Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Всё детское творчество вызвано к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.кружок
Кружок « Познание
православной
культуры
из сферы
народного
творчества.»
Поясни тельная записка.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у
ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями
видение мира.
В детском творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии,
детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Всё
детское творчество вызвано к жизни «едва ли не исключительно
педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного
творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую
систему поэтических и музыкальнопоэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события,
давно потерянные памятью народа. Детское творчество помогает
историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков
К детскому творчеству как средству языковой характеристики народа
обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие
знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его
1духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что
обостряет интерес к народности, к народной поэзии.
Общая характеристика факультатива.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения
к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры.
В богатейших народных промыслах воплощена историческая память
поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры
искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном
вкусе мастеров умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие
нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков
невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя
молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который
веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества
национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь
к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие,
скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии всё
это являют нам творения народных умельцев. Проведение данных занятий
включает в себя следующие аспекты: . Знакомство с историей Праздника.
«Пасха Христова», «Рождество Христово», «Благовещение», «Рождество
Богородицы, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой
Богородицы», «Троица», «Житие преподобного Сергия Радонежского»,
«Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», «Житие святителя
Пантелимона», «День ангела», «Дни Творения», «Вводное занятие» и другие.
Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить
яйца, печь куличи; на Благовещение выпускать на волю птиц, печь печенья,
пряники в виде птиц; на Троицу украшать дом веточками березы; на
Рождество ставить дома елку и т.д Праздники – это своеобразные рубежи
жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и дети живут в
ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, дружественного.
Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных
переживаний и творчества в различных видах деятельности. Это сфера
разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе
подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники
─
часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко
уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним.
Обращение к Православию необходимо.
2Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному
творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно
православные праздники.
Методические приёмы, которые применяются для подготовки и
проведения православного праздника в общеобразовательной начальной
школе многообразны. Они характеризуются
не только деятельностью
взрослого, приобщающего ребёнка к православной культуре, но и
деятельностью обучающего
─
его знаниями и умениями.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки,
сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили
Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю,
национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская
история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная
своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть
великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою
культуру, трепетно любить Родину мать, у которой особая статья, особая,
светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия
выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её
великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине
достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и
чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От
их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы не просто было
красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность
молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли,
раскрывающие в яркой, образной идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный,
системный подход к решению задач нравственно эстетического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в
искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства
творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах
раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить,
3беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции святая
обязанность учителей, деятелей искусства.
Тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм,
взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и
милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся
«умений добывать знания» путём «метапредметных действий,
обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной
учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное
использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и
других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные
действия являются предпосылкой развития достаточного уровня
общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно нравственное развитие
обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности,
правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона
деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения
учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно нравственной
культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности
школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается
на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание
духовно нравственной культуры и толерантности, патриотизма и
гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается
использованием таких средств обучения, которые специально направлены на
формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие
познавательных интересов,
элементарных
рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33
часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы факультатива.
В результате освоения программы
факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные
результаты, соответствующие требования федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования:
внутренней мотивации,
4 принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно
исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных
оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные
учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание данной
программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим
принципам:
Особенности содержания факультатива.
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности
ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей
школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и
средств обучения психологическим возможностям и особенностям
детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого
возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных
действий,
наиболее актуальных для младших школьников;
необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание православной культуры из сферы
народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи
православия и творчества).
Цель кружка: знакомство с православной культурой через истоки русского
народа, его традиций.
Задачи кружка: дать общее представление о содержании и объёме
понятия «народное творчество», о его классификации, их функциях,
художественном своеобразии ;познакомить с образами православного
храма.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой
народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к
слову, культуру речи.
5Содержание программы.
Поурочно тематическое планирование кружка «Народное творчество» 1
№
Название темы и раздела
класс
Колво
часов
1
Одежда. Традиционный костюм. Обувь
2
крестьян и бояр.
2
3
4
Семейные праздники. Игры и забавы
детей. Семейные обряды. Именины.
Осень золотая. Спасы. Успение.
Покров.
Зимушка зима. Новый год. Рождество.
Святки. Крещение.
2
3
4
Характеристика деятельности учащихся
Старинный русский быт
познакомить с особенностями крестьянской
одежды; сравнивать одежду бояр и
традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного
русского костюма, его функциональным
характером.
разучить несколько наиболее известных игр
(горелки, жмурки, прятки, лапта)
Русские народные праздники
сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый
Спасы;
нарисовать картину на тему осенней ярмарки;
разучить некоторые колядки, рождественские
и новогодние стихи;
познакомить с пословицами и поговорками о
праздниках;
изготовить маски и костюмы для новогоднего
карнавала.
нарисовать картину на тему «Рождество»
5
Весна веснянка. Масленица. Великий
3
пост. Вербное воскресенье. Пасха.
воспринять традиции масленичных игр.
Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
разучить песни и игры;
разучить игры с катанием пасхальных яиц;
нарисовать картину на тему «Масленица»
66
7
8
Лето красное. Егорьев день. Троица.
