Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности, воспитывать положительное отношение к знаниям; содействовать формированию мировоззренческих понятий. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материалконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Сложноподчиненные предложения.  Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Цель:  обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся   о   видах сложноподчиненных совершенствовать информационно­учебные   умения   через   применение   компьютерных технологий,   воспитывать положительное отношение к знаниям; содействовать формированию мировоззренческих понятий.    развивать   творческие   способности,   предложений,   Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,                               раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент II. Фонетическая разминка (элемент подготовки к ЕГЭ) На столах лежат листы с заданиями. (Слайд 1) Задание. На листах и на экране записаны слова. Расставьте в них ударение.  1) обеспечение 7)   сливовый 2) жалюзи 8)   трубопровод 3)   вручит 4)   баловать 5)   звонит 6)   украинский 9)   хаос 10) ходатайствовать 11) эксперт 12) средства(Учащиеся выполняют задание на карточках) Самопроверка Прошу   проверить   правильность   выполнения   задания  (на   экране   – правильно расставленные ударения в словах) (Слайд 2) ее 1) обесп чение 2) жалюзие 3) вруч тие 4) балов тьае 5) звон тие ие 6) укра нский ие 7) сл вовый 8) трубопров дое 9) х осае ае 10) ход тайствовать 11) эксп ртее 12) ср дства ее III. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы систематизировали знания по теме «Сложное  предложение и его виды». Дома вы выполнили упр. 113, в котором  необходимо было с помощью нужной интонации выразить чувства автора,  Николая Рериха, к России. Давайте прочитаем отрывок из текста (ученик  читает).  Каково отношение автора к России? (Н. Рерих передал восхищение  красотой русской природы, её богатыми природными ископаемыми,  проявил интерес к русской культуре. Эти запоминающиеся картины  он сумел ярко передать, используя средства художественной  выразительности: эпитеты «серебряные метели», «нежные вёсны») IV. Актуализация опорных знаний Вопросы учащимся:  Какие предложения называются сложными?  На   какие   группы   делятся   сложные   предложения?   (союзные   и бессоюзные)   Какие союзные предложения вы знаете? (с сочинительными союзами –   сложносочиненные   и   с   подчинительными   союзами   – сложноподчиненные) V. Объявление темы урокаСегодня на уроке мы и поговорим о сложноподчинённых предложениях. (Слайд   3)  Запишите   тему   урока:  «Сложноподчинённые   предложения. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» VI. Систематизация и обобщение ранее изученного материала  Какие   группы   сложноподчиненных   предложений   вы   знаете?   обстоятельственные)   изъяснительные, (определительные, (Слайд 4) Задание.    На   экране   изображена   схема,   на   которой   указаны   виды   СПП. Давайте обратимся к этой схеме и вспомним особенности каждого из этих видов. Сложноподчинённые предложения определительные Россия – это бесконечные  снега, над которыми поют  серебряные метели. какие?              [сущ.], (с.с. которыми…)  изъяснительные Скоро я понял, что  заблудился. обстоятельственные Чтобы не заблудиться,  мы вышли на тропинку. что? [гл.], (с. что…) с какой (с. чтобы…), [  ]  Где может стоять придаточное в сложноподчиненном предложении? (в начале предложения, в середине или в конце) Разбор предложений у доски 1) Россия – страна богатейших сокровищ, которые таятся в ее недрах.  [сущ.], (с.с. которые…) 2) Человек перестает мыслить, когда перестает читать.  [   ], (с. когда…) 3) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и  богатстве лишь тому, кто любит и знает свой народ.  [… гл. + ук. сл. тому), [с.с. кто…) 3(Слайд 5) Указательное слово является членом предложения. Придаточное изъяснительное служит для передачи косвенной речи. Задание. Записать цитаты как части СПП. 1) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой  поражающей» (М. Горький)  (…, писал о том, что …) 2) «Наш язык ­ наш свет, наша любовь, наша гордость» (К. Паустовский)  (…, уверял (убеждал) всех в том, что …)   (Слайд 6)   Цифровой диктант Учитель дает установку: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые   могут   быть   правильными   или   ошибочными.   