конспект урока по теме "Влажность воздуха"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по теме "Влажность воздуха" предназначен для учителей физики, преподающих в 10 классе. На уроке была проведена актуализация знаний обучающихся в начале урока, были продемонстрированы гигрометр и психрометр. Учащиеся выступили с сообщениями о значении влажности. Практически определили влажность воздуха в учебном кабинете.
Иконка файла материала Урок по физике.docx
Урок по физике  Тема  «Влажность воздуха» 10 класс                                    Дата   13.12.2018 Учитель физики  Бибаева Алла Владимировна Цели урока: 1. Образовательные:  сформировать   понятие   относительной   влажности воздуха, познакомить учащихся со способами измерения относительной влажности. 2. Развивающие:  формировать   умения   анализировать,   сравнивать, излагать   свои   мысли,   делать   выводы,   устанавливать   связь   между физическими величинами. 3. Воспитательные:  вызвать   желание   связать   знания   и   умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и   культуру   проведения   физического   эксперимента;   воспитывать внимательное отношение к окружающему мируе. Оборудование: волосяной гигрометр, психрометр,  компьютер. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 1. Организационный момент (1 мин.).  2. Актуализация знаний: Опрос (5 мин.). Какой пар называется насыщенным? От чего зависит давление насыщенного пара? Почему не зависит от объема?растает с увеличением давления. Опишите процесс кипения. Почему температура кипения воз растает с увеличением давления? Можно заставить закипеть жидкость, охлаждая сосуд?  Как? 1. Изучение нового материала (10 мин.).  Проблемные вопросы:1. Как влияет влажность воздуха на человека? 2. Как учитывать влажность воздуха?  Вода занимает около 70.8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50% до 99.7% воды. В атмосфере находится около 13­15 тыс. км3 воды   в   виде   капель.   Водяной   пар   в   воздухе,   несмотря   на   огромные поверхности   океанов,   морей,   озер   и   рек,   не   является   насыщенным. Содержание   водяного   пара   в   воздухе,   т.е.   его   влажность,   можно охарактеризовать   несколькими   величинами:   парциальное   давление   и относительная влажность. От   влажности   воздуха   зависит   интенсивность   испарения   влаги   с поверхности   кожи   человека.   А   испарение   имеет   большое   значение   для поддержания постоянной температуры тела. Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество тепла и, наоборот, испарение воды сопровождается   поглощением   теплоты.   Поэтому   определение   влажности крайне необходимо. Влажность   воздуха   измеряют   с   помощью   специальных   приборов. Психрометр и конденсационный гигрометр не определяют влажность воздуха непосредственно. Они требуют необходимых математических вычислений и операций.  Это  затрудняет   определение   искомой   величины.  Мы  предлагаем для определения влажности использовать зависимость длины человеческого волоса.   Обезжиренные   человеческие   волосы   в   зависимости   от   влажности меняют свою длину. Использование этой зависимости от влажности воздуха позволяе Содержание влаги в атмосфере это важный фактор, определяющий погоду. Фактическое   количество   влаги,   содержащееся   в   1   м3  воздуха,   называется абсолютной влажностью. Количество влаги зависит от температуры. Воздух, содержащий   максимальное   количество   влаги,  которое   он   может   удержать, называется   насыщенным.  Относительная   влажность   характеризуется величинами: р о – давление насыщенного пара (Па) р. – парциальное давление (Па) – давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. U – влажность воздуха.Относительной   влажностью   воздуха  называют   отношение   парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к   давлению  р0  насыщенного   пара   при   той   же   температуре,   выраженной   в процентах (Слайд 4). Чем   пользуются   для   измерения   влажности   воздуха?   Основной   прибор   для измерения влажности воздуха это  гигрометр  (от “гигро” и “метр”), гигро – это зависящий от влаги. Существует несколько типов гигрометров, действие которых основано на различных принципах:  1. Волосной гигрометр. 2. Психрометрический гигрометр. 2. Практическая работа «Определение влажности воздуха» (4 мин) С   помощью   психрометра   и   психометрической   таблицы   определяют влажность воздуха в классном помещении. 3. Разбираются вопросы ЕГЭ по физике по данной теме.  4. Сообщения обучающихся о значении влажности воздуха. Хорошее   самочувствие   человека  зависит   от   многих   факторов,   один   из которых – необходимый уровень влажности и чистоты воздуха. Влажность и чистота воздуха в обычной квартире далеки от идеальных, и происходит это потому, что мы живем в больших городах, где воздух далек от природной чистоты,   кроме   того,   отопление,   бетонные   стены   поглощают   последнюю влагу.   