Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.03.2017
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- " Урок "открытия" нового знания с использованием технологии встречных усилий. Этот урок включён в планирование при изучении темы "Имя существительное" Может использован в работе с различными УМК по русскому языку.
ПОЛ- и ПОЛУ-.docx
МКОУ Репьёвская ОШ
План – конспект
открытого урока русского языка в 6
классе по теме «Слитное и дефисное
написание слов с ПОЛ и ПОЛУ»
Учитель I категории Пчёлкина Н.И.
2012 г. Тема: «Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ и
ПОЛУ«.
Цели:
Образовательные:
познакомить с правилом слитного и дефисного написания слов с
ПОЛ и ПОЛУ;
научить выделять слова с указанной орфограммой, графически
обозначать её; употреблять слова с ПОЛ и ПОЛУ в речи.
повторить материал, изученный в теме «Имя существительное».
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание;
развивать коммуникативную, лингвистическую компетенции;
развивать умение ставить цель, намечать пути её решения, делать
выводы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность, требовательность к себе;
способствовать формированию навыков культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» нового знаяния
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские,
алгоритмические, наглядные, практические. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к
уроку, словари.
Дидактический материал:
план работы на уроке;
индивидуальный раздаточный материал;
материал к диктанту «Молчанка»;
занимательный материал.
Оформление классной доски:
запись даты (впоследствии – темы);
«Трудный» вопрос»;
оценочный лист.
Содержание урока:
I. Организационный момент. Разминка.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Как вы настроены на урок?
У нас сегодня урокпраздник, так как мы имеем уникальную возможность
показать учителям русского языка и литературы района наши знания и
умения. II. Постановка учебной цели. Создание ситуации
«вызова».
Орфографический диктант «Дуэль».
Учитель:
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль
безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал
Прусту:
Предоставляю Вам право выбора оружия.
Превосходно, ответил Пруст, предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Что изучает орфография? (Систему правил написания слов).
Прочему так ответил Пруст? (Не каждому дано и не каждый хочет быть
грамотным, Пруст был уверенным в себе).
Проведём и мы орфографическую дуэль. Дайте толкование слову «дуэль».
(Поединок. Даёт ответ ученик, которому заранее было дано задание
поработать с толковыми словарями. Показ слайда №2.)
Невезение, преграда, пляж, помнить о друге, остров сокровищ, путь к
мудрости, невидимка, блеск молнии, под знаменем науки, заправщик,
билетик, корешок., полстраницы.
(Знаю /не знаю, переход к теме урока).
Учитель:
Мы не знаем, как писать это существительное, значит, какую цель мы
поставим сегодня на уроке? (Выучить соответствующее правило и т. д.)
Итак, тема урока «Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ и ПОЛУ.
(Запись темы, показ слайда №3). III. Объяснение нового материала.
А) Знакомство с правилом слитного и дефисного написания слов с
ПОЛ и ПОЛУ.
Учитель:
Правило содержит несколько пунктов. Отметим основные. Нашли карточку
№1. Читаем правило. (Из «Справочника по орфографии ипунктуации» Д. Э.
Розенталя. Записываем в тетради. 1… (Коллективное составление плана
ответа с примерами. Сопровождается показом слайда №4.).
« Числительное ПОЛ (половина) в составе сложного слова:
1) пишется слитно, если вторая часть сложного слова начинается с
согласной буквы (кроме Л), например: полстраницы, полметра;
2) пишется через дефис, если вторая часть начинается с согласной Л,
например: поллуковицы, поллиста;
3) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы,
например: полапельсина, полокна;
4) пишется через дефис, если вторая часть является именем собственным,
например: полЕвропы, пол Москвы.
5) ПОЛУ пишется слитно, например: полутьма, полумрак».
Б) Выработка алгоритма. (Коллективно с детьми, карточка №2, показ
слайда №5).
Алгоритм:
Найти слово с ПОЛ и ли ПОЛУ;
Посмотреть, с какой буквы начинается вторая часть сложного
слова;
Вспомнить правило;
Записать слово;
Графически обозначить орфограмму;
Запомнить написание слова.
IV. Закрепление изученного материала. А) Выполнение грамматического упражнения. (Карточка №3, показ
слайда №6).
Я пришёл домой из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Д:ля меня обед :
(Пол)батона хлеба,
(Пол)судка борща,
И на сковородке
Ровно (пол)леща.
Если мамы дома нету,
Ни минуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
(Пол)кило варенья,
(Пол)мешка конфет,
(Пол)арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я ещё не мёртвый,
Но (полу)живой).
