Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература
Оценка 4.9

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство +1
9 кл
28.03.2017
Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература
Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература. Тема "Сохранение культурных ценностей во время вооруженных конфликтов на примере рассказа Р.Брэдбери "Улыбка". современные вооруженные конфликты в Сирии и на Украине, разрушение объектов культуры - основные вопросы, рассматриваемые на уроке. На уроке звучит музыка, приводятся в пример отрывки из произведений Астафьева, Толстого о влиянии музыки на человека. Работа на уроке групповая.
Конспект урока литературы в 9 классе по теме.docx
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «Культурные ценности – жертвы войны. Защита культурных ценностей в ситуации вооруженного конфликта» Культура – это мера человечности в человеке. К.Маркс Культура, не была ли ты гонима Из страны в страну, Из века в век. Оттого ли так неотвратимо Обнищал и гибнет человек? Н.Спирина Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа. Федор Абрамов Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Д.С.Лихачев Фантастика о будущем помогает жить в настоящем. Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами и сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить. Р.Брэдбери Нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети не ненавидели цивилизацию его Р.Брэдбери Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для творческих групп, таблицы для каждого участника группы Тип урока – урок-исследование Цели: Образовательные:Совершенствовать   умение   формулировать   проблемы произведения, анализировать особенности сюжета, особенности композиции произведения¸ роль композиции произведения в раскрытии замысла писателя, роль   используемых   писателем   изобразительно­выразительных   средств, совершенствовать   умение   сопоставлять   и   сравнивать   произведения   с подобным сюжетом и проблематикой, с реальными жизненными ситуациями Способствовать развитию связной речи,  вербального, наглядно­образного  мышления. Воспитательные: Воспитыватькультуру   поведения   при   фронтальной   работе,   индивидуальной работе,   воспитывать   гуманизм,   умение   сопереживать,   помогать   людям   в сложной ситуации. Формировать УУД: ­  Личностные   УУД:  способность   проникнуться   ситуациями,   в   которые попадают герои произведений, способность правильно понять их, попытаться объяснить   поступки   героев,   способность   извлечь   нравственные   уроки   из произведений, толерантное сознание и поведение, навыки сотрудничества со сверстниками,   учителем,   способность   проявлять   активную   гражданскую позицию. ­Метапредметные  УУД: 1.  Регулятивные   УУД:  определять   и   формулировать   цель   на   уроке   с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. 2.Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли   в   устной   форме;   договариваться   с   одноклассниками   совместно   с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. 3.Познавательные   УУД:ориентироваться   в   содержании   рассказов; осуществлять   анализ   образов,   ситуаций,     проводить   сравнение   и сопоставление   с   произведениями     на   подобные   темы,   с   жизненными ситуациями;  находить   ответы   на   вопросы   в   тексте,  составлять   ответы   на вопросы. ­ Предметные УУД:знать определения   литературоведческих терминов и терминов   искусствоведческих   дисциплин   (культура,   наследие,   рассказ, фабула,   кредо,   тема,   идея,   искусство,   музыка,   живопись,   духовность, скульптура,  храм,  объект)   и  уметь   находить   их   в  тексте,  уметь  грамотно, уместно употреблять их в речи, уметь работать с текстом, анализировать его, организация исследовательской  деятельности по получению нового знания Технологии:   Технология   проблемного   обучения,   групповые   технологии, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного обучения Учебники:  Коровина В.Я., Данилова Г.И., рассказ Р.Бредбэри «Улыбка»  Интернет­ресурсы, кинофрагменты, видеофрагменты, презентация Организация пространства: Фронтальная работа,  групповая, индивидуальная работа ХОД УРОКА 1.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. (10  мин) Цели: ­актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; ­создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности  включения в учебную деятельность; ­уточнить тип урока; ­повторить изученные ранее термины; Слово   учителя:   «ХХI    век,   как   никакой   другой,   перевернул   мир,   ускорил   его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, может быть, оно что­то утратило,   всё   быстрее   устремляясь   за   материальными   благами.   Нуждаются   ли духовные ценности в защите?». На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.    ЗНАК ЮНЕСКО О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 2.  