Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"
Оценка 4.7

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Оценка 4.7
Документация
doc
музыка
4 кл
06.01.2019
Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"
Конспект урока "Тайны симфонического оркестра- подробное описание презентации с таким же названием, с играми-викторинами, загадками, использованием наглядного материала- карточек, картинок и поощрительных бонусных листков, конспект четко следует слайдам презентации, начало урока- активация учащихся попевкой- приветствием - "Динь-дон" и исполнением песни "Разукрасим все планеты мы".
Конспект урока 4 кл.Тайны симфонического оркестра.doc
ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА Класс: 4 класс  Предмет: Музыка  Цель урока:      Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.  Тип урока:      Комбинированный урок  Используемое оборудование:      ∙        Презентация; ∙        Карточки c изображением инстр. . карточки­ ключики∙         Аудиозаписи: ­ фрагменты­ примеры  звучания инструментов симфонического оркестра; ­ Н.А. Римский­Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада», Фр. Оперы «Садко», «Океан море  синее». ­ минусовая фонограмма песни «Разукрасим все планеты»    План урока:  1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.  2. Объявление темы и задач урока.  3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.  4. Объяснение нового материала с использованием презентации.  5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.  6. Подведение итогов.  Муз. приветствие: «Колокольчик». Ход урока: Колокольчик нам поет, Всех на музыку зовет. Слышишь тонкий голосок? Нам пора начать урок. Динь­дон, динь­дон… Здравствуйте,ребята! Дети: Здравствуйте учитель! Уч. Я предлагаю наш урок начать с весёлой, яркой песни »Разукрасим все планеты  мы»   Исполнение песни ( один куплет) Уч : мы не случайно начали урок с этой песни, потому, что жизнь без красок была бы  скучной и грустной, ребята, скажите, а в музыке есть краски? Дети : Уч; А как называется окраска в музыке? Дети : тембр Уч.  А тембр –это  звук музыкальных инструментов  ­ Где  необходима слаженность всех музык.инстр В оркестре. У. ­ Давайте вспомним, что такое оркестр ?   Сообщение учеников: Актуальность темы  (Слайд № 1) У. ­ Cегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом  оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического  оркестра»  У. ­ Симфонический оркестр делится на четыре основные группы. Слайд У. ­ Струнно­смычковая группа инструментов.  Почему они так называются?  Д. ­ Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара  смычком по струнам.  У. –Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему? Д. ­ Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.  У. – Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.   У. ­  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? Д. – Это ударные инструменты. У. ­ В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь  подробнее рассмотрим эти группы. (Далее представляется внешний вид инструментов симфонического оркестра.) 1.     Струнно­смычковые инструменты:  (Слайд  скрипка, альт, виолончель, контрабас.  2.     Деревянные духовые инструменты:  (Слайд  флейта, кларнет, гобой, фагот.  3.     Медные духовые инструменты:  (Слайд  труба, тромбон, валторна, туба.  4.     Ударные инструменты:  (Слайд   треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.  5.     Клавишные и одиночные инструменты:   (Слайд  фортепиано, орган, арфа.  У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они  рассаживаются? Слайд На переднем плане  мы видим группу струнно­смычковых инструментов,  как вы думаете,  почему они так  расположены? Потому, что они звучат тихо и мягко. Перед вами карточки с изображением инструментов симфонического оркестра,, и сейчас я приглашаю ребят у кого, карточки с изображением струнно­смычковых ин. Для каждой группы будет задание, а за правильный ответ, получаете вот такой ключик,  будьте  внимательны. 1.Какой самый высокий ин­т этой группы? (ключик) 2  . Загадка:  Коснулись­ ожило прозрачное крыло И нас тобою в сказку как буд­то унесло? (арфа)  3. Какой инструмент звучит? (ключик) Уч: А теперь я приглашаю следующую группу (дер. Духовые) 1 Как располагаются ин­ты по звуковысотности?  2..В  ней слышите душа живёт? Она и плачет и поёт Изящно тонко горячо  Когда подставишь ей плечё (скрипка) 3.Какой инструмент звучит?  Уч : Какая­же следующая группа симфонического оркестра? Дети :медные духовые Уч: построились по порядку. 2. Какой из этих предметов является инструментом симфонического оркестра?    a) Ножи    b) Вилки c) Тарелки    d) Стакан 3. какой инструмент звучит? Уч. И остались у нас инструменты ударные и одиночные, ваш выход 1.Ударные инструменты бывают звуковысотными, назовите их (литавры, ксилофон) 2.Самый громкий инструмент оркестра? 3.Музыкальная викторина. Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют  наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают  руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. Загадка:                            (Слайд № 17) Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …  (Слайд № 18) ДИРИЖЕР У. ­ Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять  большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по­своему  трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация  произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения. (Слайд № 19) Вот дирижер поднял  дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в  зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку.  Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без  переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам  мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели  его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны  сыграть тот или иной музыкальный эпизод.   У. ­  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с  различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе  с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца  их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя  вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами! У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20) ­ Евгений Светланов (1928­2002) – выдающийся советский  и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист  СССР); ­ Вероника Дударова (1916­2009)­  ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с  крупнейшими оркестрами; ­ Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный  общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы  Москвы»); ­ Юрий Башмет ( известен не только как солист­альтист, но и как руководитель  созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы"). У. ­ Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает  партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где  расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.  (Слайд  У. ­ Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть? Д. ­(дают свой ответ) У.­ Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и  взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а  где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Попробуем поиграть в оркестр и дирижера? Игра «Поиграем в оркестр».    У. ­ Многие  известные композиторы создавали великолепные произведения для  симфонического оркестра.  (Слайд  Звучит Увертюра к опере Садко « Океан­море синее» Но об одном из них хочется сказать отдельно.  Сегодня – 18 марта ­ исполняется 169 лет со дня рождения великого русского  композитора Н.А. Римского­Корсакова (1844­1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский­Корсаков во всем мире  известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории.  Творческое  наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита  «Шехерезада» и «Испанское каприччио , создан фундаментальный труд «Основы  оркестровки», учебник гармонии, послушайте, как звучит музыка великого композитора, с какой точностью, благодаря оркестру ему удалось изобразить морское царство Нептуна,  бескрайнее  синее море, где в огромной толще воды  существует своя жизнь, свой мир. ( звучит музыка) У. – А сейчас  предлагаю вам несколько заданий «Третий лишний». Работа в паре У. ­ Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому­либо признаку:  Труба, валторна, флейта   Литавры, арфа, тарелки   Скрипка, контрабас, треугольник.   Гобой, труба, кларнет   Барабан, альт, тарелки   Тромбон, фагот, валторна   Рояль, арфа, виолончель Ксилофон, фагот, литавры. Барабан, валторна, тромбон. Контрабас, альт, гобой. Труба, скрипка, альт. Фагот, кларнет, туба. Треугольник, ксилофон, скрипка. Альт, арфа, виолончель    «Жанры симфонических произведений».   (Слайд № 26) У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и  с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может  исполнять симфонический оркестр: Концерт;   Вокализ;  Песня;   Симфония;   Соната;   Пьеса;   Сюита;   Кантата;   Романс;   Музыка к опере;   Былина;   Музыка к балету;   Симфоническая сказка;   Увертюра  Музыка к кинофильму. Подведение итогов: У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания вам  пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Все ребята работали замечательно,  чётко и слаженно, наверное, здесь царила атмосфера симфонического оркестра,  единое  дыхание, взаимовыручка, чувство локтя, мне бы хотелось пожелать вашему классному  коллективу, чтобы этими качествами вы обладали всегда. И в заключение урока хочу  сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»  Ну, а наш урок  мы заканчиваем песней. Слайд  Исполнение песни « Разукрасим все планеты «

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"

Конспект урока "Тайны симфонического оркестра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019