Рабочая учебная программа по музыке для 4а класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с основной образовательной программой начального общего образования учебным планом ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год, на основе примерной учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., (М.: Просвещение, 2015). Выбор данной программы обоснован следующими факторами:
- наличие данного УМК в библиотеке школы;
- реализация в начальной школе системы учебников «Перспектива»;
- важными особенностями данной программы являются его цикличность, преемственность и внутренняя логика учебного материала.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.Программа по музыке 4 класс
4а класс (385).doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385
Красносельского района
СанктПетербурга
«Рекомендовано к использованию»
Протокол педсовета № ____
«Утверждаю»
Приказ №
от «____» ______________ 20___ г.
От «____»_____________20____г.
Директор
____________Т.В. Архипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
класс
учитель
учебный
год
музыке
4а
Петрова С.И.
20182019 СанктПетербург
2018
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4а класса разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
с основной образовательной программой начального общего образования учебным планом
ГБОУ СОШ №385 СанктПетербурга на 20182019 учебный год, на основе примерной
учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.
С. Шмагина, М., (М.: Просвещение, 2015). Выбор данной программы обоснован следующими
факторами:
наличие данного УМК в библиотеке школы;
реализация в начальной школе системы учебников «Перспектива»;
важными особенностями данной программы являются его цикличность, преемственность и
внутренняя логика учебного материала.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее
полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой
установки:
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его
основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря,
первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства,
необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве,
постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов
музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально
нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения
искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности
эмоциональноцелостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие
образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном
искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение
элементарными умениями, навыками и способами музыкальнотворческой деятельности
(хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и
вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственноэстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и
героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и
народному музыкальному творчеству.
Особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое
подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст
2 уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических)
и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально
эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность
их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты
«слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в
рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это
способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего
зрения».
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений,
нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют
духовный мир человека, его душевное состояние.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность
учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и
инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают
навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение,
музицирование,
учатся действовать
самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и
навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме
устного опроса.
музыкальные импровизации),
инсценирование,
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений
общего образования. Предмет «Музыка» изучается в IV классе 34 часа.
Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно
практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.;
ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через
проектную деятельность школьников.
4 класс – тема: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов».
Проект «Экскурсия путешествие в оркестр русских народных
инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают
в роли экскурсоводов с показом компьютерных презентаций. Другая группа выступают в роли
музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на простейших инструментах (баян,
ложки, рубель, бубен, свистульки). Третья группа готовит простейшие музыкальные
инструменты (трещетки, кастаньеты, погремушки) или макеты русских народных
инструментов (балалайки, гармони и т.д.). В результате дети знакомятся с русскими
народными инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную
информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а так же играют на инструментах,
которые приносят из дома.
В начале обучения в основной школе эта способность продолжает формироваться через
умение ребенка выбрать тему предметного творческого задания и выполнить это задание.
Новизна данной программы определяется тем, что перераспределены часы на изучение
разделов, а именно:
4 класс.
Уменьшено количество часов на изучение разделов:
3 «День, полный событий» (5ч вместо 6ч)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч вместо 7ч).
Увеличено количество часов на изучение разделов:
«О России петь, что стремиться в храм!» (4 ч. вместо 3ч.)
«В концертном зале» (6ч. вместо 5 ч.)
Уровень
изучения
базовый
Название учебной
программы
Используемый
учебник
Используемые пособия
Программа
«Музыка»
Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской,
Т.С.Шмагиной для
14
классов
общеобразовательн
ых учреждений
(М.: Просвещение,
2015,87с.)
Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П.,
Шмагина
Т.С. Музыка.
Учебник. 4
класс (128 с.)
Критская Е.Д. Музыка.
Хрестоматия музыкального
материала. Пособие для учителя.
4 класс (128 с.)
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Т.С. Музыка.
Шмагина
Фонохрестоматия. 4 класс (CD
MP3).
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей 4а класса: общий
интеллектуальный уровень развития учащихся в классе – средний. Есть группа детей, которые
отличаются более высоким уровнем развития, предрасположенностью к творческой
деятельности. В классе есть дети с низкой работоспособностью, неустойчивым вниманием,
слабой оперативной памятью, но их не много. С учётом этого на уроках музыки будут
использованы разные виды учебной деятельности и различные педагогические технологии.
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
В данном курсе будут использованы следующие технологии:
Технологии развития процессов восприятия музыки.