Актуализация знаний.  С помощью учителя вспоминают и формулируют основные понятия. Объясняют смысл   эпиграфов   к   уроку.   Эвристическая   беседа.   Отвечают   на   поставленные проблемные вопросы:  Звучит «Лунная соната» Бетховена. Писатели обращались к данной теме. Например, В.Астафьев в рассказе «Домский собор» пишет о воздействии на человека органной музыки, о восхищении этой музыкой:   «Она   очищается,   душа­то,   и   чудится   мне,   весь   мир   затаил   дыхание, задумался   этот   клокочущий   мир,   готовый   вместе   со   мною   пасть   на   колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра» А вот как Л.Толстой в рассказе «Альберт» описывает впечатление героя о музыке: «Ни один ложный звук не нарушил покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежды следили за развитием их. Из состояния скуки, шумного рассеяния и душевного сна, в котором находились эти люди, они вдруг незаметно перенесены были в совершенно другой, забытый ими   мир.   То   в   душе   их   возникало   чувство   тихого   созерцания   прошедшего,   то страстного   воспоминания   чего­то   счастливого,   то   безграничной   потребности власти   и   блеска,  то   чувства   покорности,  неудовлетворенной   любви   и   грусти… Что­то   странное   произошло   со   всеми   присутствующими,   и   что­то   странное чувствовалось в мертвом молчании, последовавшем за игрой Альберта» Слайд: объекты культуры: музеи, живопись, скульптура. Каково   ваше   впечатление?   Почему   нас   восхищает   музыка, живопись?  Вопросы классу: 1. Как   мы   это   все   можем   назвать,   используя   общее   понятие?   (культурные ценности) 2. Что мы можем отнести к культурным ценностям? (исторические памятники, произведения искусства, культовые сооружения) 3. Что такое наследие? (культурное наследие, какое­либо явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей) 4. Они   всегда   для   человека   имеют   большое   значение?   А   во   время   войн, вооруженных конфликтов? 5. Посмотрите   видео.  (разрушение   памятников:   ООН   в   Сирии,   разрушение Храма Христа Спасителя) Может быть, во время вооруженных конфликтов не стоит думать о спасении культурных ценностей? 6. Как вы думаете, каковы наши цель и задачи сегодня? (цель: путем анализ произведения   Р.Брэдбери   «Улыбка»   доказать   огромную   роль   в   жизни человека культурных ценностей, необходимости их защиты) 7. Попробуйте в связи с целью и задачами сформулировать тему.  Формулировка темы и цели урока Организует  проговаривание темы  и цели урока. Помогает сформулировать основные понятия. Задает  вопросы. 4. На сегодняшнем уроке предметом анализа будет фантастический рассказ Р.Брэдбери «Улыбка».  1. Давайте вспомним, что такое фантастика? (разновидность худ. Литературы, в которой авторский вымысел создает особый,  нереальный мир) 2. Вспомните,   что   обозначает   термин   «утопия»?   (описание   жизни воображаемой   страны,   отвечающей   тому   или   иному   идеалу   социальной гармонии). 3. Вспомните, что обозначает термин   «антиутопия»? (изображение опасных, пагубных   и   непредвиденных   последствий,   связанных   с   построением общества) 3. Открытие  нового знания (28 мин) Цели: ­углубление имеющихся знаний; ­ сравнение, сопоставление произведений; ­ развитие творческих способностей обучающихся 1. Даются групповые задания: Три     группы   получают   задания:   объединение   критиков,   объединение литературоведов   и   языковедов,   объединение   искусствоведов.     Каждая   группа имеет   председателя,   членов.   Каждая   группа   получила   задания:   на   каждого участника отчетный группы, каждой группе свое задание, которые зафиксированы в   листах   участников   других   групп,   вы   должны   занести   в   листы   необходимые сведения.  Задание в группах: Посмотрите буктрейлер по  рассказу «Улыбка» Рекомендации по организации работы в группе «Писатели­фантасты» 1. Опишите   город   будущего,   каким   вы   его   увидели   в   рассказе   Р.Брэдбери «Улыбка». Во что превратился мир? Почему люди ненавидят прошлое и всё, что связано с цивилизацией? Защита работы.    2. Каждому члену группы необходимо заполнить следующую таблицу и сдать учителю. Рекомендации по организации работы в группе «Критики» 1. Расскажите,   каким   настроением   проникнуты   картины   Кустодиева «Масленица»,   Богданова­Бельского   «День   рождения   в   саду»,   Корзухина «Девичник».  Подберите примеры из текста о «праздниках людей будущего. Похожи   или   отличаются   эти   праздники?   Какое   событие   на   празднике является главным? (уничтожение картины) Чем руководствуются люди? Как поступает   Том?   Почему?   Что   произошло   в   душе   Тома,   когда   он   увидел картину?   (потрясение).   Подберите   слово,   которое     наиболее   точно определяло бы то, что было совершено толпой. (вандализм) Защита работы.  