Конспект урока по теме "Селевые потоки"

  • Книги
  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Плакаты
  • docx
  • 14.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок посвящен тому, как правильно организовать дейвствия и поведение людей при угрозе схода селевого потока. Прохождение учащимися теста Последствия селевых потоков и их устранение". Причина возникновения селевых потоков,где они чаще всего возникают и как правильно себя вести,если попали в эпицентр событий.Селевые потоки
Иконка файла материала конспект урока.docx
Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков» Конспект урока по ОБЖ  Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от  последствий селевых потоков Задачи: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов  обучения:  формировать  активную позицию сотрудничества со сверстниками;  формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ. 2. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов  обучения:  развивать логическое мышление через формирование умения анализировать,  обобщать, выделять главное, решать   проблемы;  развивать умение работать с текстом;  формировать  умение  принимать и сохранять цель и учебные задачи;  формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;  формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с  задачами урока;  формировать умение слушать и  слышать собеседника, вести диалог, излагать свою  точку зрения. 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов  обучения:  выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода  селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением  стихийного бедствия;  развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест. Оборудование:  учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности  жизнедеятельности. 7 класс»;  контурные карты;  физическая карта России;  компьютер;  экран;  презентация. Ход урока I. Мотивационно­ориентировочный блок 1. Организационный момент ­ Позади уж давно перемена,  Пора всем нам дружно приняться за дело. ­ Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок. 2. Актуализация опорных знаний ­ Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на  вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2­3.Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках. Тест 1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется: А. обвалом;  Б. селевым потоком;  В. оползнем. 2. Каковы основные условия формирования селевых потоков: А. вулканическая деятельность; Б. рыхлые горные породы; В. осадки; Г. землетрясение; Д. крутые горные склоны. 3. Основным поражающим фактором селей являются: А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды; Б. взрывная волна; В. раскаленные лавовые потоки. 4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на: А. маломощные; Б. среднемощные; В. крупномощные; Г. мощные; Д. супермощные; Е. катастрофические. 5. В чем опасность маломощных селевых потоков? А. могут вызвать частичную закупорку отверстий  водопропускных сооружений; Б. разрушение строений, дорог; В.полную   блокировку   отверстий   водопропускных   сооружений   бесфундаментных строений.   и   повреждение После   решения   теста   учащиеся   осуществляют   самопроверку   и   оценивают   свою работу. Слайд 4. Проверь себя: 1­ Б; 2­ Б, В, Д; 3­ А; 4­ А, Б, Г, Е; 5­ А. Поставь оценку: «5» ­10­9 ответов «4» – 8­7 ответов «3» – 6­4 ответа Учитель выставляет отметки. 3. Мотивация и целеполагание ­   Как   сообщает   Международный   Красный   Крест,   в   результате   селей   в   мире   ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек. ­ Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.­   Тема   нашего   урока   «Защита   населения   от   последствий   селевых   потоков».  Слайд   1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. II. Организационно ­ деятельностный этап 4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте  на слайде 1. ­   Меры   защиты   от   селей   ­   это   способы   и   средства,   направленные   на   уменьшение   или ликвидацию селевой опасности. Ситуационная задача.Слайд 6. ­  Представьте   себе   ситуацию   –   вы   руководитель   селеопасного   района.   Составьте   план своих действий по профилактике опасного явления. Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог. ­ Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.  Слайд   7.    Первая     группа   мер­   это   ТЕХНИЧЕСКИЕ   меры,   которые   заключаются   в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений — локализация или изменение пути  схода  сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др. Слайд 8.  МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса. Способы: облесение; террасирование склонов; профилактический спуск озер и др. Слайд 9.ОРГАНИЗАЦИОННО­ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и  иной деятельности в селеопасных районах. Цель:  ­предотвратить человеческие жертвы;  ­ уменьшить возможный ущерб; ­ ослабить селевые процессы.  Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах   гор,   ограничение   нагрузки   на   горные   пастбища,   контроль   и   оповещение   в селеопасных районах и др.  5. ФизкультминуткаСлайд10. ­ А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника. Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.     «Черепаха»: наклоны головы вперёд­назад. «Метроном»: наклоны головы вправо­влево. «Сова»: поворот головы вправо­влево. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону. 6. Продолжение темы ­ Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя. Слайд11­ 12.Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.­  Посмотрите  на  картинки  и попробуйте  описать  алгоритм  действий.  Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий. 1.Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации. 2. Внесите имущество со двора и балкона в дом. 3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги. 4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. 5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи. 6. Вынесите из дома химически опасные вещества. 7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место. Естественные   безопасные   места   (склоны   гор   и   возвышенностей,   не   расположенные   к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).  Ситуация   2.При   получении   сообщения   непосредственно   перед Слайд   13. наступлением стихийного бедствия: 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны. 2.Предупредите соседей, знакомых, родных. 3.Самостоятельно выходите  в безопасное место. Слайд 14. Ситуация 3.При захвате человека потоком селя: Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю. 7. Практическая работаСлайд 15. ­ Сейчас наша задача выяснить, где в  России находятся селеопасные районы? Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.  ­  Сделайте     вывод,   в   какой   местности   могут   возникнуть   селевые   потоки?  Ответы учащихся. ­ Вспомните, какие горы располагаются натерритории России. Ответы учащихся. Задание На контурной карте отметьте селеопасные районы России: ­ Северный Кавказ (Кавказские горы) ­ Урал (Уральские горы) ­ Южная Сибирь ( Алтай и Саяны) ­ Курильские острова ­ полуостров Камчатка ­ остров Сахалин ­ Чукотка (Чукотский полуостров). После   нанесения   на   контурную   карту   осуществляется проверка. Слайд 16.   необходимых   географических   объектов III.  Рефлексивно­оценочный блок 8. Подведение итогов ­ Наш урок подходит к концу,  давайте подведем итоги. ­ Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей. ­ Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.9. Домашнее заданиеСлайд 17.  Параграф 4.5.  Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны. 10. РефлексияСлайд 18. Метод «Микрофон»: ­ Что запомнилось на уроке? ­ Что было самым интересным? ­ Где эти знания пригодятся в жизни? ­ О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям? Используемая литература:  Настрой на урок: https://multiurok.ru/blog/psikhologhichieskii­nastroi.html  Физкультминутка :http://www.uchportal.ru/publ/22­1­0­1136