КГУ «Школа-лицей № 20г. Темиртау» дата_____________
Тема: Самостоятельность и ответственность.
Ценность: Внутренний покой.
Качества: ответственность за свои поступки, самостоятельность в принятии решений, уважительное отношение к окружающему миру.
Учитель: Поиграй Е.С. класс 4 «В» количество учащихся: __________
Цель: расширять и углублять представление об ответственности и самостоятельности через общечеловеческую ценность (внутренний покой) Задачи: расширять представления об умении находить верное решение в ситуациях, требующих проявления ответственности; - развивать способность анализировать и делать выводы; - воспитывать ответственность перед собой и другими, уважительное отношение к окружающему миру через общечеловеческую ценность (внутренний покой) |
Ресурсы. Материалы, источники |
Ход урока: 1. Позитивный настрой. Концентрация «Морское путешествие в подводное царство» Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. Анализ состояния: Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно? 2. Проверка домашнего задания. О каких качествах личности мы говорили на прошлом уроке? Что значит Доброе имя и добрые дела? Какие дела помогают человеку создать доброе имя? Расскажите о человеке, известном своими добрыми делами. |
Анализ урока
Звуки моря.
Рабочая тетрадь, урок 16,задание 3,4, стр. 43-44 |
2 Позитивное высказывание (цитата). Учитель поручил двум ученикам подобрать интересный материал о животных и растениях Казахстана к уроку «Познание мира» и выступить перед остальными учениками. Ребята решили, что один из них будет искать материал о животных, а другой – о растениях. И вот сегодня урок! Но выяснилось, что один из мальчиков готов, а другой – нет. – Как вы думаете, можно ли мальчика, который не выполнил задание, назвать ответственным? Почему? Сегодня мы с вами будем говорить об ответственности и безответственности. Цитатой нашего урока будут слова французского драматурга Жана Батиста Мольера: Человек несёт ответственность за всё, что он делает. (Жан Батист Мольер) -Как вы понимаете столь мудрое изречение? -Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает? – Ребята, знаете ли вы, что означают слова «ответственность» и «безответственность»? Ответственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Ответственный человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи» . Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова. Безответственность- неумение отвечать за свои слова, поступки, действия. |
|
|
|
4. Рассказывание истории (изложение содержания эпизода из произведения Л.Н. Толстого «Птичка»
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит: – Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её. – Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку. Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему: – Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка! Не успела оңа сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник. Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать. – Мама! Что мне теперь делать? –Теперь ничего не сделаешь.
Понравился ли вам рассказ? Почему? Как Серёжа относился к птичке? Можно ли сказать , что Серёжа любит природу? Можно ли назвать Серёжу ответственным человеком? Почему? Как вы думаете, виновен ли Сережа в смерти птички? Почему вы так думаете? (Ответы детей). |
Сборник рассказов Л.Н. Толстого Рассказ «Птичка» |
5. Творческая деятельность. Размышление над ситуациями. Класс делится на три группы, каждая группа обсуждает ситуацию и представляет её решение. – Вы пошли на прогулку в лес вместе с ребятами своего класса. На полянке разводили костёр, пекли картошку, играли, пели песни. Было очень весело! Но вот пришло время отправляться домой. Все стали собирать мусор, а тебе поручили потушить костёр. Ты начал присыпать костер землей, но, увидев красивую бабочку, побежал за ней…
Дети на неделю уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки…
Вы пригласили друга в гости, но, узнав, что в кинотеатре идет новый фильм, отправились в кино, забыв предупредить об этом друга…
Так о каком поведении идёт речь в этих ситуациях? К чему может привести безответственное поведение и поступки? Можно ли говорить о внутреннем покое, когда рядом безответственный человек? Почему? Обобщение. Безответственность человека иногда может привести к непоправимым последствиям: к пожару, к гибели людей, животных, природы. Обида, нанесенная безответственным поступком, оставляет неизгладимый след в душе. Когда же мы имеем дело с ответственным человеком, то уверены – все будет в порядке. У нас нет оснований для беспокойства. Ответственный человек помнит, что он в ответе перед людьми, природой, прирученными животными. Он не делает ничего такого, что может навредить кому-то или чему-то. |
|
|
|
8.Групповое пение Пусть зажгутся в небе звёзды И слезы счастливый след, |
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова |
6. Домашнее задание 1. Поговорите со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно принимать ответственное решение. Напишите об этом. 2. Рассмотрите рисунки и обсудите ситуации с родителями. |
Рабочая тетрадь, урок 17, задание 1,2. стр. 46-47 |
7. Заключительная минута тишины. А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.