой. О б о р у д о в а н и е :   портреты   космонавтов,   рисунки   с   изображением космических кораблей, книги о космонавтах. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. П р о в е р к а   з а д а н и я  № 36 в рабочей тетради.  Самая близкая к Земле планета – Венера.  Самая далекая планета – Плутон.  Самая большая планета – Юпитер.  Сравнимая по размерам с Землей – Венера. 2. Р а с с к а з ы   у ч а щ и х с я  о планетах Солнечной системы. 3. П р о в е р о ч н а я   р а б о т а  по теме «Что входит в Солнечную систему». Т е с т ы . I   в а р и а н т в) метеорит; г) Луна. в) Марс; г) Венера. в) астероиды; г) созвездие. 1. Самосветящееся небесное тело: а) звезда; б) планета; 2. Группа звезд, занимающая определенный участок неба: а) орбита; б) комета;  3. Третья планета от Солнца: а) Луна; б) Земля; 4. Самая маленькая планета Солнечной системы: в) Марс; а) Плутон;  б) Венера; г) Меркурия. 5. Самая близкая звезда к Земле: а) Солнце;  б) Луна; 6. Путь движения планет вокруг Солнца называют: в) Сириус; г) Полярная.в) Уран; г) Юпитер. в) орбитами; г) кометами. а) астероидами;  б) спутниками; 7. Планета, названная в честь бога войны: а) Марс;  б) Нептун; 8. «Хвостатые» небесные тела: а) астероиды; в) планеты; б) кометы; г) звезды. 9. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы; б) астрономы; 10. Самая яркая планета Солнечной системы, названная в честь богини в) историки; г) химики. красоты: а) Земля;  б) Марс; в) Венера; г) Луна. I I   в а р и а н т в) Венера; г) Марс. в) спутник; г) астероид. в) звезда; г) метеорит. 1. Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца: а) планета;  б) спутник;  2. Космический объект, обращающийся вокруг планеты: а) звезда;  б) комета;  3. Четвертая планета от Солнца: а) Сатурн;  б) Юпитер;  4. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер;  б) Сатур;  5. Самая яркая звезда созвездия Малая Медведица: а) Сириус; б) Полярная; 6. Центральное место в Солнечной системе занимает: а) Земля; б) Луна; 7. Планета, названная в честь римского бога морей: а) Нептун;  б) Плутон;  8. Спутник Земли: в) Уран; г) Меркурий. в) Солнце; г) Юпитер. в) Солнце; г) Луна. в) Уран; г) Сатурн.а) Солнце; б) Венера;  9. Планеты­крошки: а) астероиды;  б) кометы;  10. Последняя планета от Солнца: а) Уран;  б) Нептун;  III. Сообщение темы урока. – Послушайте стихотворение: в) метеориты; г) спутники. в) Луна; г) Марс. в) Сатурн; г) Плутон.        Великий Гагарин простился с Землею        И в космос взлетел на ракете стрелою.        С «Востока» взглянул он на нашу планету –        Планета казалась размером с монету! – О ком рассказывает это стихотворение? (О первом космонавте.) – Сегодня мы узнаем, когда впервые люди увидели Землю из космоса. – Почему с борта космического корабля Земля казалась размером всего с монету? IV. Изучение нового материала. Когда люди впервые увидели Землю из космоса. –   Только   25   веков   спустя   после   рассуждений   Пифагора   человек   смог, преодолев тяготение Земли, увидеть свою планету из космоса. На   свете   существует   много   опасных   профессий:   летчики   и   водолазы, моряки  и  пожарные. Все они рискуют  жизнью,  мимолетная растерянность, пустячная ошибка грозят обернуться каждую минуту непоправимой бедой. Они   тоже   люди   героических   профессий,  хоть   официально   героями     их   не называют. А звания Героев, конечно, заслуживают космонавты, вернувшиеся после космической вахты на Землю. Их   заслуженно чествуют, награждают вот уже  почти 50 лет, с первого полета в космос, полета Юрия Гагарина. – Кого называют космонавтом? –   Космонавт   –   человек,   совершивший   полет   в   космос   на   космическом корабле. 12   апреля   1961   г.   мир   был   потрясен   сообщением   ТАСС   о   том,   что   в Советском  Союзе  (так называлась  наша страна) выведен  на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль­спутник «Восток» с человеком на борту, пилотируемый Ю. Гагариным. Всего 108 минут продолжался полет Юрия Гагарина, но он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия – космонавт. Заранее   подготовленные   учащиеся   делают   сообщения   о   работе космонавтов.ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ Ю. ГАГАРИНА – Что происходит в первом полете человека в космос?  Рассказывает Юрий Гагарин. Космический   корабль   вышел   на   орбиту.  Что   произошло   со   мной   в   это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вокруг стало легче. И руки, и ноги, все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы – карандаш, блокнот – как бы плавают. А капли  жидкости, пролившиеся  из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы (окна), вел записи в бортовом журнале. Положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил. А магнитофон записывал сказанное. «Земля»   поинтересовалась,   что   я   вижу   внизу,   и   я   рассказал,   что   наша планета выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей. И тут я вспомнил, что, когда я был мальчишкой, я любил на переменах простаивать у географической карты, смотреть на великие наши реки: Волгу, Днепр,   Обь,   Енисей,   Амур.   И   я   мечтал   тогда   о   далеких   странствиях   и походах. И вот он, главный поход моей жизни, – полет вокруг земного шара! И я на высоте 300 тысяч километров мысленно благодарил советский народ, давший мне такое огромное счастье – первому увидеть и первому рассказать людям обо всем увиденном в космосе. Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле, совершенно черное небо и на нем яркие звезды. Солнце тоже удивительно яркое. Все время пристально наблюдая за показаниями приборов, я определил, что   «Восток»,   двигаясь   по   намеченной   орбите,   вот­вот   начнет   полет   над затененной, еще не освещенной Солнцем частью нашей планеты. Вход корабля в тень произошел быстро. Моментально наступила кромешная темнота. Но вот «Восток» вышел из тени. Корабль шел со скоростью около 28 000 км в час. Такую скорость трудно представить на Земле. Когда корабль облетел вокруг земного шара, автоматически включилось тормозное устройство. ЧЕЛОВЕК В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ В  марте  1965  г. Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход­2» и в течение примерно 20 минут находился в открытом космосе.Рассказывает дважды Герой Советского Союза, летчик­космонавт Алексей Леонов. Однажды Сергей Павлович Королев привел нас, молодых космонавтов, в цех,   где   стояли   на   сборке   «Восходы».   «Восход­2»   заметно   отличался   от своего брата­первенца. Наличием двух тормозных двигательных установок, расположенных диаметрально противоположно, и странным «коридором» у входного люка. Сергей Павлович сказал, что это и есть «окно в открытый космос». Тогда все это казалось фантастикой. Но вот Королев заканчивает экскурсию:  «А   вас  я  попрошу  надеть   скафандр  и  попробовать,  как   в  нем работается.   В   12   часов   на   совете   главных   скажете   свое   мнение».   Я   даже вспыхнул   от   неожиданности.   Однако   Юра   Гагарин   смеется:   «Поздравляю, выбор пал!» Так начался путь от фантастики к реальности. Наконец 18 марта 1965 года. Никто  не  может  точно  сказать, что  ждет человека   вне   стен   корабля.   Никто,   кроме…   Циолковского.   Я   поражался, насколько  верную  инструкцию  по   выходу  оставил   нам  великий  калужский учитель. А Сергей Павлович перед самым стартом сказал: – Ты там особо не мудри. Только выйди и войди. – Помолчал и добавил: – Попутного тебе солнечного ветра. Как все происходило быстро, по нынешним канонам космонавтики, даже не верится. В начале первого витка раскрыли шлюз, открыли люк шлюза. Я в него и перешел. И вот уже по пояс торчу из космических «сеней». Первое впечатление? Солнце. Без лучей и ореола, но слепит невозможно: сравнить можно с электросваркой, когда на нее смотришь без очков. А небо черное, звездное. Вышел очень просто. Встал на обрез люка, и… дух захватило. Все Черное море видно. Кавказ. Слева просматриваются Балканы, Италия, вверху на   горизонте  –  Балтика…  Такую   красоту   до   сих   пор   ни   один   человек   не видел! Но красота красотой, а надо работать. Снял крышку с кинокамеры, которая меня снимала. Оттолкнулся и поплыл на длину фала. Плыву и слышу в наушниках торжественный голос Павла: «Я – «Алмаз!» Человек вышел в открытое космическое пространство!»