Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)
Оценка 5

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
16.10.2019
Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)
Предполагаю, что данный материал будет полезен учителям русского языка, работающим в 5 классе, при прохождении темы "Корни с чередованием". В конспекте урока есть интересные задания для работы детей в группах, а также тест для контроля усвоения знаний. Буду очень рада, если помогла Вам, дорогие коллеги!
конспект урока для аттестации.docx
Учитель МБОУ СОШ №5 Смирнова А.В. УМК: «Русский язык, 5 класс» под. ред. В.В.Бабайцевой. М.: «Просвещение», 2016. Авторы: А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова. Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а ­ о" Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения. Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания). Методы обучения: проблемно­поисковый,  словесный, практический. Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.  Цели урока:      1) Для учителя: ­ организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания; ­ формировать орфографические умения в определении способа выбора написания А­О в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы; ­ воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес         2) Для обучающихся: ­ выяснить условия выбора букв А­О в корнях с чередованием; ­ научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.     Ожидаемые результаты:  личностные:  понимание необходимости изучения темы «Правописание корней с чередованием гласных а ­ о»   и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;  метапредметные: ­   познавательные:  анализ   и   извлечение     необходимой   информации,   выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей, ­ регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;  предметные:  усвоение     обучающимися     перечня   корней   с   чередованием,   навык «видеть»   корни   с   чередованием   А­О,   сформированное   умение   писать   слова   с орфограммой «Буквы а ­ о в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других; коммуникативные:  умение   аргументировать   своё   мнение,   приходить   к   общему решению в совместной деятельности.   Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные Оборудование: компьютер,  проектор Методическое обеспечение урока:    презентация  к уроку «Буквы е ­ и в корнях с чередованием»;  раздаточный материал;   сигнальные карточки учебники, тетради. Литература, использованная при подготовке урока:              1) Г.В.Цветкова. Русский язык. 5 класс. I полугодие: технологические карты уроков  по УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.  Издательство «Учитель», 2017 г                                  2) Контрольно­измерительные материалы.   Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.               3) УМК В.В. Бабайцевой. «Русский язык. Теория. 5–9 классы», «Русский язык.  Практика. 5 класс» М.: Просвещение, 2016. Структура урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Актуализация знаний.  Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта  Первичное закрепление (динамическая пауза)  Самостоятельная работа и самооценка.  Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж домашнего задания. Ход урока. 1.Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте, ребята, начнем наш урок с хорошего настроения.  Посмотрите на своего соседа и подарите ему свою улыбку.                ( Дети улыбаются друг другу и садятся на места.) 2.  Актуализация знаний       Постановка учебной задачи 1. Фронтальная работа. Учитель:   орфографической грамотностью. Внимание на экран!    Мы   продолжаем   с   вами   изучать   русский   язык,   овладевать СЛАЙД № 1 От ж…ланья к исп…лненью приложи уменье. Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт. Учитель: Прочитаем  пословицы. Ученики  читают. Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы? Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Учитель: Какой? Ученики:  Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы. Ученики списывают. 2. Распределительный диктант.  Учитель:   Ребята,   давайте   вспомним,   на   какие   три   группы   делятся   безударные гласные в корне слова? Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.  СЛАЙД № 2  Безударные гласные в корне слова Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся желанья лежачий вода не течёт исполненью камень Учитель:       Распределите   слова   из   записанных   пословиц    по  видам   орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).   