конспект урока по теме "Плавание тел"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме "Плавание тел" проводится в 7 классе. На этом уроке учащиеся выясняют условия плавания тел. Для этого учитель постепенно вместе с учащимися, проводя эксперименты, делают выводы. Результаты исследований зарисовывают и записывают в рабочую тетрадь. Конспект урока составлен по ФГОС.
Иконка файла материала урок на конкурс плавание тел.docx
Современный урок: преемственность в обучении. Фамилия, имя, отчество Хрисанфова Галина Анатольевна Образовательное учреждение Стаж работы Квалификационная категория Предмет УМК Ф.И.О. автора учебника Тема урока Класс  Тип  МБОУ СОШ №13 36 лет высшая физика А.В. Перышкин. Физика – 7, М.,  Дрофа, 2016г.  А.В. Перышкин Плавание тел 7 Урок методологической  направленности                                     Технологическая карта урока Учебный предмет: физика Класс: 7 Автор программы: Е.М.Гутник,  А.В.Перышкин Учебник: Перышкин А.В. Физика­7­М, Дрофа, 2016 год Тема урока: Плавание тел Цель   урока: систематизации изучаемого материала.  Задачи: Регулятивные УУД:  организовывать своё рабочее место под руководством педагога;   прогнозировать   результат   на   выходе;   оценивать   результат; объяснять   плавание   тел;   овладевать   экспериментальными   методами  Содействовать   приобретению   обучающимися   методов исследования;   использовать   полученные   знания,   умения   и   навыки   в повседневной жизни. Познавательные   УУД:   ориентироваться   в   предоставленном   материале; понимать   информацию,   представленную   в   виде   текста,   таблиц;  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебнойдеятельности,   постановки   целей,   планирования,   самоконтроля   и   оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих   действий;   приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и отбора   информации   с   использованием   различных   источников   и   новых информационных   технологий   для   решения   познавательных   задач;   развитие монологической   и   диалогической   речи,   умения   выражать   свои   мысли   и способности   выслушивать   собеседника,   понимать   его   точку   зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Коммуникативные УУД:  соблюдать простейшие нормы речевого этикета;   способы планировать   учебное   сотрудничество   с   одноклассниками, взаимодействия;     формирование   умения   объяснять   свой   выбор,   строить фразы,   отвечать   на   поставленный   вопрос,   аргументировать;   участвовать   в коллективном   обсуждении   учебной   проблемы;  проводить   наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать   зависимости   между   физическими   величинами,   объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;   формирование   познавательных   интересов, Личностные   УУД: интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся;   убежденность   в возможности познания природы;  формировать способность к самооценке на основе   критерия   успешности   учебной   деятельности;  формирование ценностных отношений друг к другу, результатам обучения. Место   урока   в   системе   уроков   данного   раздела:   завершение   темы «Плавание тел» (всего на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» предусмотрено 21 час, урок №15­ «Плавание тел» ). Тип урока: урок методологической направленности. Форма работы: урок­практикум.Главной   методической   идеей   является   построение   урока   на деятельностной основе. Деятельность Ученика Приветствие  учителя. Основные этапы урока Орг. момент: Дидактическая  задача: создание  комфортной  образовательной  среды Деятельность Учителя Создание  положительного эмоционального настроя  обучающихся  (см.  Приложение 1)   Этап мотивации: Дидактическая задача: Обеспечение мотивации принятия учащимися   цели учебно­ познавательной деятельности. (слайды­1,2) и Уточняет  тематические  рамки. Осуществляет  текущий  контроль знаний и умений,  актуализирует  знания. Активное  включение в  образовательный процесс:  отвечают на  вопросы  учителя,  создают  формулировку  темы и  озвучивают  предполагаемые  задачи урока. Этап актуализации   и фиксирования индивидуальных Выполнение  эксперименталь ных заданий. Работа в  Контролирует и рекомендует методы выполнения Универсальные учебные действия Личностные:  готовность к  восприятию;  проявлять  внимательность;  желание больше  узнать. Результат  сотрудничества: создание  благоприятной  обстановки. Личностные: мотивировать   свои действия;   выражать положительное отношение   к процессу   познания, проявлять внимание. Регулятивные:  целеполагание; Коммуникативные: умение слушать и  вступать в диалог; Познавательные:  универсальные  логические  действия. Результат  сотрудничества: Создание целей и задач урока Личностные: осознание     личной ответственности   за будущий   результат,в тетради. эксперимента   и затруднений   пробном учебном действии. Дидактическая  задача: Подготовка мотивация учащихся   надлежащему самостоятельном у   выполнению пробного действия, его осуществления   и фиксация индивидуального