Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе:
Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г.
Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
образовательных стандартов начального общего
Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации, от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2012 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110»
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Минобрнауки России от 30.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации, от 9 марта 2004 года № 1312
Авторской программы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и обеспечена УМК: учебниками, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя авторского
коллектива под руководством Л.В.Усачёвой.Программа рассчитана на 34 часа , из расчета 1 учебный час в неделю на 34 учебные недели в год, что соответствует учебному плану
начального общего образования МБОУ СОШ № 14 на 2016—2017 учебный год.Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70е годы ХХ века
сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие
основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы
самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а
школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые
помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём
богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Предмет музыка входит в образовательную область искусство.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и
программнометодическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи)
отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности
и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоциональноценностному восприятию музыки как вида
искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и
личностные результаты обучения.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения,
слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет
«Музыка» изучается по 1 часу в неделю, 34 часа в год.№
Тема урока
Дата
Основные виды учебной деятельности
Календарнотематическое планирование
П
о
п
л
а
н
у
П
о
ф
а
к
т
у
Музыка моего народа (16ч)
1
2
3
Музыка моего народа
Многообразие жанров
русской музыки.
Взаимосвязь русской
музыки: народной и
профессиональной.
Особенности русской песни (распев).
Слушание: «Со вьюном я хожу.», «Во поле береза
стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром
бору тропинка», «Ах, вы сени»
Разучивание: наша школьная страна.
Связь музыки с жизнью людей.
Слушание: «Вниз по матушке по Волге» р. н. п.,
варианты на песню «Вниз по матушке по Волге»,
«Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой
хоровод».
Исполнение: наша школьная страна.
http://
nsc.1s
eptem
ber.ru
текущий
Д/З
И
К
Т
к
о
н
т
р
о
л
ь
текущ
ий
текущ
ий
http://
www.v
gf.ru/t
abid/5
8/Defa
ult.asp
x
http://s
chool-
collecti
on.edu
.ru/
Выучить
слова
песен
,рисунок
Выуить
слова
песен,
пословицы
о Родине.
Загадки о
музыкальных
инструментах.4
5
6
Русские народные
инструменты.
Оркестр народных
инструментов.
Маршевые и трудовые
русские народные песни.
Различать: русские народные инструменты по
тембру.
Слушание: Глав. мелодия Iй ч. Третьего
фортепианного концерта Рахманинова. «Со вьюном я
хожу.», «Плясовые Наигрыши», «Частушки», «Озорные
частушки.» Р. Щедрина.
Разучивание: частушки.
Слушание: «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Сел
комарик на дубочек» р.н. п. «Вставайте люди
русские.» из кантаты «Александр Невский.» С.
Прокофьева
Разучивание: мы маленькие дети.
Слушание: Со вьюном я хожу.» «В сыром бору
тропинка» «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки.
«Солдатушки браво ребятушки ».
Исполнение: Мы маленькие дети.
7
Обрядовые песни.
Различать: звучание тембров народного хора,
народного и академического исполнения.
Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на
дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору
тропинка», «Милый мой хоровод».
Разучивание: обрядовые песни.
Выучить
слова
песен,посл
овицы о
Родине
Сообщени
е о
музыкальн
ых инс
трументах
по выбору
Приготови
ть по 3
частушки
текущ
ий
текущ
ий
текущ
ий
Приготови
ть
сообщение
обрядах на
Руси
текущ
ий
http://
www.e
dunet.
uz
http://
www.n
-
shkola.
ru
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
http://
www.n
-
shkola.
ru
http://
www.n
-
shkola.
ru8
9
1
0
1
1
1
2
Традиции и праздники
русского народа.
Различать: народные песни и композиторские.
Слушание: «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на
дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору
тропинка», «Милый мой хоровод», «У зорито у
зореньки», «Во поле береза стояла».
Исполнение: русские народные песни.
Калейдоскоп русских
народных песен.
Игра «Угадай мелодию»
М.И. Глинка и русский
фольклор.
Жизнь М.И. Глинки, черты народности в музыке
Глинки.
Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»,
«Ария Сусанина»
Разучивание: Зачем нам выстроили дом.
Традиции русской
музыки в творчестве
Н.А. Римского
Корсакова
Называть: элементы народности в музыке.
Слушание: «Садко» фрагменты оперы, Римский
Корсаков.
Исполнение: Зачем нам выстроили дом.
текущ
ий
рисунок
текущ
ий
презентаци
ю
текущ
ий
Биграфию
М.И.Глинк
а
текущ
ий
Сказку
Садко
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
http://
аудио
хресто
матия.
рф\
://
http
www
. s
taroer
adio
/ ru
|
http://
аудио
хресто
матия.
рф\
Музыка Русской
православной церкви,
Русская духовная музыка, церковное пение.
Слушание: Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно
http://
аудио
текущ
ий
Выучить
словакак часть отечественной
художественной
культуры.
Музыка Русской
православной церкви,
как часть отечественной
художественной
культуры.
Колокольные звоны
России.
Народная песня в
творчестве П.И.
Чайковского.
Песенные интонации в
концерте С.В.
Рахманинова
1
3
1
4
1
5
1
6
есть», «Отче наш».
А.Архангельский «Милость мира».
Разучивание: Если с другом вышел в путь.
Слушание: Чесноков «Благослови, душа моя,
Господа», «Благослови», «Величит душа моя»,
фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова.
Исполнение: Если с другом вышел в путь.
Предназначение колокола в церкви, разнообразие
колоколов и колокольных звонов.
Слушание: «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»,
бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты
С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные
звоны России»
Разучивание: новогодние песни.