•
4 • Технологии формирования певческой культуры учащихся.
• Технологии детского музицирования.
• Технологии арттерапии и здоровьесбережения.
• Технологии развития ассоциативнообразного мышления
• Технологии проектноисследовательской деятельности
• Информационнокоммуникационные технологии
• Технологии диагностики формирования музыкальной культуры обучающихся.
Будут использованы следующие формы уроков:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок повторения
комбинированный урок
урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
урок концерт
урок – игра (соревнование)
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
«РоссияРодина моя» 4 ч.
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на
душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной
музыки.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности
тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине
(С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя
реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова,
М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов
«Вокализ»).
Урок 2.Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной
речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни.
Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в
музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова
Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия
просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его
отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры
народных песен, их интонационнообразные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4.«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
5 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«День, полный событий» 5ч.
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально
образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальнопоэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских
композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков
«Осенние дожди»).
Урок6.Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой
интонациях, их эмоциональнообразном строе.
Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи
А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская
народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности
звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных
инструментов.
Музыкальнопоэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова
«Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в
народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;
«Детский альбом» П.Чайковского «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;
Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9.«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой
интонациях, их эмоциональнообразном строе.
Музыкальнопоэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение
музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
«В музыкальном театре» 4ч.
6 Урок 10 11. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные
темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин»
М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия).
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей.
Урок 12.Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных
композиторов.
Интонационнообразная природа музыкального искусства. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетновариационная
форма. Вариационность. («Рассвет на Москвереке», «Исходила младешенька» из оперы
«Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют
вступление «Рассвет на Москвереке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают
песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3ч.
Урок 14.Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора,
хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая
окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их
звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня –
летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов
мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама
музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его
музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкантчародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного
края.
7 Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное
творчество разных стран мира. Проверочная работа.
«В концертном зале» 6ч.
Урок 17.Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественнообразного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки
таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему
рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с
выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторовклассиков: Ф. Шопен. Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественнообразного содержания произведений Формы: одночастные,
двухи
трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10»,
«Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторовклассиков: Л. Бетховен. Формы
построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания
произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 22. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды
музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» 2ч.
Урок 23. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
балета.
8 Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка.
Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» 4ч.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская
симфония» А.Бородин).
Урок 26.Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн,
величание. Святые земли Русской.
Урок 27.Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные
музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
(«Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь,
молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Духовная музыка в творчестве
композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч.
Урок 30.Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный
этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее
популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор –
исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторовклассиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро»
Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава,
«Песня о друге» В.Высоцкий).
9 Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно» интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и
изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена
«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила
младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в
произведениях Н.РимскогоКорсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита
«Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москвереке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в
произведении М.П.Мусоргского.
(«Рассвет на Москвереке» вступление к опере
«Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и
год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся
песен всего учебного года.
К концу 4 класса выпускник научится:
Требования к уровню подготовки учащихся
• расширение жизненномузыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных
жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в
сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоциональноосознанного восприятия музыки, умения анализировать ее
содержание, форму, музыкальный язык на интонационнообразной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в
разных видах музыкальнопрактической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкальноэстетического самообразования —
формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих
тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативнообразного
мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкальноэстетической деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса выпускник получит
возможность научиться:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах, составах оркестров;
10
продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие
музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкальнотворческой
деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление
в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественнообразное содержание произведений в какомлибо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков,
оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом предоставляя детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяю сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследий человечества предполагает
формирование опыта эмоциональнообразного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкальнотворческой деятельности, приобретение знаний и умений,
овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения
на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир
искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,
нравственноэстетическом воспитании,
формировании культуры мировосприятия
младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик
на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие
школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания
чувств и мыслей человека, его духовнонравственного становления, развивает способность
сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и
11 мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности
своего культурнопознавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организации и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего
человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка
современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоение учебного предмета
«Музыка»
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения, овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие музыкальноэстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально
ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
овладения способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления и разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
12
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкальнотворческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенности языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия
на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной
доской и т.п.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально
творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно
нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому
либо виду) музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и
современной; понимать содержании, интонационнообразный смысл произведений
разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкальнопластических композиций,
вокальнохоровых
произведений, в импровизациях.