Проверьте правильность выполненного задания.  (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде). Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. Ученики читают, называя к каждому слову проверочное. 3.  Выявление места и причины затруднения Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания? Ученики: ПРИЛОЖИ. Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень. Ученики   ПРОЛОЖИШЬ, РАСПОЛОЖИТЬ и др. Учитель: Какая же гласная в корне этого слова? Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся. Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.   называют   корень,   подобрав   однокоренные   слова   ПОЛОЖИТЬ, СЛАЙД № 3 ПРИЛАГАЙ ТРУД К СПРАВЕДЛИВОМУ ДЕЛУ. Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим? Ученики:   Смысл   этой   пословицы   похож   на   смысл   тех   пословиц:   ты   чего­то добьёшься, если будешь что­то делать, трудиться.  Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову ПРИЛОЖИ. Ученики называют. Учитель на доске делает запись: ПРИЛОЖИ– ПРИЛАГАЙ ­ ПРОЛОЖИШЬ. Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? Ученики: Чередование звуков А­О. Учитель: Что такое чередование звуков? Ученики: Это замена одного звука другим. Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово ПРИЛОЖИ? Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3­ем столбце слова ПРИЛОЖИ) Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв А­О в корнях данных слов? Ученики: Нет. Учитель: Почему? Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить. 4. Построение проекта выхода из затруднения Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Ученики:  Научиться правильно писать буквы А­О в корнях с чередованием. Учитель: Сформулируем тему урока. Ученики: Правописание корней с чередованием гласных а ­ о. СЛАЙД № 4 ТЕМА УРОКА БПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ А –О. 5. Реализация построенного проекта.        Создание проблемной ситуации. Учитель: Я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.              Работаем с раздаточным материалом в парах.   Слова какой части речи вы видите на  зелёных карточках? Ученики: Это глаголы. Учитель: Определите их вид. Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке. По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде. СЛАЙД №5 ПРЕДЛАГАТЬ ­ ПРЕДЛОЖИТЬ  ВОЗЛАГАТЬ ­ ВОЗЛОЖИТЬ ПРИЛАГАТЬ ­ ПРИЛОЖИТЬ ПРИКАСАТЬСЯ ­ ПРИКОСНУТЬСЯ Учитель: Назовёт и выпишем корни глаголов с чередованием.    На доске (учитель)  и в тетрадях запись: ­ЛАГ­  ­ЛОЖ­ ­КАС­  ­КОС­ Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв А­О. Напоминаю: вы составляли видовые пары!  Ученики (после обсуждения в группах):  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную О, а в глаголах несовершенного вида –А. Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи? Определите части речи. Внимание на экран. (часть речи появляется по мере ответов) СЛАЙД № 5 (добавляются слова) ПОЛОЖЕНИЕ  ­ существительное БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО СОПРИКОСНОВЕНИЕ ­ существительное КАСАТЕЛЬНАЯ  ­ прилагательное Учитель: Как видите,  чередование букв А­О  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв А или О? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»? Ученики:  Если   после   корня   стоит   суффикс   А,   в   корне   пишем   А,   если   другой суффикс, то пишем О. Учитель:  Откроем учебник, стр. 70, параграф 51, и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Ученики (читают правило): Правильный.  Учитель:  вернёмся   к   записи     «Корни   с   чередованием»,   объединим     корни   с   А фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях). Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем   алгоритм   наших   действий.   Работаем     в   группах   с   раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение». Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде. СЛАЙД №6 1. Выделяю в слове     (корень). 2. Ставлю   (знак ударения). 3. Нахожу   (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю  (корни с  чередованием А­О) 5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня). 6. Если  (есть суффикс  А, пишу   А), если (нет – О) Учитель: Как графически будем выделять орфограмму? Ученик  выходит   к   доске,   записывает   слово   РАСПОЛАГАЮЩИЙ,   объясняет графическое выделение 6. Первичное закрепление. 