Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Оценка 5
Презентации учебные +2
doc
русский язык
6 кл—7 кл
08.09.2019
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"
урок на конкурс.doc
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Причастный оборот. Цели: 1) Формировать понятие   о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах обособления оборота запятыми. 2)Создать условия для развития мышления, умения построить речевое высказывание во время устного ответа, при самооценке. 3)Развивать организационно­деятельную культуру детей. 4)Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, литературе. Планируемые результаты: Личностные:  формирование   познавательного   интереса,   устойчивой   мотивации   к   самостоятельному   и коллективному исследованию текста; Метапредметные: Коммуникативные: умение слушать друг друга. Регулятивные:  проектировать   свою   деятельность,   проектировать   траектории   развития   через   включение   в новые виды деятельности. Познавательные:  объяснять   языковые   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования структуры предложения, уметь составлять алгоритм действий. Предметные:  знать   определение   причастного   оборота,   условия   выделения   запятыми,   понимать   отличие зависимого   слова   от   определяемого,   уметь   устанавливать   связь   причастия   с   определяемым   и   зависимым словами; выделять причастный оборота знаками препинания.. Ход урока: 1.Актуализация знаний: Работа с фото: ­Заканчивается первый месяц 2018 года, январь. Это необычный месяц, потому что каждый человек в начале года живет с ожиданием чего­то лучшего. А с какими событиями, памятными датами январь связан у вас? (новый год, рождество, дни рождения…) ­Сегодня 29 января, и этот день связан еще с одним замечательным событием. Много лет назад в этот день родился человек, сыгравший огромную роль в развитии русской литературы.  ­По внешности можно многое сказать о человеке. Попробуем и мы это сделать. С помощью каких  частей речи можно описать предмет? (прилагательное, причастие). Недавно вы познакомились с причастиями. Вспомним, что это. (…). Опишите   человека с фотографии с помощью словосочетаний, в которые входят причастия. (делаю записи на доске) ­2.(первое фото­ Чехов – гимназист) (увлекающийся учебой…) ­3(второе фото­Чехов­ студент) (овладевающий научными знаниями) ­4( фото­ Чехов – врач)­ (лечащий людей…) ­5( фото­ Чехов на прогулке) – (любящий животных). О ком мы говорим? 6(четвертое фото)  ­Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года. В 2018 году ему исполнилось бы 158 лет. Теперь, зная, кто перед нами, мы может что­то еще добавить к характеристике великого писателя (ответы). ­Познакомимся  с  воспоминаниями  современников   Чехова  и  сравним   их  с тем,   что говорили   вы   об  этом человеке. (7 слайд). Насколько правы вы были? 2. Знакомство с новым материалом: ­Чем похожи по структуре ваши словосочетания и высказывания современников Чехова? ­А теперь давайте рассмотрим те синтаксические конструкции, которые мы использовали для характеристики А.П.Чехова­ словосочетания с причастиями. Определим в них главное слово и решим, чем они отличаются друг от друга по структуре (в одних ­ причастие ­ главное слово, в других  ­ оно зависит от существительного).  ­В каких словосочетаниях характеристика более полная? (в причастиях с зависимыми словами) ­Когда причастие употребляется с зависимыми словами, такая конструкция как будто оборачивает слово, к которому относится, поэтому называется  причастным оборотом. Именно такой будет тема сегодняшнего урока,  запишем ее на листе. (Причастный оборот) (8 слайд) ­При знакомстве с новой синтаксической конструкцией необходимо определить, чему мы должны научиться сегодня на уроке. Сформулируем это каждый для себя. (…). Запишите. ­Рассмотрим   еще   раз   высказывание   одного   из   современников   Антона   Павловича   Чехова   о   нем,   в   состав которого входит причастный оборот (на слайде 9 и на листах), ­Найдем его в предложении Антон Павлович Чехов­ это писатель, /сделавший жизненную правду своим принципом/. (в помощь словосочетания)   и выберем верные формулировки из предложенных на слайде (  10 слайд). Запишем определение причастного оборота и понятий, с ним связанных на листе:  ­Причастный оборот­ это……. Зависимые слова­ это ………. Так как главное слово в обороте причастие, в предложении причастный оборот является ……. Слово «писатель» будет называть определяемым. Сформулируем определение этого понятия.  