исполнении
Планируемые результаты
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на
искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
13
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран.
Учебно – тематический план 4а класса
4 класс (34 ч.)
1.Россия Родина моя.
2. День, полный событий
4 ч.
5ч.
4 ч.
3.В музыкальном театре.
4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
6 ч.
5. В концертном зале.
6. В музыкальном театре.
7. «О России петь – что стремиться в
храм».
8.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1ч.
9. «Чтоб музыкантом быть, так
5ч.
2 ч.
4ч.
14 надобно уменье…»
Итого
34 ч.
15 4а класс программа «Музыка» Е.Д.Критской , Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Тип/форма
Календарнотематическое планирование
Факт
ичес
кие
срок
урока
Планируемые результаты
№
урока
Изучаемый раздел, тема
Кол
во
часов
Календарн
ые сроки
1
2
Мелодия. «Ты запой
мне ту песню…».«Что
не выразишь словами,
звуком на душу навей»
Как сложили песню.
Звучащие картины.
1
1
и
личностные
предметные
РоссияРодина моя. 4 ч.
Урок
изучения и
первичного
закреплени
я новых
знаний.
обогащение
индивидуального
музыкального опыта;
пониманию истоков
музыки и ее
взаимосвязи с жизнью;
Комбиниро
ванный
урок.
расширять
музыкальный кругозор
и получит общие
представления о
музыкальной жизни
современного
социума;
Знать название изученного
произведения и автора,
понимать выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации, названия изученных
жанров, певческие голоса
демонстрировать личностно
окрашенное эмоциионально
образное восприятие музыки,
эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выражать свое впечатление в
пении.
Знать жанры народных песен.
Уметь демонстрировать
личностноокрашенное
эмоциональнообразное
восприятие музыки,
увлеченность музыкально
творческой деятельностью;
Исполнять народные песни,
подбирать ассоциативные ряды
к художественным
произведениям различных
видов искусства.
Виды и
формы
контроля
текущий/
устный
текущий/
устный
метапредметные
организация
самостоятельно
й работы;
соблюдение
норм поведения
в окружающей
среде;
воспринимать
информацию;
оценивать и
осмыслять
результаты
своей
деятельности;
умение
понятно, точно,
корректно
излагать свои
мысли;
умение
отвечать на
вопросы;
работать с
рисунками; 3
4
«Ты откуда русская,
зародилась, музыка?
«Я пойду по полю
белому… На великий
праздник собралася
Русь!»
1
1
День, полный событий. 5ч.
текущий/
устный
текущий/
устный
Выявлять общность
истоков и особенности
народной и
профессиональной
музыки.
Узнавать образцы
народного музыкально
поэтического творчества
и музыкального
фольклора России.
Исполнять народные
песни, участвовать в
коллективных играх
драматизациях.
Знать названия изученных
произведений и автора,
выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации.
Уметь участвовать в
коллективной творческой
деятельности при воплощении
различных музыкальных
образов.
составлять
рассказ по
рисунку;
определять
общие свойств
и признаки
предметов (по
результатам
наблюдения,
объяснений
учителя);
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
владение
умениями
совместной
деятельности:
согласование
и координация
Комбиниро
ванный
урок.
воспринимать
учебный материал
небольшого объема со
слов учителя, умение
внимательно слушать
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
чувство гордости за
свою Родину,
российский народ и
историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности на
основе изучения
лучших образцов
фольклора,
шедевров
музыкального
наследия
русских
композиторов, музыки
Русской православной
церкви,
различных
направлений
современного
музыкального
искусства России;
умение наблюдать за
разнообразными
явлениями жизни и
искусства в учебной и
2 внеурочной
деятельности,
понимание и оценка .
их
5
«Приют спокойствия,
трудов и
вдохновенья…»
1
Комбиниро
ванный
урок.
6
Зимнее утро, зимний
вечер.
1
Урок
закреплени
я нового
материала.
Знать смысл понятий: лирика в
поэзии и музыке, названия
изученных произведений и их
авторов, выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации.
демонстрировать
Уметь
интонационно
понимание
природы
образной
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств;
Понимать выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации;
демонстрировать
Уметь
интонационно
понимание
природы
образной
искусства,
музыкального
взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств;
показать
определенный уровень развития
образного и ассоциативного
мышления и воображения.
