Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
14.01.2019
Класс: 5
Предмет: русский язык
Аннотация урока: урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски, строится с опорой на ранее изученные темы: «Имя существительное", "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
На изучение темы в курсе преподавания «Русского языка» в 5 классе по программе под редакцией В.В. Воронковой отводится 2 урока. Данный урок- 1.
Целью данного урока является: закрепление знаний об имени существительном, ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные; формирование представления о различии имен собственных и нарицательных, а также об основном назначении имен собственных; закрепить орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных.
Развивающая: коррекция и развитие мыслительных операций (логическое мышление, устная и письменная речь).
Воспитательная: воспитание положительного отношения к предмету, стремление к успешной социализации путем грамотной устной и письменной речи.
Оборудование:
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, санпин), рабочие тетради, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Русский язык» 5 класс, под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, карточки с дифференцированными заданиями.
По типу урока - это урок изучения нового материала на основе системно - деятельностного подхода. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
)))))) Имена собственные и нарицательные, 5 класс.doc
Государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школаинтернат № 11»
Открытый урок русского языка
в 5 классе
«имена существительные
Собственные и
нарицательные».
Подготовила и провела:
Пилипчук М.С,
учитель русского языка и чтения.
ст. Григорополисская
2018 год Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель: закрепление знаний об имени существительном, ознакомление с понятиями
«собственные и нарицательные» имена существительные.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена
существительные; формирование представления о различии имен собственных и
нарицательных, а также об основном назначении имен собственных; закрепить
орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных.
Развивающая: коррекция и развитие мыслительных операций (логическое мышление,
устная и письменная речь).
Воспитательная: воспитание положительного отношения к предмету, стремление к
успешной социализации путем грамотной устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, презентация по теме урока, карточки с
дифференцированными заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня, у нас необычный урок русского языка. Мы с вами, ребята, совершим
путешествие в гости к имени существительному. А что нам нужно в путешествии?
Правильно, собрать все нужное для дороги.
(Слайд 2)
II. Проверка д/задания. Все справились с домашним заданием? Были трудности?
III. Актуализация опорных знаний.
А у нас будет непростой багаж, а целый рюкзак нужных знаний.
«Соберем рюкзак знаний». (Слайд 3)
Что мы знаем об имени существительном?
Проведем блицопрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те
знания, на которые ответим «да»:
* Имя существительное – это часть слова? (нет)
* Имя существительное – это часть речи? (да)
* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет)
* Имя существительное обозначает предмет? (да)
* Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие?
* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да)
Вывод: Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся
сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
неодушевленные – на вопрос что?) (Слайд 4)
Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие. В
рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь… (Слайд 5) Пятое декабря, среда.
Классная работа.
Начнем урок с минутки чистописания (слайд 6)
1. Проверим посадку
Это что за старички?
Изогнулись, как крючки?
Нука, выпрямите плечи!
Сразу станет всем вам легче.
Головы выше поднимите,
На парте не лежите.
2. Разогреем наши ручки (Массаж рук)
3. Выполните работы по образцу (пишут с доски)
Саша Подшивалов пишет только буквы.
IV. Целеполагание.
И первое препятствие на пути – «Поле словарных слов». (Слайд 7)
Какие слова называются словарными?
Где их можно проверить?
На каких два столбика их можно разделить? Запишите в тетрадь:
(Подшивалов А. работает по карточке
Задание 1. Запиши слова по данному началу:
Здрав…. (здравствуйте)
Благод… (благодарю)
Кан… (каникулы)
Пасса… (пассажир)
Задание 2. Запиши слова по данному концу:
…отека (библиотека)
…ультура (физкультура)
…блюд (верблюд)
Задание 3. Найди одушевленные имена существительные.)
Одуш. сущ. Неодуш. сущ.
верблюд болото
герой горизонт
матрос веревка
пассажир столица
(Взаимопроверка, слайд 8)
Саша, прочитай какие слова у тебя получились.
V. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд 9)
Определите значение слова СТОЛИЦА.
Сделаем звукобуквенный разбор слова СТОЛИЦА (Тамахин Н. у доски). Дополните предложения: (слайд 10)
… столица России. (Москва)
… столица нашего края. (Ставрополь)
Проверка (слайд 11)
Назовите только заглавные буквы.
Когда мы пишем слова с заглавной буквы? (если слово в начале предложения, в
именах, фамилиях людей, в географических названиях, клички животных тоже пишутся
с большой буквы).
Вывод: Москва, Россия, Ставрополь – названия городов, пишутся с заглавной буквы.
Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются такие слова.
Тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные».
(Слайд 12)
И мы отправляемся с вами дальше в путь.
V. Речка «Наблюдайка»
Понаблюдаем за именами существительными собственными и нарицательными.
(Слайд 13)
(М, м)альчик (А, а)ндрей
(С, с)обака (Ш, ш)арик
(С, с)трана (Р, р)оссия
(Г, г)ород (Н, н)овоалександровск
С какой буквы будем писать слова второго столбика?
Эти существительные называются собственными. Подпишите над словами.
Небольшая справка: слово «собственный» происходит от старославянского
«собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». (Слайд 14)
Прочитаем правило. (Слайд 15)
А как будем писать существительные первого столбика?
Эти существительные называются нарицательными. Подпишите над словами.
(Слайд 16)
Небольшая справка: русское слово «нарицательный» образовалось от
старославянского слова «нарицати» – называть. (Слайд 17)
Прочитаем правило. (Слайд 18)
Вывод: собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а
нарицательные – с маленькой.
VI. Следующее препятствие Мостик «Отдыхайка».
Физкультминутка Снежинка
Лалала, лалала, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме
шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх). Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
VII. Гора «Закрепляйка». (слайд 19)
Работа парами с карточками. Разобрать карточки с существительными на
собственные и нарицательные:
Кот, Барсик, шарик, соловей, город, Пятигорск, Иванов, Алексей, Петрович, Ленина,
машина, Кубань, река, фамилия, улица, клён.
Вывод: Фамилии, имена, отчества, клички животных, названия городов и рек, пишутся
с большой буквы. Это имена собственные.
VIII. Самостоятельная работа по учебнику.
Страница 109, упражнение 171 (Подшивалов А. 2 группа – три строчки).
(Взаимопроверка)
IX. «Как правильно?» выберите. Объяснительный диктант. (слайды 2021)
Исправить ошибки:
Я живу в станице григорополисской.
В станице протекает р е ка
кубань. Наша школа находится на улице ленина.
X. Итог урока
Что нового мы узнали об имени существительном?
Какие существительные называются собственными?
С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными?
XI. Задание на дом
Стр. 108, упр. 169 (I группе 13 пр, II группе 45 пр.)
XII. Рефлексия. (Слайд 22)
Возьмите в руки мордашки, которые лежат на ваших столах.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
урок понравился, и вы довольны своей работой,
урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило сегодня на уроке?
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам,
чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли
бы вам преодолеть все трудности учёбы.
XIII. Оценки за урок
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.