затруднения. к   (слайд 3,4)   Этап  включения изученного в систему знаний. Дидактическая задача: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне Индивидуальная работа учащихся с таблицей плотности веществ. Отвечают на вопросы, объясняя свои ответы Контролирует  работу с  таблицей и  обсуждение  ответов на  вопросы. понимание   своих слабых   и   сильных сторон. Познавательные: умение   применять ранее   полученные знания   в   новой ситуации, структурирование знаний, установление причинно­ следственных связей. Регулятивные: умение прогнозировать; соотносить   план   и совершенные операции   по   ходу выполнения экспериментов. Результат сотрудничества: умения самостоятельно выделять признаки по определенным критериям; сравнивать, анализировать и систематизировать. Личностные: применять   правила делового сотрудничества, проявлять доверие к собеседнику. Регулятивные: корректировать свою   деятельность, вносить изменения сприменения в измененной ситуации (слайд 5­8) учетом   ошибок     и трудностей,   умение решать учебные   проблемы, возникающие в ходе групповой работы. Познавательные: (общеучебные)­ структурирование знаний. Коммуникативные: умение   слушать   и вступать   в   диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, составлять небольшие монологические высказывания. Результат сотрудничества:   Умение учащихся анализировать данные таблицы.Приложение 1. Конспект­сценарий урока. Урок физики в 7­м классе на тему «Плавание тел»  Содействовать   приобретению   обучающимися   методов Цель   урока: систематизации изучаемого материала.  Задачи: Регулятивные УУД:  организовывать своё рабочее место под руководством педагога;   прогнозировать   результат   на   выходе;   оценивать   результат; объяснять   плавание   тел;   овладевать   экспериментальными   методами исследования;   использовать   полученные   знания,   умения   и   навыки   в повседневной жизни. Познавательные   УУД:   ориентироваться   в   предоставленном   материале; понимать   информацию,   представленную   в   виде   текста,   таблиц;  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,   постановки   целей,   планирования,   самоконтроля   и   оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих   действий;   приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и отбора   информации   с   использованием   различных   источников   и   новых информационных   технологий   для   решения   познавательных   задач;   развитие монологической   и   диалогической   речи,   умения   выражать   свои   мысли   и способности   выслушивать   собеседника,   понимать   его   точку   зрения, признавать право другого человека на иное мнение;Коммуникативные УУД:  соблюдать простейшие нормы речевого этикета;   способы планировать   учебное   сотрудничество   с   одноклассниками, взаимодействия;     формирование   умения   объяснять   свой   выбор,   строить фразы,   отвечать   на   поставленный   вопрос,   аргументировать;   участвовать   в коллективном   обсуждении   учебной   проблемы;  проводить   наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать   зависимости   между   физическими   величинами,   объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;   формирование   познавательных   интересов, Личностные   УУД: интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся;   убежденность   в возможности познания природы;  формировать способность к самооценке на основе   критерия   успешности   учебной   деятельности;  формирование ценностных отношений друг к другу, результатам обучения. Оборудование урока: проектор, экран; на парту (два учащихся) набор: два стакана с водой, бруски: деревянный и  пластмассовый, пластилин, соль, пузырек с пробкой, палочка  для  размешивания. Ход урока 1.Оргмомент. Объявление темы урока. (Слайд 1,2) Посмотрите внимательно на эти слайды и скажите, какое действие их всех объединяет. Правильно, их объединяет то, что все тела плавают. Откройте тетради и запишите число и тему урока: плавание тел (Слайд 3).Ребята, мы с вами знаем, что 2/3 земной поверхности покрыто водой. Поэтому вопрос о плавании тел очень важная практическая задача. В природе плавание тел можно наблюдать повсеместно. Плавают животные и птицы, растения и  насекомые. Люди с древних времён мечтали передвигаться по воде и по  воздуху также легко как это можно делать на суше. В связи с этим стало  зарождаться воздухоплавание и судостроение. Жизненно важной  необходимостью сейчас является исследование полезных ископаемых  подводного мира и освоение воздушного океана на дне которого мы с вами  живём. Но для того, чтобы это делать необходимо знать условия плавания  тел. Поэтому, мы с вами как люди привыкшие пользоваться всеми земными  благами на сегодняшнем уроке постараемся сформулировать в наиболее  простой форме условия плавания тел.  Сегодня на уроке мы должны выяснить: Почему одни тела плавают, а другие  тонут? Скажите, какие силы действуют на погруженное в жидкость тело? ­ сила  тяжести и сила Архимеда.  Куда направлены эти силы? ­ сила тяжести вертикально вниз, а сила Архимеда вертикально вверх. Давайте проведем небольшие исследования.  