Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Великосуходольский учебно-воспитательный комплекс №23»
Имя существительное как часть речи
конспект открытого урока
по русскому языку в 5 классе
Учитель: Селиванова Лариса Анатольевна
2022
Тема. «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Метод: игровой
Цель урока: систематизация изученного об имени существительном
Задачи урока:
1. Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить имена существительных в тексте;
- повторить морфемный разбор слов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, слайдовая презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный этап
Друзья
мои! Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведём урок!
Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу. Наш урок сегодня пройдет под девизом: (Сл. 1). «Ученику – удача, учителю – радость!»
Эмоциональный настрой
Учитель: Сейчас, ребята, я передам вам стеклянный шар. А вы передавайте его друг другу. Будьте осторожны, шар очень хрупкий. (Дети под музыку передают шар друг другу)
Учитель: Как вы старались передавать этот шар?
Ученик: Бережно, внимательно, аккуратно.
Учитель: Вот и друг к другу мы тоже должны быть внимательны на сегодняшнем уроке, а также внимательны к словам, которые произносим.
Итак…устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.
2. Мотивация к учебной деятельности:
Беседа:
(Сл. 2). Скажите, а вы любите сказки?
- А какие вы сказки знаете?
(Сл. 3).- А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? (сюжет сказки)
(Сл.4). Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.
- Кто помог ей?
(Сл. 5). - 12 месяцев.
(Сл. 6). Назовите их.
- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)
-Значит, какая будет тема нашего урока? (Имя существительное как часть речи)
(Сл.7). (запись числа и темы)
3.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения
А как вы думаете, какова цель нашего урока?
-Цель?( Научиться находить имена существительные в предложении и тексте.)
-А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи.
(Сл.8) Составим план нашей деятельности при помощи ключевых слов, которые у вас написаны на обратной стороне карточки: признаки, определение, находить, синтаксическая роль (определить признаки существительного, дать определение имени существительного, научиться находить их в тексте и определять синтаксическую роль).
(Сл.9) Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать в корзину не только подснежники как в сказке «Двенадцать месяцев», но и признаки имени существительного.
4. Актуализация знаний
Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)
А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)
На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)
Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (имеют значение)
А что обозначают существительные? (предмет)
5. Усвоение новых знаний У вас на столах лингвистический паспорт имени существительного.
К концу урока его нужно заполнить.
Имя существительное
Грамматическое |
Вопрос
|
Морфологические признаки |
Роль в предложении
|
|
постоянные |
непостоянные |
|||
|
|
|
|
(Сл.10) Задание №1.
Прочитайте слова: (слайд 10 + на листах)
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?
Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?
Распределите слова в зависимости от значения? (слайд + таблица на листах)
У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6.
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
(Сл. 11) Вывод: существительные могут обозначать названия людей, названия предметов, названия признаков, названия действий, названия животных, названия веществ.
Работа с учебником: Упр. на стр. 44 текст (устно).
Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение. (запись в табличку- 1 колонка - предмет)
Задание №2
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
(Сл. 12) Поиграем. Если существительное одушевленное - хлопаем в ладоши, если неодушевленное – топаем ногами.
Ученик, молодежь, свёкла, фарфор, хлопок, педагог, профессор, шофёр, школьница, спортсменка, царевич, избушка, впечатление, армия, пилот, инструмент, президент, фамилия.
(Сл. 13) - Что такое имена собственные и нарицательные. (собственные пишутся с большой буквы).
(Сл. 14) Вывод: существительные отвечают на вопрос кто? что? Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Собственные пишутся с большой буквы.
Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы.
Заполнение 2 колонки таблицы- постоянные признаки).
(Сл. 15) 6. Физминутка. Поиграем. Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.
Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.
- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.
(Сл. 16) Задание №3.Род
Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа.
На
первом этаже живут существительные: папа, день, стол.
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота.
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье.
- Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)
- Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного.
- Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.
Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю:
1)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)
2)
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
3)
Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)
4)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
6)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
7)
Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце) (Сл. 17)
(Сл. 18) Вывод: существительное имеет мужской, женский и средний род.
Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род.
Заполнение таблицы – непостоянные признаки.
Задание №4. Склонение
Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом.
(Сл. 19) 1. Беседа.
Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).
Сколько склонений у существительных?
Как определить склонение имен существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончанием о , е с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.
2. Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример. Земля, окно, карета, дом, огонь, дочь, снег (5-7 существительных)
Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение.
(Сл. 20) Вывод: существительные имеют 3 склонения.
Заполнение таблицы- непостоянные признаки.
(Сл. 21) Задание №5число
Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка.
На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).
(Сл. 22) Распределительный диктант записать в два столбика.
Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки
1 – единственное число 2 – множественное число
(Сл. 23) Самопроверка.
(Сл. 24) Вывод: Существительное имеет единственное и множественное число.
Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число.
Заполнение таблицы.
Задание №6.
(Сл. 25) Добрались мы и до поляны Падежей.
Это интересно!
Школьники Эстонии должны запомнить названия 14 падежей, а в Финляндии – 15. В грамматике Венгрии целых 22 падежа. А вот в некоторых языках народов Дагестана свыше 50 падежей. В китайской грамматике нет никаких падежей.
(Сл. 26) Повторим название падежей и падежные вопросы.
Игра «Кто быстрее» (задания по выбору)
Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА.
(Сл. 27) вставить буквы, определить падеж существительных.
На с…сне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей из запутала зима.
И оставила ра…путывать весне
Эту пряжу на берёзе и с…сне.
(Сл. 28) Вывод: Существительное имеет 6 падежей
Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж.
Заполнение таблицы.
Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”. Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали?
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.
Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)
7. Закрепление изученного материала
1.(Сл. 29) Практическая исследовательская работа
Сделайте разбор каждого предложения, какую синтаксическую роль играет существительное дерево.
Дерево поднялось выше дома.- подлеж
На косогоре мы увидели дерево.- дополн
Сосна - это хвойное дерево. сказ.
Из - за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов. - обстоят
Вывод: Существительное может выступать в роли любого члена предложения.
Заполнить таблицу.
2. (Сл. 30) Творческая работа
(составить и озаглавить текст по опорным словам: зима, пушистый, снег, ребята, снеговик, снежки, весело).
3. Тестовая проверка
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) На солнце В) У дерева
Б) В степи Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
(Сл. 31) Самопроверка. Оценивание
(Сл. 32) 8. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме - покажите солнышко, если возникали трудности (солнышко закрывает тучка), если вы ничего не поняли – тучку.
(Сл. 33) 9. Домашнее задание
Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).
Творческое задание: написать сказку об имени существительном.
(Сл. 34)
Знаем
мы теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
(Сл. 35) Спасибо, ребята, за урок!
Имя существительное
Грамматическое |
Вопрос
|
Морфологические признаки |
Роль в предложении
Подлежащее, дополнение, обстоятельство |
|
постоянные |
непостоянные |
|||
Предмет |
Кто? Что? |
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. |
Число, падеж |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.