Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.11.2018
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».
Данный материал представляет собой конспект урока по повторению и обобщению материала по теме "Фразеология". В нём содержатся разнообразные задания: отгадать фразеологизм по картинке, исправить ошибки в употреблении фразеологизмов, закончить устойчивые выражения, инсценировать их, подобрать синонимы и антонимы к указанным выражениям. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Документ
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов». Цели:  обеспечить   возможность   усвоения   материала   по   теме «Фразеологизмы»;   организовать   деятельность   учащихся   по   формированию умений находить фразеологизмы, определять их значение, подбирать к ним синонимы и антонимы; воспитывать коммуникативную культуру учащихся. Задачи:  организовать   работу   по   формулировке   определений «фразеология»   и   «фразеологизм»;   организовать   анализ   языковых   явлений, связанных   с   фразеологией;   организовать   осмысление   целей   и   задач   урока; формировать чувство ответственности за результаты своего труда. Оборудование:  учебник   русского   языка   (Л.М.   Рыбченкова,   О.М. Александрова   и   др.);   рабочие   тетради;   электронная   презентация; распечатанные задания. Оргмомент. Ход урока. Этап мотивации. Актуализация знаний. Запишите пары слов и словосочетания. Отметьте, к каким явлениям они относятся, докажите своё мнение. Быстрый – медленный, везение – удача, во…прянуть духом, заводной – заводской, рыцарский орден – орден Победы, мастер на все руки. Что вы не смогли определить и почему? Принадлежность   словосочетаний  воспрянуть   духом   и   мастер   на   все руки. Мы не знаем, что это за явление.  Эти выражения в науке о языке называются фразеологизмами. И именно в ту страну, где они находятся, нам сегодня предстоит отправиться. Итак, тема урока – «Этот удивительный мир фразеологизмов».   Этап целеполагания. Что же мы должны с вами узнать на уроке? Что такое фразеологизмы. Чему должны научиться? Определять значения фразеологизмов, находить их в тексте, использовать в своей речи. Для чего вам нужны эти знания и умения? Чтобы обогатить свою речь, сделать её выразительной и яркой, понимать значения и роль фразеологизмов в художественных текстах. Когда наши цели будут достигнуты? Когда мы сможем находить фразеологизмы в тексте, верно определять их значение, подбирать к ним синонимы и антонимы, использовать в своей речи. Исследовательский этап. ­Определите значение слова «фразеология», учитывая его происхождение.  Фразеология = фразис (греч.) «выражение» + логос (греч.) «учение». Учение о фразах – предположительный ответ учащихся. Фразеология   –   раздел   науки   о   языке,   изучающий   (устойчивые) словосочетания. Попытаемся ответить на вопрос, какие же словосочетания изучает фразеология. ­ А сейчас запишем два предложения и сравним их. * Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук. * Все работали усердно. ­ Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению. (Из 1 – не покладая рук, из 2 – усердно). ­   Как   вы   понимаете   значение   слов   «не   покладая   рук»?   (значит старательно, усердно) ­   Можем   ли   мы   это   выражение   разбить   на   отдельные   слова,   заменить   их, чтобы его смысл остался тем же? Например: не покладая ног, не поднимая рук, не складывая рук и т.д. (Нет).  Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Раз такие словосочетания неделимы, то они будут являться одним членом предложения. Определите, каким.  Но такие выражения можно заменить словами – синонимами. Попробуем это сделать в упр. 257. Ребята,   вот   такие   сочетания   слов   и   называются   фразеологическими   Попытайтесь   дать   определение оборотами   или   фразеологизмами. фразеологизмов. Сопоставьте его с определением, данным в учебнике: стр. 116­117. Что нового вы узнали из статьи учебника?         Фразеологизмы  нельзя искажать, вставлять в них новые слова, заменять одни слова другими. Такие неоправданные изменения устойчивых оборотов нарушают   выразительную   силу   фразеологизмов,   а   иногда   и   просто   их обессмысливают. ­ Подумайте, можем ли мы сказать «отложить дело  в длинный ящик»? (нет, надо говорить: в долгий ящик) ­ Что означает этот фразеологизм? (отложить надолго). ­   «Даже  муха   носа   не   подточит»?   (надо   говорить:  комар   носа   не подточит) ­ Что означает этот фразеологизм? (идеально, четко, хорошо сделано что­ то). ­ «Уморить червячка»? (надо говорить: заморить червячка). ­ Что означает этот фразеологизм? (перекусить) Этап контроля и самоконтроля. Молодцы! А сейчас нам предстоит с вами использовать, применять свои знания о фразеологизмах  при выполнении различных заданий. Продолжаем наше путешествие в удивительный мир – страну Фразеологию. 1.   по­вашему,   можно   уточнить   или   узнать   значения   Соотнести фразеологизмы и их толкование: упр.259. Инд. А   где, фразеологизмов? Во фразеологическом или толковом  словаре. Давайте познакомимся со словарной статьёй такого словаря: стр.118. 