Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
14.01.2019
Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Класс: 5 Предмет: русский язык Аннотация урока: урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски, строится с опорой на ранее изученные темы: «Имя существительное", "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". На изучение темы в курсе преподавания «Русского языка» в 5 классе по программе под редакцией В.В. Воронковой отводится 2 урока. Данный урок- 1. Целью данного урока является: закрепление знаний об имени существительном, ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные Задачи: Образовательная: познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные; формирование представления о различии имен собственных и нарицательных, а также об основном назначении имен собственных; закрепить орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных. Развивающая: коррекция и развитие мыслительных операций (логическое мышление, устная и письменная речь). Воспитательная: воспитание положительного отношения к предмету, стремление к успешной социализации путем грамотной устной и письменной речи. Оборудование: Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, санпин), рабочие тетради, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Русский язык» 5 класс, под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, карточки с дифференцированными заданиями. По типу урока - это урок изучения нового материала на основе системно - деятельностного подхода. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
)))))) Имена собственные и нарицательные, 5 класс.doc
Государственное казенное образовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа­интернат № 11» Открытый урок русского языка в 5 классе «имена существительные Собственные и нарицательные».                                     Подготовила и провела:  Пилипчук М.С,  учитель русского языка и чтения. ст. Григорополисская 2018 год Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Цель: закрепление знаний об имени существительном, ознакомление с понятиями  «собственные и нарицательные» имена существительные. Задачи: Образовательная: познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена  существительные; формирование представления о различии имен собственных и             нарицательных, а также об основном назначении имен собственных; закрепить  орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных. Развивающая: коррекция и развитие мыслительных операций (логическое мышление,  устная и письменная речь). Воспитательная: воспитание положительного отношения к предмету, стремление к  успешной социализации путем грамотной устной и письменной речи.  Оборудование: учебник, презентация по теме урока, карточки с  дифференцированными заданиями. ХОД УРОКА I. Организационный момент Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня, у нас необычный урок русского языка. Мы с вами, ребята, совершим  путешествие в гости к имени существительному. А что нам нужно в путешествии?  Правильно, собрать все нужное для дороги. (Слайд 2) II. ­ Проверка д/задания. Все справились с домашним заданием? Были трудности? III. Актуализация опорных знаний.  А у нас будет непростой багаж, а целый рюкзак нужных знаний. «Соберем рюкзак знаний». (Слайд 3)  ­ Что мы знаем об имени существительном? ­ Проведем блиц­опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те  знания, на которые ответим «да»: * Имя существительное – это часть слова? (нет)   * Имя существительное – это часть речи?  (да)   * Имя существительное обозначает признак предмета?   (нет)   * Имя существительное обозначает предмет?  (да)   * Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие?   * Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?  (да)   * Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?  (нет)   * Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?  (да)   Вывод: ­ Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся  сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак?   (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?  Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?  неодушевленные – на вопрос что?)  (Слайд 4) ­ Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие.  В  рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь… (Слайд 5) Пятое декабря, среда. Классная работа. ­ Начнем урок с минутки чистописания (слайд 6) 1.  Проверим посадку Это что за старички?  Изогнулись, как крючки?  Ну­ка, выпрямите плечи!  Сразу станет всем вам легче.  Головы выше поднимите,  На парте не лежите.  2. Разогреем наши ручки (Массаж рук) 3. Выполните работы по образцу (пишут с доски) Саша Подшивалов пишет только буквы. IV. Целеполагание.  