Определяемое слово­ это ……. ­А теперь, когда мы знаем, что такое причастный оборот, составим алгоритм его нахождения в предложении. На слайде (слайд 11) некоторые пункты есть. Ваша задача восстановить пробелы.(восстановление и запись на листы) 3.Закрепление: (работа с текстами) ­Для чего причастный оборот употребляется в тексте? (для характеристики предмета). ­Всем   известно,   что   А.П.Чехов   был   мастером   изображения   литературных   персонажей.   Обратимся   к   его произведениям. Поработаем в парах и найдем причастные обороты в представленных отрывках, подчеркнем их как члены предложения. (работа с текстами) (слайд 12­13) !­Понаблюдаем, может ли определяемое слово стоять внутри причастного оборота?  ­Снова обратимся к определениям и запишем:  причастный оборот может стоять … или ….. определяемого слова. ­Когда   мы   произносим   предложения   с   причастным   оборотом,   мы   паузами   выделяем   его.   Понаблюдаем, выделяется   ли   он   на   письме   знаками   препинания.   Сформулируем   правило   обособления   (выделения) причастного оборота в предложении.  ­Дополним   алгоритм   нахождения   причастного   оборота     необходимыми   пунктами   о   расстановке   знаков препинания.   (слайд   14)  Причастный   оборот   выделяется   на   письме   запятыми,   если     стоит   …….. определяемого слова. Не выделяется, если стоит ….. .  (Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделим его запятыми, если нет, знаки препинания не ставим) ­С исключительными случаями расстановки знаков препинания при причастном обороте вы познакомитесь на следующих уроках.  4.Творческая работа с иллюстрацией: ­Определите, к какому произведению Чехова данная иллюстрация. (слайд 15) ­Вспомним, как зовут героев рассказа (Порфирий, Миша, Луиза, урожденная Ванценбах... Нафанаил) ­Охарактеризуйте этих персонажей, используя предложения с причастным оборотом. (Миша: губы его, подернутые маслом, лоснились,  Порфирий: побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось, съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... поклонился всем туловищем и захихикал Луиза: Длинный подбородок жены стал еще длиннее, улыбалась..) 5 этап:Подведение итогов: ­К какой разновидности относится рассказ «Толстый и Тонкий»? (сатирический) ­Что   хочет   сказать   автор,   сатирически   изображая   своих   героев?  (читатели   должны   увидеть   свои недостатки в них) ­Встречаясь с разными людьми, создавая  образы в своих произведениях, Чехов пришел к такому выводу: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова он вкладывает в уста одного из персонажей. Что это значит?  ­Он хотел, чтобы вокруг были прекрасные люди как внешне, так и внутренне и старался все делать для этого как врач, так и писатель.  (16 слайд) Антон Павлович Чехов­ врач, лечивший физические болезни, и писатель, лечивший души.  ­найдем причастные обороты в данном предложении.  ­Какую роль выполняет в предложении первый причастный оборот? (характеризует Чехова как врача) ­второй? (как писателя) 6 этап: Рефлексия: ­Наш   урок   подходит   к   концу.   Попробуйте,   оценить,   насколько   полезным   оказался   наш   урок   для   вас,   и поставьте «галочку» напротив того запланированного результата, которого вы достигли.  ­А теперь, проанализировав свою деятельность на уроке, сформулируйте предложение об этом, включив в него причастный   оборот.   Можно  употребить   в  предложении   свое   имя.   (Елена,   познакомившая   учеников   6­А  с понятием «причастный оборот», и рассмотревшая с ними примеры употребления его в письменной речи, убеждена, что эта информация поможет им писать грамотно.) 7Этап: Д\з:  ­сегодняшнее   домашнее   задание   будет   носить   рекомендательный   характер,   но   я   думаю,   что   оно   вас заинтересует. Придя домой, возьмите в руки томик Чехова и еще раз насладитесь его произведениями. Спасибо за урок (слайд 17)

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Причастный оборот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019