Конспект урока. Русский язык - "Создаем текст- рассуждение", 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока. Русский язык - "Создаем текст- рассуждение", 3 класс

Оценка 4.9
Рабочие листы +2
doc
русский язык
3 кл
01.04.2017
Конспект урока. Русский язык - "Создаем текст- рассуждение", 3 класс
Данный конспект разработан и проведен урок в 3 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная инновационная школа". Урок входит в состав раздела "Творческая лаборатория". Это серия занятий по развитию связной речи учащихся. На данном уроке обучающиеся должны освоить отличительные особенности и структуру текста-рассуждение. Урок составлен и проведен в форме путешествия в лес.
Конспект урока русского языка — копия.doc

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема урока: «Создаем текст-рассуждение»

УМК «Начальная инновационная школа»

Учебник «Русский язык» Авторы: Л.В. Кибирева; О.А. Клейнфельд; Г.И. Мелихова.

Учитель – Матвеева Светлана Владимировна.

 

Цель:

совершенствовать умения учащихся определять изученные типы текстов, познакомить с особенностями структурной композиции текста-рассуждения, формировать умение составлять предложение –рассуждение и текст-рассуждение с опорой на структуру нового типа текста.

 

Задачи урока:

- систематизировать знания учащихся о типах текстов;

- формировать умение распознавать текст- описание, повествование, рассуждение и составлять текст- рассуждение;

- активизация и развитие творческого воображения, обогащение знаний детей о природе  родного края,  основанных на жизненных наблюдениях  и личном опыте детей;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи;

- воспитывать чувство любви к родной природе, активное намерение оберегать ее, вглядываться, любоваться и общаться с природой.

                            

Планируемые результаты:

Личностные УУД –  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

 

Регулятивные УУД  – принятие и сохранение учебной задачи;

- планирование действий в соответствии с поставленной задачей;

- использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

 

Познавательные УУД –  пользоваться схемами, составлять схему в соответствии с темой и задачами урока;

- строить сообщение в устной и письменной форме;

- строить несложные рассуждения, полагаясь на жизненный опыт и знания; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; - смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации;

- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

- владение алгоритмом построения текста- рассуждения и др.

 

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний);

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций;

- осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах и структурных (композиционных) особенностях.

 

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, карточки  со словами-помощниками для составления предложений или ответа, словарь Ожегова, карта урока с дифференцированными заданиями для индивидуальной творческой работы, части схемы для моделирования в парах и на доске.

 

 

 

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема. «Создаем текст-рассуждение»

Слайд 1.  http://pedsovet.su/

 

1. Организационный момент

 

- Дорогие ребята, к нам на урок пришли гости, поприветствуем их.

 Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

А улыбка и хорошее настроение помогут вам быть активными и внимательными.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас урок развития речи и я приглашаю вас в творческую мастерскую.

 

- Подпишите карту урока.

Слайд 2.

- Отгадайте загадку.

Весной веселит

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает?

 

* Слайд 3 Лес

* +  Звуки поющего леса

- Я предлагаю вам мысленно перенестись в лес.

 http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/14/11085404.jpg

 

 

- Здравствуй лес, дремучий лес, полон сказок и чудес!

   Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

   Что ты шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?      

   Что в глуши твоей таится, что за зверь, какая птица?

   Все открой не утаи: ты же знаешь, мы свои!

* ( Убрать звук)

 

- Как чудесен лес ранним утром! Но  что это?

- Прислушайтесь, слышите? Кажется, кто-то разговаривает в лесу! О чем же ведутся разговоры в лесу.

- Ребята, послушайте внимательно сказку Н. Сладкова.  Инсценировка сказки Н. Сладкова «Почему год круглый?»

- Выберите  вопрос, которым автор озаглавил автор  сказку.

 

- Спасибо героям, садитесь. Молодцы! Вы помогли нам  представить жизнь в лесу

 

- Найдите Задание №1 в карте урока.

Слайд Заголовки

- Выберите  вопрос, которым автор озаглавил автор  сказку.

                                              1. Скоро Новый год?

                                               2. Почему год круглый?

                                               3. Что такое год?

Слайд Самопроверка Рукой 1, 2,3. -  смайлик

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Карточки-помощники.    Используйте в своем ответе следующие слова и сочетания слов.

   Прочитаем, как можно начать свой ответ.

 

Голубой фон – Я думаю, …         Розовый фон – Наверное,               Желтый фон - , поэтому…

                        По-моему, …                                   Возможно, …                                       …,  так как…

                        Мне кажется, …                           Может быть,                                      …, потому что…

На голубом и розовом фоне – начало фразы, а на желтом цвете связующее слово.

 

Слайд 6

- Н.Сладков назвал сказку «Почему год круглый?»