Если   вы   согласны   с утверждением на экране, то ставьте цифру «1» в тетради. Если нет – «0». Затем проверьте свои ответы по ключу, оцените работу». На экране – утверждения:  1. Союзы что, если, когда – подчинительные. (Да – 1) 2. Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. (Да – 1) 3. Двусоставное предложение может быть неопределенно­личным. (Нет – 0) 4. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть  – придаточное предложение. (Нет – 0) 5. Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга. (Нет – 0) 6. Союзы либо, тоже, однако – сочинительные. (Да – 1) 7. Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к  главному (или другому придаточному), но и являются членами  придаточного предложения. (Да – 1) 8. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. (Да – 1) 9. [  ], (с.с. который…). – схема СПП. (Да – 1) 10.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой.(Нет – 0) (Слайд 6 – а) – КЛЮЧ включается после написания диктанта 4Ключ: 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0 Работа с текстом (Слайд 7)   Текст – на экране:  Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование   –   это   погружение   человека   в   прошлое,   настоящее,   будущее культуры.  Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами. Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Мне   кажется,   что   очень   точно   об   этом   сказал   психолог   Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается». Вопросы и задания учащимся:  Определите тип речи  Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис;   основная   мысль,   требующая   доказательства; доказательство; вывод) (рассуждение)  Какие еще типы речи вам известны?  Определите стиль речи  (публицистический)    Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой­либо позиции)  Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально­деловой, научный, публицистический) и разговорный)  Дайте название тексту. Работа в парах Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:                                      «Роль образования в современном мире. Моя будущая                                      профессия» (Слайд 8) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 5Работа по таблице Задание. Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. [  ], (с. если…сущ.), (с.с. которые…) (с. когда …), [… гл.], (с.с. как…) [… гл.], (с. что…), (с. что…) (Слайд 9) Покажет Русь, что есть в ней  люди, что есть грядущее у ней.  (Н. Некрасов) Духовная культура человека  будет неполной, если он не  обладает знаниями, которые  являются основой моральной  культуры. Когда явились произведения  Пушкина, все увидели, как  прекрасны могут быть русские  стихи. [   ], (с. если…сущ.), (с.с. которые…) последовательное подчинение Духовная   культура   человека   будет   неполной,   если   он   не   обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. [… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)  (придаточное изъяснительное) параллельное   (с. когда …), [… гл.], (с.с. как…) подчинение (первое придаточное – времени, второе придаточное – изъяснительное) Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи. (Слайд 10) (неоднородное) Работа в парах Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить                  правильность выполнения задания в парах. 6Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.  [… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение придаточное изъяснительное Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. (с. когда…), [  ], (с. как…) 1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное параллельное Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном. 1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное. [  ], (с.с. как…), (с.с. которые…) последовательное подчинение (Слайд 11) Вопрос учащимся:  Если рядом стоят два подчинительных союза – что когда, что если, что хотя, ставится ли запятая? (Слайд 11­а) – щелчок после ответа на вопрос Пример:   Он говорил, что, когда один предает всех, это дурно. Он говорил, что когда один предает всех, то это дурно. (Слайд 11­б) – щелчок после разбора примеров Если рядом стоят два подчинительных союза ­ что когда, что если, что хотя, то запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так.  В   каких   стилях   используются   СПП   с   несколькими   придаточными? (чаще   всего   в   научном,   официально­деловом,   публицистическом   и художественном стилях, т.