План – конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе ( Модуль «Основы светской этики»)
Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цель:
- Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья,
родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и
формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для
воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в
области рассматриваемых социокультурных категорий.конспект
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе ( Модуль «Основы светской этики»)
Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цель:
Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья,
родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и
формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для
воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.
Задачи:
Расширить представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях
членов семьи, семейном благополучии.
Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в
области рассматриваемых социокультурных категорий.
Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Виды деятельности: беседа, устный творческий рассказ на тему, работа в группах,
подготовка творческой беседы с членами семьи.
Ход урока
1.Актуализация знаний
Слайд №5
Эпиграф к уроку «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л.Н.Толстой
Вступительное слово учителя о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
1Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле!
Тема нашего занятия «Род и семья – исток нравственных отношений»
Мы познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их
объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.
Слайд № 6,7,8,9
2. Основной этап урока
Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева – его корни, начало
реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его род.
1) Работа с понятиями род и семья.
Беседа с учащимися по вопросам:
Что такое род?
Существует ли сегодня понятие рода?
Найти слова, соответствующие по смыслу слову род.
Родство
Родители
Родина
Народ
РОД
Родословная
Работа в группах
Слайд №11
Укажи последовательность родственных связей в семье:
Сын мать бабушка прабабушка правнук внук
Самостоятельная работа по карточкам
Соедини друг с другом соответствующие понятия в столбиках:
Прабабушка Папин брат
2
(cid:252)
(cid:252)Прадедушка Сын твоей тёти
Бабушка Мама твоего дедушки
Дедушка Дочь твоего дяди
Дядя Дедушка твоего отца
Тётя Мама твоей мамы
Двоюродный брат Мамин папа
Двоюродная сестра Мамина сестра
Слайд №10
2)Работа с учебником.
Прочитайте и объясните: 1 – 3 абзацы на стр. 38
Задание для 1 группы: найдите новые слова и объясните их.
Задание для 2 группы: в одном предложении выразите главную мысль.
Задание для 3 группы: назовите роль семьи в жизни людей.
чтение статьи «Род и семья – исток нравственных отношений»
Слайд №12
3) Актуализация знаний (блиц опрос)
Что такое род?
Как возникли некоторые фамилии?
Что помогает понять человеку семья?
Семейные роли и обязанности.
Главные задачи семьи?
Что такое родословная?
4)Инсценировать несколько ситуаций и обсудить их: (в группах)
Слайд №11
ктото в семье заболел;
уставшая мама пришла с работы;
ужин в семейном кругу;
3
(cid:252)сын поссорился с отцом (матерью);
5) Физминутка. Слайд №13
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу,
руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на
одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
Когда было легче удержаться на одной ноге?
Почему в паре легче, как думаете?
Что вам помогло?
Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
Слайд № 8,9
Как вы понимаете значение слова «семья»?
Как образовано это слово?
С чего начинается любая семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и
близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их
мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои
родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
Семья это сложный организм, недаром же она называется «семь я».
6)Пословицы о семье – слайд № 14,15
Согласную семью и горе не берет
Семья в куче, не страшна и туча
На что клад, когда в семье лад
7) Составление «родового дерева» семьи.
Рассмотреть иллюстрацию – родословная Пушкина
Слайд № 16
На стр. 38 родословная поэта А.С. Пушкина. Посмотрите, какая она длинная. А каким
получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его.
Легче начать с вас. Запомните: каждое поколение изображается на одной линии
8) Беседа с учащимися по вопросам:
Что должно включать в себя родовое древо?
4Почему для людей важно знать своих предков?
Что может изображаться на родовых гербах?
Почему все родовые гербы разные?
Иллюстрация – родовой герб Багратионов.
4.Творческий этап
Обсудить сказку
Слайд № 17,18
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В
Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без
меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и
смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку,
зовет к себе шмелей и пчел.
Пошел Лепесток, встречает Муравья.
Ты кто? – спрашивает Муравей.
Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка
– цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Почему погиб Лепесток?
А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в
семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.
Сочинить небольшое стихотворение о семье (по выбору)
1.семья,
я.
дом,
в нём.
2.родной,
5покой.
кров,
любовь.
Слайд № 19,20,21
4. Итого урока.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?
Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________
2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________
3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________
Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий: род, семья, родословная, традиции, нравственность.
Слайд №22
11. Домашнее задание.
Слайд №23
Придумайте и изобразите герб своей семьи.
Вместе с родителями составьте свою родословную.
Нарисуйте свое родословное древо.
6Список литературы.
Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебнометодическое пособие,
Екатеринбург, 2011г.
Студеникин М.Т. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы
светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.
«Просвещение», 2012г.
Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовнонравственного
образования учащихся//Начальное образование. 2011. № 3.
7