2. А теперь посмотрим, насколько вы наблюдательны. Отгадать   фразеологизм   по   картинке:  стр.116   (инд.)   +   задание: учащимся предлагаются рисунки, на которых изображены иллюстрации к следующим оборотам: тянуть кота за хвост, водить за нос, как курица лапой, лить крокодиловы слёзы, считать ворон, льёт как из ведра, вставлять палки в колёса, сесть в галошу. Групп. 3. Мы помним, что каждый  фразеологизм состоит из определённых слов.  Выберите   из   скобок   слово,   которое   употребляется   в   данном фразеологизме. Инд. Глаза     на   (мокром,   влажном)   месте,   по   (рыбьему,   щучьему) велению,   чудеса   в   (решете,   лукошке),   убить   двух   (волков,   зайцев), остался с (носом, ухом),  свалился как (снег, град) на голову, считать (ворон, грачей), не (упасть, ударить) в грязь лицом, водить за (нос, ухо), (дроби, пороху) не хватает, у (черта, лешего) на куличках.  4.   А   теперь   поработайте   редакторами:   исправьте   ошибку,   объясните значение фразеологизмов: групп.           1) ждать у горя погоды;           2) мы сами с ушами;           3) купить кита в мешке;           4) не ноги горшки обжигают;           5) нашла коза на камень;           6) крутится как булка в колесе. Динамическая пауза. Мы трудились не покладая рук. Пора и отдохнуть.  ­­ Встанем, как аршин проглотили. ­­ Проголосуем обеими руками. ­­ Согнемся в три погибели. ­­ Попрыгаем, как заяц. ­­ Посмотрим друг другу в глаза. ­­ Разведем руками. ­­ А теперь ­­ руки в брюки. 5. Продолжаем наше путешествие. Часто во фразеологизмах используются образы  различных  животных.  И сейчас нам с вами предстоит посетить  фразеологический зоопарк. Закончите фразеологизмы : инд. ­­ Голоден, как …(волк). ­­ Труслив, как ...(заяц). ­­ Здоров, как …(бык). ­­ На ухо наступил… (медведь). ­­ Смотрит, как …(баран) на новые ворота. ­­ Грязный, как … (свинья). 6. Подошло время показать и свои артистические способности.  Инсценировать фразеологизмы (участники произвольно выбирают  карточки с фразеологизмами), объяснить их значение.          групп Зарубить на носу Засучив рукава Клевать носом Кусать себе локти 7. Повторенье – мать ученья. Вспомните, что такое синонимы и что такое антонимы. Среди  фразеологизмов тоже есть синонимы и антонимы. И сейчас мы  попробуем это доказать. Соедините стрелочками синонимы и антонимы в таблицах. групп 1 вариант. Фразеологизмы не по вкусу  на всех парах  ни рыба ни мясо  тертый калач  Синонимы ни то ни сё стреляный воробей, не по душе,  во весь дух. Фразеологизмы Антонимы заварить кашу  наставить на путь истинный тяжёл на подъём  сбиться с пути  расхлебывать кашу  за свой счет за чужой счет   легок на подъем 2  вариант. Фразеологизмы гладить по шерсти  выйти из себя надевать маску  появиться на горизонте  Фразеологизмы гнуть спину  во весь дух терять рассудок  два сапога пара  Синонимы прийти в себя  исчезнуть с горизонта  гладить против шерсти  сбрасывать маску Антонимы что есть силы  сходить с ума  одного поля ягода  ломать горб 8. Делу время – потехе час. Игра “Четвёртый лишний”.  Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не  соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Определить значения оставшихся фразеологизмов. Групповое. Карточка для 1 и 2  групп. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма­тьмущая. Яблоку негде  упасть. Карточка для 3 и 4 групп.  Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока. 9. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их  синтаксическую роль. Дополнительный материал ( при наличии  времени). Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править.  У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья.  Инд. Этап рефлексии. А теперь проверим, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. Да,   мы   узнали,   что   такое   фразеологизмы.   Мы   научились   определять значение фразеологизмов, подбирать к ним синонимы и антонимы, находить в тексте. Докажем это.  Отметьте  хлопком фразеологический оборот. Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий  аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий  хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос,  приходить в голову, горькое лекарство. Что мы не успели сделать сегодня на уроке? Использовать фразеологизмы в своей речи.  Это мы сделаем на следующих занятиях, где наше путешествие продолжится. Выставление оценок и их комментирование. Домашнее задание. 1 гр.:  рабочая тетрадь, стр. 56, зад.2: мини­сочинение с использованием  фразеологизмов. 2 гр.: подобрать как можно больше фразеологизмов со словами язык и голова, рука и  нос. Знать их значения. 3 гр.: упр.258: замена фразеологизмов словами­синонимами. А теперь я предлагаю вам оценить свою работу с помощью фразеологизмов. 1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. 3. 4. 5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.  Я устал и вышел из себя.  Я работал не покладая рук.  Я устал, но взял себя в руки. Я благодарю вас , ребята, за прекрасный урок и надеюсь , что таких занятий у  нас впереди немало.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018