Конспект урока "Православный храм" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме «Православный храм» Эпиграф: «Благочестивые наши предки не могли жить без храма- он был также необходим для души народа, как и дом и пища для его телесного существования» Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 Цели урока: 1. Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением православного храма и предметами церковного назначения. 2. Усвоение учащимися новых терминов: храм, крестное знамение, молитва. 3. Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской культуры. 4. Формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме. 5. Воспитание у детей доброты, милосердия, веротерпимости, бережного отношения к историческому и культурному наследию.Конспект урока "Православный храм" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по основам православной культуры «Православный храм» 4 класс Урок   по теме «Православный храм»  Эпиграф:  «Благочестивые наши  предки не могли жить без храма­    он был также необходим для души народа,  как и дом и пища для его телесного существования» Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 Цели урока: 1. Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением  православного храма и  предметами церковного назначения.    молитва.  культуры. 2. Усвоение учащимися новых  терминов:  храм, крестное знамение,  3. Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской  14. Формирование  у учащихся представления  о правилах  и нормах  поведения в храме.   5. Воспитание у детей доброты, милосердия,  веротерпимости,  бережного отношения к историческому и культурному наследию.                Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть всех на уроке.  Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие, а вот  куда будет это путешествие отгадайте. Это дом ­ не просто дом                                                                                             Он красивый и с крестом.                                                                                           Золотые купола. Звонкие колокола                                                                           Кто­то с мамой, кто один  Помолиться в этот дом,                                                                                              Ходят в трепете святом,                                                                                             По утрам и вечерам.                                                                                                    Это  ­ ­­­­­­­­­­­­ (православный храм)  Учитель: Кто из вас догадался,  о чем пойдет речь сегодня на уроке? Как вы понимаете слово «храм»?  Для  чего предназначены храмы? (для встречи и общения с Богом, для соборных молитв, для совершения богослужения…). Храм ­ дом Бога на земле.  Учитель: Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы  наречется»… Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). Храм   соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обыкновенных зданий.    На   слайде   вы   видите   изображения   храмов   России.   Всмотритесь внимательно.  Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?  Ученик: Над храмом купола. Учитель: Что напоминает купол? И цветом и формой? Купол напоминает горящую свечу – это символ непрестанного  молитвенного обращения к Богу. Ученик: Купол завершается крестом. Учитель: Почему у православных храмов на куполе крест?  Ученик: Крест ­ святыня и символ христианства. Учитель: А чем отличаются храмы?  Ученик: Храмы отличаются друг от друга размером, цветом.  Учитель: Храмов много. Все они очень похожи. И все ­ разные. И этим  они тоже похожи на людей. Мы ­ люди ­ в чем­то одинаковые. Посмотрите  2друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги. У нас  у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется.  Но всё же мы ­ разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз,  форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Человек когда­то рождается. И храм когда­то рождается: закладывается первый камень  и начинается  строительство. Человек получает имя. Родители дают имя ребенку в честь  святого. И у храма есть имя ­ он освящается в честь святого человека или  святого праздника, или святой иконы. Вот наш храм назван в честь Рождества  Пресвятой Богородицы. И день рождение у него ­21 сентября, в Церкви это  называется престольный праздник. Учитель: Кто из вас бывал в храме? А с кем вы туда ходите? Учитель: А, меняется ли поведение людей в храме? Люди   ведут себя в храме   по­ особенному.   Давайте познакомимся с правилами, которые научат нас правильно вести   себя в храме.   