Конспект урока СПП с несколькими придаточными
Оценка 4.6

Конспект урока СПП с несколькими придаточными

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
14.01.2017
Конспект урока СПП с несколькими придаточными
Урок даст теоретические сведения об особенностях сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, сформирует у учащихся умение распознавать разные виды подчинения, умения и навыки анализа структуры таких предложений, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; умение определять грамматическую основу, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, развивать устную и письменную речь учащихся,.
9 кл рус яз.doc

 

 

Тема урока:  «СПП с несколькими придаточными».

 

Тип  урока: урок изучения нового материала

Цель урока:- дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Задачи урока:

- формировать у учащихся умение распознавать разные виды подчинения;

- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

-  формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока:

Оргмомент.

II. Актуализация знаний. Блиц-опрос:

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?

3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

4) Назовите виды придаточных предложений.

5) Как мы определяем вид придаточного предложения?

6) Как связываются простые предложения в составе СПП?

7) Как отличить союз от союзного слова?

2. Подготовка к восприятию нового материала. Лингвистическая разминка

    Начнём работу с повторения изученного. Перед вами на слайде предложение.

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. (Устно)

       1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

       2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

       3 Назовите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).

3. Объяснение нового материала.  - Помимо изученных нами групп и видов сложноподчиненных предложений с одним придаточным, существует также отдельный класс сложноподчинённых предложений с двумя или более придаточными. Предложения с двумя или несколькими придаточными имеют разные виды связи. Рассмотрим каждый из них.

Работа  у доски. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.

 [Я хорошо помню], (как мы шли по тропинке), (как она постепенно стала петлять),(как я нашёл грибное место и отстал от друзей).

[ ], (как…), (как…), (как…). Вопрос: о чём? или что?

- Найдите в этом предложении однородные члены. - нашёл и отстал.

- Почему это однородные члены? - Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос.

- Посмотрите на придаточные предложения, как вы думаете, как называется данное соподчинение? - Однородное.

- Сделайте вывод, что значит однородное соподчинение?

- А что значит соподчинение? Соподчинение – это когда придаточные предложения относятся к одной и той же главной части.

- Однородное соподчинение – придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части, отвечают на один и тот же вопрос.

2. Работа со 2  предл.

[Было уже совсем темно],( когда мы добрались до лагеря), (чтобы переночевать и утром двинуться дальше).

[ ], (когда…), (чтобы…). Вопросы: когда? и с какой целью? 1-й ст. 2-й ст.

- Посмотрите 1-ое придаточное предложение от какого предложения зависит? - От главного.

- А второе придаточное? - От первого придаточного.

- А если бы было третье придаточное, от чего бы оно зависело? - От второго придаточного.

- Таким образом, создаётся цепочка, т.к. последующее предложение зависит от предыдущего. И такое подчинение называется последовательным.

- Обратите внимание, что в СПП с несколькими придаточными первое придаточное называется придаточное 1-й степени, следующее – 2-й степени и т.д.

 Итак, какое же подчинение мы назовем последовательным.

- Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части СПП; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й – от придаточного 2-й степени и т.д.

3. Работа с 3 предл.

 (Когда Нарцисс захотел пить), [он нагнулся к ручью], (в водах которого увидел свое отражение).

(Когда…), [ ], (которого…). Вопросы: когда? и какому?

- Где находятся придаточные предложения по отношению к главному? - В начале предложения и в конце предложения?

- К каким словам относятся придаточные предложения? И на какие вопросы отвечают? - нагнулся (когда?) и к ручью (какому?)

- Как-нибудь связаны между собой придаточные? Они зависят друг от друга? - Нет.

- Такая связь в сложноподчинённом предложении называется параллельная, иначе неоднородное соподчинение.

- Итак, сформулируйте вывод. - Параллельное соподчинение (неоднородное) – подчинение, при котором придаточные предложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению.

4.Первичное закрепление

1. Я хотел. Чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом. (последовательное подчинение)

2. Я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы слово ласковое «люблю». (параллельное подчинение)

3. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. (однородное подчинение)

5. Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

 расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

- Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

- Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

  2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

        - Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на  них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

        - Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

          светло.

        5. Рефлексия.

      - Что нового вы узнали на уроке?

     - Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?

6.Оценивание.

7. Домашнее задание.  

 

 


Тема урока: «СПП с несколькими придаточными»

Тема урока: «СПП с несколькими придаточными»

Почему это однородные члены? -

Почему это однородные члены? -

Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь

Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017