Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс
Тема урока: «Счастье и смысл жизни»Цель урока: расширение образовательного пространства и системы нравственных ценностей через введение понятий "счастье" и "смысл жизни".Задачи:
формировать представление о счастье и смысле жизни;
формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым;
развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
развивать умение аргументировать свою точку зрения;
продолжать обучение построению рассуждений;
формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОСконспект
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс
Тема урока: «Счастье и смысл жизни»
Этапы урока
I.Орг. момент.
(1мин)
II. Создание
проблемной
ситуации,
формулирован
ие темы
урока. (3мин)
II. Создание
проблемной
ситуации,
формулирован
ие темы
урока. (5мин)
Действия учителя
Действия учащихся
Слайд1 Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг
другу, ведь улыбка творит чудеса, от улыбки становится
радостнее и спокойнее на душе. Пожелайте друг другу
плодотворной работы.
Слайд2 1. Я с ребятами приготовила для вас сюрприз.
Посмотрите.
2. Что вызвало удивление ребят?
Что они собрались обсудить после футбола?
3. Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили
и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта
вздохнула и пошла читать книжку?
Слайд3 4. Посмотрите на иллюстрацию. Какие чувства
испытывает мальчик?
– А почему? Какой момент изобразил художник?
Какой же вывод можно сделать
От чего люди могут испытывать радость, счастье?
5. – Ребята посмотрите на слайд и скажите: какие эмоции
отражают лица этих людей?
Какие чувства они испытывают? Почему?
Назовите от чего эти люди могут испытывать радость,
счастье?
Так в чем смысл жизни этих людей?
6. Значит, как на ваш взгляд связаны два понятия
«счастье» и смысл жизни»?
7. Над какими же новыми понятиями мы будем
рассуждать на уроке?
Приветствуют учителя, проверяют готовность
к уроку
Учащиеся смотрят сценку, отвечают на
вопросы учителя:
Для чего человек совершает те или иные
поступки.
Мальчики играли для удовольствия, а Анюте
футбол не интересен.
Вариант ответа:
Мальчик испытывает чувство радости и
счастья
Он победил в соревнованиях
Когда человек занимается любимым делом,
выигрывает, он испытывает радость, счастье.
Вариант ответа:
радость, улыбки
счастье, удовольствие
Они занимаются любимым делом.
Они тоже испытывают чувство радости и
счастья от того, что помогли людям: врач –
лечит, пожарный – тушит пожары и спасает
людей, учитель – учит, парикмахер – стрижет,
делает нас красивыми, клоун – смешит,
веселит, строитель строит удобные и красивые
дома, кондитер – готовит всякие вкусности.
приносить пользу, помогать людям, радовать
их
Варианты ответа:
Люди чтолибо делают, чтобы принести
пользу себе или другим людям и это приносит
им счастье, они радуются, что достигли
желаемого
Вариант ответа:
мы будем рассуждать над тем, что значит
быть счастливым …
1III. Решение
проблемы,
открытие
новых знаний.
(5мин)
в чем человек видит смысл жизни …
Выдвигают предположения:
мы познакомимся с понятиями «счастье» и
смысл жизни»
Тема урока «Счастье и смысл жизни».
обсудим, в чем проявляется счастье …
Учащиеся зачитывают предложения:
«Хочу успеть домой, чтобы посмотреть
интересную телепередачу», «Хочу научиться
кататься на коньках, стать спортсменом и
выиграть чемпионат мира».
«Хочу съесть вон то яблоко», «Хочу сделать
так, чтобы моя мама никогда не плакала»
Делают вывод:
Для каждого человека представления о
счастье свои …
Автор хочет, чтобы мы задумались над тем,
что для нас является счастьем, для наших
родных и близких, друзей …
Вариант ответа:
это слово «мечта»
Счастье – это когда сбываются мечты
Вариант ответа: Она мечтает встретить новый
год вместе с друзьями.
Счастье
8. Проверим наши предположения (откройте учебник и
прочитайте тему урока), назовите тему урока.
Слайд4
Возьмите свои рабочие листы, запишите Ф.И. и тему
урока.
9. Предположите, что же мы должны выяснить сегодня,
обсудить?
1 Обратимся к тексту учебника на с.31. Найдите в тексте
предложения с прямой речью, прочитайте.
2. Как вы думаете, почему авторы так странно
Слайд 6
озаглавили этот текст: Счастье – это когда … ?
Какой вывод вы можно сделать?
3.Какое слово первым в тексте выделено жирным
курсивом? Как это слово можно связать с понятием
«счастье».
4. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 31. Как
вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка?
Ее мечта исполнима? Почему?
Поднимите руку у кого есть мечта. У меня то же есть
мечта.
А представьте что наши мечты исполнились. Какое
чувство мы испытаем?
– Так что же такое счастье? Найдите и зачитайте
определение в последнем абзаце на с31
III. Решение
проблемы,
открытие
новых знаний.
(8мин)
Слайд7Скажите, кто бы мог произнести такие слова:
«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!»
Значит здоровье ребенка для родителей счастье.
«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!»
Вариант ответа:
Мама, детский доктор.
Учитель.
«Счастье, когда тебе дарят собаку».
Подарок это тоже счастье
«Для меня счастье – банка варенья».
