Цель: расширять и углублять представление об ответственности и самостоятельности через общечеловеческую ценность (внутренний покой)
Задачи: расширять представления об умении находить верное решение в ситуациях, требующих проявления ответственности;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- воспитывать ответственность перед собой и другими, уважительное отношение к окружающему миру через общечеловеческую ценность (внутренний покой)КГУ «Школа-лицей № 20г. Темиртау» дата_____________
Тема: Самостоятельность и ответственность.
Ценность: Внутренний покой.
Качества: ответственность за свои поступки, самостоятельность в принятии решений, уважительное отношение к окружающему миру.
Учитель: Поиграй Е.С. класс 4 «В» количество учащихся: __________
Цель: расширять и углублять представление об ответственности и самостоятельности через общечеловеческую ценность (внутренний покой)
Задачи: расширять представления об умении находить верное решение в ситуациях, требующих проявления ответственности;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- воспитывать ответственность перед собой и другими, уважительное отношение к окружающему миру через общечеловеческую ценность (внутренний покой) Ресурсы. Материалы, источники
Ход урока:
1. Позитивный настрой. Концентрация «Морское путешествие в подводное царство»
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Анализ состояния:
Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно?
2. Проверка домашнего задания.
О каких качествах личности мы говорили на прошлом уроке?
Что значит Доброе имя и добрые дела?
Какие дела помогают человеку создать доброе имя?
Расскажите о человеке, известном своими добрыми делами. Анализ урока
Звуки моря.
Рабочая тетрадь, урок 16,задание 3,4,
стр. 43-44
2 Позитивное высказывание (цитата).
Учитель поручил двум ученикам подобрать интересный материал о животных и растениях Казахстана к уроку «Познание мира» и выступить перед остальными учениками. Ребята решили, что один из них будет искать материал о животных, а другой – о растениях. И вот сегодня урок! Но выяснилось, что один из мальчиков готов, а другой – нет.
– Как вы думаете, можно ли мальчика, который не выполнил задание, назвать ответственным? Почему?
Сегодня мы с вами будем говорить об ответственности и безответственности.
Цитатой нашего урока будут слова французского драматурга Жана Батиста Мольера:
Человек несёт ответственность за всё, что он делает. (Жан Батист Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт ответственность за то, что он делает?
– Ребята, знаете ли вы, что означают слова «ответственность» и «безответственность»?
Ответственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Ответственный человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи» .
Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.
Безответственность- неумение отвечать за свои слова, поступки, действия.
4. Рассказывание истории
(изложение содержания эпизода из произведения Л.Н. Толстого «Птичка»
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку. Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка! Не успела оңа сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
– Мама! Что мне теперь делать?
–Теперь ничего не сделаешь.
Понравился ли вам рассказ? Почему?
Как Серёжа относился к птичке?
Можно ли сказать , что Серёжа любит природу?
Можно ли назвать Серёжу ответственным человеком? Почему?
Как вы думаете, виновен ли Сережа в смерти птички? Почему вы так думаете?
(Ответы детей). Сборник рассказов Л.Н. Толстого
Рассказ «Птичка»
5. Творческая деятельность.
Размышление над ситуациями.
Класс делится на три группы, каждая группа обсуждает ситуацию и представляет её решение.
– Вы пошли на прогулку в лес вместе с ребятами своего класса. На полянке разводили костёр, пекли картошку, играли, пели песни. Было очень весело! Но вот пришло время отправляться домой. Все стали собирать мусор, а тебе поручили потушить костёр. Ты начал присыпать костер землей, но, увидев красивую бабочку, побежал за ней…
Дети на неделю уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки…
Вы пригласили друга в гости, но, узнав, что в кинотеатре идет новый фильм, отправились в кино, забыв предупредить об этом друга…
Так о каком поведении идёт речь в этих ситуациях?
К чему может привести безответственное поведение и поступки?
Можно ли говорить о внутреннем покое, когда рядом безответственный человек? Почему?
Обобщение.
Безответственность человека иногда может привести к непоправимым последствиям: к пожару, к гибели людей, животных, природы. Обида, нанесенная безответственным поступком, оставляет неизгладимый след в душе. Когда же мы имеем дело с ответственным человеком, то уверены – все будет в порядке. У нас нет оснований для беспокойства. Ответственный человек помнит, что он в ответе перед людьми, природой, прирученными животными. Он не делает ничего такого, что может навредить кому-то или чему-то.
8.Групповое пение
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда ни будь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать. Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл. О.Сазоновой, муз. А.Варламова
6. Домашнее задание
1. Поговорите со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно принимать ответственное решение. Напишите об этом.
2. Рассмотрите рисунки и обсудите ситуации с родителями. Рабочая тетрадь, урок 17, задание 1,2.
стр. 46-47
7. Заключительная минута тишины.
А сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До свидания!
КГУ «Школа-лицей № 20г. Темиртау»
дата_____________
Тема: Самостоятельность и
ответственность.
Ценность: Внутренний покой.
Качества: ответственность за свои
поступки, самостоятельность в принятии решений, уважительное отношение к
окружающему миру.
Учитель: Поиграй Е.С. класс 4
«В» количество учащихся: __________
Цель: расширять и углублять представление об
ответственности и самостоятельности через общечеловеческую ценность
(внутренний покой)
Задачи: расширять
представления об умении находить верное решение в ситуациях, требующих
проявления ответственности;
- развивать
способность анализировать и делать выводы;
- воспитывать
ответственность перед собой и другими, уважительное отношение к окружающему
миру через общечеловеческую ценность (внутренний
покой)
|
Ресурсы.
Материалы, источники
|
Ход
урока:
1.
Позитивный
настрой.
Концентрация «Морское путешествие в подводное царство»
Пожалуйста,
сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь.
Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете
вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек.
Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите
черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он
приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное
существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину,
держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть
под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у
дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок,
скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы
смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается
в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь,
посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и
увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь
глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать
несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь
в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг.
Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине.
Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется
в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и
приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите
за то, что он взял вас в такое интересное
путешествие.
Возвратитесь в класс и
вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но
попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Анализ состояния:
Какие чувства вы испытали,
опускаясь на морское дно?
2.
Проверка домашнего задания.
О каких качествах личности
мы говорили на прошлом уроке?
Что значит Доброе имя и
добрые дела?
Какие дела помогают
человеку создать доброе имя?
Расскажите о человеке,
известном своими добрыми делами.
|
Анализ
урока
Звуки
моря. 
Рабочая
тетрадь, урок 16,задание 3,4,
стр.
43-44
|
2
Позитивное высказывание (цитата).
Учитель
поручил двум ученикам подобрать интересный материал о животных и растениях
Казахстана к уроку «Познание мира» и выступить перед остальными учениками.
Ребята решили, что один из них будет искать материал о животных, а другой – о
растениях. И вот сегодня урок! Но выяснилось, что один из мальчиков готов, а
другой – нет.
–
Как вы думаете, можно ли мальчика, который не выполнил задание, назвать
ответственным? Почему?
Сегодня
мы с вами будем говорить об ответственности и безответственности.
Цитатой
нашего урока будут слова французского драматурга Жана Батиста Мольера:
Человек
несёт ответственность за всё, что он делает. (Жан Батист
Мольер)
-Как вы понимаете столь мудрое изречение?
-Какими качествами должен обладать человек, который несёт
ответственность за то, что он делает?
–
Ребята, знаете ли вы, что означают слова «ответственность» и
«безответственность»?
Ответственность - обязанность
отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Ответственный
человек – это человек, который осознает, что он является, по выражению одного
философа, «неоспоримым автором события или вещи» .
Он
осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том,
что его жизнь именно такова.
Безответственность- неумение отвечать за свои
слова, поступки, действия.
|
|
|
4.
Рассказывание
истории
(изложение
содержания эпизода из произведения Л.Н. Толстого «Птичка»
Посадил
Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил
клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и
говорит:
–
Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
–
Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку. Засунул Серёжа руку
в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил
клетку и пошёл за водой.
Мать
увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
–
Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка! Не успела
оңа сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и
полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал
на подоконник.
Прибежал
Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди,
распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал
плакать.
–
Мама! Что мне теперь делать?
–Теперь
ничего не сделаешь.
Понравился
ли вам рассказ? Почему?
Как
Серёжа относился к птичке?
Можно
ли сказать , что Серёжа любит природу?
Можно
ли назвать Серёжу ответственным человеком? Почему?
Как
вы думаете, виновен ли Сережа в смерти птички? Почему вы так думаете?
(Ответы
детей).
|
Сборник
рассказов Л.Н. Толстого
Рассказ
«Птичка»
|
5.
Творческая
деятельность.
Размышление над ситуациями.
Класс
делится на три группы, каждая группа обсуждает ситуацию и представляет её
решение.
–
Вы пошли на прогулку в лес вместе с ребятами своего класса. На полянке
разводили костёр, пекли картошку, играли, пели песни. Было очень весело! Но
вот пришло время отправляться домой. Все стали собирать мусор, а тебе
поручили потушить костёр. Ты начал присыпать костер землей, но, увидев
красивую бабочку, побежал за ней…
Дети
на неделю уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки…
Вы
пригласили друга в гости, но, узнав, что в кинотеатре идет новый фильм,
отправились в кино, забыв предупредить об этом друга…
Так
о каком поведении идёт речь в этих ситуациях?
К
чему может привести безответственное поведение и поступки?
Можно
ли говорить о внутреннем покое, когда рядом безответственный человек?
Почему?
Обобщение.
Безответственность
человека иногда может привести к непоправимым последствиям: к пожару, к
гибели людей, животных, природы. Обида, нанесенная безответственным
поступком, оставляет неизгладимый след в душе. Когда же мы имеем дело с
ответственным человеком, то уверены – все будет в порядке. У нас нет
оснований для беспокойства. Ответственный человек помнит, что он в ответе
перед людьми, природой, прирученными животными. Он не делает ничего такого,
что может навредить кому-то или чему-то.
|
|
|
8.Групповое
пение
Пусть зажгутся в небе звёзды
И на сцене вспыхнет свет .
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах,
И слезы счастливый след,
Этот праздник будет длится
Будет длиться много лет.
Припев:
Подари улыбку миру
Звёзды новые зажги,
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья
Сердце каждого согрей.
Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть
Верю я что мы с тобою
Встретимся когда ни будь
Ты подаришь мне улыбку
И помашешь мне рукой
Этот праздник повториться
И подружит нас с тобой.
Пусть летят года как птицы
Во все страны города
Этот праздник повториться
Веришь ты и верю я.
Всё однажды повториться
Мы споём с тобой опять.
Музыкой добра и света
Будем над землёй звучать.
|
Исполнение песни «Пусть зажгутся в мире звёзды» на сл.
О.Сазоновой, муз. А.Варламова
|
6.
Домашнее
задание
1.
Поговорите
со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно
принимать ответственное решение. Напишите об этом.
2.
Рассмотрите
рисунки и обсудите ситуации с родителями.
|
Рабочая
тетрадь, урок 17, задание 1,2.
стр.
46-47
|
7.
Заключительная
минута тишины.
А
сейчас мои дорогие закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего
узнали на уроке. Возьмите это с собой в дорогу. Пусть эти знания помогут вам
по жизни нести ответственность за всё, что вы делаете. Удачи вам! До
свидания!
|

|