Конспект урока русского языка в первом классе по теме "Слово и его значение" (Учебно-методический комплект "Перспектива"). На уроке ученики работают как фронтально, так и в мини-группах, и индивидуально. На занятии используется диск - электронное приложение к учебнику Людмилы Фёдоровны Климановой.
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Перспектива»)
Тема: Слово и его значение.
Задачи урока:
Закрепить представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове
как двусторонней языковой единице, воспитывать ценностное отношение к слову,
расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Познавательные УУД: дать учащимся представление о языке как средстве
отражения действительности; о слове как двусторонней языковой единице; нахождение
путей выхода из проблемной ситуации, умение делать выводы, расширять словарный запас.
Коммуникативные УУД: сотрудничество учащихся в паре, планирование
деятельности, умение донести своё мнение.
Регулятивные УУД: контролировать деятельность по ходу выполнения заданий,
определять цель деятельности.
Личностные УУД: воспитание ценностного отношения к языку, уметь высказывать
своё мнение, оценивать свои и чужие действия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
А чтобы писать красиво, надо сесть красиво. Проверь свою осанку.
2. Минутка чистописания.
В тетради записаны буквы ч, щ
Назовите буквы, какие звуки они обозначают?
Найдите общий элемент.
В тетради записаны сочетания чаща.
Что заметили? Что скажете о сочетаниях?
3. Повторение изученного материала. Самостоятельная работа:
Прочитайте написанное на доске (шёпотом): ч…йка (чайка), ч…й (чай), кл…тва (клятва),
ч…щ… (чаща), идчарв, м…ч (мяч), рощ…(роща). Заполним пропуски.
Проверка сигнальными карточками с буквами А, Я.
Выпишите только слова.
Всё ли выписали? Почему не выписали? Можно ли назвать словами?
Оцени себя
Есть ли в русском языке слова, которые ничего не значат?
Прочитай, что ответит Иван Иванович на этот вопрос (учебник с. 15)
Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? Почему?
С чем Иван Иванович сравнивает слова? (со звуковым портретом)
4. Тема и задачи урока
Какова тема урока? Прочитайте.
О чём пойдёт речь? Чем будем заниматься? Чему будем учиться? Что бы ты хотел узнать
о слове?
Работа по учебнику с. 15, упр. 28
Рассмотрите, кто, что нарисовано?
Напечатаем названия этих предметов в учебнике.
Можно ли назвать написанное словами?
Что обозначают слова?
Предположения детей.
Три человека работают с толковыми словарями. (Медведь – хищное крупное
млекопитающее, мышь – мелкий грызун с длинным хвостом, камыш – высокое водное или
болотное растение)
Итак, что мы знаем о словах?
Предлагаю собрать в единую таблицу всё, что знаем о слове.
Работаем в парах. Ребята первой колонки выкладывают на парте схему слова МИШКА,
второй колонки — МЫШКА, третьей — КАМЫШ.
Проверяем с доски
Оцени себя цветной горошинкой
Запишем слова в тетрадь, разделим на слоги, поставим знак ударения.
Оцени себя цветной горошинкой
Сравните слова, схемы. Что заметили? (меняются буквы, звуки, меняется и значение
слова).
Зачем знать значение слов?Читаем вывод с. 15
Что мы уже знаем о словах?
5. Многозначные слова. ДИСК
Мишка нас приглашает в лес.
Работа с двумя картинками ЛИСИЧКИЗВЕРИ. ЛИСИЧКИГРИБЫ.
Прочитайте, кто вместе с нами отправился в лес? Зачем?
Чтобы правильно выбрать слово. Надо знать его значение слова.
Работа с толковым словарём. (лисички — хищное млекопитающее из семейства собак,
съедобный гриб)
Как называются такие слова? (многозначные)
Запись предложения. Обозначим части речи.
Оцени себя цветной горошинкой
Итог: Что ещё знаем о словах? (обозначают предмет, признак, действие)
Индивидуальная работа на компьютере (диск): подбор слов разных частей речи,
распределение по столбикам
Ученики показывают сигнальные карточки:
Зелёный цвет — предмет. Синий — признак. Красный — действие. Распределяем слова на
карточках в столбики.
МИША, МЫШЬ, МЫШОНОК, КАМЫШИНКА, КАМЫШОВКА,
БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, ПЛЮШЕВЫЙ, СЕРАЯ, ПОЛЕВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ВЫСОКИЙ,
БОЛОТНЫЙ, РЕЧНОЙ, РЫЧИТ, ПИЩИТ, ПРЯЧЕТСЯ, РАСТЁТ, ЗЕЛЕНЕЕТ.
Итог: что же обозначают слова? (обозначают предмет, признак, действие)
Составление предложений.
Что можем составить из слов?
Работа в парах. На карточках записаны слова. Составьте предложения. Запишем их.
ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКАЯ? КТО?
Пищит серая мышка.
КАКОЙ? КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Бурый мишки рычит.
Подчеркнём грамматическую основу предложений.
Оцени себя цветной горошинкой
Работа в четвёрках Какая пословица рассыпалась? Подумайте, составьте, объясните.
ПУСТЫЕ СЛОВА ЧТО ОРЕХ БЕЗ ЯДРА.
С чем сравнивают слово? Почему?
ДИСК А вот что нам расскажет Иван Иванович (слово как орех состоит из
скорлупы и ядра, скорлупа — внешняя звуковая оболочка, ядро — значение)
Рассмотрите полученную таблицу. Что мы можем рассказать о слове?
Игра: соедини слово и его значение.
Куница — небольшой хищный зверёк с ценным светлокоричневым пушистым мехом.
Рысь — хищное млекопитающее семейства кошачьих с острым зрением.
Зубр — крупный дикий лесной бык
Бурундук — небольшой грызун из семейства беличьих.
Бобр — грызун с ценным мехом, живущий по лесным рекам.
Рогоз — болотная трава, копьевидный тростник.
ИТОГ:
Для чего же нужны слова?
Зачем точно знать значение слов?
Полезным или бесполезным был урок для тебя?
Доволен или нет своей работой на уроке?
Работал активно или нет?