Конспект урока по теме "Морфологические признаки глагола"(5 класс,программа 2100)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 26.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема урока.doc
Тема урока: Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола Предмет: русский язык  Класс: 5 класс Цели и задачи:  Образовательный компонент. 1. Вспомнить    изученное   в   начальной   школе   по   теме   «Глагол»: определение   глагола,   морфологические   признаки   и   синтаксическую роль 2. Выявить знания учащихся об отличии глагола от именных частей речи 3. Углубить понятие о семантических группах глаголов: а) глаголы движения, действия; б) глаголы звучания; в) глаголы цвета; г) глаголы состояния; д) глаголы чувства; е) глаголы речи. 4. Выявить  и уяснить стилистическую роль глаголов в художественном тексте  5. Развитие орфографической зоркости учащихся Развивающий компонент. 1. Развитие речи  Обогащение речи школьников   Понимание выразительных свойств глагола   Обучение анализу поэтического текста 2. Развитие творческих способностей, образного мышления 3.  Развитие мышления Воспитывающий компонент. 1. Воспитание нравственных качеств:  товарищества;  деликатности;  дисциплинированности;  ответственности;  способности сопереживать; самоуважения. 2. Воспитание любви к русскому языку, к литературе. Развитие умения давать самооценку своей деятельности Ход урока Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На  нашем уроке  присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их нашими  добрыми улыбкам и начнём  урок. Ребята, каждый день я, заходя в класс, говорю: «Здравствуйте, садитесь,  затем:откройте тетради, запишите….слова какой части речи я использую? (глагол) Знаете ли вы, что обозначает само слово «ГЛАГОЛ»? (ответы детей) Посмотрите на слайд(слайд 1),определите, в каком значении употребляется в  этих строчках слово «ГЛАГОЛ и ГЛАГОЛЬ» и в каком значении МЫ  используем это слово на уроках? (Ключи: а) слово; б) название буквы Г; в) виселица.) Ответы детей Действительно, на уроках мы употребляем это слово в другом значении, а вот  в каком, вам предстоит сейчас вспомнить: У вас на столах  лежат карточки, где дано 4 определения части речи  глагол. Прочтите их.(работа в парах) 1.Какое из этих 4 утверждений о глаголе  вы считаете более точным?  Почему? Докажите на примерах. 1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие  предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по  родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.  2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в  словосочетании и предложении, не является членом предложения. 3. Глагол ­ это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только  действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать?  Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1и 2спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении  является сказуемым. 4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и  отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В  предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.      Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе  то утверждение,  которое вы считаете наиболее    правильным и  докажите свою правоту. (ответы детей) А что отличает глагол от других частей речи? Какие признаки делают его уникальной частью речи? Исходя из всего сказанного, сформулируйте тему урока Морфологические признаки глагола, давайте запишем ее в тетради Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть  один лист ­  «Цели (что я  хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой   в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. «Цели (что я  хочу узнать) Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. Вспомнить  морфологические признаки глагола Узнать, каким членом предложения  может быть глагол. Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в  переносном смысле. Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы Отдохнуть на уроке. Итак, кто хочет рассказать о своей цели урока? На прошлом уроке мы составляли таблицу, вспомните, о каких признаках  глагола мы говорили Ответы детей Проверьте себя по слайду(проверяем)Каждый из этих признаков вам должен быть знаком, давайте постараемся их  вспомнить вместе на практике Слайд Перед вами­стихотворение, прочитайте текст и выполните задание к нему (в тексте 6 глаголов, называют, сверяемся,работаем с доской) Какие признаки вы можете определить у этих глаголов? (спряжение, число, лицо, род, время) определите (глаголы выписаны на доску, 3 человека у доски, работают), проверяем А что помогает вам определить основные морфологические признаки глагола? (окончания, суффиксы и т.д.) ­По данным морфемам(частям слова), определите форму глагола, докажите. СЛАЙД Пришло время чуть­чуть отдохнуть ФИЗМИНУТКА (я пришел из школы, я учу глаголы….) Мальчик учит глаголы когда?(сейчас), а сосед пришеЛ когда? (в прошлом) Какой признак помогает нам определить, когда кто появился? ­ВРЕМЯ Слайд.. Текст списывать не нужно, выписываем по временам(3 человека у доски) Проверяем, сверяемся со слайдом, объясняют орфограммы Орфограммы, с которыми вы работали в этом тексте, говорят нам еще об  одном признаке­СПРЯЖЕНИИ Что такое спряжение? Изменение по лицамКак мы определяем спряжение? ­По тому, как заканчивается глагол ­Задание­соревнование: по очереди по вариантам выходим к доске и  распределяем по колонкам спряжения. Итак, начали!!! Проверяем, выявляем победителя  МОЛОДЦЫ!!! ­О каких признаках глагола мы еще сегодня не вспомнили? (выполняем упр 531, по заданию) Проверяем МОЛОДЦЫ!!! (если успеем, то проговорить о роли глагола в тексте(текст на слайде) Заканчивая наш урок, давайте посмотрим на листочки, на которых вы  формулировали цели на сегодняшний урок, чего вы достигли,? Ответы Хлопните в ладоши три раза те, кто сегодня во всем разобрался и был доволен собой на уроке Хлопните в ладоши два раза те, кто сегодня не во всем разобрался и был не  совсем доволен собой на уроке …… Домашнее задание будет дано на выбор 1) на слайде 2) упр. 532