Духов день. Иван Купала. Петров день.
Ильин день.
Вводное занятие. История куклы.
Техника безопасности
Кукла на картонной основе.
3
1
4
9
Наиболее популярные детские игры.
3
разучить песни о завивании берёзки,
хороводы;
научиться плести венки;
нарисовать картину на тему «Лето красное»
Русские народные куклы
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины
уроки или как самим сделать народную куклу.
Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Традиционные виды аппликации из пряжи.
Технология создания силуэтной куклы.
История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного
силуэта девочки и мальчика в русском
народном костюме. Оплетение с
использованием пряжи. Создание образа.
Цветовое решение.
Русские народные игры
разучить несколько игр (прятки, гуси лебеди,
коршун, бояре и др).
10
Детские песенки, потешки, загадки,
пословицы
11
Парные пляски. Переплясы. Хороводы.
Игрытанцы
12
Заключительный
Народные песни, загадки, пословицы
3
4
1
разучить насколько песенок, считалок;
научиться разгадывать загадки.
Народные танцы
разучить хороводы, игры хороводы.
выставка выполненных работ;
обобщение пройденных тем.
Поурочно тематическое планирование кружка «Народное творчество» 2
класс
7№ Название темы и раздела
Кол
во
часов
Характеристика
ИКТ
Дата
деятельности учащихся
проведения
план факт
Старинный русский быт
1
Одежда. Традиционный
костюм. Обувь крестьян и
бояр.
2
Жилище. Русская изба и
боярские хоромы. Палаты.
Терем.
1
1
3
Традиционная русская кухня.
1
Пища. Продукты питания.
4
Семейные праздники. Игры и
1
забавы детей. Семейные
обряды. Именины.
познакомить с
особенностями
крестьянской одежды;
сравнивать одежду бояр и
традиционную крестьянскую
одежду;
ознакомить с элементами
старинного русского
костюма, его
функциональным
характером.
продемонстрировать
устройство крестьянской
избы (печь; полати; лавки;
клети; сени; крестьянский
двор; хозяйственные
постройки);
показать особенности
боярских хором, сравнить с
крестьянской.
оценить достоинства
традиционной русской
кухни;
уметь приготовить
несколько простейших блюд
(каша; «взвар» компот).
разучить несколько
наиболее известных игр
(горелки, жмурки, прятки,
лапта)
+
+
+
+
Русские народные праздники
85
Осень золотая. Спасы.
3
Успение. Покров.
6
Зимушка зима. Новый год.
4
Рождество. Святки.
Крещение.
7
Весна веснянка. Масленица.
3
Великий пост. Вербное
воскресенье. Пасха.
+
+
+
сравнивать Медовый,
Яблочный, ореховый Спасы;
нарисовать картину на тему
осенней ярмарки;
показать сценку с куклами
«Петрушка на ярмарке)
разучить некоторые
колядки, рождественские и
новогодние стихи;
познакомить с пословицами
и поговорками о
праздниках;
изготовить маски и
костюмы для новогоднего
карнавала.
нарисовать картину на тему
«Рождество»
воспринять традиции
масленичных игр. Качели.
Катание с гор. Встреча
Масленицы;
разучить песни и игры;
научиться печь блины,
красить пасхальные яйца;
разучить игры с катанием
пасхальных яиц;
нарисовать картину на тему
«Масленица»
8
Лето красное. Егорьев день.
Троица. Духов день. Иван
Купала. Петров день. Ильин
день.
3
разучить песни о завивании
берёзки, хороводы;
+
научиться плести венки;
нарисовать картину на тему
«Лето красное»
Русские народные куклы
99
10
Народная кукла.
Русские обряды и
традиции.
Бесшовные куклы.
11 Техника – продевания:
«Кукла –
ремесленник»,«Хозяйка–
рукодельница»
2
3
3
Классификация кукол. Их
роль и место в русских
обрядах и традициях.
Технология изготовления
бесшовных кукол.
Материалы и инструменты
Практическая часть.
Кукла на счастье, утешница,
веснянки.
Разбор последовательности
работы по инструкционным
картам.
Элементы русского
народного костюма.
Создание образа. Символика
кукол.
Традиционные приемы
изготовления куклы.
Практические занятия.
Разбор последовательности
работы по инструкционным
картам. Создание кукол.
Русские народные игры
12
Наиболее популярные
2
детские игры.
разучить несколько игр
(прятки, гуси лебеди,
коршун, бояре и др).
Народные песни, загадки, пословицы
13
Детские песенки, потешки,
2
загадки, пословицы
разучить насколько песенок,
считалок;
+
+
+
+
+
научиться разгадывать
загадки.
Народные танцы
1014
Парные пляски. Переплясы.
Хороводы. Игрытанцы
15
Заключительный
4
1
разучить хороводы, игры
хороводы.
выставка выполненных
работ;
+
+
обобщение пройденных тем.
Литература:
Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная
асвета, 1971г.
Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед.
интов – М: Просвещение, 1987г.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» М: Просвещение, 1992г.
Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта
работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Издво Эксмо, 2006. –
160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н.
Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Список дополнительной литературы:
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для
проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. –
М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. 112с., ил.
1112