самостоятельна
я организация
учебной
деятельности;
сравнивать
характер,
настроение и
средства
выразительност
и в
музыкальных
произведениях;
работать с
рисунками,
составлять
рассказ
рисунку;
изменения,
происходящие с
объектом;
творческие
задания
творческой
тетради;
импровиз
ировать
на
выполнять
замечать
по
в
текущий/
устный
текущий/
устный
3 7
8
«Что за прелесть эти
сказки!!!». Три чуда.
Ярмарочное гулянье.
Святогорский
монастырь.
1
1
Урок
изучения и
первичного
закреплени
я новых
знаний.
Урок
изучения и
первичного
закреплени
я новых
знаний.
умение
ориентироваться в
культурном
многообразии
окружающей
действительности,
участие в музыкальной
жизни класса, школы,
города и др.;
настроение
Знать и понимать понятие
живопись,
музыкальная
выразительность
и
изобразительность музыкальной
интонации, названия изученных
произведений и их авторов;
Уметь определять и сравнивать
характер,
и
средства выразительности в
музыкальных произведениях;
демонстрировать знания о
различных видах музыки,
музыкальных инструментах;
Знать жанры народных песен,
народные
музыкальные
традиции родного края
(праздники и обряды), названия
изученных произведений и их
авторов.
Уметь показать определенный
уровень развития образного и
ассоциативного мышления и
воображения,
музыкальной
памяти и слуха, певческого
голоса;
выражать художественно
образное
содержание
произведений в какомлибо
виде
исполнительской
деятельности.
текущий/
викторина
заданные
тексты;
выделять
главную
мысль.
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы и
анализе условий
учебной задачи;
текущий/
устный
4 9
«Приют, сияньем муз
одетый…».
Обобщающий урок.
1
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Знать определение понятия
романс, названия изученных
произведений и их авторов,
выразительность
и
изобразительность музыкальной
Понимать
интонации.
особенности
построения
(формы)
музыкальных и
литературных произведений.
Уметь определять и сравнивать
характер,
и
средства выразительности в
музыкальных произведениях
настроение
Тестировани
е
уметь
переносить
знания, умения
в новую
ситуацию для
решения
проблем.
Решать
творческие
задачи на
уровне
импровизаций.
Самостоятельн
ая организация
учебной
деятельности;
сравнивать
характер,
настроение и
средства
выразительност
и в
музыкальных
произведениях.
Оценивать и
осмыслять
результаты
своей
деятельности;
5 В музыкальном театре. 4ч.
10 11 Опера «Иван Сусанин»
2
М.И.Глинки.
12
Опера «Хованщина»
М.П. Мусоргского.
1
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний.
Комбини
рованный
урок
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний.
чувство гордости за
свою
Родину,
российский народ и
России,
историю
своей
осознание
этнической
и
национальной
принадлежности
на
основе
изучения
лучших
образцов
фольклора, шедевров
музыкального
наследия
русских
композиторов, музыки
Русской православной
церкви,
различных
направлений
современного
музыкального
искусства России;
Знать названия изученных
жанров
опера, полонез,
мазурка, музыкальный образ,
музыкальная
драматургия,
контраст;.
Уметь определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык произведения;
Знать
названия изученных жанров и
форм музыки: ария, речитатив;
Уметь определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык произведения. Понимать
особенности взаимодействия и
развития различных образов
музыкального спектакля.
Знать названия изученных
жанров и форм музыки: песня
ария,
куплетновариационная
форма.
демонстрировать
Уметь
интонационно
понимание
природы
образной
искусства,
музыкального
оценивать,
определять,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык
и
профессионального
музыкального творчества.
народного
формирование
монологическо
й речи
учащихся;
умение
рассматривать
предметы в
соответствии с
предложенной
целью;
выделять их
признаки и
свойства;
уметь
переносить
знания, умения
в новую
ситуацию для
решения
проблем;
владение
умениями
совместной
деятельности:
согласование и
координация
деятельности с
другими ее
участниками;
текущий/
устный
текущий/
устный
6 Знать названия изучаемых
жанров и форм музыки:
восточные интонации, вариации,
орнамент, контрастные образы.
демонстрировать
Уметь
интонационно
понимание
образной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке,
выражать образное содержание
музыкального произведения
средствами изобразительного
искусства
рисунке,
декоративноприкладном
творчестве),
декораций и костюмов.
создании
(в
в
13
Русский Восток.
Сезам, откройся!
Восточные мотивы.
1
Комбиниро
ванный
урок.
уважительное
отношение к культуре
других
народов;
сформированность
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3ч.
