Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"
Оценка 4.8

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл—11 кл
22.01.2017
Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"
Конспект урока содержит алгоритм отрабатывания навыка по написанию исторического сочинения учащимися при подготовке к итоговой аттестации по истории. В ходе урока старшеклассники формулируют тезисы, соответствующие каждому критерию оценивания, а в конце урока подводят итоги своей работы, оценивают ее результаты и соответствие предъявляемым требованиям.
Конспект.docx
Урок­практикум  «Историческое сочинение по временному периоду 1894­1914 гг.» Цели урока:  Воспитательная – формирование развитой, социально активной, творческой и  самостоятельной личности; воспитание любви к Отечеству.  Развивающая – развитие навыков работы по систематизации ранее изученного материала; развитие умения устанавливать причинно­следственные связи  между историческим   процессами   и   событиями,  способствовать   развитию   навыков самостоятельной   работы   с   исторической   информацией; развивать   навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий.  Обучающая – способствовать   усвоению   и   применению   учениками   основного фактического и понятийного материала по периоду 1894­1914 гг. План урока: ЕГЭ. 1. Формулировка задачи урока. 2. Работа по составлению текста исторического сочинения. 3. Самостоятельная оценка результатов работы в соответствии с критериями 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент. (3 мин) Учитель   объявляет   тему   занятия.  («Историческое   сочинение   по   временному периоду 1894­1914 гг.»)  Учащиеся   формулируют   задачи   урока.  (Продолжить   отрабатывать   навык написания исторического сочинения.) II. Работа по составлению текста исторического сочинения. (30 мин) Учащимся   предлагаются   рабочие   листы   с   выведенными   на   них   темой исторического   сочинения,   требованиями   к   выполнению   работы   и   критериями оценивания в формате ЕГЭ.  1. Определить, к какому периоду Отечественной истории относится временной промежуток   1894­1914   гг.  (Временной   промежуток   1894­1914   гг.   относится   к периоду правления последнего российского императора Николая II.) 2. Указать два исторических события, явления, процесса данного периода.  (Это целая историческая эпоха, насыщенная самыми разнообразными экономическими, политическими, социальными процессами. Особенно хотелось бы выделить первую русскую революцию 1905­07 гг. и столыпинскую аграрную реформу.) 3. Назвать две личности, чья деятельность связана с рассматриваемыми событиями (Среди   политических   деятелей   следует   отметить   самого   Николая   II   и Председателя Совета министров Российской империи П.А.Столыпина.) 4. Дать краткую характеристику рассматриваемым событиям, указав, какую роль в них сыграли указанные личности.  (Первая   русская   революция   охватывает   целый   ряд   событий   1905­07   гг.   в Российской   империи.   Толчком   к   революции   послужило   «Кровавое   воскресенье»   ­ расстрел   императорскими   войсками   в   Санкт­Петербурге   мирной   демонстрации рабочих 9 января 1905 г. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий   размах,   в   армии   и   на   флоте   произошли   волнения   и   восстания,   что вылилось в массовые выступления против монархии. К причинам первой русской революции   можно   отнести:   спад   промышленного   производства,   нерешенность аграрного вопроса, обострение политической борьбы, неудачи на русско­японском фронте. Волна забастовочного движения охватила страну в начале 1905 г. Весной­ летом   того   же   года   происходит   активизация   крестьянского   движения, выступления   в   армии   и   на   флоте.   Пик   революции   пришелся   на   осень   1905   г. Стремясь остановить революцию, после долгих колебаний, Николай II подписал 17 октября 1905 г. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы: свобода   совести,   свобода   слова,   свобода   собраний,   свобода   союзов   и неприкосновенность личности, а главное – учреждал парламент (Государственную думу).   Манифест   знаменовал   конец   русского   самодержавия   как   неограниченной власти монарха. После 17 октября либералы отошли от революции и согласились на   диалог   с   властью.   Леворадикальные   силы,   не   удовлетворенные   Манифестом, пытались  обеспечить дальнейшее развитие революции. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых   сражались   с   правительственными   войсками.   После   подавления Декабрьского   вооруженного   восстания   в   Москве   революционная   волна   начала спадать. В 1906­1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Масштаб крестьянских волнений летом 1906 г. исключал успешное развитие экономики. Император в этой ситуации обращает особое   внимание   на   кадры.   Он   пригласил   на   пост   министра   внутренних   дел саратовского   губернатора   П.А.Столыпина.   Это   совпало   с   началом   работы   1 Госдумы,   деятельность   которой   была   недолгой   (апрель­август   1906   г.),   т.к. изначально депутаты взяли курс на конфронтацию с властью. После роспуска 1 думы   Столыпин   был   назначен   на   пост   премьер­министра   и   совмещал   обе должности до конца своих дней. Отношения между Столыпиным и 2 думой были весьма   напряженными,   поскольку   члены   партий,   попавшие   в   Госдуму,   не прекращали вести революционную деятельность. В результате 3 июня 1907 г. Дума была распущена, избирательный закон изменен. Это означало конец первой русской революции. Петр Аркадьевич был сторонником строгой охраны порядка в России. Главной задачей он считал прекращение революционного движения и установление мирной обстановки в стране. В процессе решения этой задачи возникла идея проведения аграрной реформы, которую поддержал Николай II. Реформа была следствием революционных   событий   1905   г.   и   способом   успокоить   страну,   разбив   лагерь революционеров.   В   перспективе   она   должна   была   ликвидировать   крестьянскую общину,   которая   тормозила   развитие   хозяйства.   Реформа   предполагала образование отрубов и хуторов. Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне. Хутор ­ участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.  