Каждому члену группы необходимо заполнить следующую таблицу и сдать учителю. 2. Рекомендации по организации работы в группе «Искусствоведы» 1. Дома вы должны были изучить историю картины Леонардо да Винчи. Сейчас вам   необходимо   представить   материал   о   том,   какие   особенности   этой картины заставляют людей совершать безумные поступки.  Защита работы. 2. Объясните свое выполненное домашнее задание: вы иллюстрировали рассказ и создавали обложку. И сегодня вы должны будете это представить.  Зашита работы. Каждому   члену   группы   необходимо   заполнить   следующую   таблицу   и   сдать учителю. Релаксация Представьте,   что   вы   оказались   в   Лувре,   увидели   картину   «Джоконда», стараетесь   всмотреться   в   нее,  насладиться   красками,  образом   Мона   Лизы,   она смотрит на вас и вам становится хорошо, потому что, улыбаясь, она внушает вам надежду на лучшее 2.О чем предупреждает нас Р.Брэдбери своим рассказом    ? (о возможной гибели цивилизации. Это приведет к гибели культуры и всей  цивилизации, в мир будущего надо брать все самое прекрасное, что создано  человечеством, что воспитывает в людях любовь к добру, к красоте. Например,  картину «Джоконда». Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да  Винчи создал эту картину, а люди не перестают любоваться шедевром.) Стихотворение М.Лисянского «Улыбка Джоконды» об этой картине: Летел в её улыбку камень, Вонзая нож по рукоять, Посмотрит темными зрачками – И улыбается опять. Из Лувра выкрали.  И даже  На Пикассо упала тень. Но вновь она на вернисаже Улыбкою встречает день. Смеялись флейты, Пели скрипки На всех сеансах год подряд, Чтоб вызвать этот миг улыбки, Непостижимый этот взгляд. Умолкло всё, Всё притаилось На всех  ветвях, на  всех кустах, Когда улыбка появилась У Моны Лизы на устах. Постичь до дна улыбку надо, Чтоб увидать её в венце Измученного Леонардо С улыбкой на худом лице Левша, он сам сработал рамку, Сам врезал в рамку вензеля. С тех пор улыбкой этой самой Интересуется земля. Джоконда властно и коварно Сквозь линзы стекол четырех Глядит с улыбкой лучезарной Равно на умниц и дурех. Смеется флейта, плачет скрипка – Не расставались будто с ней, А легендарная улыбка Меж тем с годами все ясней. Не меркнет и не угасает, Светлее дня, Сильнее тьмы. Джоконда, видно, что­то знает, Чего еще не знаем мы. Продолжите фразу: Человек, у которого душа лежит к красивому,…. Кто из героев романа является таким? (Том) В  рассказе  он  одинок,  но  так   же  считает  автор,  значит, он  не одинок, так  же считают   и   читатели.   Праздники   людей   будущего   в   рассказе   –   это   праздники ненависти. Сила ненависти разрушительна и губительна для самой современной цивилизации.     Но   чудодейственная   сила   красоты   могущественнее.   Рассказ «Улыбка» ­ гипербола, метафора, предсказание. Но это и надежда.   Нужно   ли   во   время   вооруженных   конфликтов   думать   о   сохранении культурных ценностей? Культурные   ценности   во   время   вооруженного   конфликта   должны   уважаться   и охраняться   сторонами   конфликта   как   на   их   территории,   как   и   на   территории противника,   атакам   вандализма, использоваться в целях, способных подвергнуть их опасности разрушения. Отличительный знак Конвенции о защите культурных ценностей   недолжны   подвергаться   разграблению, 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин) Цели: ­зафиксировать содержание урока; ­организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; ­ записать задание на дом. Отвечают на вопросы учителя: 1. Итак, что сегодня вам запомнилось? 2. В чем вы убедились? 3. Что вас порадовало и что огорчило? 4. Что нового открыл вам Р.Брэдбери? 5. Что вызвало затруднения в понимании? Составляют синквейн. 1. Рассказ Р.Брэдбери «Улыбка» 2. Искусство 3. Истинное, впечатляющее 4. Заставляет задуматься, поражает, восхищает. 5.   Красота спасет мир Оценки за урок Записывают   домашнее   задание: вандализме? (сочинение либо рисунки)  Что я думаю о современном Аспектный самоанализ урока литературы и искусства в 9 классе на тему «Культурные ценности – жертвы войны. Защита культурных ценностей в ситуации вооруженного конфликта» 1.Анализ этапов урока. Этапы урока: актуализация знаний, открытие нового знания,  целеполагание,  мотивация,    рефлексия,   домашнее задание оценка результатов, Все этапы были проведены. Цели и задачи были сформулированы вместе с учащимися. Актуализация знаний была достаточно объемной: это и повторение литературоведческих понятий, и повторение материала о роли искусства в жизни человека, в развитии его духовного мира Мотивация была на высоком уровне, это показало активное обсуждение формулировки темы, активная и быстрая работа с нахождением соответствия терминов определениям. Открытие нового знания также было проведено на высоком уровне, так как обучающиеся были активны, весь необходимый материал был найден, обучающиеся умеют отстаивать свою точку зрения, доказывать текстом произведения. Интересны были индивидуальные задания, выполненные обучающимися дома. Рефлексия была проведена по вопросам и синквейн также является своеобразной рефлексией урока. Оценка результатов также была проведена. Более активные обучающиеся получили высокие оценки, остальные получили четверки. Были и такие, которые отсиделись. Домашнее задание было задано вовремя. Оно является творческим. Его могут выполнить так, как они это видят: кто-то в виде сочинения, кто-то в рисунках. 