И первое препятствие на пути – «Поле словарных слов».  (Слайд 7) ­ Какие слова называются словарными? ­ Где их можно проверить? ­ На каких два столбика их можно разделить? Запишите в тетрадь:  (Подшивалов А. работает по карточке  Задание 1. Запиши слова по данному началу: Здрав…. (здравствуйте) Благод… (благодарю) Кан…      (каникулы) Пасса…   (пассажир) Задание 2. Запиши слова по данному концу: …отека (библиотека) …ультура (физкультура) …блюд    (верблюд) Задание 3. Найди одушевленные имена существительные.) Одуш. сущ.                                              Неодуш. сущ.   верблюд                                                      болото     герой                                                       горизонт    матрос                                                       веревка  пассажир                                                    столица (Взаимопроверка, слайд 8) ­ Саша, прочитай какие слова у тебя получились. V. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд 9) ­ Определите значение слова СТОЛИЦА.  ­ Сделаем звуко­буквенный разбор слова СТОЛИЦА (Тамахин Н. у доски). ­ Дополните предложения: (слайд 10) …  ­  столица России. (Москва) …  ­  столица нашего края. (Ставрополь) Проверка (слайд 11) ­ Назовите только заглавные буквы. ­ Когда мы пишем слова с заглавной буквы? (если слово в начале предложения, в  именах, фамилиях людей, в географических названиях, клички животных тоже пишутся с большой буквы). Вывод: Москва, Россия, Ставрополь – названия городов, пишутся с заглавной буквы. ­ Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются такие слова. ­ Тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные».  (Слайд 12) ­ И мы отправляемся с вами дальше в путь. V. Речка «Наблюдайка» ­ Понаблюдаем за именами существительными собственными и нарицательными.  (Слайд 13) (М, м)альчик       (А, а)ндрей (С, с)обака          (Ш, ш)арик (С, с)трана          (Р, р)оссия (Г, г)ород            (Н, н)овоалександровск ­ С какой буквы будем писать слова второго столбика?  ­ Эти существительные называются собственными. Подпишите над словами. ­ Небольшая справка: слово «собственный» происходит от старославянского  «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». (Слайд 14) ­ Прочитаем правило. (Слайд 15) ­ А как будем писать существительные первого столбика?  ­ Эти существительные называются нарицательными. Подпишите над словами.  (Слайд 16) ­ Небольшая справка: русское слово «нарицательный» образовалось от  старославянского слова «нарицати» – называть. (Слайд 17) ­ Прочитаем правило. (Слайд 18) Вывод: собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а  нарицательные – с маленькой. VI.   Следующее препятствие Мостик «Отдыхайка».  Физкультминутка Снежинка Ла­ла­ла, ла­ла­ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме  шара, тучи) Туча по небу плыла. Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны) Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки) Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть) Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх). Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя). Может быть, подружится. VII.   Гора «Закрепляйка». (слайд 19) Работа парами с карточками. Разобрать карточки с существительными на  собственные и нарицательные: Кот, Барсик, шарик, соловей, город, Пятигорск, Иванов, Алексей, Петрович, Ленина,  машина, Кубань, река, фамилия, улица, клён. Вывод: Фамилии, имена, отчества, клички животных, названия городов и рек, пишутся  с большой буквы. Это имена собственные. VIII. Самостоятельная работа по учебнику.  Страница 109, упражнение 171 (Подшивалов А. 2 группа – три строчки). (Взаимопроверка) IX.   «Как правильно?» ­ выберите. Объяснительный диктант. (слайды 20­21) Исправить ошибки: Я живу в станице григорополисской. В станице протекает р  е  ка   кубань. Наша школа находится на улице ленина.   X.   Итог урока ­  Что нового мы узнали об имени существительном? ­  Какие существительные называются собственными? ­  С какой буквы они пишутся? ­  Какие существительные называются нарицательными? XI. Задание на дом Стр. 108, упр. 169   (I группе  1­3 пр,    II группе 4­5 пр.) XII. Рефлексия.  (Слайд 22) ­  Возьмите в руки мордашки, которые лежат на ваших столах. ­ Теперь дорисуем нос:  ! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием, ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы. Теперь дорисуем рот:               ­ урок понравился, и вы довольны своей работой,              ­ урок не понравился, я не очень доволен своей работой. ­Что затруднило сегодня на уроке? ­Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам,  чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. XIII.   Оценки за урок

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2019