Урок по теме «Православный храм»
Эпиграф:
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма-
он был также необходим для души народа,
как и дом и пища для его телесного существования»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2
Цели урока:
1. Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением православного храма и предметами церковного назначения.
2. Усвоение учащимися новых терминов: храм, крестное знамение, молитва.
3. Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской культуры.
4. Формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
5. Воспитание у детей доброты, милосердия, веротерпимости, бережного отношения к историческому и культурному наследию.Конспект урока "Православный храм" 4 класс
Конспект урока по основам православной культуры
«Православный храм»
4 класс
Урок по теме «Православный храм»
Эпиграф:
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма
он был также необходим для души народа,
как и дом и пища для его телесного существования»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2
Цели урока:
1. Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением
православного храма и предметами церковного назначения.
молитва.
культуры.
2. Усвоение учащимися новых терминов: храм, крестное знамение,
3. Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской
14. Формирование у учащихся представления о правилах и нормах
поведения в храме.
5. Воспитание у детей доброты, милосердия, веротерпимости,
бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть всех на уроке.
Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие, а вот
куда будет это путешествие отгадайте.
Это дом не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола
Ктото с мамой, кто один
Помолиться в этот дом,
Ходят в трепете святом,
По утрам и вечерам.
Это (православный храм)
Учитель: Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Как вы понимаете слово «храм»?
Для чего предназначены храмы? (для встречи и общения с Богом, для
соборных молитв, для совершения богослужения…). Храм дом Бога на
земле.
Учитель: Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы
наречется»…
Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому
храм отличается от обыкновенных зданий.
На слайде вы видите изображения храмов России. Всмотритесь
внимательно.
Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?
Ученик: Над храмом купола.
Учитель: Что напоминает купол? И цветом и формой?
Купол напоминает горящую свечу – это символ непрестанного
молитвенного обращения к Богу.
Ученик: Купол завершается крестом.
Учитель: Почему у православных храмов на куполе крест?
Ученик: Крест святыня и символ христианства.
Учитель: А чем отличаются храмы?
Ученик: Храмы отличаются друг от друга размером, цветом.
Учитель: Храмов много. Все они очень похожи. И все разные. И этим
они тоже похожи на людей. Мы люди в чемто одинаковые. Посмотрите
2друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги. У нас
у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется.
Но всё же мы разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз,
форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Человек когдато рождается. И
храм когдато рождается: закладывается первый камень и начинается
строительство. Человек получает имя. Родители дают имя ребенку в честь
святого. И у храма есть имя он освящается в честь святого человека или
святого праздника, или святой иконы. Вот наш храм назван в честь Рождества
Пресвятой Богородицы. И день рождение у него 21 сентября, в Церкви это
называется престольный праздник.
Учитель: Кто из вас бывал в храме? А с кем вы туда ходите?
Учитель: А, меняется ли поведение людей в храме?
Люди ведут себя в храме по особенному. Давайте познакомимся с
правилами, которые научат нас правильно вести себя в храме.
Есть отдельные правила поведения для мальчиков и для девочек.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Кроме этого в храме нельзя громко разговаривать, чтобы не помешать
людям молиться. Ходить следует тихо, никого не задевая.
Учитель: А теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего
храма. Перед тем как зайти в храм необходимо трижды перекреститься.
Вы знаете, как это делается? Давайте все вместе попробуем.
Мы соединяем вместе 3 пальца правой руки большой, указательный и
средний. Складываем их ровненько, чтобы ни один из них не отступал. 2
других пальца прижимаем к ладони. Соединенные 3 пальца означает, что мы
видим Святую ТроицуБога Отца, Бога Сына и Бога Святога Духа. А 2
пальца, прижатые к ладони, говорят о том, что мы верим, что Иисус Христос
Бог и человек.
Теперь, когда мы правильно сложили пальцы, мы крестимся. Мы
прикасаемся ко лбу, к животу, к правому, а затем к левому плечу и
произносим краткую молитву: Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Можно другую краткую молитву Господи помилуй.
Давайте еще раз все вместе нанесём крестное знамение на себя. Встаньте
пожалуйста.
3Затем опускаем руку и кланяемся. Крестясь, человек изображает на себе
крест, символ спасения человека от грехов. Крест, который освящает все
касаясь лбаум, животавнутренние чувства, касаясь плечсвои телесные силы.
И призываем благословение на дела наших рук. Вот что означает крестное
знамение, вот почему его нельзя совершать небрежно.
Осенив себя 3 крестом мы открываем двери храма и попадаем в храм,
где на всех стенах висят иконы с изображением Самого Бога, Божией
Матери, святых угодников. Перед ними стоят подсвечники и каждый человек
может поставить свечу. Как правильно это сделать мы сейчас с вами узнаем.
Все предметы в храме посвящены Богу и к ним нужно относиться с
особым уважением.
В храме мы всегда можем видеть батюшку. У него мы можем попросить
благословения, чтобы Бог помогал нам в наших делах. Для этого нужно
правую ладонь положить на левую и наклонить голову, обращаясь к батюшке:
«Батюшка, благословите». К батюшке вы можете обратиться и за советом, он
всегда внимательно выслушает вас, поможет вам.
В нашей тетради мы с вами как раз видим, как батюшка благословляет
детей.
1. Работа в тетради и чтение стихотворения:
Храм.
Храм любимый рисовал
Саша целый вечер,
Крест святой и аналой,
У иконок свечи.
Ходит Саша в Божий храм
С мамой в воскресенье,
Мама говорит всегда:
«Людям там спасенье».
Хочет Саша привести
В храм дружка Сережу,
Чтобы Милостивый Бог
Спас Сережу тоже. Елена Екимова
Подумай!
Учитель: Что означают слова мамы: «Людям там спасенье»?
Учитель: От чего должен спасти Бог Сережу?
Учитель: Молодцы. Давайте обратимся ко 2 заданию. Нам необходимо
отгадать загадки о церковных предметах, а отгадку мы найдем в
предложенных картинках и соединим.
3. Итог урока: Сегодня вы ребята побывали в храмедоме Божием,
познакомились с правилами поведения в храме, научились правильно
креститься и ставить свечи, прикладываться к иконам. Представьте, что вы
вышли из храма, чтото поменялось в вас или вы остались прежними?
4Учитель: Тогда, что для Вас храм? Ваш ответ должен состоять из одного
слова. Подумайте, пожалуйста.
Учитель: Из ваших ответов понятно, что каждый из вас благоговейно
и с уважением относится к храму. Храм можно сравнить с садом, в
котором растут такие цветы как добро, милосердие, сострадание,
справедливость, любовь.
И их нужно беречь и делиться с тем, кто в этом нуждается, и своими
делами помогать ближним. Если вы сбережете этот сад маленький храм
в своей душе, то вы будете созидать его всю свою жизнь.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы,
огромное всем спасибо!
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
До свидания, Храм!
На этом урок окончен. Все могут отдыхать.
Источники:
1. Шеченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное
пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий:
1й год обучения: Книга первая.М.: Издательский дом «Покров».2003 г.
2. Шеченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное
пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий:
1й год обучения: Книга вторая.М.: Издательский дом «Покров».2004 г.
3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзьч. Под ред.
Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебнометодический комплекс для
дошкольных образовательных учреждений.М.: Центр поддержки культурно
исторических традиций Отечества, 2011.
5