е. в книжных) Материал,   который   мы   повторили,   вам   предстоит   применить   на практике.  7Русский   живописец   Василий   Тропинин   говорил:   «Лучший   учитель   – природа; нужно предаться ей всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище».  Придите   в   Третьяковскую   галерею,   где   вас,   конечно   же,   околдует Куинджи,   и   вы   долго   будете   стоять   у   холстов   этого   чародея.   Шишкин, Васнецов,   Репин   –   все   они   изумительно   хороши.   И   вот,   наконец,   полотна Левитана.  (Слайд 12) Картина «Над вечным покоем» была написана И. Левитаном в 1894 году. Автор считал, что это самое удачное его произведение. «В ней я весь – со всем моим содержанием», ­ писал Левитан Третьякову о картине.   Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку Бетховена. Эта   картина   –   духовное   завещание   художника,   его   философское отношение к миру и людям, вершина диалога «с глазу на глаз» с русской природой. Так как эта картина сложна для восприятия, я предлагаю вам опорные слова, которые помогут вам при её описании. Давайте попробуем описать эту картину, используя СПП. Опорные слова лежат перед вами. Опорные слова: свинцовые облака, крутой берег, маленький утёс, забвение,                               заброшенность, пустынный остров, философская глубина. (Учащиеся работают над составлением предложений) Образец (для учителя) Свинцовые   облака   тяжело   нависли   над   крутым   берегом.   На маленьком утесе церквушка. Хрупкая тропинка, которая ведет в церковь – символ забвения, заброшенности. Мощно   дышит   окружающая   стихия.   Кажется,   что   еще   одно мгновение   –   и   исчезнет   церквушка.   Вдали   виднелся   пустынный остров, который стремительно «уплывает» от утеса. Философская   глубина,   отточенное   мастерство,   с   которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. VII. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами.  (Слайд 13)  Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение 8конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста. Виды деятельности Оценка 1. Знание теоретического материала 2. Умение конструировать СПП с несколькими  придаточными 3. Умение находить СПП в тексте и определять их вид 4. Умение решать нестандартные лингвистические задачи 5. Умение работать над анализом текста VIII. Домашнее задание: написать сочинение­миниатюру по картине                                      И. Левитана, используя СПП. Диалог 1 Примеры диалога  ­   Андрей, как ты считаешь, обязательно ли в наше время получать высшее образование? ­     Алена,   я   уверен,   что   без   достойного   образования   в   наше   время   нельзя добиться успеха, реализовать себя в жизни. ­  Если не секрет, кем ты хочешь стать? ­  Я мечтаю о том, чтобы поступить в медицинский университет и по окончанию стать врачом­стоматологом. ­   В медицинском университете очень сложно учиться. Ты уже готовишься к ­   поступлению?   Подготовительные   курсы,   которые   организованы   при   медицинском университете,   помогают   мне   систематизировать   знания   и,   я   надеюсь, успешно сдам экзамены. ­ Алена, а куда будешь поступать ты? ­ Я отдаю предпочтение точным наукам, математике, физике, потому что очень хочу получить профессию экономиста. ­ А как ты готовишься к экзамену? ­     Я   тоже,   как   и   ты,   посещаю   подготовительные   курсы   при   университете, которые помогут мне при поступлении. ­ Успехов тебе! ­ И тебе удачи! Диалог 2 9­  Катя, в какой институт ты будешь поступать? ­   Когда я училась в средних классах, мне очень нравился английский язык. Поэтому, я буду поступать в университет на факультет иностранных языков. ­  А ты уверена в том, что у тебя все получится? ­   Конечно, ведь знания, которые я получила в школе, помогут мне успешно сдать экзамены. ­  А куда будешь поступать ты, Маша? ­   Я думаю, что мои знания, которые я получила в математическом классе, помогут   при   поступлении   на   физико­математический   факультет университета. ­   Да, этот учебный год был для меня успешным, счастливым и радостным, потому что, я стала призером городской олимпиады по математике  (3 место) и заняла 2 место в городском турнире далеведов. ­  Давай загадаем, чтобы в этом году исполнились наши мечты, и мы получили достойное образование. ­  Давай! 10