текущий/
устный
объективное
оценивание
своего вклада в
решение общих
задач
коллектива;
замечать
изменения,
происходящие с
объектом;
выполнять
творческие
задания в
творческой
тетради;
импровиз
ировать
на
заданные
тексты.
7 14
Композитор – имя ему
народ. Музыкальные
инструменты России.
15
Оркестр русских
народных
инструментов.
Творческие
коллективы
1
1
Комбиниро
ванный
урок.
Комбиниро
ванный
урок.
чувство гордости за
свою Родину,
российский народ и
историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности на
основе изучения
лучших образцов
фольклора, шедевров
музыкального
наследия русских
композиторов
стран
народного
Знать
названия изученных
произведений и их авторов,
понимать определение: музыка
в народном стиле.
Уметь: определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык
и
профессионального
музыкального
творчества
разных
мира;
продемонстрировать знания о
музыкальных инструментах.
Знать названия музыкальных
инструментов, состав оркестра
русских
народных
инструментов.
Уметь высказывать собственное
мнение
отношении
музыкальных
явлений,
выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике;
исполнять
музыкальные
произведения отдельных форм
и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое
движение,
музицирование).
инструментальное
в
текущий/
викторина
текущий/
викторина
работать с
рисунками,;
составлять
рассказ по
рисунку;
выполнять
творческие
задания в
творческой
тетради;
формировать
приемы
мыслительной
деятельности
(сравнение,
класси
фикация).
владение
умениями
совместной
деятельности:
согласование и
координация
деятельности с
другими ее
участниками;
объективное
оценивание
своего вклада в
решение общих
задач
коллектива;
8 16
«Музыкантчародей».
Белорусская народная
сказка. Обобщающий
урок.
1
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся
уважительное
отношение к культуре
других народов;
сформированность
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств
мнение
Знать названия музыкальных
инструментов и состав оркестра
русских
народных
инструментов.
высказывать
Уметь
в
собственное
музыкальных
отношении
явлений,
эмоционально
откликаться на музыкальное
произведение. Выражать свои
впечатления в пении, игре или
пластике;
исполнять
музыкальные
произведения
отдельных форм и жанров
драматизация,
(пение,
в
музыкальнопластическом
движение.
текущий/
тестировани
е
пересказ
прочитанного
текста, ответы
на вопросы по
тексту;
определять
причины
возникших
трудностей,
выбирать пути
преодоления
ошибок;
оценивание
своих учебных
достижений.
9 17
Музыкальные
инструменты (скрипка,
виолончель). Вариации
на тему рококо.
1
В концертном зале. 6 ч.
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний.
18
Старый замок.
1
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
Знать и понимать названия
изученных жанров и форм
музыки.
Уметь демонстрировать знания
о различных видах музыки,
музыкальных инструментах,
исполнять
музыкальные
произведения отдельных форм
и жанров (пение, музыкально
пластическое
движение),
эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выражать свои впечатление в
пении, игре или пластике.
Знать названия изученных
жанров и форм музыки: (песня,
романс, вокализ, сюита).
Уметь
художественнообразное
содержание произведений в
какомлибо
виде
исполнительской деятельности
музицирование);
(пение,
собственное
высказывать
мнение
отношении
музыкальных
явлений,
выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
продемонстрировать знания о
различных видах музыки,
певческих
голосах,
музыкальных инструментах.
выражать
в
уметь
переносить
знания,;
умения в
новую
ситуацию для
решения
проблем;
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
самостоятельна
я организация
учебной
деятельности;
сравнивать
характер,
настроение и
средства
выразительност
и в
музыкальных
произведениях
уметь
переносить
знания, умения
в новую
текущий/
устный
текущий/
устный
10 19
Счастье в сирени
живет…
20
Не смолкнет сердце
чуткое Шопена…
Танцы, танцы, танцы…
21
Патетическая соната.
Годы странствий.
1
1
1
Комбиниро
ванный
урок.
в
ориентация
культурном
многообразии
окружающей
действительности
целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в его
органичном единстве и
разнообразии
культур
природы,
народов и религий на
основе сопоставления
русской музыки и
музыки других стран,
народов,
национальных стилей;
Комбиниро
ванный
урок.
Комбиниро
ванный
урок.
в
выражать
Знать
названия изученных
жанров и форм музыки песня,
романс, вокализ, сюита.
Уметь
художественнообразное
содержание произведений в
какомлибо
виде
исполнительской деятельности.
