Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.03.2017
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- " Урок "открытия" нового знания с использованием технологии встречных усилий. Этот урок включён в планирование при изучении темы "Имя существительное" Может использован в работе с различными УМК по русскому языку.
ПОЛ- и ПОЛУ-.docx
МКОУ Репьёвская ОШ План – конспект  открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ­ и ПОЛУ­» Учитель  I категории    Пчёлкина Н.И.        2012 г. Тема:    «Слитное и  дефисное написание слов с ПОЛ­ и  ПОЛУ­«. Цели:  Образовательные:    ­ познакомить с правилом слитного и дефисного написания слов с  ПОЛ­ и ПОЛУ­;    ­ научить выделять слова с указанной орфограммой,  графически   обозначать её; употреблять слова с ПОЛ­ и ПОЛУ­ в речи.    ­повторить материал, изученный в теме «Имя существительное».  Развивающие:    ­ развивать логическое мышление, память, внимание;    ­развивать коммуникативную, лингвистическую компетенции;    ­развивать умение ставить цель, намечать пути её решения, делать  выводы.  Воспитательные:                  ­ воспитывать  ответственность, требовательность к себе;                    ­ способствовать формированию навыков культуры общения. Тип урока: урок «открытия» нового знаяния Методы и приёмы: диалогические, исследовательские,  алгоритмические, наглядные, практические. Оборудование:   мультимедийный проектор, компьютер, презентация к  уроку, словари.   Дидактический материал:                   ­ план работы на уроке;                   ­ индивидуальный раздаточный материал; ­ материал к диктанту «Молчанка»; ­ занимательный материал. Оформление классной доски:               ­ запись даты (впоследствии – темы);         ­ «Трудный» вопрос»;         ­  оценочный лист.                    Содержание урока: I. Организационный  момент. Разминка. Учитель: ­Здравствуйте, ребята! Как вы настроены на урок?  ­У нас сегодня урок­праздник, так как мы имеем уникальную возможность  показать  учителям русского языка и литературы района наши знания и  умения. II. Постановка учебной цели. Создание ситуации   «вызова».   Орфографический диктант «Дуэль». Учитель: ­ Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль  безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал  Прусту: ­ Предоставляю Вам право выбора оружия. ­ Превосходно, ­ ответил Пруст, ­ предпочитаю орфографию. Вы убиты. ­ Что изучает орфография? (Систему правил написания слов). ­ Прочему так ответил Пруст?  (Не каждому дано и не каждый хочет быть  грамотным, Пруст  был уверенным в себе). ­Проведём и мы орфографическую дуэль. Дайте  толкование слову «дуэль».  (Поединок. Даёт ответ ученик, которому заранее было дано задание  поработать с толковыми словарями. Показ слайда №2.) Невезение,  преграда,  пляж,  помнить о друге,  остров сокровищ, путь к мудрости,  невидимка,  блеск молнии, под знаменем науки,  заправщик, билетик, корешок., полстраницы.  (Знаю /не знаю, переход к теме урока). Учитель: ­ Мы не знаем, как писать это существительное, значит,  какую цель мы  поставим сегодня на уроке? (Выучить соответствующее правило и т. д.) ­Итак, тема урока «Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ­ и ПОЛУ­. (Запись темы, показ слайда №3). III. Объяснение нового материала.   А)   Знакомство с правилом слитного и дефисного написания слов с  ПОЛ­ и ПОЛУ­. Учитель: ­ Правило содержит несколько  пунктов. Отметим основные. Нашли карточку  №1.  Читаем правило. (Из «Справочника по орфографии ипунктуации» Д. Э.  Розенталя. Записываем в тетради. 1… (Коллективное составление плана  ответа с примерами. Сопровождается показом слайда №4.). « Числительное ПОЛ­ (половина) в составе сложного слова: 1) пишется слитно, если вторая часть сложного слова начинается с  согласной буквы (кроме Л), например: полстраницы, полметра; 2) пишется через дефис, если вторая часть начинается с согласной Л,  например: пол­луковицы, пол­листа; 3) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы,  например: пол­апельсина, пол­окна; 4) пишется через дефис, если вторая часть является именем собственным, например: пол­Европы, пол­ Москвы. 5)  ПОЛУ­ пишется слитно, например: полутьма,  полумрак». Б) Выработка алгоритма. (Коллективно с детьми, карточка №2, показ  слайда №5). Алгоритм:  Найти слово с ПОЛ­ и ли ПОЛУ­;  Посмотреть, с какой буквы начинается вторая часть сложного  слова;  Вспомнить правило;  Записать слово;  Графически обозначить орфограмму;  Запомнить написание слова. IV. Закрепление изученного материала. А) Выполнение грамматического упражнения. (Карточка №3, показ  слайда №6).  