Счастье можно испытать и от чего то вкусного
Малыш из книги А. Линдгрен или любой
человек, мечтающий о собаке.
Карлсон.
Ученица
2 «Я счастлива, когда начинаются каникулы!»
Долгожданный отдых тоже вызывает у нас чувство
счастья
9. Слайд8 Обратимся к стихам. От чего счастливы герои
стихотворений.:
Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!(С.
Михалков)
Мы такие с ним друзья Куда он, Туда и я!
Он весел и счастлив От пят до макушки:
Ему удалось убежать от лягушки. (Л. Квитко «Весёлый
жук».) Она не успела Схватить за бока И съесть под
кустом Золотого жука
Слайд9 10. – Давайте вспомним рассказ «Цветик
семицветик» В.Катаева.
Какие желания загадывала Женя?
Какое желание сделало женю счастливой? Почему?
Стал ли мальчик счастлив и почему?
Что для мальчика счастье?
11. Слайд10Составим и мы цветиксемицветик, на
лепестках которого запишем разные смыслы понятия
«счастье» (учитель записывает предложения ребят
маркером на лепестках, ученики выполняют в рабочих
листах.
9. У цветка я оставила пустой лепесток для каждого из
вас. Слово для этого лепестка вы придумаете сами, ведь
у каждого человека свое счастье.
1. Рассмотрите рисунки на с. 32.
Попробуйте объяснить, что стало смыслом жизни этих
сказочных героев?
Вариант ответа:
Дружба, позитивное общение
Счастье от осознания спасения своей жизни
Вариант ответа:
Баранки, ваза, игрушки, потом чтоб не было
игрушек,
побывать на северном полюсе,
вернуться обратно. Чтоб мальчик смог ходить
Женя стала счастливой от того, что помогла
мальчику
Мальчик стал счастлив
Для него счастье – это здоровье.
Учащиеся записывают
тетради) смыслы человеческого счастья:
здоровье, добрые дела, мама, семья, дружба,
подарок
Учащиеся дописывают своё значение счастья
на оставшемся лепестке.
Вариант ответа:
Доктор Айболит лечит зверей;
Лев мечтает быть смелым
Страшила – получить мозги
Железный Дровосек мечтал получить
любящее сердце
Эти герои помогают друг другу и
приобретают необходимые качества.
2. Возьмите карандаш. Прочитайте абзац над
иллюстрациям, помечая карандашом ключевые слова.
Учащиеся читают с карандашом, выделяя
ключевые слова:
3. Как вы поняли значение выражения «смысл жизни»?
Человек живёт, чтобы достигнуть своих
целей, исполнить мечты.
3
IV.
Закрепление
нового знания.
Выражение
решения
проблемы.
(8мин)4. Какой вывод мы можем сделать?
– Давайте сравним свой вывод с авторским. , на с. 33
учебника
Слайд115. 3 задание в рабочем листе. Дополни
определения недостающими словами.
_____________ наиболее желаемые, но
труднодостижимые цели. Чувство высшей радости,
необычайного душевного подъёма называется
______________. «Каждый человек ставит перед
собой __________, мечтает и стремится к
_____________. Со временем среди многих целей
выделяется главная – __________________»
Слайд121. Прочитайте в рабочих листах притчу:
Бог слепил человека из глины, и остался у него
неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? спросил
Бог.
Слепи мне счастье, попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в
ладонь оставшийся кусочек глины.
Теперь ответьте на вопросы:
Как вы думаете, Бог выполнил просьбу
человека?
Кто
счастливым? Аргументируйте свой ответ.
же должен сделать человека
2. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к
тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт
Эйнштейн. А что вы думаете об этом?
Оцените свою работу, закрасив лепесток семицветика.
Слайд14 (Учитель и ученик инсценируют)
Сценка: «Хочешь кусочек счастья»?
Что это у Вас в руке?
Счастье.
Почему такое маленькое?
Оно только мое. За то какое лучистое и красивое.
Да...
Хочешь кусочек?
«Главная цель, ради которой человек готов
действовать, развиваться, улучшать самого
себя, чтобы достичь счастья
«Каждый человек ставит перед собой цели,
мечтает и стремится к
среди многих целей выделяется главная –
смысл жизни».
Учащиеся вставляют пропущенное, работая с
текстом учебника
Учащиеся выдвигают предположения
Учащиеся:
Высказывают своё мнение, аргументируя его.
У самого человека. Человек сам строит своё
счастье и выбирает к нему путь
Красный цвет Кому было легко рассуждать о
счастье и смысле жизни, закрасьте
лепесток красным, Зеленый цвет кто
испытывал затруднения –
цвет если вы считаете, что так и не смогли
найти ответ – синим.
4
V. Рефлексия
(обратная
связь)
VI.
Самооценка. Наверное...
Давай ладошку. Я поделюсь.
Ой! Оно такое теплое!
Нравится?
Очень! Спасибо! А можно я поделюсь с ребятами?
Обязательно!
А с кем еще мы можем поделимся?
С гостями.
Счастье в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были
счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались,
чтобы другие, глядя на вас, становились счастливыми.
– Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33)
или составьте своё по теме урока.
1) Нарисовать карту объектов счастливой страны.
2) Написать мини сочинение «Счастливый человек это
я».
3) Изготовить книжкураскладушку «Счастливые
минутки моей семьи».
VII. Домашнее
задание.
5