… Корабль поразил меня не меньше, чем Земля и звезды. Серебристый, величественный, действительно звездный фрегат.   Проверил   его   на   устойчивость   –   оказалось,   можно   раскачать толчками. Еще запомнил в абсолютной тишине биение своего сердца и шум дыхания. Казалось, это дыхание Вселенной. На Земле Сергей Павлович спросил: «Что я тебе сказал перед стартом?» Отвечаю:   «Выйди   и   зайди…»   –   «А   еще   что?»   –   «Вроде   все…»   –   «А   ты вспомни получше». И я вспомнил: «Попутного солнечного ветра». Королев засмеялся: вот теперь правильно. Я понял, что это он проверил состояние самоанализа у космического «пешехода». Как­то во время поездки в Японию меня спросили:– Господин Леонов, зачем вы свою славу делите с другими? Ведь в космос выходили вы один!.. Вопрос   наивный.   Как   ответить   на   него,   чтобы   ни   у   кого   не   было   ни малейшего сомнения в его искренности. Я ответил так: «Один мудрец сказал: «Чтобы   удивиться,   достаточно   одной   минуты   и   одного   человека.   Чтобы сделать   удивительное,   нужны   многие   годы   и   много   людей».   Тысячи   моих соотечественников   трудились   над   постройкой   ракеты   и   космического корабля, на котором Павлу Беляеву и мне доверили полет. Тысячи людей проектировали,   систему жизнеобеспечения… И все, что нами было сделано, – это итог коллективной мысли, коллективного труда. И это слава всего нашего народа…   рассчитывали   и   создавали   скафандр, У ч и т е л ь . Из  космонавтов  США  наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин   и   М.   Коллинз   –   экипаж   космического   корабля   «Аполлон­11», который   в   июле   1969   года   совершил   полет   к   Луне   с   высадкой   на   ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне. V. Работа по учебнику. Учащиеся читают статью «Когда впервые увидели Землю из космоса» на с. 65–67 учебника. – Когда и кем был запущен первый искусственный спутник Земли? – Кто был первым космонавтом? – Почему первой в космос отправили собаку? – Какую работу выполняют искусственные спутники? – Кто и когда первым ступил на Луну? – Какую работу выполняют космонавты в космическом пространстве? – Послушайте, что рассказывают космонавты о космосе. Когда я смотрел на горизонт, то хорошо видел резкий переход от светлой поверхности   Земли   к   совсем   черному   небу.   Наша   планета   была   окружена ореолом   голубоватого   цвета.   Потом   эта   полоса   постепенно   темнеет, становится фиолетовой, а затем черной. При переходе космического корабля с теневой стороны Земли на дневную она выглядела так. Сначала идет яркая оранжевая   полоса.  Потом  она  плавно, незаметно  переходит  в голубоватый цвет, а затем снова в фиолетовый и черный. Ю. Гагарин От космоса веет каким­то необыкновенным величием. Я склонен думать, что во Вселенной гораздо больше упорядоченного и уравновешенного, чем хаотичного и разрушительного. Не зря же слово «космос» означает порядок. Владимир АксеновВ открытом космосе ничто не ограничивает взор, и нет пределов взгляду: передо   мной   бесконечная   Вселенная.   Вокруг   ни   звука   –   самая   глубокая тишина, с которой не приходилось сталкиваться на Земле. Рассел Швейкарт – Что вы испытали, слушая описание космического пространства. Далее учащиеся выполняют задание № 37 (в рабочей тетради на с. 25). – Пользуясь рисунком художника, расскажите о месте Земли в Солнечной системе. – О месте Солнечной системы в нашей Галактике. – Давайте составим полный адрес своего местожительства. Как   бы   далеко   человек   ни   оказался   от   родного   дома,   он   всегда   будет помнить свой адрес: Вселенная. Галактика – Млечный путь. Звезда – Солнце. Планета – Земля. VI. Итог урока. – Решите к р о с с в о р д  на с. 104 и прочитайте ключевое слово. В о п р о с ы : 1. Американский космонавт, первым ступил на Луну. 2. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе. 3.   Название   космического   корабля,   на   котором   Ю.   Гагарин   совершил первый полет. 4. Первый космонавт. 5. Животное, которое первым совершило космическое путешествие. О т в е т ы : 1. Армстронг. 2. Леонов. 3. Восток. 4. Гагарин. 5. Собака. К л ю ч е в о е   с л о в о : Галактика. Домашнее задание: учебник (с. 65–67).