- Как вы понимаете значение слова «круглый год»? (весь,  целый)

- Как вы понимаете  лексические значения слова «круглый» в  других сочетаниях слов:

«круглый мяч» - имеет  форму круга, «круглый отличник» - совершенный, полный отличник.)

- Назовите словосочетание, в котором слово «круглый»  употребляется в переносном значении. («круглый отличник», круглый год»).

 

- Что мы сейчас делали, когда отвечали на вопрос?

-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (Текст-рассуждение Типы текстов) или

- К какому типу текста относится это произведение? Почему? (Заголовок «Почему год круглый?», а это вопрос текста-рассуждения».)

 

3. Постановка учебной задачи и цели урока

- Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.)

- Вспомним, какой тип текста мы уже подробно изучили, а с какими только познакомились?

(Мы изучили текст-повествование, а знакомы с текстом- описание и рассуждение.)

 

- Я предлагаю вам повторить изученный материал в игре «Составь модель текста».

Работа пойдет в парах.

- Составим модели текста-рассуждения и текста-повествование. Возьмите у себя на парте конверт под названием «Типы текста»,  прочитайте слова и выражения, сгруппируйте  их в две схемы «Текст-повествование» и «Текст-рассуждение».

 У доски работает со схемой пара учеников.

- Проверка работы по модели, сверяем с доской и рассказываем правило.

- Что заметили?

Я знаю по этой теме: Какой текст называется рассуждением?

             Типы текстов бывают: повествование, описание и рассуждение.

                                         В тексте – рассуждении объясняется или доказывается что-либо, можно к тексту задать вопрос «Почему так?»).

- Что хотелось бы узнать?

 («Мы не знаем, из каких частей состоит текст-рассуждение, и как они называются»).

- Кто догадался, какие задачи нашего урока?

 ( Мы должны узнать, как называются части в тексте-рассуждении и как составить текст-рассуждение)

Слайд   Тема урока «Создаём текст-рассуждение».

- Поможет нам исследование.

-  Прочитайте Задание №2 в  Карте урока.

- Заполним таблицу «Я – исследователь»

-Запишем результаты моделирования в таблицу:

- Прочитайте первую строку. ( Тема)

- Тема уже известна, но прежде чем мы ее запишем, назовите орфограмму в слове «рассуждение».  (Двойная согласная «СС», приставка «рас», корень.)

- Запишем в таблицу Тему исследования: «Текст-рассуждение».

- Прочитаем название первого столбца. ( Что исследуем?)

- Прочитаем название второго столбца. (Результат исследования)

- Заполните 1 и 2 вопросы самостоятельно. Консультант помогает.

- (Проверочное слово доказательство - докажет, доказывать, объяснение – ясно, ясен.)

 

- Ответим на первый вопрос «1. Что такое рассуждение?».

-  Вспомним лексическое значение слова «рассуждение» или ответ из правила.

 

- Прочитаем второй вопрос «2. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?»

- Запишите ответ во второй столбец.

 

- Прочитаем вопрос 3. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

- Попробуем предположить, как могут называться части в тексте-рассуждении?

- Как вы думаете, где можно найти ответ? Что помогает нам в изучении новых тем понять, разобраться в сомнениях? ( Правило)

- Соотнесем свою работу с текстом правила на с.56. Нет ли в нем какой-нибудь подсказки?!

 

IV. Изучение нового материала и способов действий.  

1. Работа с правилом в учебнике

 

 - Прочитайте правило на с.56 и соотнесите его с нашей моделью текста-рассуждения. Что заметили?

(Появились слова «события» и «явления. А нового ничего нет».)

 

-  Продолжим наше исследование.

 

2. Наблюдение над строением текста-рассуждения.

Составление модели текста-рассуждения.

 

- Сейчас мы откроем один из лесных секретов. Нас с вами ждет интересная встреча с растением в упр.101, прочитаем задание.

 

- Работать будем в парах. Прочитайте текст по вариантам. Обсудите, какой из этих текстов является текстом-рассуждением? Почему?

 (Текст №2 – текст-рассуждение, потому что в нем объясняется, почему вяз назвали «вязом».)

 

 - Объясните своими словами, почему вяз назвали вязом.

 В ответе используй слова и сочетания слов  на цветных карточках.

 

- Послушайте данные из энциклопедии о свойствах  древесины вяза.

                   (Сообщение ученика.  В давние времена, когда воины сражались копьями и стрелами, из древесины вяза делали толстые щиты. 

- Ребята, как вы думаете, почему воины использовали щиты именно из вяза?

Щит из вяза не раскалывался от ударов, а стрелы и копья застревали в нем. Делали из вяза и дубины для богатырей. И не только воины, но и мирные жители ценили древесину вяза. Делали из него колодцы, посуду. А из коры вяза плели, вязали мешки, веревки, лапти.  Возможно, из-за того, что из коры дерева вязали разные вещи, дерево и получило такое название – вяз.)

