Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”
Оценка 4.9

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
13.09.2019
Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”
Целью урока-размышления “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан” были: углубление знаний Конституции Р. Ф., закона Р. Ф. "О гражданстве",готовность к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нормативными ориентациями, формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству. В начале урока предлагаю учащимся проанализировать два определения "гражданин" и в приведённых предложениях определить, в одинаковом ли значении употребляется слово «гражданин». Используя учебник, найти ответ на вопрос, кто такие граждане. Далее учащимся предложена индивидуальная работа по заполнению в тексте продолжения фраз. Учащемуся класса предложено было заранее подготовить рассказ Василия Шукшина о деревенском парне Пашке. Ребята отвечают на поставленные по рассказу вопросы и делают вывод о том что такое "гражданские чувства", приводят примеры гражданских поступков из истории. Далее работаем по тексту Конституции Р. Ф. по группам и называем права и обязанности граждан.
“Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан” урок обществознания.docx
Тема: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан” Задачи урока: подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина; углубить знания Конституции РФ, закона РФ “О гражданстве” ; способствовать формированию правовой культуры и гражданской ответственности; способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к  творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими  ценностно – нрормативными ориентациями; вызывать стремление к развитию таких личностных качеств, как критичность,  толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону; формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему  Отечеству;  формировать и развивать навыки работы в коллективе; развивать навыки творческого мышления. Форма урока: урок­размышление Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. И.С. Тургенев Ход урока. План: 1.Гражданин – человек имеющий права. 2.Права и обязанности гражданина. 3.Закон РФ «О гражданстве». ­Уважаемые девятиклассники, давайте попытаемся работать так, чтобы мы услышали друг  друга.  Сегодня у нас необычный урок. Урок гражданина. Гражданин… Кто такой гражданин? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (Родина, мораль, право, доброта, честь, совесть, обязанности, права, патриотизм, закон,  верный, забота, сострадание). 1. Наш урок посвящён гражданину – человеку свободному и ответственному. 1. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного гоударства,  пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему. ­­Проанализируйте данные определения и в приведённых предложениях определите, в  одинаковом ли значении употребляется слово «гражданин».  ­ Какие различия вы увидели? ∙  «Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления». ∙  «Гражданин СССР совершил первый в мире полёт человека в космос». ∙  «Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина». ∙  «Граждане, передавайте деньги за проезд!»  кто такие граждане Используя учебник, найдите ответ на вопрос,     .   Итак, человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего  Отечества? (Гражданин  )   2. Работа индивидуальная по заполнению продолжения фраз: Рабочий лист 1 Гражданин – человек, который любит ___________________________________________________ переживает _______________________________________________ действует _________________________________________________ протестует ________________________________________________ требует ___________________________________________________ потому что ________________________________________________ Примерные ответы    :   Гражданин – это человек, который •любит свою родину  переживает ее беды и проблемы как свои собственные  действует на благо своей страны и  не может быть равнодушным,  потому что  только активность граждан сделает свою Родину процветающей , протестует против нарушений прав человека  требует улучшения условий жизни для многих людей 3. У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьёзном характере и называли его балаболкой. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвётся, а Пашка вскочил в  машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал автомашину к реке. Он едва успел  спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять балагурит: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся. ­ Как можно оценить поступок Пашки? ­Все ли могут поступить так, как герой рассказа? ­ Какие чувства заставили его совершить этот поступок? ­ Какие гражданские черты вы увидели в Пашке? Гражданские чувства ­ это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно  взирать на беды страны, несчастья других людей. ­ Приведите примеры гражданских поступков из истории. Для того, чтобы совершить гражданский поступок, необходим гражданский мотив, или    :   Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его  мотив гражданского поведения.  Мотив –это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Для совершения любого полезного поступка нужны нравственные усилия души и разума, а  особенно большие усилия требуются для того, чтобы совершить поступок на благо страны  или других людей. Вывод   члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей. 4.  Знакомство с нравственным кодексом человека­личности­гражданина. Ребята, мы выяснили с вами, кто такой гражданин.  Понятие “гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование. В юридическом смысле “гражданин” – это человек, который обладает правами,  свободами, несёт определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего  государства – Конституцией РФ. А как вы понимаете, ч  то значит (ответы детей) Т. Е. гражданин государства обладает определёнными правами и обязанностями. ­ Что понимается под свободой человека? ­ Что такое ответственность? ­ Почему свободный человек должен нести ответственность? (ответы детей)   «Гражданин –человек свободный и ответственный»? Свобода человека­ отсутствие каких­либо ограничений, стеснений в чём­либо. Право человека –охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная  возможность человека что­то делать, осуществлять. 5.  Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения,  социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола,  образования, языка, вероисповедания (ст.29 “Всеобщая декларация…”) Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. свободный  труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести и т.д. К основным обязанностям граждан России относится: • • • • • • • соблюдать Конституцию и законы РФ; уважать права и свободы других людей; защищать Отечество; платить налоги; сохранять природу и окружающую среду; заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. 6.  А можно ли вас назвать гражданами России? По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям всеобщей  декларации прав человека, в которой записано: “Каждый ребёнок имеет право на  приобретение гражданства”. 01.07.2002 г. вступил в силу Закон РФ “О гражданстве”. Хотелось бы обратить ваше внимание на ст.9 “Гражданство детей” и ст.12 “Приобретение  гражданства РФ по рождению” Ст. 9 “Гражданство детей” 1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его  родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с  настоящим законом РФ. 2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет  необходимо его согласие. 3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения  гражданства РФ он станет лицами без гражданства. 4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых  родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его  родителей, лишённых родительских прав. Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению” 1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от  места рождении ребёнка); б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства,  или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от  места рождения ребёнка); в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным  гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае  он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами,  или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё  гражданство. 2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны,  становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня  его обнаружения. Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. 7. Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих  гражданах?  духовно – нравственный смысл понятия      А теперь попытаемся понять, в чём  “гражданин”    ?   Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия  “гражданин” сколько его духовно – нравственный смысл.   Обратимся к строкам Н.Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан” Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма,  любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и  талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять “загадочную русскую душу”. 6. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни.  Приведите примеры. Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать. Задание: Выскажите своё мнение поступками:  ,   можно ли назвать следующие действия гражданскими    • • • • ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям  бережно относиться к зелёным “островкам” своего города, района, села; жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской  площадки; молодые люди участвуют в восстановлении храма; ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны. 7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность. Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои  способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей. 8. Закрепление.  “Экзамен на гражданина” 1. Гражданство. В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство? 2. Права и свободы гражданина. Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”  А.Пушкина в соответствующие пустые строки • • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на  _____________________________(личную неприкосновенность, жизнь и свободу). Брак королевича Елисея и царевны был заключен при  ______________________________ (свободном и обоюдном согласии). Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на  ______________________________ (неприкосновенность жилища). 3. Обязанности гражданина. Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина  России, закреплёнными в Конституции РФ. • • • • • • • • • • Соблюдать законы; Платить налоги; Состоять в рядах какой­либо политической партии; Быть членом профсоюза; Работать на предприятии; Защищать Отечество; Сохранять природу и окружающую среду; Бережно относиться к памятникам истории и культуры; Учиться, получать образование.  9.  Домашнее задание: п.35.

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Конспект урока-размышления по обществознанию на тему:  “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019