Я не ем уж (пол)недели,
Я не сплю уж пят ночей,
У моей стоит постели
Ровно (пол)Москвы врачей.
Учитель:
Что произошло с мальчиком? Какой вывод нужно для себя сделать? (Быть
обжорой нехорошо, это не красит человека).
Что вы можете сказать о существительном «обжора»? (существительное
общего рода, 1 склонения и т.д.).
Б) Упражнение «Согласен/не согласен».
Учитель:
1. Я утверждаю, что слово « полночь» пишется слитно. Максим, согласен?
(Согласен/не согласен. Запись на доске).
2. Я утверждаю, что слово «поллагеря» пишется через дефис.
3. – Я утверждаю, что слово «полананаса» пишется слитно.
4. – Я утверждаю, что слово «полРоссии» пишется через дефис. (Вывод).
В) Выполнение разноуровневого задания. Работа с текстом.
Редкая обезьяна.
(1)Обезьяны не водолюбивые животные. (2)Однако на половине острова Ява
обитает редкостная на нашей планете водоплавающая обезьяна. (3)Она умеет
не только отлично плавать в береговой полосе, но и нырять. (4)Под водой она
способна пребывать до полминуты. (5)За это время обезьяна успевает
поймать рыбу или схватить со дна съедобную ракушку. (6)Самки начинают
приучать к воде своих детёнышей со второго месяца после рождения. (Из
календаря).
Основное задание (карточка №4, показ слайда №7):
«3» В предложениях №13 найдите собственное имя существительное:
______________________________________________________________.
«4» В предложениях №35 найдите разносклоняемое существительное:
______________________________________________________________.
«5» В предложениях №24 найдите имя существительное, написание
которого объясняется правилом: «Числительное ПОЛ(половина) в составе
сложного слова пишется слитно, если вторая часть сложного слова
начинается с согласной буквы».
Учитель:
Почему слова ПОЛОСА, ПОЛОВИНА являются неверными ответами? (Это
не сложные слова).
Г) «Трудный вопрос».
Учитель:
А как же быть со следующим случаем? Внимание! «Трудный вопрос».
Объясните написание слов:
? половина – половина. ( Дети дают ответы, толкование слова «овин», показ
слайда №8). Дополнительное задание:
Найти и объяснить написание слов с ранее изученными в 6 классе
орфограммами (водолюбивые, водоплавающая, пребывать, приучать).
V. Контроль полученных знаний. Самопроверка. (Ответы
проверяются во время показа слайда №9).
Диктант «Молчанка».(Учитель показывает иллюстрации , отражающие
материал урока. Дети записывают ответы.)
Полторта, поллимона, полумесяц, полуостров, полЗемли, полстакана, пол
огурца, полдоски, полкниги, полголовы, полавтобуса, полулицы.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, подведём итоги. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале
урока?
Каковы наши успехи / неуспехи?
Не получилось ли так, что мы выполнили только « полдела»? (Дети
зачитывают листы «Мои успехи/ неуспехи» которые заполнялись в течение
урока. Учитель обращается к оценочному листу, который также заполнялся в
течение урока).
VII. Домашнее задание.
1. Работа со справочником Д.Розенталя. Поиск дополнительной информации
по изученной теме.
2. Подготовить «Трудный вопрос» по изученной теме.
А сейчас давайте скажем нашим гостям: «До свидания!», и каждый скажет
то, что он хочет. Я от себя желаю своим коллегам , чтобы уроки готовил весь
класс, а не полкласса; их ученики писали сочинение по полтетради, не по
полстраницы. (Желают дети: объездить полмира, капуста уродилась бы не на
пологорода, а на целом, силы хватало не на полдня, а на весь день, здоровье
не на полвека, а на целый). Почему мы не пожелали нашим гостям полдела, полунамёков, полстраницы,
полкласса? ( Слово «половина» вносит в нашу жизнь какоето отрицательное
значение ).
Какой вывод сделаем для себя? ( Выполнять дело до конца, не быть
получеловеком, а настоящим, цельным. Тогда тебя будут уважать , ты
многого добьёшься в жизни).
Оценочный лист.
Базин
Максим
Кандалян
Гоарик
Савинова
Даша
Швецова
Катя
Вид Ф.И.
работы
1.
Орфографически
й диктант
«Дуэль».
2. Выполнение
грамматического
упражнения. 3. Диалог
«Согласен /не
согласен».
4. Выполнение
разноуровневого
задания. Работа с
текстом.
5. «Трудный
вопрос».
6.
Дополнительное
задание к тексту.
7. Диктант –
«Молчанка».
Итоговая
отметка за урок.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.