ФИЗМИНУТКА

Эх, раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова.

Почему ж один чурбак не развалится никак?

В чурбаке топор увяз — не расколешь вязкий вяз!

 

- Что можно сказать про текст №1? (Он относится  к тексту-описание, к нему можно задать вопрос «какой вяз?»)

 

- Итак, вы, верно определили тип текста-рассуждение.

- А мы продолжим вести наблюдение за особенностями текста-рассуждение.

- Сколько частей выделено в  тексте №2 о вязе? ( Три части)

- Прочитайте первое предложение. Какое это предложение по цели высказывания? (Это вопросительное предложение.)

- Значит, в тексте-рассуждении начало может быть вопрос, а может быть – … узнаем немного позже тезис.

- Знакомо ли вам это слово? Где можно узнать значение слова?

Работа с толковым словарем.   Читает…

ТЕЗИС —  1) Научное положение, которое требуется доказать.

                          2)  Положение, кратко излагающее какую-н. идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.  Тезисы доклада. Развёрнутые тезисы.

 

Карта урока Задание № 2  Заполняем таблицу и модель текста-рассуждения на доске.

Вывод: 1. Тезис  (мысль, умозаключение, идея), вопрос.

 Не всякое рассуждение начинается с вопроса.

- Что должно следовать далее?

(Далее должно следовать доказательство или объяснение.)

-  Прочитайте его.

                2. Доказательство. (Объяснение, аргументы)   

- (Проверочное слово доказательство - докажет, доказывать, объяснение – ясно, ясен.)

             - Как обычно заканчивается текст? (Вывод)

- Зачем нужен вывод? ( Он подводит итог)

- Прочитайте заключительную часть. В выводе не повторяется вступление, в этой части мы  подводим итог.

             3. Вывод.

- Чему учились и что узнали нового, выполняя это задание?

(Мы учились находить части в тексте-рассуждении и узнали их название).

 

ФИЗМИНУТКА

Муравей нашел былинку….

 

Есть в лесу три полочки:

Ели, елки, елочки.

Ели держат небеса.

В елках птичьи голоса.

А на елочках роса.

 

- Ребята, из чего состоит текст? (Текст  состоит из предложений).

И сейчас мы потренируемся составлять предложения.

- А лесные обитатели ждут  от нас с вами помощи и поддержки.

 

Карта урока Задание № 3.

-  Прочитайте задание под буквой А).

А) Закончите каждое предложение объяснением. Используй слова так как, потому что или поэтому.

Нельзя приносить домой животных из леса, …. .

Нельзя собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды, … .

 

Слова –помощники:

 …  их дом – лес.

… это необходимая среда обитания.

…  в лесу они находят укрытие и жилище.

… можно  повредить грибницу.

… они могут оказаться несъедобными.

- Зачитайте, получившиеся предложения. Обведите слово, которым вы соединили две части предложения.

 

 

Б) Придумайте начало предложений.

…, так как мухоморами лечатся многие лесные животные.

…, потому что муравьи – санитары леса.

 

Слова –помощники:

Не разрушай птичьи гнезда,…

Не срывай мухоморы,…

Не разоряй муравейники,…

Проверьте знаки препинания.

 

- Подчеркните объяснение одной линией, а то, что объясняли двумя линиями.

Обведите слово, которым вы соединили две части предложения.

- Если будем гуманны к природе, она сумеет нас отблагодарить.

 ФИЗМИНУТКА « БЕРЕЗКА» Мы березку посадили.

Мы водой ее полили,

И березка подросла

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

 

Закрепление знаний и способов действий

 

- Вот теперь мы с вами готовы создать свой текст-рассуждение.

Первое предложение в нем «Лес – наше богатство».

-  Как называется эта фраза в тексте-рассуждении?  (Тезис Тезис  (мысль, умозаключение, идея),)

- О чем будете писать во второй части?  (Доказательство, аргументы).

- У вас на парте есть листочки с дерева. С какого они дерева?

- К каждому листику прикреплен справочный материал. Составьте, пользуясь справочным материалом аргумент, доказывающий, что лес – наше богатство и запишите его на свой листочек.

На листочке запишите по одному доказательству: «Почему лес – это наше богатство?»

 

                «Лес – наше богатство!».

1. Лес украшает  планету Земля.

2. Он прекрасен в любое время года.

3. Лес приносит людям огромную пользу.

4. Лес  очищает воздух от пыли и дает кислород.

5. Лес называют лёгкими нашей планеты.

6. Как приятно  вдыхать смолистые ароматы деревьев.

7. Лес – дом  для всех обитателей.

8. Он хранит влагу и оберегает реки от обмеления.

9. Лес настоящая кладовая для человека.

