Тема: Праздники основных религий.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: Обобщить знания о праздниках основных религий. Познакомить с традициями и ритуалами при праздновании Пасхи.
Задачи:
• образовательные:
- формирование первоначальных представлений о праздниках основных мировых религий;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить самостоятельно работать с текстом;
• развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал, выделять главное;
• воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям и культуре основных мировых религий.Конспект урока "Праздники основных религий"
Тема: Праздники основных религий.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: Обобщить знания о праздниках основных религий. Познакомить с
традициями и ритуалами при праздновании Пасхи.
Задачи:
образовательные:
формирование первоначальных представлений о праздниках основных
мировых религий;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей;
учить самостоятельно работать с текстом;
развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать материал, выделять главное;
воспитательные:
воспитывать уважение к традициям и культуре основных мировых
религий.
Оборудование:учебник «Основы духовно нравственной культуры народов
культуры народов России» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина ПК, мультимедийная
доска MIMIO, раздаточный материал, презентация
Ход урока
I.Оргмомент.
(Учащимся предложено разделиться на 4 группы( по личному выбору) и
занять свои места)
II.Актуализация знаний учащихся.
Назовите основные мировые религии. Слайд 1.
В каких религиях есть похожие праздники? Назовите их?
В какой религии празднуют Новый год?
Чему посвящены праздники иудаизма? Христианства?
(Учащимся предлагается слайд с изображением праздников разных
конфессий)
1 Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Cлайд 2.
Работать будем в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием)
III. Работа в группах.
Задание 1. Работа с таблицей
Вспомните основные религиозные праздники
Христианство
Иудаизм
Ислам
Буддизм
Проверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с таблицей на доске. Слайд
3
Подчеркните праздники, имеющие общее название, но посвящены разным
событиям?
IV. Определение темы и цели урока.
Откройте учебники и прочитайте вопросы, которые стояли перед нами
в начале изучения темы.
Как вы думаете нам можно закрыть эту тему, мы все узнали об этих
праздниках?
Послушайте стихотворение и подумайте, о каком празднике идет
речь?
Ученик 1:
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, они вещали, проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Ученик 2:
Проснитесь горы, долы, реки –
2Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
Кто ответит о каком празднике мы поговорим более подробно? (Пасха)
Это и будет темой нашего урока. Сегодня мы подробнее поговорим о
традициях ,ритуалах празднования Пасхи у христиан. Слайд 4.
Задание 2. Работа с текстом.
Прочитайте текст и подчеркните строки, которые вам не знакомы. На поля у
известной ставим ставим ( +),
Проверка
Ответы на вопросы – Что знали об этом празднике? А что узнали нового?
( +), ( ).
Учитель.
На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики
расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько
волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а
замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические
свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти
заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства
для лечения различных болезней.)
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха
сопровождается играми и развлечениями. Много веков на Руси играли в разные
любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об
одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам
каждая группа. Слайд 5
Задание 3.Пасхальные игры.
Каждая группа получает конверт с условиями пасхальной игры, затем
демонстрируtт одноклассникам
31. Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо
дольше прокрутится, тот и победитель.
2.Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали
вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди
катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)
2.Игра «Чоканье яйцами» Стукнув тупым или острым концом крашеного
крутого яйца о яйцо соперника, также древняя традиция. Выигрывает тот,
чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3.«Катанье яиц» .
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него
освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные
яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по
очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его
яйцо тронет.
Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.
Давайте посмотрим разнообразие крашенных яиц. Слайд 610
VI. Задание 4. Раскрашивание шаблонов яиц.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель:
Вы хорошо поработали. Молодцы!
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и
рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать
дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить
на вопросы
VIII. Рефлексия.
4* На уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен
* Урок для меня показался коротким/длинным
* За урок я не устал/устал
* Моё настроение улучшилось/стало хуже
* Материал урока мне был понятен/не понятен
Учитель. Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы,
упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье —
это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять
любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем
добро. И пусть ваша душа будет светлой
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный
колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
(Фонограмма звона колоколов.)
IX.Задание на дом (на выбор):
1)Написать маленькое сочинение о том, как празднуют Пасху у вас в доме.
2)Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравления с праздником
Пасхи.
3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть
значения этих понятий.
Дополнительная литература:
1. Н.А. Юдина. Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005
2. Л.В. Неретина. Конспекты уроков по изобразительному
искусству, мифологии и фольклору. М. «Владос» 2004
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
4. http://www.paskha.net/stihinapashugorchakova.htm
5. http://stranamasterov.ru/
5