Урок по Основам православной культуры
Тема «Подготовка к исповеди»
Цель урока:
Обучающая: Формировать представления о содержании и духовно-нравственном смысле евангельских заповедей , почитании старших как важнейшей нравственной ценности.
Развивающая: Развивать чувство ответственности за свои поступки.
Воспитывающая: Воспитывать чувство любви к членам семьи, уважения к их возрасту и заслугам, осознание духовной ценности семьи.
Побудительная: Побуждать к деятельной любви к самым близким людям – к родителям.
Организовывающая: Организовать на участие в диалоге о послушании детей, о совести, о почитании и любви родителей.
Урок по Основам православной культуры
Тема «Подготовка к исповеди»
Цель урока:
Обучающая: Формировать представления о содержании и духовнонравственном смысле евангельских
заповедей , почитании старших как важнейшей нравственной ценности.
Развивающая: Развивать чувство ответственности за свои поступки.
Воспитывающая: Воспитывать чувство любви к членам семьи, уважения к их возрасту и заслугам,
осознание духовной ценности семьи.
Побудительная: Побуждать к деятельной любви к самым близким людям – к родителям.
Организовывающая: Организовать на участие в диалоге о послушании детей, о совести, о почитании и
любви родителей.
Есть старинная украинская легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты.
Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила
сноха свекровь, сказала мужу: « Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын
мать в сенях, запретил он ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как
только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: « Чтобы и духом матери не пахло в доме.
Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного
сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать
вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей
мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его
невиданная красота жены. Говорит он матери6 « Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке
каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: « Что ты, мама,
спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый
листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом,
1упало материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: « Сыночек
мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал тогда сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал его к груди,
возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. Понял он, что
никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным
было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце,
закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после
этого сын возвратиться к женекрасавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать.
Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми
лучами озаряет вершины курганов…
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности
нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз
материнских.
Сыновняя благодарность… Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и
отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре,
сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего
приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за
добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын,
неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое
глубокое осуждение человеческих пороков.
слайд №1
слайд №2
Итак, тема нашего урока: «Подготовка к исповеди»
Дорогие ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о
Таинстве Покаяния.
И в Ветхом, и в Новом Завете мы находим
неоднократные указания на важность
и необходимость отказа от прежнего греховного образа
жизни. Таким внутренним поворотом от зла к добру и
является Покаяние (греч. «метанойя» — «поворот,
обращение»).
На исповедь нужно идти с верой в Бога, уверенностью,
что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, с
искренним сожалением, что совершил плохие поступки
и обязательно помирившись со всеми.
Вы узнаете, какие же вопросы должен задать себе
2человек , идущий на исповедь. И вопросы эти связаны с
выполнением человеком заповедей Божиих.
Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о
выполнении нами Пятой заповеди Закона Божиего
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились
дни твои на земле»
В заповеди говорится о почитании родителей. Что
означает слово « почитай». Перед вами лежат путевые
листы. Работайте в них.
Задание №1. Назовите словасинонимы слова
« почитай».
Работа в путевых листах
Синонимами слова «почитай» могут быть следующие
слова:
Люби Береги Помогай
Уважай Помни Прощай
Заботься Слушайся Проси
Подумайте,чему нас учит заповедь
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились
дни твои на земле»?
Работа в путевых листах
Она учит нас быть
благодарными
3
слайд №3
слайд №4
слайд №5
слайд №6
слайд №7слайд №8
слайд №9
слайд №10
Обратите внимание на следующее задание в вашем
путевом листе. Вам предлагается вставить
пропущенные слова и объяснить их смысл.
Работа в путевых листах
Перед вами изображение двух деревьев
« Дерева жизни» и « Дерева греха».
Расположите на их плодах номера следующих
понятий:
1 терпение
3 благочестие
5 черствость
7 воровство
9 прощение
11 честность
2 непослушание
4 милосердие
6 неуступчивость
8 злость
10 кротость
12 себялюбие
Самостоятельно дополните названия 3 плодов для
дерева жизни и дерева греха
Работа в путевых листах
1 терпение
3 благочестие
4 милосердие
9 прощение
10 кротость
11 честность + 3 слова, названные учащимися
слайд №11
2 непослушание
5 черствость
46 неуступчивость
7 воровство
8 злость
слайд №12
12 себялюбие + 3 слова, названные учащимися
Однако каким быть и какие поступки совершать
выбирает сам человек
слайд №13
Критериями морального выбора могут стать:
слайд №14
слайд №15
общественное мнение, личное желании е человека, но
главным критерием всегда является совесть.
Давайте вспомним выражения, связанные с понятием
«Совесть»
Работа в путевых листах
Итак, мы вспомнили выражения, связанные с понятием
«совесть»:
сделать на совесть
свобода совести
для очистки совести
с чистой совестью
по совести говоря
угрызения совести
лежит на совести
слайд №16
Среди выражений есть ещё и такое, как « жить по
совести».
Таинство покаяния не страшно для человека, живущего
по совести. Ведь его совесть не позволяла ему
совершать неблаговидных поступков.
Сегодня Таинство Покаяния (Исповедь) совершается во
всех храмах, и более того, существует благочестивый
обычай обязательно исповедоваться перед тем, как мы
5приступаем к Таинству Причащения. Через
откровенную исповедь перед служителем Церкви —
священником или епископом — Господь дает нам
прощение, омывает нас и очищает нашу душу. Он Сам
заповедовал это, сказав апостолам: «Что вы свяжете на
земле, то будет связано на небе, и что разрешите на
земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Святые отцы особое внимание в своих высказываниях
уделяли теме покаяния и исповеди.
слайды № 17,18,19
Слайд №20
Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить
своих родителей, учителей, старших,
заботиться о них и быть почтительным к ним
Слайд №21
Вот мы и подошли к вопросам, которые должен задать
себе человек , идущий на исповедь.
Почитаешь ли ты своих родителей, не
Добросовестно ли ты выполняешь свои
•
оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?
•
Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не
допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или
неподчинения?
•
обязанности в школе и дома?
•
•
насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над
увечными, калеками, больными?
•
привычках?
Почитаешь ли старших возрастом людей?
Не допускаешь ли по отношению к ним
Стараешься ли исправиться в своих плохих
Слайд №22
Слайд №23
1.Исповедь
2.Правдивая, откровенная
3.Почитать, уважать, заботиться
4.Очищение от грехов
5. Заповедь
В заключение урока я хочу поблагодарить вас за
активную работу на уроке. Очень надеюсь, что вы
будете любить своих родителей, учителей, старших,
заботиться о них и будете почтительными к ним.
6