Одним из важных направлений реформы была переселенческая политика. Переселенцы получали в собственность землю за Уралом, в Сибири, освобождались на   5   лет   от   налогов,   получали   денежное   пособие,   освобождались   от   воинской повинности.   Начатая   в   1906   г.   реформа,   не   была   завершена   из­за   трагической гибели Столыпина в 1911 г., начала 1 Мировой войны, революционных событий 1917 г. Сам Столыпин говорил, что для осуществления реформ ему нужны «двадцать лет   покоя   внутреннего   и   внешнего»   (т.е.   отсутствие   любых   войн).   И   все­таки определенные результаты были. Крестьяне выходили из общины, посевные площади возросли, хлебный экспорт увеличился на треть, росли закупки крестьянами с/х машин.   Правительство   стремилось   остановить   рост   масштабов   крестьянских выступлений,   и   как   следствие   в   ходе   реформы   стал   формироваться   класс земельных собственников.) 5. Указать две причинно­следственные связи, существовавшие между событиями. (1.   Реформа   была   следствием   революционных   событий   1905   г.   и   способом успокоить   страну,   разбив   лагерь   революционеров.   2.   Правительство   стремилось остановить рост масштабов крестьянских выступлений, и как следствие в ходе реформы стал формироваться класс земельных собственников.) 6. Дать историческую оценку значимости данного периода для дальнейшего хода истории.  (Революция   1905­07   гг.   и   аграрная   реформа   изменили   политическую ситуацию   в   стране.   Россия   получила   первый   опыт   парламентаризма,   власть монарха   стала   ограниченной,   в   ходе   революции   были   созданы   предпосылки   для проведения   аграрной   реформы,   что   способствовало   дальнейшему   развитию буржуазных   отношений   в   деревне.   В   результате   указанных   событий   в   1913   г. страна   подошла   к   началу   стремительного   аграрного   роста.   Однако   Первая мировая   война   и   революции   1917   г.   не   дали   возможности   завершить   начатые процессы,   способствующие   успешному   движению   Российского   государства   по буржуазному пути развития.) III.   Самостоятельная   оценка   результатов   работы   в   соответствии   с Учитель предлагает  учащимся для объективной оценки использовать  критерии, критериями ЕГЭ. (3 мин) указанные в рабочих листах. IV. Подведение итогов урока. (3 мин) Учитель   озвучивает   оценку   работы   отдельных   учащихся   на   уроке,   выставляет отметки. V. Домашнее задание. (1 мин) Написать историческое сочинение по периоду 1894­1914 гг.  Рабочий лист Задание на урок: Вам   необходимо   написать   историческое   сочинение   по   периоду   Отечественной истории 1894­1914 гг. В сочинении необходимо: ­ указать не менее двух событий (процессов, явлений), относящихся к данному периоду истории; ­ назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями   (явлениями,   процессами),   и,   используя   знание   исторических   фактов, охарактеризовать   роль   этих   личностей   в   событиях   (явлениях,   процессах)   данного периода истории России; ­ указать не менее двух причинно­следственных связей, существовавших между событиями (процессами, явлениями) в рамках данного периода истории. Используя   знание   исторических   фактов  и  (или)   мнений   историков,  дайте   одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В   ходе   изложения   необходимо   использовать   исторические   термины,   понятия, относящиеся к данному периоду. Критерии оценивания исторического сочинения: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ К1 Указание событий (явлений, процессов) Правильно указаны два события (явления, процесса) Правильно указано одно событие (явление, процесс) События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России  Балл ы 2 2 1 0 2 Правильно   указаны   две   исторические   личности,   правильно указана   их   роль   в   событиях   (явлениях,   процессах)   данного периода истории России Правильно   указаны   одна­две   исторические   личности, правильно   указана   роль   только   одной   личности   в   событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России Правильно   указаны   две   исторические   личности,   правильно указана   их   роль   в   событиях   (явлениях,   процессах)   данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно   указаны   две   исторические   личности,   правильно указана   их   роль   в   событиях   (явлениях,   процессах)   данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ  Исторические личности не указаны. К3 Причинно­следственные связи Правильно   указаны   две   причинно­следственные   связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) Правильно   указана   одна   причинно­следственная   связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) Причинно­следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно­следственные связи не указаны. К4 Историческая оценка событий Дана   историческая   оценка   значимости   периода   с   опорой   на исторические факты и (или) мнения историков. Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне   обыденных   представлений,   без   привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана. Использование исторических терминов, понятий При   изложении   корректно   использованы   исторические термины, понятия При   изложении   использовано   некорректное   использование исторических терминов, понятий. ИЛИ  Исторические термины, понятия не использованы. К5   К6 Наличие фактических ошибок 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1­К4 выставлено не менее 4 баллов. 2 1 0 2 2 1 0 1 1 0 1 1 0 2 При   оценивании   по   критерию   К6   не   засчитываются ошибки,   учтенные   при   выставлении   баллов   по критериям К1­К5. В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена 1 фактическая ошибка. Допущены две или более фактических ошибок. К7 Форма изложения 2 1 0 1 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1­К4 выставлено не менее 4 баллов. Ответ   представлен   в   виде   исторического   сочинения (последовательное, связное изложение материала) Ответ представлен в виде отдельных отрывочных предложений 0 11 Максимальный балл 1

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"

Конспект урока-практикума "Написание исторического сочинения при подготовке к ЕГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017