Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
20.06.2018
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс.Физика. 10 класс.
" Проводники и диэлектрики и в электрическом поле"
Цели урока:
• Образовательная:
-формирование представления о проводниках и диэлектриках;
- ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их
поведением в электростатическом поле;
- демонстрация тесной связи теории с практикой.
• Развивающая:
-развитие познавательной активности, образного мышления, умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Воспитательная: воспитание чувства ответственности и готовности к сотрудничеству; приобретение навыков общения и самоорганизации; способствовать формированию научного мировоззрения..
конспект.docx
Физика. 10 класс.
" Проводники и диэлектрики и в электрическом поле"
Цели урока:
Образовательная:
формирование представления о проводниках и диэлектриках;
ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их
поведением в электростатическом поле;
демонстрация тесной связи теории с практикой.
Развивающая:
развитие познавательной активности, образного мышления, умений
выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности и готовности к
сотрудничеству; приобретение навыков общения и самоорганизации;
способствовать формированию научного мировоззрения..
Оборудование: персональный компьютер у каждого учащегося с программой
интерактивной доски, персональный компьютер учителя, мультимедийный
проектор, экран,
Методы обучения: объяснительноиллюстративный, практический.
Учебник:, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика 10 класса, 2008г
План урока
Этапы урока Время
, мин
Приемы и
методы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1.Организац
ионный
момент,
2.
Актуализаци
я знаний.
12
мин
34
мин
Фронтальная
беседа
вопросы
Отвечают
вопросы
на
Работа на
компьютере
Доска Стр1
Разделите
имеющиеся
вещества на 2
группы
Необходимо
разделить
на
проводники и
диэлектрики
3. Изучение
нового
2025
мин
Работа на
компьютере
1 материала.
5. Домашнее
задание
23
мин
Сообщение
учителя
Подведение
итога урока.
23
мин
Выделение
главного.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент:
Добрый день! Рада вас видеть на уроке. Кто отсутствует? По какой причине?
А когда люди больше болеют? Зимой или летом? Порассуждаем.
2.Объявление темы урока:
1. Откройте компьютеры, стр.1. Разделите предложенные вещества на 2
группы.
(Предполагается деление на «проводники и непроводники
электричества». Дайте название группам. Запишите в тетрадях тему урока: "
Проводники и диэлектрики и в электрическом поле"
Стр1
2.Кто понимает, чем отличаются проводники от диэлектриков?
В проводниках есть свободные носители зарядов, в диэлектриках нет.
Как те и другие поведут себя в электрическом поле?
Человек – это проводник или диэлектрик?
2 3.Изучение нового материала
1.Откройте стр. 2. Изображен проводник. Красные кружки –электроны, синие
– положительные ионы.
Поместим проводник во внешнее однородное электрическое поле, созданное
двумя параллельными пластинами.
Поставим знаки зарядов на пластинах.
Изобразим графически электрическое поле.
Что произойдет с электронами?
Убегут к положительной пластине.
В проводнике появляется свое поле, направленное противоположно
внешнему.
Поля скомпенсировали друг друга. Результирующее поле внутри проводника
равно 0.
Стр2
этому
явлению
Благодаря
2.Делаем выводы: электростатическое поле внутрь проводника не проникает,
заряды скапливаются на поверхности проводника.
В разделении зарядов и заключается явление электростатической
индукции.
осуществляется
электростатическая защита. Если какойлибо прибор необходимо
защитить от внешних электрических полей, то его помещают в проводящую
оболочку
Этот вывод наглядно продемонстрировал английский физик Майкл Фарадей.
Он провёл следующий опыт. Оклеил большую деревянную клетку листами
станиоля (оловянной бумагой) и изолировал её от Земли. При помощи
электрической машины Фарадей очень сильно зарядил клетку, а сам
поместился в неё с чувствительным электроскопом. При этом электроскоп не
показывал никакого отклонения.
3 3. Можно провести подобный опыт.