Есть отдельные правила поведения   для мальчиков и для  девочек. Памятка мальчику:        Прежде чем зайти в собор,         Головной сними убор,         Злые мысли отгони:         Не нужны тебе они... Памятка девочке:         Скромную надень одежду,         В брюках в храм идёт невежда,         Голову платком покрой         И тихонько в храме стой. Кроме этого в храме нельзя громко разговаривать, чтобы не помешать людям молиться. Ходить следует тихо,  никого не задевая.  Учитель: А теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего  храма. Перед тем как зайти в храм необходимо трижды перекреститься.  Вы знаете, как это делается? Давайте все вместе попробуем. Мы соединяем вместе 3 пальца правой руки­ большой, указательный и средний.  Складываем   их   ровненько,  чтобы   ни   один   из   них   не   отступал.  2 других пальца прижимаем к ладони. Соединенные 3 пальца означает, что мы видим   Святую   Троицу­Бога   Отца,   Бога   Сына   и   Бога   Святога   Духа.   А   2 пальца, прижатые к ладони, говорят о том, что мы верим, что Иисус Христос Бог и человек. Теперь,   когда   мы   правильно   сложили   пальцы,   мы   крестимся.   Мы прикасаемся   ко   лбу,   к   животу,   к   правому,   а   затем   к   левому   плечу   и произносим краткую молитву: Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Можно другую краткую молитву­ Господи помилуй. Давайте еще раз все вместе нанесём крестное знамение на себя. Встаньте пожалуйста.  3Затем опускаем руку и кланяемся. Крестясь, человек изображает на себе крест, символ спасения человека от грехов. Крест, который освящает все­ касаясь лба­ум, живота­внутренние чувства, касаясь плеч­свои телесные силы. И призываем благословение на дела наших рук. Вот что означает крестное знамение, вот почему его нельзя совершать небрежно.  Осенив себя 3 крестом мы открываем двери храма и попадаем в  храм, где   на   всех   стенах   висят     иконы   с    изображением   Самого   Бога,   Божией Матери, святых угодников.  Перед ними стоят подсвечники и каждый человек может поставить свечу. Как правильно это сделать мы сейчас с вами узнаем.  Все   предметы   в   храме   посвящены   Богу   и   к   ним   нужно   относиться   с особым уважением. В храме мы всегда можем видеть батюшку. У него мы можем попросить благословения,   чтобы   Бог   помогал   нам   в   наших   делах.   Для   этого   нужно правую ладонь положить на левую и наклонить голову, обращаясь к батюшке: «Батюшка, благословите». К батюшке вы можете обратиться и за советом, он всегда внимательно выслушает вас,  поможет вам.  В нашей  тетради мы с вами как раз видим, как батюшка благословляет детей. 1. Работа в тетради и чтение стихотворения:  Храм. Храм любимый рисовал Саша целый вечер, Крест святой и аналой, У иконок свечи. Ходит Саша в Божий храм С мамой в воскресенье, Мама говорит всегда: «Людям там спасенье». Хочет Саша привести В храм дружка Сережу, Чтобы Милостивый Бог Спас Сережу тоже. Елена Екимова  Подумай! Учитель: Что означают слова мамы: «Людям там спасенье»?    Учитель: От чего должен спасти Бог Сережу? Учитель: Молодцы. Давайте обратимся ко 2 заданию. Нам необходимо отгадать   загадки   о   церковных   предметах,   а   отгадку   мы   найдем   в предложенных картинках и соединим. 3. Итог   урока:  Сегодня   вы   ребята   побывали   в   храме­доме   Божием, познакомились   с   правилами   поведения   в   храме,   научились   правильно креститься и ставить свечи, прикладываться к иконам.  Представьте, что вы вышли из храма, что­то поменялось в вас или вы остались прежними? 4Учитель: Тогда, что для Вас храм? Ваш ответ должен состоять из одного слова. Подумайте, пожалуйста. Учитель: Из ваших ответов понятно, что каждый из вас благоговейно и   с уважением  относится к храму. Храм  можно  сравнить  с садом, в котором   растут   такие   цветы   как  добро,   милосердие,   сострадание, справедливость, любовь. И их нужно беречь и делиться с тем, кто в этом нуждается, и своими делами помогать ближним. Если вы сбережете этот сад­ маленький храм в своей душе, то вы будете созидать его всю свою жизнь. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы,  огромное всем спасибо!  Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят.     До свидания, Храм! На этом урок окончен. Все могут отдыхать. Источники: 1. Шеченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1­й год обучения: Книга первая.­М.: Издательский дом «Покров».2003 г. 2. Шеченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1­й год обучения: Книга вторая.­М.: Издательский дом «Покров».2004 г. 3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзьч. Под ред. Л.Н.   Антоновой.   Экспериментальный   учебно­методический   комплекс   для дошкольных образовательных учреждений.­М.: Центр поддержки культурно­ исторических традиций Отечества, 2011. 5