Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок усвоения знаний по теме: "Имя существительное как часть речи". Начат с организационного этапа и эмоционального настроя учащихся. Девиз урока настраивает детей на удачу. Мотивационный этап включает в себя сказочный материал, активизирует деятельность учащихся.
Иконка файла материала Существительное как часть речи 5 ласс.docx

 

 

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Великосуходольский учебно-воспитательный комплекс №23»

 

 

 

 

 

Имя существительное как часть речи

 

 

 

                                                                              конспект открытого урока

 по русскому языку в 5 классе

Учитель: Селиванова Лариса Анатольевна

 

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Метод: игровой

Цель урока: систематизация изученного об имени существительном

Задачи урока:

1.     Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить имена существительных в тексте;

- повторить морфемный разбор слов;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и  умения.

2.     Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

3.     Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, слайдовая  презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный этап

Друзья мои! Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведём урок!

Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу. Наш урок сегодня пройдет под девизом: (Сл. 1). «Ученику – удача, учителю – радость!»

Эмоциональный настрой

Учитель: Сейчас, ребята, я передам вам стеклянный шар. А вы передавайте его друг другу. Будьте осторожны, шар очень хрупкий. (Дети под музыку передают шар друг другу)

Учитель: Как вы старались передавать этот шар?

Ученик: Бережно, внимательно, аккуратно.

Учитель: Вот и друг к другу мы тоже должны быть внимательны на сегодняшнем уроке, а также внимательны к словам, которые произносим.

Итак…устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

2. Мотивация к учебной деятельности:

Беседа:

(Сл. 2). Скажите, а вы любите сказки?

- А какие вы сказки знаете?

(Сл. 3).- А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? (сюжет сказки)

(Сл.4). Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.

- Кто помог ей?

(Сл. 5). - 12 месяцев.

(Сл. 6). Назовите их.

- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

-Значит, какая будет тема нашего урока? (Имя существительное как часть речи)

(Сл.7). (запись числа и темы) 

3.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Цель?( Научиться находить имена существительные в предложении и тексте.)

-А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи. 

(Сл.8) Составим план нашей деятельности при помощи ключевых слов, которые у вас написаны на обратной стороне карточки: признаки, определение, находить, синтаксическая роль (определить признаки существительного, дать определение имени существительного, научиться находить их в тексте и определять синтаксическую роль).

(Сл.9) Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных  и будем собирать в корзину не только подснежники как в сказке «Двенадцать месяцев», но и признаки имени существительного.

4. Актуализация знаний

Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет)

5. Усвоение новых знаний У вас на столах лингвистический паспорт имени существительного.

К концу урока его нужно заполнить.

 

 

 

Имя существительное                                             

Грамматическое
значение

Вопрос

 

Морфологические признаки

Роль в предложении

 

 

 

постоянные

непостоянные

 

 

 

 

(Сл.10) Задание №1.

Прочитайте слова: (слайд 10 + на листах)

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева,  велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значения? (слайд + таблица на листах)

У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6.

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

(Сл. 11) Вывод: существительные могут обозначать названия людей, названия предметов, названия признаков, названия действий, названия животных, названия веществ.

Работа с учебником: Упр. на стр. 44 текст (устно).

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение. (запись в табличку- 1 колонка - предмет)

Задание №2

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

(Сл. 12) Поиграем. Если существительное одушевленное - хлопаем в ладоши, если неодушевленное – топаем ногами.

Ученик, молодежь, свёкла, фарфор, хлопок, педагог, профессор, шофёр, школьница, спортсменка, царевич, избушка, впечатление, армия, пилот, инструмент, президент, фамилия.

(Сл. 13) - Что такое имена собственные и нарицательные. (собственные пишутся с большой буквы).

(Сл. 14) Вывод: существительные отвечают на вопрос кто? что? Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Собственные пишутся с большой буквы.

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы.

Заполнение 2 колонки таблицы- постоянные признаки).

(Сл. 15) 6.  Физминутка. Поиграем. Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.

Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.

(Сл. 16) Задание №3.Род

Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа.

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол.
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота.
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье.

- Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) 

- Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного.

- Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.

Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце) (Сл. 17)

(Сл. 18) Вывод: существительное имеет мужской, женский и средний род.

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род.

Заполнение таблицы – непостоянные признаки.

Задание №4. Склонение

Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом.

(Сл. 19) 1. Беседа.

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончанием о , е с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

2. Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример. Земля, окно, карета, дом, огонь, дочь, снег (5-7 существительных)

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение.

(Сл. 20) Вывод: существительные имеют 3 склонения.

Заполнение таблицы- непостоянные признаки.

(Сл. 21) Задание №5число

Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. 

На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).

(Сл. 22) Распределительный диктант записать в два столбика.

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 – единственное число          2 – множественное число

 (Сл. 23) Самопроверка.

 (Сл. 24) Вывод: Существительное имеет единственное и множественное число.

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число.

Заполнение таблицы.

Задание №6.

(Сл. 25) Добрались мы и до поляны Падежей.

Это интересно!

Школьники Эстонии должны запомнить названия 14 падежей, а в Финляндии – 15. В грамматике Венгрии целых 22 падежа. А вот в некоторых языках народов Дагестана свыше 50 падежей. В китайской грамматике нет никаких падежей.

(Сл. 26) Повторим название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее» (задания по выбору)

 Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. 

 (Сл. 27) вставить буквы, определить падеж существительных.

 На с…сне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей из запутала зима.

И оставила ра…путывать весне

Эту пряжу на берёзе и с…сне.

(Сл. 28) Вывод: Существительное имеет 6 падежей

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж.

Заполнение таблицы.

 Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”. Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали?

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

7. Закрепление изученного материала

1.(Сл. 29) Практическая исследовательская работа

Сделайте разбор каждого предложения, какую синтаксическую роль играет существительное дерево.

Дерево поднялось выше дома.- подлеж

На косогоре мы увидели дерево.- дополн

Сосна - это хвойное дерево. сказ.

Из - за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов. - обстоят

Вывод: Существительное может выступать в роли любого члена предложения.

Заполнить таблицу.

2. (Сл. 30) Творческая работа

 (составить и озаглавить текст по опорным словам: зима, пушистый, снег, ребята, снеговик, снежки, весело).

3. Тестовая  проверка

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) На солнце                В) У дерева

Б) В степи                     Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

(Сл. 31) Самопроверка. Оценивание

(Сл. 32) 8. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме - покажите солнышко, если возникали трудности                     (солнышко закрывает тучка), если вы ничего не поняли – тучку.

(Сл. 33) 9. Домашнее задание

Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).

Творческое задание: написать сказку об имени существительном.

(Сл. 34)

Знаем мы теперь отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
Существительным ура!

 (Сл. 35) Спасибо, ребята, за урок!

                                      Имя существительное                                             

Грамматическое
значение

Вопрос

 

Морфологические признаки

Роль в предложении

 

 

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также