Музыкальная цитата, как средство выразительности.
Слушание: Финал Четвертой симфонии П.И.
Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал
Первого концерта для фортепиано с оркестром.
«Веснянка».
Исполнение: новогодние песни.
Слушание: Главная мелодия 1й части Третьего
фортепианного концерта С.В. Рахманинова, «Мир
похож на цветной луг», «Тонкая рябина».
Исполнение: новогодние песни.
хресто
матия.
рф\
http://s
chool-
collecti
on.edu
.ru/
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
http
://
www
. s
taroer
adio
/ ru
|
http://
аудио
хресто
матия.
рф\
«Отче
наш».
текущ
ий
Учебник с
16 18
текущ
ий
рисунок
текущ
ий
текущ
ий
Сообщени
е П.И
Чайковски
й
Сообщени
е С.В.
Рахманино
в1
7
1
8
1
9
2
0
Плясовые народные
интонации в опере
«Хованщина» М.П.
Мусоргского
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ (18ч)
http
://
www
. s
taroer
adio
/ ru
|
Плясовые народные интонации.
Слушание: «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир
похож на цветной луг».
Разучивание: Школьный корабль.
Русский фольклор в
современной
композиторской музыке.
Праздник «Масленница».
Слушание: Музыкальные иллюстрации к повести А.С.
Пушкина «Метель»: «Тройка», «Весна», «Романс» Г.
Свиридов.
Разучивание: Служить России.
Слушание: Песни к празднику «Масленница»
Разучивание: Песни к празднику «Масленница»
Музыка других народов.
Слушание: «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка»,
финал Первого концерта для фортепиано с оркестром
П. Чайковский (фрагмент).
Исполнение: Песни к празднику «Масленница»
http://
www.n
-
shkola.
ru
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
текущ
ий
Рисунок
народные
песни
текущ
ий
Стихи
А.С.
Пушкина
текущ
ий
текущ
ий
Песни к
празднику
масеница2
1
2
2
2
3
Музыка славянских народов.
Молдавская народная
музыка.
Слушание: «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п.,
«Попевка о природе», «Вариации на тему
«Перепелочки», «Бульба», «Гопак», «Светит месяц».
Разучивание: Музыка славянских народов.
Слушание: «Молдавеняска», «Попевки о природе».
Разучивание: Попевки о природе
Музыка народов Закавказья.
Слушание: «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п.,
«Светлячок» гр. н.п.
Разучивание: Цыплята
2
4
Музыка народов Средней
Азии.
Слушание: «Мавриги» уз. н. песня – танец, «Русская
пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна
Разучивание: песни
.рф»
http://
nsc.1s
eptem
ber.ru
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
http://
аудио
хресто
матия.
рф\
http://
аудио
хресто
матия.
рф\
текущ
ий
текущ
ий
рисунок
Рисунок
Сообщени
е о
Молдавии
текущ
ий
Песни
Закавказья
текущ
ий
Песни
Ср.Азии
2
5
Музыка народов
Прибалтики.
Слушание: . «Вей ветерок» латышская народная песня,
«Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и
http://s
chool-
текущ
ий
Песни
Прибалтик2
6
2
7
2
8
2
9
Музыкальная викторина
Музыка русского
композитора М.И. Глинки в
духе итальянской
баркаролы.
Французская народная песня
в творчестве австрийского
композитора В.А. Моцарта.
Японская народная песня в
музыке Д.Б. Кабалевского
фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой
глобус» Э. Бальсиса.
Разучивание: Хор нашего Яна
Игра «Музыкальная викторина»
Слушание: «Полька» чешская нар. песня.
«Венецианская ночь», «Арагонская хота» М.И. Глинка.
«Мистер Жук» муз. Юдахиной.
Разучивание: «Полька» чешская нар. песня
Слушание: «Пастушья песня» фр. нар. песня. Вариации
на тему фр. нар. песни В.А. Моцарта.
Разучивание: Пастушья песня
Слушание: «Вишня» японская нар. песня. Вариации на
японскую нар. песню Д.Б. Кабалевского.
Разучивание: Вишня
3
0
Ф.Шопен –основоположник
польской музыки.
Слушание: «Жаворонок» польск. нар. песня.
«Мазурка № 47» Ф. Шопен.
Разучивание: Жаворонок
collecti
on.edu
.ru/
http://
www.n
-
shkola.
ru
http://
nsc.1s
eptem
ber.ru
http://s
chool-
collecti
on.edu
.ru/
Онлай
н –
ресурс
ы
сайта
«ауди
охрест
оматия
.рф»
http://
www.e
dunet.
uz
и
текущ
ий
Рисунок
текущ
ий
Сообщени
е о польке
текущ
ий
Французск
ие песни
текущ
ий
Сообщени
е об
Японии
текущ
ий
рисунок
3 Между музыкой разных
Слушание: «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую http://
текущ рисунок1
3
2
народов мира нет
непреодолимых границ.
Композитор, исполнитель,
слушатель.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ №14
от __________2016года № ___
руководитель МС
___________/ Белоконева Н. В./
тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ,
«Полька» чешская нар. песня. «Заход солнца» Э. Григ,
«Чардаш из оперы «Хари Янош» З Кодая.
Разучивание: песни о школе.
Слушание: «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта
К.Караев «Танец чёрных» из балета «Тропою грома»,
«Урок в школе»
Исполнение: песни о школе.
ий
текущ
ий
www.e
dunet.
uz
http://
nsc.1s
eptem
ber.ru
Повторить
слова
песен
ранее
изученных
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Холошенко С. В./
_____ _________ 2016 года