Тема: «Несклоняемые имена существительные» (5 класс)
Цели урока:
- образовательная: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфологические особенности, уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи
- развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные способности детей, расширять словарный запас
- воспитательная: воспитывать и формировать интерес к изучению языка,
- оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно – гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы. Тип урока: урок – усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
Тема:
«Несклоняемые имена существительные» (5
класс)
Цели урока:
образовательная: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена
существительные», показать их морфологические особенности, уметь
находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно
употреблять их в речи
развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные способности
детей, расширять словарный запас
воспитательная: воспитывать и формировать интерес к изучению языка,
оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности,
выполнять санитарно – гигиенические нормы, проводить физкультурные
паузы.
Задачи :
формировать навыки грамотного письма
развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление,
прививать любовь к животным.
Оборудование: учебник, карточки – задания в конвертах, распечатанные
тексты.
Тип урока: урок – усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.Ход урока:
I . Организационный момент:
1. Вводная беседа. Повторение изученного.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. К нам
пришли гости. Настройтесь на рабочий лад и хорошее настроение.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы: «Склонение имен
существительных» и начнем с повторения.
Что такое имя существительное?
Сколько склонений в русском языке?
Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонению?
Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно, а теперь мы по этой теме
напишем небольшой графический диктант. Возьмите листочки с табличкой на
ваших партах.(приложение 1)
2. Я буду диктовать словосочетания, а вы напротив номера записывать только
ту букву, которую нужно написать в окончании.
1.стоять у знамени
2.идем к деревне
3. совсем нет времени
4.быть верным традиции
5.ждать на остановке
6.в жарком пламени
7.приближаемся к станции
8.звать по имени
9.приедем на трамвае
10. нога в стремени
Проверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
А теперь поменяйтесь выполненными заданиями с соседом по парте и
проверьте работу друг друга.
0 ошибок –«5»12 ошибки – «4»
34 ошибки –«3»
5 и более ошибок –«2»
Поставьте отметки, верните друг другу работу, подпишите, оставьте на
столе ,в конце урока вы сдадите свои работы.
Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
II . Работа по новой теме урока.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк.
1. Запишите предложение ( 1 ученик работает у доски, весь класс – в
тетрадях):
Львы, шимпанзе, какаду, фламинго, кенгуру – самые популярные обитатели
зоопарка.
Сделаем пунктуационный разбор предложения, объясним знаки препинания.
А теперь давайте просклоняем существительные львы и кенгуру.
Учащиеся устно склоняют эти существительные.
Какой вывод мы сделаем?
Слово кенгуру не склоняется.
А какие еще слова в этом предложении не склоняются?
фламинго, шимпанзе, какаду. Верно.
Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся
высказывают свои предположения).
2. Верно – это несклоняемые имена существительные. Мы должны
познакомиться с этой группой имен существительных, научиться находить их
в тексте, уметь употреблять их в речи.
А что еще общего у этих слов? (Учащиеся высказывают свои
предположения).Правильно – они все иноязычного происхождения, они не
подчиняются законам русского языка и во всех падежах имеют форму
именительного падежа.
Итак, к первой группе несклоняемых имен существительных относятся
заимствованные слова с конечным гласным –О,Е,И,У,Ю. ( НО! Конечные
гласные таких имен существительных не окончания, а гласные корня!
Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего
рода, у которых –о,е – это окончание. Такие похожие слова нужно различать.
И помнить, что, например слово озеро склоняется, а слово метро – нет.)III. Физ. минутка
Быстро встали, улыбнулись,
Вышевыше подтянулись.
Нука плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали
Продолжение работы по теме урока.
IV.
1. Продолжаем прогулку по зоопарку. Запишем следующие предложения( к
доске выходит второй ученик):
В зоопарк пришли школьники. Кате Иваненко понравился яркий какаду, а
Вите Черных – проворный кенгуру.
Найди в предложении глаголы, объясни правописание приставок. Выдели их.
Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.
Русские и украинские фамилии на –их, ых не склоняются. Это вторая
группа несклоняемых имен существительных.
Запишем еще одно предложение ( к доске выходит третий ученик):
ООН сотрудничает со СМИ, чтобы привлечь внимание общественности к
проблемам исчезающих видов животных.
сложносокращенные слова звукового, буквенного характера)
Расшифруйте их, попробуйте просклонять эти сложносокращенные слова.
Сделайте вывод.
Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным
словом среднего и женского рода не склоняются. Это третья группа
несклоняемых имен существительных.
2. А теперь откроем учебник и прочитаем правило. Какую группу мы не
упомянули? .Это имена существительные, обозначающие лиц женского пола и
оканчивающиеся на согласный. ( к знакомой мисс, роман писательницы
Войнич)
Как называются подчеркнутые слова?
(Аббревиатура,
или3. А сейчас возьмите лежащие у вас на партах конверты и среди слов,
находящихся в нем выберете несклоняемые имена существительные.
(приложение 2)
Какие слова вы выбрали?
Верно, это слова – жюри, сомбреро, шоу, манго, тире, фламинго, мадам,
какаду, пюре, пальто, манто, иваси, колибри, филе, суфле, пенсне, танго.
А теперь составьте с одним или несколькими из этих слов предложение.
Запишите его.
А теперь послушайте стихотворение (тексты этого стихотворения перед
вами на листочках) (приложение 3)
Както рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходитбродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
Почему вы смеялись? Чтонибудь не так?
Исправьте ошибки в тексте. Назовите несклоняемые имена существительные.
Ну а теперь выполните тест. С его помощью узнаем, как вы поняли тему
(приложение 4)1.Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) петля б) поле в) кафе г) зеркало
2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) радио б) солнце в) кино г) ателье
3.В каком слове нет и не может быть окончания?
А) село б) горе в) метро г) ребро
4.Какую букву нужно вставить?
А) по ради… б)без пальт… в) на пианин… г) о кин…
5.В каком предложении допущена ошибка?
А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра.
Б)Дети с удовольствием читают романы Виктора Гюго.
В)»Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
V . Итоги. Рефлексия. Выставление оценок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
( Есть особая форма имен существительных – несклоняемые)
Что такое несклоняемые существительные?
( существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму)
Что вы можете сказать про окончание несклоняемых существительных?
(Они не имеют окончания, все слово – основа)
Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной)
. Домашнее задание (записывается на доске) :
VI
1.Выучить правило стр.9192
2.Упр.220И как итог урока я прочту вам стихотворение Аркадия Хайта:
Чтобы грамотным стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Вы, ребята, сегодня все очень хорошо поработали, спасибо за урок.
Графический диктант
Проверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Графический диктант
Проверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Графический диктант
Проверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Графический диктант
Проверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Графический диктантПроверка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Жюри
Платье
Жакет
Шляпа
Шоу
Манго
Поле
Тире
Облако
Тире
Фламинго
Гнездо
Мадам
Какаду
Пюре
ПальтоМанто
Кепка
Иваси
Колибри
Филе
Суфле
Пенсне
Танго
Исправить ошибки:
Както рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходитбродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
1.Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) петля б) поле в) кафе г) зеркало
Тест
2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) радио б) солнце в) кино г) ателье
3.В каком слове нет, и не может быть окончания?
А) село б) горе в) метро г) ребро
4.Какую букву нужно вставить?
А) по ради… б)без пальт… в) на пианин… г) о кин…
5.В каком предложении допущена ошибка?
А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра.
Б) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
Тест1.Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) петля б) поле в) кафе г) зеркало
2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) радио б) солнце в) кино г) ателье
3.В каком слове нет, и не может быть окончания?
А) село б) горе в) метро г) ребро
4.Какую букву нужно вставить?
А) по ради… б)без пальт… в) на пианин… г) о кин…
5.В каком предложении допущена ошибка?
А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра.
Б) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».