собственное
Высказывать
мнение
отношении
музыкальных
явлений,
выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
продемонстрировать знания о
различных видах музыки,
певческих
голосах,
музыкальных инструментах.
Знать названия изученных
жанров и форм музыки
(полонез, мазурка, вальс, песня,
трехчастная форма, куплетная
форма).
Уметь высказывать собственное
отношении
мнение
музыкальных
явлений.
выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
определять,
оценивать,
соотносить содержание.
Знать названия изученных
жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания
о различных видах музыки,
музыкальных инструментах,
эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выражать свои впечатления.
в
ситуацию для
решения
проблем;
выполнять
творческие
задания в
творческой
тетради;
формировать
приемы
мыслительной
деятельности
(сравнение,
класси
фикация);
формирование
монологическо
й речи
учащихся;
текущий/
устный
текущий/
викторина
текущий/
устный
11 умение наблюдать за
разнообразными
явлениями жизни и
искусства в учебной и
внеурочной
деятельности,
их
понимание и оценка –
умение
ориентироваться
культурном
многообразии
окружающей
действительности,
участие в музыкальной
жизни
класса,
школы, города и
др.;
в
22
Царит гармония
оркестра.
1
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний.
23
В музыкальном театре. 2ч.
Театр музыкальной
комедии.
1
Комбиниро
ванный
урок.
Знать названия групп
оркестра,
инструменты,
симфонического
музыкальные
входящие в каждую из групп.
текущий/
устный
Знать названия изученных
жанров
музыки: оперетта,
мюзикл. Понимать особенности
взаимодействия и развития
различных
образов
музыкального спектакля.
Уметь
эмоционально
откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или
пластике;
исполнять
музыкальные произведения.
работать с
учебным
текстом;
делать
простые
выводы;
участие в
диалоге;
текущий/
устный
12 24
Балет «Петрушка»
1
Комбиниро
ванный
урок.
«О России петь – что стремиться в храм». 4ч.
25
Святые земли Русской.
Илья Муромец
1
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
чувство гордости за
свою
Родину,
российский народ и
России,
историю
своей
осознание
этнической
и
национальной
принадлежности на
основе
изучения
лучших
образцов
фольклора, шедевров
музыкального
наследия
русских
композиторов, музыки
Русской православной
церкви,
различных
направлений
современного
музыкального
искусства России;
Знать и понимать: народные
музыкальные традиции родного
края (праздники и обряды);
смысл понятий: музыка в
народном стиле, своеобразие
музыкального языка. Узнавать
изученные
музыкальные
произведения и называть имена
их
авторов;
продемонстрировать понимание
интонационнообразной
музыкального
природы
взаимосвязи
искусства,
выразительности
и
изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств.
Знать народные музыкальные
традиции родного края,
религиозные традиции.
Узнавать
изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов,
оценивать,
определять,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык
и
профессионального
музыкального творчества.
народного
текущий/
устный
поиск
необходимой
информации в
словарях;
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства.
текущий/
устный
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
работать с
учебным
текстом;
13 26
Кирилл и Мефодий.
нрк..
27
Праздников праздник,
торжество из
торжеств.
1
1
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний
народного
Знать и понимать: религиозные
традиции, понятия: гимн,
величание.
Уметь определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык
и
профессионального
музыкального творчества.
сопоставлять выразительные
особенности языка музыки,
живописи,
фрески,
скульптуры.
Знать и понимать: народные
музыкальные традиции родного
края (праздники и обряды),
религиозные традиции.
Уметь определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную сферу и музыкальный
язык
и
профессионального
музыкального творчества.
иконы,
народного
текущий/
устный
тестировани
е
делать
простые
выводы;
участие в
диалоге;
формирование
учебного
сотрудничества
;
поиск
необходимой
информации в
словарях;
анализировать
и соотносить
выразительные
и
изобразительны
е
интонации,музы
кальные темы в
их взаимосвязи
и
14 28
Родной обычай
старины. Светлый
праздник.
1
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
взаимодействии
;
текущий/
викторина
Знать и понимать: образцы
музыкального
фольклора,
народные
музыкальные
традиции родного края
(праздники и обряды). Уметь
определять,
оценивать,
соотносить
содержание
музыкальных произведений.
значение
Понимать
колокольных звонов
и
колокольности в музыке
русских композиторов;
сравнивать музыкальные образы
народных
церковных
праздников;
и
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1ч.
15 29
Народные праздники.
Троица.