Я пришёл домой из школы: Мамы дома нет. На столе оставлен  Д:ля меня обед :   (Пол)батона хлеба, (Пол)судка борща, И на сковородке Ровно (пол)леща. Если мамы дома нету, Ни минуты не теряй И варенье из буфета Поскорее доставай! У меня сегодня Был такой обед: (Пол)кило варенья, (Пол)мешка конфет, (Пол)арбуза с тортом, Апельсин с халвой. (Я ещё не мёртвый, Но (полу)живой). Я не ем уж (пол)недели, Я не сплю уж пят ночей, У моей стоит постели Ровно (пол)Москвы врачей. Учитель: ­Что произошло с мальчиком? Какой вывод нужно для себя сделать? (Быть  обжорой нехорошо, это не красит человека). ­Что вы можете сказать о существительном «обжора»? (существительное  общего рода, 1 склонения и т.д.). Б) Упражнение «Согласен/не согласен». Учитель: 1.­ Я утверждаю, что слово « полночь» пишется слитно. Максим, согласен?  (Согласен/не согласен. Запись на доске). 2.  Я утверждаю, что слово «пол­лагеря» пишется через дефис.  3. – Я утверждаю, что слово «пол­ананаса» пишется слитно. 4.  – Я утверждаю, что слово «пол­России» пишется через дефис. (Вывод). В) Выполнение разноуровневого задания. Работа с текстом.          Редкая обезьяна.   (1)Обезьяны не водолюбивые животные.  (2)Однако на половине острова Ява  обитает редкостная на нашей планете водоплавающая обезьяна.  (3)Она умеет  не только отлично плавать в береговой полосе, но и нырять. (4)Под водой она  способна пребывать до полминуты.  (5)За это время обезьяна успевает  поймать рыбу или схватить со дна съедобную ракушку. (6)Самки начинают  приучать к воде своих детёнышей со второго месяца после рождения. (Из  календаря). Основное задание (карточка №4, показ слайда №7): «3»   ­ В предложениях №1­3 найдите собственное имя существительное: ______________________________________________________________. «4» ­ В предложениях №3­5 найдите разносклоняемое существительное: ______________________________________________________________. «5» ­ В  предложениях №2­4 найдите имя существительное, написание  которого объясняется правилом: «Числительное ПОЛ­(половина) в составе сложного слова пишется слитно, если вторая часть сложного слова  начинается с согласной буквы». Учитель: ­ Почему слова ПОЛОСА, ПОЛОВИНА  являются неверными ответами? (Это не сложные слова). Г) «Трудный вопрос». Учитель: ­ А как же быть со следующим случаем?  Внимание! «Трудный вопрос».  Объясните написание слов: ?  половина – пол­овина. ( Дети дают ответы, толкование слова «овин», показ  слайда №8). Дополнительное задание: Найти и объяснить написание слов с ранее изученными в 6 классе  орфограммами (водолюбивые, водоплавающая, пребывать, приучать). V. Контроль полученных знаний. Самопроверка. (Ответы  проверяются во время показа слайда №9). Диктант­ «Молчанка».(Учитель показывает иллюстрации , отражающие  материал урока. Дети записывают ответы.) Полторта, пол­лимона, полумесяц, полуостров, пол­Земли, полстакана, пол­ огурца, полдоски, полкниги,  полголовы, пол­автобуса, пол­улицы. VI. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Итак, подведём итоги. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале  урока?  ­Каковы наши успехи / неуспехи?  ­Не получилось ли так, что мы выполнили только « полдела»? (Дети  зачитывают листы «Мои успехи/ неуспехи» которые заполнялись в течение  урока. Учитель  обращается к оценочному листу, который также заполнялся в течение урока). VII. Домашнее задание. 1. Работа со справочником Д.Розенталя. Поиск дополнительной информации  по изученной теме. 2. Подготовить «Трудный вопрос» по изученной теме. ­ А сейчас давайте скажем нашим гостям: «До свидания!», и каждый  скажет  то,  что он хочет. Я от себя желаю своим коллегам , чтобы уроки готовил весь  класс, а не полкласса;  их ученики  писали  сочинение по полтетради, не по  полстраницы. (Желают дети: объездить полмира, капуста уродилась бы не на  пол­огорода, а на целом,  силы хватало не на полдня, а на весь день, здоровье  не на полвека, а на целый). ­ Почему мы не пожелали нашим гостям полдела, полунамёков, полстраницы,  полкласса?  ( Слово «половина» вносит в нашу жизнь какое­то отрицательное  значение ). ­ Какой вывод сделаем для себя? ( Выполнять дело до конца, не быть  получеловеком,  а настоящим, цельным. Тогда тебя будут уважать , ты  многого добьёшься в жизни).                     Оценочный лист. Базин  Максим Кандалян Гоарик Савинова  Даша Швецова  Катя Вид           Ф.И.   работы 1.  Орфографически й диктант  «Дуэль». 2. Выполнение  грамматического  упражнения. 3. Диалог  «Согласен /не  согласен». 4. Выполнение  разноуровневого  задания. Работа с  текстом. 5. «Трудный  вопрос». 6.  Дополнительное  задание к тексту. 7. Диктант –  «Молчанка».      Итоговая  отметка за урок.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2017