Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды"
Оценка 5

Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
20.01.2018
Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды"
Разработка открытого урока по физике для 7 класса по теме: "Сообщающиеся сосуды". В материале представлена рабочая карта урока, критерии оценивания теста и задания для практической работы с планом рассказа о проделанной работе. Также подробно описывается применение и использование сообщающихся сосудов.
Конспект урока по теме Сообщающиеся сосуды.doc

Тема:  Сообщающиеся сосуды.

Цель урока:   сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно  сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей.

Развивающая: развивать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры  сообщающихся сосудов в природе и технике.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через  сравнение физических процессов, происходящих   в окружающем нас мире.

Оборудование:   презентация к уроку, набор сообщающихся сосудов, виды сообщающихся сосудов, самодельный фонтан, тесты.

                                          Ход урока

I.                Организация начала урока.

II.             Повторение ранее изученного материала.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Итак, мы продолжаем сегодня с вами увлекательное путешествие в замечательную страну «Физика». Вот уже несколько уроков мы занимаемся изучением очередного её уголка под названием «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». И прежде, чем наше путешествие продолжится, давайте немножко вспомним, а что же мы изучали ранее. Для этого выполним тест.

(После взаимопроверка)

III. Объяснение нового материала.

- Ну что ж, продолжим наше путешествие. И сегодня нам с вами предстоит знакомство с интересным приспособлением, устройством, в принципе действия которого лежат и определение давления жидкости, и закон Паскаля.

-На рисунке, который лежит перед каждым из вас, два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная. В какой из них можно налить больше жидкости?

 

 

 

 

(Учащиеся , как правило , отвечают, что налить можно  больше в высокий  кофейник, так , как у него больше объем)

- Перед вами на столе чайник, лейка, сообщающиеся сосуды различной формы.

           *Что общего у этих сосудов ?

           * Как они соединяются?

 

 

 

Тема нашего урока «Сообщающиеся сосуды». Тема урока озвучена, и мне бы хотелось услышать от вас. А какую же цель мы сегодня перед собой ставим. Что хотели бы узнать? (ответы учеников).

- Замечательно! Начнём с главного слова в теме урока сообщающиеся, как вы понимаете это слово. Что оно для вас обозначает? Хорошо. Совершенно верно.

-Записываем тему урока в тетрадь и определение сообщающихся сосудов.               

- Что же интересного преподносят нам сообщающиеся сосуды?

IV. Практическая часть:

1-вариант

1.    Перед вами сообщающиеся сосуды, соединённые резиновой трубкой. Пережмите пальцами середину трубки и налейте в один сосуд воду.

 

2.    Освободите трубку и пронаблюдайте, что происходит с уровнем воды в обоих сосудах. Как это можно объяснить? (Для объяснения наблюдаемого явления можно воспользоваться учебником на стр.121, четвертый абзац).

 

                           

2-вариант

1.    Перед вами сообщающиеся сосуды. Пережмите резиновую трубку пальцами. В один сосуд налейте воду, в другой сосуд налейте растительное масло.

 

2.     Разожмите трубку. Что наблюдаете? Как установились уровни жидкости? Как это можно объяснить? ( Для объяснения наблюдаемого явления можно воспользоваться материалом учебника на стр. 122, второй абзац).

 

Итог: выводы в тетрадь.

- Устали?! Давайте немножко отдохнём.

Физминутка

V. Применение и использование сообщ. сосудов.

-закон сообщающихся сосудов люди используют в быту, разных технических устройствах и технике.  

Историческая справка: Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу  сообщающихся сосудов.

- Что касается быта, то в нашей непосредственной жизни, мы применяем сообщ. сосуды каждый день. Кто назовёт примеры сообщ.сосудов.? верно. Свойства сообщающихся сосудов, в которых вода стремится занять положение с одинаковым уровнем в разных частях сосуда, издревле используются человеком. Каждый день мы пользуемся тем, что вода в чайнике и его носике находится на одном горизонтальном уровне. При медленном наклоне чайника этот уровень не меняется, в результате вода из носика начинает выливаться.  