30
Прелюдия. Исповедь
души. Революционный
этюд.
31
Мастерство
исполнителя.
Музыкальные
инструменты (гитара).
1
1
1
Комбиниро
ванный
урок.
Знать и понимать народные
музыкальные традиции родного
края.
Уметь исполнять и разыгрывать
народные песни, участвовать в
коллективных
играх
драматизациях,
сочинять
мелодии на поэтические
тексты.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч.
целостный, социально
ориентированный
взгляд на мир в его
органичном единстве и
разнообразии
природы,
культур
народов и религий на
основе сопоставления
русской музыки и
музыки других стран,
народов,
национальных стилей;
Урок
изучения и
закреплени
я новых
знаний.
Урок
закреплени
я знаний.
Знать и понимать названия
изучаемых жанров и форм
музыки; названия изученных
произведений и их авторов,
смысл понятий – музыкальный
образ.
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике.
Знать и
понятий:
«композитор»
«исполнитель» «слушатель»;
названия
изученных
произведений и их авторов и
исполнителей;
музыкальные
инструменты (гитара).
Проявлять интерес к отдельным
группам
музыкальных
инструментов; называть имена
выдающихся композиторов и
исполнителей разных стран
мира.
понимать смысл
импровизироват
ь на заданные
тексты.
текущий/
устный
анализировать
и соотносить
выразительные
и
изобразительны
е интонации,
музыкальные
темы в их
взаимосвязи и
взаимодействии
;
умение
ориентироватьс
я в
информационн
ых потоках
окружающего
мира,
устно
описывать
объект
наблюдения,
владение
способами
контроля и
текущий/
викторина
текущий/
викторина
16 32
В каждой интонации
спрятан человек.
1
Комбиниро
ванный
урок.
33
Музыкальный
сказочник.
1
Урок
закреплени
я знаний.
развитие музыкально
эстетического
чувства,
проявляющего себя в
эмоционально
ценностном
отношении
к
искусству, понимание
его функций в жизни
человека и общества.
Знать
понимать
и
выразительность
и
изобразительность музыкальной
интонации.
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
художественно
выражать
образное
содержание
произведений в какомлибо
виде
исполнительской
(пение,
деятельности
музицирование);
охотно
участвовать в коллективной
творческой деятельности при
воплощении
различных
музыкальных образов
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
продемонстрировать знания о
различных видах музыки,
певческих
голосах,
музыкальных инструментах,
составах
оркестров;
взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств.
текущий/
устный
текущий/
устный
оценки
деятельности;
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
умение
ориентироватьс
я в
информационн
ых потоках
окружающего
мира;
устно
описывать
объект
наблюдения;
владение
способами
контроля и
оценки
деятельности;
аргументироват
ь свое
отношение к
тем или иным
17 34
Рассвет на Москве
реке. Обобщающий
урок.
1
Урок
обобщения
и
систематиз
ации
знаний.
музыкальным
сочинениям.
Контрольная
работа
Знать названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь узнавать изученные
произведения.
музыкальные
Передавать
собственные
музыкальные впечатления с
помощью различных видов
музыкальнотворческой
деятельности, выступать в роли
слушателей,
критиков,
оценивать
собственную
исполнительскую деятельность
и
ее;
увлеченность музыкальными
занятиями и музыкально
творческой
деятельностью.
Личностно оценивать музыку,
звучащую на уроке и не школы.
корректировать
итого
34
18 19 MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ
им. А.И.Герцена
4. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
5.Единая коллекция http
552
6.Российский общеобразовательный портал http
7.Детские электронные книги и презентации http
:// music
:// viki
. edu
. rdf
. ru /
edu
. ru / catalog
/ f 544
b 3 b 7 f 1 f 45
:// collection
. cross
f 31 d 9 b 164
b 76
f 453
. ru /
/ rubr
Материальнотехническое обеспечение учебного процесса
Книгопечатная продукция
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / Мво образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2. Критская Е.Д. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017
3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Уроки музыки. Поурочные разработки
14 класс. М.: ВАКО, 2015.
Электронный ресурс:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: пособие для учителя/ сост.
2.
Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014 // http://catalog.prosv.ru/item/15288
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Рабочие программы. Музыка 14
классы. М. : Просвещение, 2014 // http://catalog.prosv.ru/item/15258
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс. М. :
Просвещение, 2014 // https://catalog.prosv.ru/item/15318
Технические средства обучения
1. Акустическая система.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер педагога.
4. Проектор.
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (4 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.