|
5 класс |
«Падежи имен существительных» |
||||
Цель обучения: |
Познакомить с падежами имен существительных; формировать умение изменять имена существительные по падежам; развивать орфографическую зоркость. |
|||||
Задачи: |
1. Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами 2.Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам 3.Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям |
|||||
Ожидаемый результат: |
Учащиеся должны знать:учащиеся знают сколько падежей в русском языке;знают вопросы падежей; Учащиеся должны уметь :различать вопросы падежей,употреблять существительные в нужном падеже, учащиеся взаимодействуют со сверстниками и учителем, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексию деятельности |
|||||
Этап Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Оценивание |
Ресурсы |
|
І. Орг.момент
|
Здравствуйте, ребята! 1. Создание благоприятного психологического климата Дружно
за руки возьмёмся |
Ученики говорят друг -другу хорошие пожелания.
|
|
Словесная оценка |
Учебник, тетради, интерактивная доска
|
|
1.Делит учеников на группы: из коробочки вытягивают карточки с существительными собственными и нарицательными. - Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ «Золотые правила» 1.Распределять поручения в группе. 2.Слушать друг друга. 3.Уметь уступать. 4.Уметь договариваться. 5.Проявлять активность в работе группы. Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку Раздает листы оценок.
|
Распределение поручений: спикер,таймпикер,капитанкоманды,дизайнер.
Показывают пальцами, какое у них настроение ( поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное) Вытягивают карточки с надписями, группируются. Проговаривают правила работы в группе
Каждый ученик на каждом этапе урока заполняет лист оценок.
|
|
Словесная оценка и поощрение
|
|
||
ІІ. Постановка целей и задач урока
Актуализация опорных знании
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока. |
Знакомит с эпиграфом урока «Не стыдно не знать ,а стыдно неучиться».Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны? Плохо ,когда человек не имеет знании,но еще хуже,когда он не стремиться их получить,когда не прилагает никаких усилии,чтобы постичь знания. Так давайте сегодня наш урок проведем под этим девизом. Начнем урок с разминки. 1.Игра «Да-нетка» · Если вы согласны с моим утверждением ставите цифру 1,если нет-0. 1.Окончание неизменяемая часть слова. 2.Приставка - часть слова,которая стоит после корня. 3.Имена существительные бывают собственные и нарицательные. 4.Неодушевленные имена существительные отвечают на вопросы что? 5.Дедушка- существительное женского рода. 6.Имена существительные мужского рода имеют окончания –о, -е. Ключ 0 01100 - Вы любите мультфильмы?Из какого мультфильма эти персонажи.- Узнали героев мультфильма? Кто они? Это герой из мультфильма «Трое из Простоквашино» кот Матроскин. К нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать. (слайд5)У него возникла такая проблема, он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь. - Поможем, ребята? У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте. (слайд 5)Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревни полюбили дядя Федор. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приносить. Дядя Федор всем помогает. - Почему Коту Матроскину непонятен текст? ( неправильно написаны слова) - А к какой части речи относятся эти слова? (к именам сущ.) - Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (изменить форму имен существительных) -А как мы её будем менять? (по вопросам) -А как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение. Какое сущ. одушевл. или неодуш.? Какой вопрос зададим? Возьмите карандаш. Прочитайте, измените. (помощь) Читаем 2 предложение и т.д. -(слайд 6)Прочитай … еще раз то, что у нас получилось. - Помогли Матроскину исправить письмо? Ребята скажите, о чем не знал Матроскин? (…) (открыть ниже) Что мы изменяли в словах? (окончания) - Как мы его изменяли? (по вопросам) - А в какой части речи изменяли? (сущ) - А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам? (предполагаемые ответы детей) Изменение существительных по падежам называется склонением. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Падежи имен существительных.Изменение имен существительных по падежам) (слайд 7) В чем заключается наша задача? - Значит на уроке мы должны научиться изменять имя существительное по падежам. |
Уч-ся выполняют задание
Проблемный вопрос
Ведется диалог между учителем и учащимися.
Формулируют цели и задачи урока
|
|
Словесная оценка и поощрение
Игра «Да-нетка»
Метод «Мозговой штурм»
Диалоговое обучение |
|
|
Что мы знаем по теме урока? - В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами) - Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку, которую рассказал мне Матроскин. (слайд Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным. Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным. Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным. Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным. - Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей? Вы их запомнили? Хорошо! У Айданы было опережающее задание:рассказать о падежах в других языках. |
Работа с одаренным учеником. Опережающее задание |
|
Лингвистическая сказка |
|
||
ІІІ. Работа над учебным материалом.
|
Возьмите карточку-помощницу, Матроскин решил вам тоже помочь и начал заполнять её, но убежал по делам. Давайте посмотрим, какие падежи и вопросы он не написал. Попробуйте с соседом в этом разобраться. Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник. - Готовы? Давайте проверим. У меня есть волшебная лупа, которая покажет, что вы должны были написать. Кто ошибся, исправьте. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ |
Заполяют карточку-помощницу. |
|
Опорный конспект
|
|
|
І. Закрепление материала
|
1.Предлагает каждой группе выполнить практическую работу Словарная работа
Карточки «Легенда о чае» 1-группа-По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. - Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. выделите окончания. 2 группа- Задания «Полезные свойства чая» Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памят… - Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите падеж. 1 группа-Работа с деформированным текстом. – Составьте предложения, запишите их в тетрадь. Чай, женщины, собирают, только. Женских рук, аромат, не портит, чая, запах. 2-группа-Составьте предложения, запишите их в тетрадь. Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать. Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.
|
Уч-ся знакомятся с переводом слов бодрый-сергек очищает-тазартады сонливость-ұйқышылдық улущает
память-еске сақтау қабілетін жақсартады
|
|
Взаимооценивание по критериям: полное и доступное изложение материала, правильная речь, участие всех членов группы. Каждая группа проводит взаимооценивание Смайликами
|
Учебник, тетради, доска, смайлики,
|
|
|
1.Сколько падежей в русском языке а)8 б) 6 2.В каком падеже существительное о отвечает на вопросы кто ?что? а)Р.П б )Им.п. 3.При склонении усуществительных изменяется а)кореньб) окончание- Таблица «Как запомнить падежи» |
Выполняют тест
|
|
Тестовое задание
|
Таблица |
|
Домашнее задание
Подведение итогов Рефлексия |
Рецепт заваривание чая Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху. – Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными число и падеж. Вспомним тему урока. --Какую цель ставили? --Как достигали поставленную цель? --Что помогало в достижении цели? Корректирует оценки.Комментирование оценок Рефлексия «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
|
Озвучивают оценки с листа оценок.
Прикрепляют стикеры на нужной ступени |
|
Самооценивание |
Плакат «Лесница успеха», стикеры |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.