1. У вас на столе находятся кусочек пластилина и стакан с водой. Что  произойдет с пластилином, если его опустить в воду? – он тонет. Подумайте,  что можно с ним сделать, чтобы пластилин не утонул? –лодку или другую  фигурку.  Почему же одно и то же тело, изготовленное из одного и того же материала  ведёт себя по­разному? Давайте, объясним, что изменилось в этих опытах: масса пластилина не  изменилась, следовательно сила тяжести осталась прежней, а вот объем тела  увеличился, следовательно увеличилась сила Архимеда.  Вывод: I.тело всплывает (поднимается из жидкости), если сила Архимеда  больше силы тяжести.В тетради давайте зарисуем этот случай. 2. Перед вами стакан с водой и два цилиндра: пластмассовый и деревянный.  Чем отличаются эти цилиндры? ­ сделаны из разных материалов,  следовательно они имеют разную плотность, значит и масса этих цилиндров  будет разной.  Вес этих брусков разный, т.к. у них совершенно одинаковый  объём, следовательно и сила тяжести действующая на них будет разная.  Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с  водой. Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены?  Силы  тяжести у них разные, а архимедовы силы, действующие на  пластмассовый и деревянный бруски одинаковы, следовательно  Вывод: II.Тело тонет, если сила тяжести больше архимедовой силы. Пластмассовый брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на  него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к.  архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит,  плавание тел зависит от того, какая из сил приложенных к телу больше. В тетради зарисуем этот случай. 3. Проведем еще одно исследование. Перед вами небольшой сосуд­пузырек,  опустите его в воду. Что мы наблюдаем? Плавает на поверхности воды.  Подумайте, что можно сделать, чтобы пузырек плавал внутри жидкости. – Прикрепим к дну пузырька пластилин. Опустив теперь его в жидкость видим,  что он плавает внутри жидкости. Почему? Что изменилось в этом случае? ­  объем увеличился, следовательно сила Архимеда увеличилась, а также масса   пузырька увеличилась, следовательно увеличилась сила тяжести. Вывод.III: тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости, т.е. плавать, если сила тяжести равна силе Архимеда. В тетради зарисуем это случай.А как вы думаете, что произойдет с пузырьком, если этот кусочек пластилина  положить внутрь пузырька? ­ пузырек тонет. Что изменилось? –масса не  изменилась, изменился объем. Скажите, как вы думаете: Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать? 4.Заставьте цилиндр из пластмассы плавать. Все необходимое у вас на столе (в стакан надо добавит соль, следовательно увеличится плотность жидкости и в  результате увеличится и сила Архимеда, а сила тяжести при этом не  изменится. Вывод: IY: чем больше плотность жидкости, тем больше сила Архимеда.  Легко   доказать,   что   если   плотность   сплошного   твердого   тела   больше плотности   жидкости,   то   тело   в   такой   жидкости   тонет.   Тело   с   меньшей плотностью всплывает в этой жидкости. Тело же плотность которого равна плотности жидкости, остается в равновесии внутри жидкости. Откройте   в сборнике задач таблицу плотность веществ: 1. скажите, в какой жидкости будет плавать свинцовый брусок? ­ртуть, т.к. плотность ртути больше плотности свинца.  2.Почему   нельзя   тушить   горящий   керосин,  заливая   его   водой?  ­плотность керосина меньше, чем плотность воды, следовательно керосин всегда будет находится выше, чем вода. 3. Как расположатся следующие жидкости в одном сосуде: молоко, нефть, вода чистая? ­ внизу­молоко, затем вода, в верху нефть. Вывод:Y:   жидкости,   как   и   твердые   тела,   подчиняются   условиям плавания тел. Привожу детям несколько интересных фактов. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом  костей! То же самое относится к нырянию. Былслучай,   когда   подросток,   отмахнувшись   от   советов,   разбежался   и   нырнул. Вытащили его  со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно:   анализ   показывает,   что   в   ней   содержится   до   25   %   твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде  нелегко. Любая   подводная   лодка  –   прочный   герметичный   корпус   с   множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливании воды сжатым воздухом при всплытии.  Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения. Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и   объем   всего   тела   рыбы   увеличивается   и   она   плавает   уже   на   меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких. В судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.  Д/з: п.52 №605—618 (устно) Рефлексия:  1. мне урок понравился­все было интересно и понятно­ опустите в воду, то тело, которое будет  всплывать.                        2. на уроке мне почти все было понятно­ опустите в воду, то  тело, которое будет находится в равновесии в любом месте жидкости.                        3. мне многое не понятно­помогите тону –опустите в воду, то  тело, которое утонет. Спасибо! Урок окончен. До свидания.Приложение 2.