Возьмём электрометр, на стержне которого укреплена малая сфера, и
поднесём к нему положительно заряженную стеклянную пластину. Под
действием поля пластины стрелка электрометра отклонится от стержня.
Накроем теперь сферу калориметром и так же поднесём заряженную
пластину. Стрелка отклоняться не будет. Калориметр оказывает
экранирующее действие. Внутри него электрического поля нет.
4. Демонстрация опыта с электростатической сеткой.
5.Диэлектрики это вещества, не содержащие свободных заряженных
частиц, т.е. таких заряженных частиц, которые способны свободно
перемещаться по всему объему тела. Поэтому диэлектрики не могут
проводить электрический ток.
По внутреннему строению диэлектрики разделяются на полярные и
неполярные
стр 3
6.Чтобы разобраться, почему в диэлектрике нет свободных зарядов,
рассмотрим его строение на примере типичного диэлектрика поваренной
соли.
Мы уже видели, что у натрия во внешней оболочке один валентный электрон,
слабо связанный с атомом. Посмотрим, сколько валентных электронов у
хлора.
У хлора семь валентных электронов и для завершения энергетического уровня
4 ему не хватает одного электрона. Хлор захватывает недостающий электрон у
натрия. Натрий, отдавая электрон, заряжается положительно, а хлор, забрав
электрон, заряжается отрицательно. Получается система из двух
разноимённых зарядов, связанных между собой. Такая система связанных
зарядов называется электрическим диполем.
Диэлектрики же, состоящие из таких диполей, называют полярными.
К полярным диэлектрикам относятся поваренная соль, спирты, вода и др.
7. Есть ещё другие диэлектрики, их называют неполярными. У этих
диэлектриков нет диполей, они состоят из молекул, у которых совпадают
центры положительных и отрицательных зарядов. Как только мы помещаем их
во внешнее поле, происходит разделение зарядов, неполярная молекула
диполем.
становится
8. Поместим диэлектрик в электростатическое поле,
Стр4
на каждый диполь будет действовать пара сил. Под действием этих сил
диполи начнут разворачиваться отрицательными полюсами влево, а
положительными вправо. При этом с левой стороны окажется больше
а справа отрицательных.
положительных полюсов диполей,
9.Вывод: Внутри диэлектрика возникнет своё, внутреннее поле, направленное
против внешнего. Тепловое движение молекул не даёт им выстроиться ровно
вдоль силовых линий, поэтому внутреннее поле будет меньше внешнего.
Следовательно, общее поле внутри диэлектрика будет меньше внешнего
10.Убедимся в этом на опыте. Возьмём электрометр с металлическим
диском и зарядим его положительно. Поднесём к диску лист пластика,
стрелка электрометра приблизилась к стержню. Значит, диэлектрик ослабляет
поле диска.
11.Для того чтобы описать, как сильно ослабляет диэлектрик электрическое
5 поле, вводят величину, которую называют диэлектрической проницаемостью.
Если обозначить Евнеш напряжённость электрического поля в вакууме;
Е вещ. напряжённость электрического поля в диэлектрике;
ε диэлектрическая проницаемость среды, то получим формулу
стр 5
вода ослабляет внешнее поле в 81 раз
явление,
связанное
12.Поляризация диэлектриков —
с
ограниченным смещением связанных зарядов в диэлектрике или поворотом
электрических диполей, обычно под воздействием внешнего электрического
поля, что приводит к ослаблению внешнего поля.
13.Выдержки из реферата «Физика мозга»
14.Назовите источники электрических полей.
Земля, компьютеры и другая техника, грозовые тучи, линии электропередач...
15.В школе была проведена большая проверка санэпиднадзора, в результате
было выявлено, что вся оргтехника на предмет электростатических полей
соответствует санитарным нормативам. Но существуют нормы использования
компьютера на уроке. Для старшеклассников это 20 минут. Выключаем
компьютер.
16.Источником сильного электрического поля является земля.
Согласно новейшим исследованиям, земной шар заряжен отрицательно, то
есть избыточным количеством свободных электрозарядов, около 6*105 Кл.