1) Динамическая пауза: 2 группы   по 5 человек подходят к указанным   столам   и выбирают  карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1­ая группа) буква А, (2­ая группа) – буква О.        Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ПРЕДЛ_ГАТЬ   ШОКОЛАД,   СЛ_ЖИТЬ   ВЕЩИ,   ОТЛ_ЖИТЬ   ПОЕЗДКУ, ВОЗЛ_ГАТЬ   ЦВЕТЫ,   ЗАЛ_ЖИТЬ   ФУНДАМЕНТ,   К_САТЕЛЬНАЯ   ЛИНИЯ, ВЫПОЛНЯТЬ   НЕУК_СНИТЕЛЬНО,   ПРИК_СНУТЬСЯ   К   УТЮГУ,   К_САЕТСЯ КАЖДОГО, ПРИК_САТЬСЯ К ПРОВОДУ.         Фломастером   вписывают   букву,   встают   в   круг,   по   цепочке,   показывая   своё словосочетание, объясняют выбор.               2) Учебник, стр. 167, упр. 570   Выборочное  комментированное письмо.              3) Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: дополните   предложения   словами   с   корнем   –КАС­   ­КОС­.   Графически   обозначьте орфограмму. СЛАЙД №7 1. Самолёт плавно _______________ земли. 2. Лектор несколько раз в своем выступлении ____________ этого вопроса. 3. Эта проблема ___________ меня меньше всего. 4. Мать нежно ___________ моего плеча.               4) Устная работа  с сигнальными карточками.             Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и поднять сигнальную карточку  с буквой, которая пишется в корне этого слова.     1) ИМЕЙ УМ _ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ.   2) ЕСЛИ СЛОЖИТЬ ВСЕ ОШИБКИ УМНОГО, ПОЛУЧИТСЯ ГОРА.  3) ЕСЛИ ЛЕНЬ ПРИКОСНЕТСЯ, ТО ЛЕНТЯЙ ЗА РАБОТУ НЕ БЕРЕТСЯ.   4)   БЫВАЕТ   ТОЛЬКО   НЕПРАВИЛЬНЫЙ   ПУТЬ,   НО   НЕ   БЫВАЕТ БЕЗВЫХОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.  5) ОТРАБОТАВ, ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ, СЪЕШЬ, ЧТО ПРИЧИТАЕТСЯ.            7. Самостоятельная работа – тест (8 заданий)  – и самооценка результата                   усвоения нового  знания. 1) Укажите неверное утверждение. А) в корнях лаг­лож, кас­кос в безударном положении пишется буква а, если за корнем стоит суффикс а Б) в корнях лаг­лож, кас­кос в безударном положении пишется буква о, если за корнем стоит суффикс а В) в корнях лаг­лож, кас­кос в безударном положении пишется буква о, если за корнем нет суффикса а 2) В каком слове на месте пропуска нужно писать букву о? А) сл…гать Б) предпол…гать В) пол…гать Г) отл…жить 3) Какое слово написано верно? А) положение Б) слогаемое В) излажение 4) Какой суффикс влияет на правописание корней лаг­лож, касс­кос? А) и Б) а В) о 5) Как называется процесс, который происходит в корнях лаг­лож, касс­кос? А) смена буквы Б) замена буквы В) чередование 6) В каком слове на месте пропуска нужно писать букву а? А) неприк…сновенный запас Б) к…снулся воды В) к…саться дна 7) В каком слове на месте пропуска нужно писать букву о? А) не к…сайтесь истории Б) к…снуться плиты В) к…сательная линия 8) Укажите лишнее слово А) излагать Б) положить В) прикосновение Г) приласкать              На доске табличка с переводом баллов в оценку:            8 б.    – «5»            7­6 б. – «4»            5­4 б. – «3»            8. Рефлексия учебной деятельности. 1.Фронтальный опрос. Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Ученики: Правописание А­О в корнях с чередованием. Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование. Ученики перечисляют. Учитель: От чего же зависит правописание букв А­О в этих корнях? Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем А, если нет,  О Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Ученики: Научиться правильно писать  буквы А­О в корнях с чередованием. Учитель: Мы её достигли? Ученики: Да.       2. Работа с диагностической картой. Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте Моё умение Моя метка ? +  ­ + Запомнил   правило   написания   гласных   А­О   в   корнях   с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни   с   чередованием   от   корней   с   проверяемой   безударной гласной? Запомнил   правило   написания   гласных   А­О   в   корнях   с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть все слова на это правило в предложенном тексте  Запомнил   правило   написания   гласных   А­О   в   корнях   с чередованием       и   смогу   самостоятельно   применять   его   на письме Домашнее задание (дифференцированный подход):  Самодиктант из слов с чередующимися гласными А­О (20 слов) для  уч­ся + ­ 1) № 571, стр. 167 (для уч­ся с?), 2) 3) Творческая работа: рассказ «Как я готовлюсь к изложению»    для уч­ся + 4) Всем $51 стр. 70

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)

Конспект урока "Правописание корней с чередованием гласных а - о" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2019