Примерно так же устроена и лейка для полива цветов. Однако за счет того, что отверстия в носике лейки маленькие, ее можно наклонить так, что уровень воды в центральной части лейки окажется выше. При этом вода через отверстия устремляется наружу, и струи при небольшой скорости истечения могут вылетать почти на высоту, которой они бы достигли в сообщающихся сосудах, то есть до уровня воды в центральной части лейки.

2. Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер».

3. Шлюзы.

Шлюзы рек и каналов также работают по принципу сообщающихся сосудов.

– принцип работы шлюза. В смежных шлюзовых камерах, отделенных друг от друга шлюзовыми воротами, вода стоит на одном уровне. Под воротами проходит подводный канал, соединяющий обе камеры; его можно открывать и закрывать. При открывании подводного канала обе камеры превращаются в сообщающиеся сосуды,  и вода, перетекая из камеры с более высоким уровнем в камеру с с более низким уровнем устанавливается на одном уровне. Тогда и открываются шлюзовые ворота и судно переводится из одной камеры в другую. В случае большой разницы в уровнях устанавливают целый ряд шлюзовых камер.

примеры шлюзов. Судоходные каналы с применением шлюзов связали внутренние водоемы европейской части России с морями: Чебоксарский шлюз, Шекснинский шлюз и др. В Липецкой области на Матырском водохранилище уровень воды также регулируется с помощью шлюзов. По шлюзам Панамского канала суда могут одновременно проходить в обе стороны. На Панамском канале 3 каскада шлюзов.

4. Водомерная трубка.

На принципе сообщающихся сосудов устроены водомерные трубки для баков с водой. Такие трубки, например, имеются на баках в железнодорожных вагонах. В открытой стеклянной трубке, присоединенной к баку, вода всегда стоит на том же уровне, что и в самом баке. Если водомерная трубка устанавливается на паровом котле, то верхний конец трубки соединяется с верхней частью котла, наполненной паром.  Это делается для того, чтобы давления над свободной поверхностью воды в котле и в трубке были одинаковыми.

 5. Акведук и водопровод.

Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой римляне возводили многокилометровые акведуки Что такое — акведук? Само слово произошло от двух латинских слов: aqua — вода и duco — веду. А называют так мосты или эстакады, на которых располагаются трубы для воды. Иначе говоря — это часть водопровода.

Акведуки - водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Инженеры того времени имели смутное представление о законах сообщающихся сосудов. Они предполагали, что в некоторых участках, следуя уклонам почвы, вода в трубах должна течь вверх, и боялись, что этого не произойдет. Поэтому они придавали водопроводам равномерный уклон вниз на всём пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет длину 100км, между тем, как прямое расстояние между ее концами много меньше.

Зачем их сооружали?

Необходимость снабжения огромного, с миллионным населением, Рима водой заставляла создавать каналы, шлюзы, резервуары для регулировки воды, длинные акведуки. Эта традиция вскоре распространилась по всей Римской империи — везде римляне старались создать максимальные условия комфорта. Каждый римский город обязательно обеспечивался водой в нужном количестве не только для питья, но и для терм (бань), как общественных, так и частных. Вода бралась из колодцев, но большей частью доставлялась из горных источников водопроводами. Там, где на дороге встречались овраги, ущелья или склоны холмов, ставились каменные арочные акведуки. Эти постройки римлян того времени свидетельствуют о высоком уровне их мастерства и достижениях инженерной мысли.

VI. закрепление.

Упр 18 (1) качественные задачи.

Упр 18 (5)

 

VII. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

VII. Д.з: § 41, вопросы , упр.18 (2,4).

Подготовить сообщение

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Тема нашего урока «Сообщающиеся сосуды»

Тема нашего урока «Сообщающиеся сосуды»

Историческая справка: Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется

Историческая справка: Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется

Акведук и водопровод. Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов

Акведук и водопровод. Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018