2.Основные характеристики обучающихся. Вы видите, что класс средних способностей: есть способные обучающиеся с высоким уровнем мотивации, имеющие хорошую базу, хорошо сформированные умения и навыки анализа, сопоставления, хорошую речь, поэтому они активны на уроке; а есть обучающиеся очень слабые, это Гущин Дмитрий, Матюшин Алексей, Шувалов Илья, Зенченко Екатерина, Рыбкин Виталик, Субочев Алексей, Красухин Ярослав. Самостоятельные задания на высоком уровне также выполняют не все. На высоком уровне выполняют Неяскина Кристина, Дураева Полина, Смирнова Полина, Муратова Дарья, Захаров Егор, Лихачев Данила, Жумчужников Артем, Калинин Артем, Культешова Виктория, Фоменко Александра, Калягин Сергей. Терминологией владеют также не все. Уровень сформированности УУД также разный: в основном они владеют разными группами УУД в соответствии с возрастом: коммуникативными, регулятивными, предметными, метапредметными. С дисциплиной в классе все нормально. Все соблюдают правила поведения на уроке. 3.Оценка эффективности и грамотности организации урока. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и имеет все этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Связи между этапами выстроены логично. Время урока использовано эффективно. Темп урока высокий. Смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урока. ИКТ использованы рационально с точки зрения здоровье сберегающих технологий и способствуют лучшему усвоению материала. Фрагмент фильма грамотно включен в ткань урока. На уроке было организовано сотрудничество обучающихся. Применялись исследовательские методы, методы проблемного обучения, эвристическая беседа. Учитель получил обратную связь от многих обучающихся. На уроке соблюдались требования СанПин. 4.Анализ формирования метапредметных УУД На данном уроке предполагалось формирование следующих метапредметных УУД: 1.Познавательных: способность воспринимать информацию, способность добывать информацию самостоятельно, способность воспроизводить алгоритм действий, способность найти оригинальные пути решения проблемы, способность дать развернутый ответ и аргументировать его, умение сравнивать, обобщать, проводить анализ; 2.Коммуникативные: умение самостоятельно донести мысль до других, умение самостоятельно сформулировать тему, цели, корректные вопросы, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, умение подчиняться решению группы, умение слышать и слушать собеседника, умение сотрудничать; 3.Регулятивные: умение ставить цели, планировать деятельность, способность добиваться запланированного результата, способность проверить результат, найти и исправить ошибки. 5.Оценка результатов проведения урока. Предметный материал урока был усвоен большинством обучающихся класса. Необходимо отметить, что материал достаточно объемный и разноплановый. Анализ рассказа был проведен, необходимый для данного урока: анализ содержательной части и средств изображения, а также были сделаны выводы об актуальности проблем, поставленных Р.Брэдбери. Рефлексия в конце урока отражает понимание материала. Построение урока, формы работы позволили сформировать личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные УУД. 6.Анализ педагогических использования технологий на уроке. На уроке использовались следующие педагогические технологии: здоровье сберегающие технологии, элементы технологии проблемного Их обучения, использование было оправдано целью и задачами, содержательной частью урока. элементы групповой технологии. технология ИКТ, по составлению синквейна Тема Существительное-ассоциация Два прилагательных, отражающих суть Три глагола Выражение-клише из произведения, высказывание критика, поэта, отражающее суть темы) понятия (цитата 1. 2. 3. 4. 5. Памятка Памятка 1. 2. 3. 4. 5. по составлению синквейна Тема Существительное-ассоциация Два прилагательных, отражающих суть Три глагола Выражение-клише из произведения, высказывание критика, поэта, отражающее суть темы) понятия (цитата Памятка 1. 2. 3. 4. 5. по составлению синквейна Тема Существительное-ассоциация Два прилагательных, отражающих суть Три глагола Выражение-клише из произведения, высказывание критика, поэта, отражающее суть темы) понятия (цитата

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература

Конспект урока с применением межпредметных связей: искусство и литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017