Зимой   влажность   в   квартире   падает   до   20–30   %,   в   то   время,   как естественная   влажность   воздуха   составляет   55–60   %.   Это   приводит   к дискомфорту, усталости, болезни. Сухой   воздух  препятствует   попаданию   кислорода   в   систему кровообращения.   Симптомы   недостаточного   потребления   кислорода   – истощение,   усталость,   увеличивается   восприимчивость   к   инфекции. Пересыхает   слизистая   оболочка   органов   дыхания,   в   результате   чего увеличивается   восприимчивость   к   инфекции   и   различным   респираторным заболеваниям.   Особенно   страдают   дети,   если   воздух   в   комнате   слишком сухой,   у   ребенка   пересыхает   слизистая,   закладывает   нос,   и   он   часто просыпается   ночью.   Сухой   воздух   и   детские   дыхательные   пути   –   плохие соседи.   Так   же   из­за   недостаточной   влажности   воздуха   могут   возникнуть проблемы   при   грудном   вскармливании   –   у   ребенка   пересыхает   слизистая оболочка полости рта и, как следствие, боль при сосании. При температуре 25градусов   и   влажности   воздуха   20   %   (а   именно   такая   влажность   зимой   в комнате   с   центральным   отоплением)   ребенок   только   с   дыханием   на увлажнение   вдыхаемого   воздуха   тратит   около   30–50   мл   жидкости   в   час (посчитайте, сколько  за  сутки). А  ведь  у  малыша  на  счету  каждый  грамм (Слайд 13). Сухость кожи. Недостаток влаги в воздухе ускоряет испарение воды с кожи. Она становится сухой, грубой и начинает шелушиться. Становится старой и некрасивой. Кожа на 70 % состоит из воды. Процентов 12 из них помещается в   роговом   слое,   толщиной   лишь   в   сотую   долю   миллиметра.   Он   защищает нижележащие слои, в которых сохраняются основные резервы влаги. Поэтому поддержание влажности в помещении на уровне 50–60 % и регулярный уход увлажняющими   препаратами   поможет   Вам   продлить   его   долголетие   и сохранить молодость Вашей кожи (Слайд 15). Сухой воздух  противопоказан аллергетикам и астматикам. Для сухой кожи необходимы маски с увлажняющим эффектом. Пригодятся любые молочные продукты, фрукты, овощи. Необходимо пользоваться увлажняющим кремом и кислородосодержащими масками. Сухой   воздух  действует   на   мебель   и   паркет.   Они   постепенно   теряют изначальный внешний вид. Начинают ссыхаться и со временем появляются трещины.  При   сухом   воздухе   происходит   отслаивание   краски   от   картины. Особенно   опасен   сухой   воздух   для   музыкальных   инструментов,   которые рассыхаются, трескаются и выходят из строя (Слайд 16). От   сухого   воздуха  портятся   растения.   У   них   начинают   сохнуть   кончики листьев,   растения   теряют   декоративность   или   даже   постепенно   погибают. Бесполезно усиленно поливать такие растения, это даже вредно. В природе корни   не   являются   основным   источником   влаги   для   этих   растений,  корни просто неспособны напитать влагой растение. И растение будет постепенно умирать даже при правильном и своевременном поливе.­ Тело   насекомых  покрыто   пушком,   различными   волосками,   которые чрезвычайно чувствительны к изменению влажности в атмосфере и способны конденсировать влагу на своей поверхности. Все погодные изменения обычно начинаются в верхних слоях атмосферы, а накопления влаги на поверхности тела мелких насекомых затрудняет их полет, заставляет опускаться все ниже, где воздух еще сухой. Другая версия: у насекомых от влаги тяжелеют крылья. Вслед за ними опускаются насекомоядные птицы – ласточки, стрижи. Если ласточки и стрижи летают высоко, то будет сухая солнечная погода, низко – будет дождь, – такова народная примета. Лягушки и рыбы также непрочь полакомиться насекомыми , которые появляются над водой, лягушки прыгаютна берегу и днем квакают, а рыбы выскакивают из воды, хватая зазевавшихся мошек, – быть дождю! Пчелы строго следят за влажностью воздуха в ульях, поддерживая ее в пределах 65–88 %. В сухую летнюю погоду они помещают вокруг ячеек с расплодом свежепринесенный жидкий нектар (50 % воды), из которого легко испаряется вода, причем ячейки с нектаром заполняются лишь на   25–30   %,   что   увеличивает   площадь   испарений.   В   сильную   жару   пчелы приносят в улей воду. Показатели влажности воздуха: а) библиотека 50–60%. б) музей 50–60%. в) аптека 50%. г) компьютерный класс 45–60%. д) музыкальная школа 50%. е) столовая лицея 60%. Влажность   воздуха   имеет   первостепенное   значение   для   хранения   пищевых продуктов.   Слишком   влажный   воздух   способствует   порче   товара   – плесневению,   загниванию,   слишком   сухой­высыханию   продукта.   Величина относительной влажности воздуха при хранении продуктов (стенд): I. II. Свежие плоды 75–85 % Свежие овощи 85–90% III. Рыба 95–98 % IV. Мясо, мясные продукты 75–95 % V. Молоко, молочные продукты 80–87 % VI. Яйца, яйцепродукты 60–88 % VII. Крахмал, сахар, кондитерские изделия 70–75 % VIII. Вкусовые продукты 70–75% 4. Закрепление, отработка умений (12 мин.).  Упражнение 14 (2,3,4,5) 5. Домашнее задание: п.74. упр. 14(6)