Конспект урока "Несклоняемые имена существительные" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Несклоняемые имена существительные» (5 класс) Цели урока: - образовательная: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфологические особенности, уметь находить несклоняемые имена существительные  в предложениях и правильно употреблять их в речи - развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные способности детей, расширять словарный запас - воспитательная: воспитывать и формировать интерес к изучению языка, - оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно – гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы. Тип урока: урок – усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
Иконка файла материала урок по рус.яз.doc
Тема:   «Несклоняемые имена существительные» (5       класс) Цели урока: ­ образовательная: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена  существительные», показать их морфологические особенности, уметь  находить несклоняемые имена существительные  в предложениях и правильно употреблять их в речи ­ развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные способности  детей, расширять словарный запас ­ воспитательная: воспитывать и формировать интерес к изучению языка, ­ оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности,  выполнять санитарно – гигиенические нормы, проводить физкультурные  паузы. Задачи : ­ формировать навыки грамотного письма ­ развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление,  прививать любовь к животным. Оборудование: учебник, карточки – задания в конвертах, распечатанные  тексты. Тип урока: урок – усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.Ход урока: I  .   Организационный момент: 1. Вводная беседа. Повторение изученного. ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. К нам  пришли гости. Настройтесь на рабочий лад и хорошее настроение. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы: «Склонение имен  существительных» и начнем  с повторения. ­ Что такое имя существительное? ­ Сколько склонений в русском языке? ­ Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонению? Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно, а теперь мы по этой теме  напишем небольшой  графический диктант. Возьмите листочки с табличкой на ваших партах.(приложение 1) 2. Я буду диктовать словосочетания, а вы напротив номера  записывать только ту букву, которую нужно написать в окончании. 1.стоять у знамени 2.идем к деревне 3. совсем нет времени 4.быть верным  традиции 5.ждать на остановке  6.в жарком пламени 7.приближаемся к станции 8.звать по имени 9.приедем на трамвае 10. нога в стремени Проверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и ­ А теперь  поменяйтесь выполненными заданиями с соседом по парте и  проверьте работу друг друга. 0 ошибок –«5»1­2 ошибки – «4» 3­4 ошибки –«3» 5 и более ошибок –«2» Поставьте отметки, верните друг другу работу, подпишите, оставьте на  столе ,в конце урока вы сдадите свои работы. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.  II   . Работа по новой теме урока.  ­ Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. 1.  Запишите предложение ( 1 ученик работает у доски, весь класс – в  тетрадях): Львы, шимпанзе, какаду, фламинго, кенгуру  – самые популярные обитатели  зоопарка. ­ Сделаем пунктуационный  разбор предложения, объясним знаки препинания. ­ А теперь давайте просклоняем существительные  львы и кенгуру. Учащиеся устно склоняют эти существительные. Какой вывод мы сделаем? Слово кенгуру не склоняется. А какие еще слова в этом предложении не склоняются? ­ фламинго, шимпанзе, какаду. Верно. Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся  высказывают свои предположения). 2.    Верно   –   это   несклоняемые   имена   существительные.    Мы   должны познакомиться с этой группой  имен существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять их в речи. А   что   еще   общего   у   этих   слов?   (Учащиеся   высказывают   свои предположения).Правильно   –   они   все   иноязычного   происхождения,   они   не подчиняются   законам   русского   языка   и   во   всех   падежах   имеют   форму именительного падежа. Итак,   к   первой   группе   несклоняемых   имен   существительных   относятся заимствованные слова с конечным гласным –О,­Е,­И,­У,­Ю. ( НО! Конечные гласные   таких   имен   существительных   не   окончания,   а   гласные   корня! Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о,­е – это окончание. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например слово  озеро склоняется, а слово метро – нет.)III. Физ. минутка Быстро встали, улыбнулись,   Выше­выше подтянулись. Ну­ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали   Продолжение работы по теме урока. IV.   1. Продолжаем прогулку по зоопарку. Запишем следующие предложения( к  доске выходит второй ученик): В зоопарк пришли школьники. Кате Иваненко понравился яркий какаду, а  Вите Черных – проворный кенгуру. ­ Найди в предложении глаголы, объясни правописание приставок. Выдели их. ­ Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод. ­ Русские и украинские фамилии на –их, ­ ых не склоняются. Это вторая  группа несклоняемых имен существительных. Запишем еще одно предложение ( к доске выходит третий ученик): ООН сотрудничает   со   СМИ,   чтобы   привлечь   внимание   общественности   к проблемам исчезающих видов животных. ­ сложносокращенные слова  звукового, буквенного характера) ­ Расшифруйте их, попробуйте просклонять эти сложносокращенные слова.  Сделайте вывод. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом   среднего   и   женского   рода   не   склоняются.   Это   третья   группа несклоняемых имен существительных. 2.  А   теперь   откроем   учебник   и   прочитаем   правило.   Какую   группу   мы   не упомянули? .Это имена существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся   на   согласный.   (   к   знакомой   мисс,   роман   писательницы Войнич)  Как   называются   подчеркнутые   слова?   (Аббревиатура,   или3. А сейчас возьмите лежащие у вас на партах конверты  и среди слов,  находящихся в нем выберете несклоняемые имена существительные. (приложение 2) ­ Какие слова вы выбрали? Верно,  это слова – жюри, сомбреро, шоу, манго, тире, фламинго, мадам,  какаду, пюре, пальто, манто, иваси, колибри, филе, суфле, пенсне, танго. ­ А теперь составьте с одним или несколькими из этих слов предложение.  Запишите его.   А теперь послушайте стихотворение  (тексты этого стихотворения перед  вами на листочках) (приложение 3) Как­то рано поутру  С другом сели мы в метру  И поехали в метре  Фильм смотреть о кенгуре.  Вот сидим мы с ним в кине  Без пальта и без кашне,  А вернее, я и ты  Без кашна и без пальты.  Любит кины детвора  Если в кинах кенгура  Ходит­бродит по шоссу,  Носит в сумке шимпанзу.  Кенгуру в кафу зашел,  Занял там свободный стол  И сидит за доминой  С шимпанзой и какадой.  Вдруг огромный обезьян  Стал играть на фортепьян.  Тут и взрослый, сняв пенсню,  Хохотал на всю киню.  Интересное кино!  Жаль, что кончилось оно.  В гардероб пора бежать ­  Будут польта выдавать. Почему вы смеялись? Что­нибудь  не так? Исправьте ошибки в тексте. Назовите несклоняемые имена существительные. Ну а теперь выполните тест. С его помощью узнаем, как вы поняли тему  (приложение 4)1.Какое из данных существительных не  изменяется по падежам? А) петля  б) поле  в) кафе  г) зеркало 2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным? А) радио   б) солнце  в) кино  г) ателье 3.В каком слове нет и не может быть окончания? А) село  б) горе  в)  метро  г) ребро 4.Какую букву нужно вставить? А) по ради…  б)без пальт…  в) на пианин… г) о кин… 5.В каком предложении допущена ошибка? А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра. Б)Дети с удовольствием читают романы Виктора Гюго. В)»Зенит» сыграл вничью с «Динамой». V   .   Итоги. Рефлексия. Выставление оценок. ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?  ( Есть особая форма имен существительных – несклоняемые) ­ Что такое несклоняемые существительные?  ( существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму) ­ Что вы можете сказать про окончание несклоняемых существительных?  (Они не имеют окончания, все слово – основа) ­ Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной)  .   Домашнее задание (записывается на доске) : VI  1.Выучить правило стр.91­92 2.Упр.220И как итог урока я прочту вам стихотворение Аркадия Хайта: Чтобы грамотным стать и писать отлично, Никогда нельзя менять в падежах различных Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать и в гостях и дома, Если только не менять окончанье слова Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. ­ Вы, ребята, сегодня все очень хорошо поработали, спасибо за урок.                                                          Графический диктант   Проверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и Графический диктант Проверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и Графический диктант Проверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и Графический диктант Проверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и Графический диктантПроверка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  и  е  и  и  е  и  и  и  е  и                               Жюри Платье Жакет Шляпа Шоу Манго Поле Тире Облако Тире Фламинго Гнездо Мадам Какаду Пюре ПальтоМанто Кепка Иваси Колибри Филе Суфле Пенсне Танго Исправить ошибки: Как­то рано поутру  С другом сели мы в метру  И поехали в метре  Фильм смотреть о кенгуре.  Вот сидим мы с ним в кине  Без пальта и без кашне,  А вернее, я и ты  Без кашна и без пальты.  Любит кины детвора  Если в кинах кенгура  Ходит­бродит по шоссу,  Носит в сумке шимпанзу.  Кенгуру в кафу зашел,  Занял там свободный стол  И сидит за доминой  С шимпанзой и какадой.  Вдруг огромный обезьян  Стал играть на фортепьян.  Тут и взрослый, сняв пенсню,Хохотал на всю киню.  Интересное кино!  Жаль, что кончилось оно.  В гардероб пора бежать ­  Будут польта выдавать. 1.Какое из данных существительных не  изменяется по падежам? А) петля  б) поле  в) кафе  г) зеркало Тест 2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным? А) радио   б) солнце  в) кино  г) ателье  3.В каком слове нет, и не может быть окончания? А) село  б) горе  в)  метро  г) ребро 4.Какую букву нужно вставить? А) по ради…  б)без пальт…  в) на пианин… г) о кин… 5.В каком предложении допущена ошибка? А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра. Б) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой». Тест1.Какое из данных существительных не  изменяется по падежам? А) петля  б) поле  в) кафе  г) зеркало 2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным? А) радио   б) солнце  в) кино  г) ателье  3.В каком слове нет, и не может быть окончания? А) село  б) горе  в)  метро  г) ребро 4.Какую букву нужно вставить? А) по ради…  б)без пальт…  в) на пианин… г) о кин… 5.В каком предложении допущена ошибка? А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра. Б) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Посмотрите также