10. Лесные ягоды очень полезны для здоровья.

11. А как увлекательно в лесу искать грибы!

12. Леса богаты лекарственными растениями.

13. Прогулки по лесу восстанавливают силы, придают бодрость.

14. Из  древесины делают бумагу и  мебель.

15. Строительные материалы и дома из древесины благоприятны для нашего здоровья.

 

- Проверка. Прочитаем текст: Я прочитаю начало и вывод, а вы свои доказательства, аргументы,  посадим молодое деревце.

 

- Соответствует ли наш текст, составленной композиции, все ли части на месте?

«Лес надо беречь!» или «Берегите лес!»

 

- Чем заканчивается текст-рассуждение? (Вывод: «Берегите лес!» или «Лес надо беречь!»).

Д/З – Составьте свой тест-рассуждение о названии дерева, пользуясь планом в карте урока;

- подберите научно-популярный текст о названии деревьев, подготовь пересказ понравившегося текста.

Подведение итога

- На какие вопросы мы смогли ответить в ходе урока?

( Из каких частей состоит текст-рассуждение?  Как составить текст-рассуждение?)

 

- Где может пригодиться умение составлять план текста-рассуждения? (На уроке русского языка и чтения, когда составляем текст-рассуждения. На любом уроке, если надо что-то доказать. При защите проектов.)

 

- Составление текста-рассуждения по рядам: «Почему надо беречь природу?».

1-ый ряд – Тезис.

2-ой ряд – Доказательство.

3-ий ряд – Вывод.

 

Рефлексия:

В какой момент урока вам было интересно …

Что узнали нового …

 

Оцени свою работу на уроке:

- Я молодец! У меня все получилось!

- Хорошо! Я постараюсь быть активнее и внимательнее.

- В следующий раз я буду стараться еще лучше!

 Давайте будем

 Беречь леса!

 Они - богатство и краса!

 

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

                                  (М.Дудин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Карта урока

 

Работу выполнял (а) ___________________________________________

 

Задание № 1. Выбери и подчеркни, какой заголовок соответствует сказке Н.Сладкова.

1. Скоро Новый год?          2. Почему год круглый?                3. Что такое год?

 

Задание № 2.                                      «Я – исследователь»

Тема.

Что исследуем?

Результат исследования

1. Что такое рассуждение?

 

 

2. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

 

3. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

1.

2.

3.

 

Задание № 3.                                      

А) Закончи каждое предложение объяснением. Используй слова так как, потому что или поэтому.

Нельзя приносить домой животных из леса, …. .

Нельзя собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды, … .

Справочный материал:

 …  их дом – лес.

… это необходимая среда обитания.

…  в лесу они находят укрытие и жилище.

… можно повредить грибницу.

… они могут оказаться несъедобными.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Придумайте начало предложений.

…, так как мухоморами лечатся многие лесные животные.

…, потому что муравьи – санитары леса.

Справочный материал:

Не срывай мухоморы,…

Не разоряй муравейники,…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте знаки препинания.

- Подчеркните объяснение одной линией, а то, что объясняли двумя линиями.

Обведите слово, которым вы соединили две части предложения.

 

Оцени свою работу:

- Я молодец! У меня все получилось!

- Хорошо! Я постараюсь быть активнее и внимательнее.

- В следующий раз я буду стараться еще лучше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Раздаточный материал

 

Текст-                Текст-повествование     рассуждение

 

Повествуется о чём-либо      Доказывается что-либо

 

Сообщается о чём-либо         Объясняется что-либо

 

Что случилось?                                       Почему так?

 

Что происходит?

 

1. Начало события.

 

2. Завязка действий.  

                                               

3. Действия, события.

 

4. Конец события.

 

 

ТИПЫ ТЕКСТОВ



Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка 3 класс

Конспект урока русского языка 3 класс

Конспект урока русского языка 3 класс

Конспект урока русского языка 3 класс

Мне кажется , …

Мне кажется , …

Прочитаем вопрос 3. Из каких частей состоит текст-рассуждение? -

Прочитаем вопрос 3. Из каких частей состоит текст-рассуждение? -

Карта урока Задание № 2 Заполняем таблицу и модель текста-рассуждения на доске

Карта урока Задание № 2 Заполняем таблицу и модель текста-рассуждения на доске

Подчеркните объяснение одной линией, а то, что объясняли двумя линиями

Подчеркните объяснение одной линией, а то, что объясняли двумя линиями

Тезис. 2-ой ряд – Доказательство

Тезис. 2-ой ряд – Доказательство

ПРИЛОЖЕНИЕ Карта урока

ПРИЛОЖЕНИЕ Карта урока

Я молодец! У меня все получилось! -

Я молодец! У меня все получилось! -

Раздаточный материал Текст-

Раздаточный материал Текст-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017