Конспект урока "Род и семья – исток нравственных отношений" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План – конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе ( Модуль «Основы светской этики») Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений» Цель: - Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким. Задачи: - Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии. - Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых социокультурных категорий.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ  в 4 классе ( Модуль «Основы светской этики») Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»  Цель:  ­ Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья,  родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей,  для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.  Задачи:  ­ Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных  ролях   членов семьи, семейном благополучии.  ­ Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся  в области рассматриваемых социокультурных категорий.  ­ Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.  Виды деятельности: беседа, устный творческий рассказ на тему, работа в группах,  подготовка творческой беседы с членами семьи.                                                                Ход урока 1.Актуализация знаний Слайд №5 Эпиграф к уроку «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».                                                                                                                          Л.Н.Толстой  Вступительное слово учителя о семье:  Что может быть семьи дороже?  Теплом встречает отчий дом,  Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!  Любите! И цените счастье!  1Оно рождается в семье,  Что может быть её дороже На этой милой всем земле!   Тема нашего занятия «Род и семья – исток нравственных отношений»  Мы познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их  объединяет, почувствуем тепло и заботу  своих близких. Слайд № 6,7,8,9 2.   Основной этап урока  Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева – его корни, начало  реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его род.   1) Работа с понятиями род и семья.  Беседа с учащимися по вопросам:  Что такое род?  Существует ли сегодня понятие рода?  Найти слова, соответствующие по смыслу слову род. Родство Родители Родина Народ РОД Родословная   Работа в группах Слайд №11    Укажи последовательность родственных связей в семье:  Сын мать бабушка прабабушка правнук внук  Самостоятельная работа по карточкам  Соедини друг с другом соответствующие понятия в столбиках: Прабабушка                              Папин брат 2 (cid:252) (cid:252)Прадедушка                                     Сын твоей тёти              Бабушка                                                          Мама твоего дедушки Дедушка                                                Дочь твоего дяди Дядя                                                              Дедушка твоего отца Тётя                                                             Мама твоей мамы Двоюродный брат                           Мамин папа Двоюродная сестра                               Мамина сестра Слайд №10 2)Работа с учебником. Прочитайте и объясните: 1 – 3 абзацы на стр. 38  Задание для 1 группы: найдите новые слова и объясните их.  Задание для 2 группы: в одном предложении выразите главную мысль.  Задание для 3 группы: назовите роль семьи в жизни людей. чтение статьи «Род и семья – исток нравственных отношений» Слайд №12 3) Актуализация знаний (блиц ­ опрос) Что такое род? Как возникли некоторые фамилии? Что помогает понять человеку семья? Семейные роли и обязанности.  Главные задачи семьи? Что такое родословная? 4)Инсценировать несколько ситуаций и обсудить их:  (в группах) Слайд №11 кто­то в семье заболел; уставшая мама пришла с работы; ужин в семейном кругу; 3 (cid:252)сын поссорился с отцом (матерью);  5) Физминутка. Слайд №13      А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу,  руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на  одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. ­ Когда было легче удержаться на одной ноге? ­ Почему в паре легче, как думаете?  ­ Что вам помогло?  ­ Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. Слайд № 8,9  Как вы понимаете значение слова «семья»?  Как образовано это слово?  С чего начинается любая семья?        Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и  близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их  мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои  родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.         Семья ­ это сложный организм, недаром же она называется «семь я».   6)Пословицы о семье – слайд № 14,15  Согласную семью и горе не берет  Семья в куче, не страшна и туча  На что клад, когда в семье лад 7) Составление «родового дерева» семьи.  Рассмотреть иллюстрацию – родословная Пушкина Слайд № 16      На стр. 38 родословная поэта А.С. Пушкина. Посмотрите,  какая она длинная. А каким  получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его.  Легче начать с вас. Запомните: каждое поколение изображается на одной линии     8) Беседа с учащимися по вопросам:  Что должно включать в себя родовое древо?  4Почему для людей важно знать своих предков?  Что может изображаться на родовых гербах?  Почему все родовые гербы разные?  Иллюстрация – родовой герб Багратионов. 4.Творческий этап  Обсудить сказку Слайд № 17,18              Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В  Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без  меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»         Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и  смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел.          Пошел Лепесток, встречает Муравья.   Ты кто? – спрашивает Муравей.  ­ Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.  ­ Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.       Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.  ­ Почему погиб Лепесток?  ­ А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?         В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в  семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.  Сочинить небольшое стихотворение о семье (по выбору) 1.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­семья,  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ я.  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­дом,  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­в нём. 2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­родной,  5­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­покой.  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­кров,  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­любовь. Слайд № 19,20,21 4. Итого урока.  Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.  Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?  Что вам особенно запомнилось из прочитанного  текста и сказанного на уроке? 1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________  2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________  3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________  4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________  Закрепление основных понятий урока.  Запись в тетрадь терминов и понятий: род, семья, родословная, традиции, нравственность. Слайд №22 11. Домашнее задание. Слайд №23 Придумайте и изобразите герб своей семьи. Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте свое родословное древо. 6Список литературы.   Левитский А.В.  Методологические особенности преподавания комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно­методическое пособие,  Екатеринбург, 2011г. Студеникин  М.Т. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы  светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.  М.  «Просвещение», 2012г.  Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно­нравственного  образования учащихся//Начальное образование. ­ 2011. ­ № 3.   7