Это очень большой заряд.
Отталкиваясь друг от друга силами Кулона, электроны стремятся скопиться
на поверхности земного шара.
На большом расстоянии от земли, охватывая ее со всех сторон, находится
ионосфера, состоящая из большого количества положительно заряженных
ионов. Между землей и ионосферой существует электрическое поле.
6 Стр7
При ясном небе на расстоянии метра от земли разность потенциалов
достигает примерно 125 В.
17. Электроны, стремящиеся под действием поля вырваться с поверхности
земли, проникали в голые ступни и электропроводные концы нервов мышц
первобытного человека, ходившего по земле босиком.
Это проникновение электронов продолжалось только до тех пор, пока общий
свободный отрицательный заряд человека не достигал потенциала заряда на
участке поверхности земли, где он находился.
Под действием поля заряды, проникшие в тело человека, стремились
вырваться наружу, где и захватывались положительно заряженными ионами
атмосферы, непосредственно соприкасавшейся с открытыми кожными
покровами головы и рук.
Тело человека, его живые клетки и все функциональные зависимости
метаболизма миллионы лет были приспособлены природой для здоровой
жизни человека в условиях околоземного электрического поля.
Стр6
18. Человек надел сапоги, синтетическую одежду, выстроил дома, изобрел
токонепроводящнй линолеум, резиновые подошвы, залил улицы городов и
дороги асфальтом. Человек сегодня гораздо меньше соприкасается с
электрозарядами земли. Т.е. он стал заряженным положительно.
7 В этом заключается одна из причин таких “общедоступных” болезней, как
неврозы,
головные боли,
сердечнососудистые
заболевания, быстрая утомляемость, плохой сон и пр.
раздражительность,
Как избавиться от всего этого?
19.Работа со отрывками из статей
Как избавиться от лишнего положительного электричества?
20.Человек – проводник или диэлектрик? На 60 % состоит из воды, мозг на
90%, значит, диэлектрик. А это значит, что электрическое поле в теле
человека есть.
Причем напряженность этого поля человеческого тела меняется в
зависимости от напряженности внешнего электрического поля в данной точке
земли в данный момент, от положения тела человека.
Всегда возникает множество «почему?» при объяснении природных явлений.
4. Рефлексия.21.Какие вопросы возникли у вас? Запишите их.Озвучьте их
5. Домашнее задание:
1. прочитать параграф о проводниках и диэлектриках в электрическом поле
2. прочитать статью: В. Д. Дудышев. «Природные явления планеты
– причины и следствия» и написать эссэ
3. внести изменения в формулы силы, напряженности, потенциала
для поля в веществе
4. ответить на поставленные вопросы
Именно электрическое поле земли создает все природные аномалии считает
Валерий Дмитриевич Дудышев. Стоит прочесть его статьи об околоземном
электричестве. «Природные явления планеты – причины и следствия».
8 Стр 8
Почему и как в туче происходит разделение зарядов?
Как изменяется величина и направление напряженности поля при грозе?
Какова причина молнии?
Как уберечься от сильнейшего электрического поля молнии?
Почему нельзя пользоваться огородом, если он находится вблизи
высоковольтной линии электропередачи?
Записи в тетради.
Проводники в электрическом
поле
1. Есть свободные электроны
2.электроны
поверхности проводника
собираются на
Внутри
3.
электрического поля нет
проводника
Диэлектрики в электрическом поле
1.Нет свободных носителей зарядов.
2. В электрическом поле молекулы и
атомы поворачиваются так, что с одной
стороны в диэлектрике появляется
избыточный положительный заряд, а с
другой отрицательный
3. Электрическое поле внутри проводника
ослабевает в
ε раз.
4. Проводник можно разделить
на 2 части в электрическом поле,
и каждая часть
будет
4. Диэлектрик можно разделить на 2 части
в электрическом поле, но каждая из них
будет незаряженной
9 заряженной разными знаками.
10
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Конспект урока "Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.