Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс
Оценка 5

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
18.06.2018
Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс
Конспект урока по химии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений по теме : «Решение экспериментальных задач по неорганической химии», урок практическая работа, представлена в виде 2 вариантов с подробной инструкцией для выполнения. Приведены Правила техники безопасности при обращении с химическими веществами и лабораторным оборудованием.Конспект урока по химии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений по теме : «Решение экспериментальных задач по неорганической химии», урок практическая работа, представлена в виде 2 вариантов с подробной инструкцией для выполнения.
Конспект урока ПР 3 .doc
Конспект урока  Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс Тип урока: урок ­ практическая работа Организационная форма: урок­исследование Методы: частично­поисковый, исследовательский, творческий. Цели и задачи урока: 1. 2. 3. Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ; Применить полученные знания при экспериментальном решении задач; Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по  их физическим, химическим свойствам и по качественным реакциям на катионы и  анионы, а также оформлять решение экспериментальных задач этого типа в отчете о  практической работе; Закрепить умения учащихся составлять уравнения проведенных реакций в  молекулярной и ионной формах; Совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых  химических опытов; Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности при обращении с  4. 5. 6. химическими реактивами. Оборудование: Приборы и реактивы: 1. Вариант  №1 – 4 нумерованных пробирки с растворами: иодида калия, сульфата меди,  хлорида алюминия, карбоната калия;  реактивы – нитрат серебра, серная кислота, гидроксид натрия;  пустые пробирки 12 штук. Вариант  №2 – 4 нумерованных пробирки с растворами: хлорида калия, хлорида меди (II),  сульфата цинка, бромида натрия реактивы – нитрат серебра, хлорид бария, гидроксид натрия;  пустые пробирки 12 штук. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока. Учитель: Здравствуйте!   Сегодня   у   нас   с   вами   необычный   урок   –   урок­исследование. Химия – наука экспериментальная, и поэтому некоторые химические задачи можно решить с помощью опытов. На нашем практическом занятии вы будете решать химические задачи экспериментально. При решении экспериментальных задач можно использовать тот же порядок действий a. Что сделано (название опыта и его цель; рисунок ответа с поясняющими надписями; уравнения химических реакций.) b. Что наблюдали (признаки и условия проводимых реакций.) c. Выводы, ответы на поставленные в задаче вопросы. Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут не все вещество, а часть его, т.е. отливают или отсыпают порцию – “пробу” объемом примерно 1 мл.   При   распознавании   веществ,   при   проведении   нескольких   разных   опытов   с   одним веществом или при решении задач разными способами берут несколько проб. Сегодня  вам предстоит стать экспериментаторами!  Работа по 3 человека в группе 2 Варианта Вариант №1 В   нумерованных   пробирках   находятся   растворы   следующих   веществ:   сульфата   меди, хлорида алюминия, карбоната калия, иодида калия. Также имеются следующие реактивы: серная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра. С помощью перечисленных реактивов, и, проделав необходимые химические реакции,  определите, в каких пробирках что находится. Вариант №2 В нумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида калия,  хлорида меди (II), сульфата цинка, бромида натрия Также имеются следующие реактивы – нитрат серебра, хлорид бария, гидроксид натрия;  С помощью перечисленных реактивов, и, проделав необходимые химические реакции,  определите, в каких пробирках что находится. Учитель: Но   прежде,   чем   приступить   к   практической   работе,   давайте   вспомн   им   5 советов, используемых при решении экспериментальных задач. (На столах учащихся – “5 советов решающему экспериментальные задачи”) Пять советов решающему экспериментальные задачи: 1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план  (обоснование и техника проведения опытов). 2. 3. 4. 5. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте  окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс  посмотреть, что у вас получилось. II.   Правила   техники   безопасности   при   обращении   с   химическими   веществами   и лабораторным оборудованием. Учитель: При   выполнении   любого   химического   эксперимента   вы   должны   соблюдать правила   техники   безопасности.   Сейчас   вы   познакомились   с   предложенными исследовательскими заданиями. А как вы думаете, какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при выполнении опытов? (Отвечают учащиеся из разных групп.) Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического  В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут эксперимента. содержать примеси, ядовитые для человека.  Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.  Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.  Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.  Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах  микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.  Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат  серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на  кожу вызывает её потемнение.   Стекло   –   хрупкий   материал,   имеющий   малое   сопротивление   при   ударе   и незначительную   прочность   при   изгибе.   Категорически   запрещается   использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.  Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.  Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.  Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.  После работы приведи порядок на рабочем месте. III. Работа учащихся в группах. Проведение химического эксперимента. Учитель: Сейчас каждая группа может приступить к выполнению своего задания. На ваших столах находятся – таблица растворимости, таблица Д.И.Менделеева, приборы и реактивы согласно описанию лабораторной работы, а также рекомендации по проведению исследования. Рекомендации по ходу определения: 1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество. 2.   Вспомните   химические   свойства   веществ   данных   классов,   а   также   их   качественные реакции. 3.   Определите,   какие   реактивы   нужно   использовать,   чтобы   различить   вещества, относящиеся к этим классам соединений. 4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов. 5. Проведите необходимые реакции. 6. Для распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид: Вещество Реактив  № 1 Реактив  № 2 Реактив  № 3 Наблюдения Уравнения  Вывод реакций Пробирка  № 1 Пробирка  № 2 Пробирка  № 3 Пробирка  № 4                                                 IV. Рассказ о ходе эксперимента  Учитель: Группы завершили свою работу и мы можем предоставить им слово. Начинаем с  1 группы. Один учащийся из группы рассказывает о целях и ходе проведения эксперимента в 1  группе согласно схеме­таблице, которую демонстрирует присутствующим. Он описывает  наблюдения и изменения, происходящие с веществами при добавлении того или иного  реактива. В это время 4 учащихся группы записывают на доске уравнения происходящих  реакций в молекулярной и ионной формах. Затем каждое уравнение комментируется и  объясняется. Один из учащихся делает выводы по результатам исследования. VI. Подведение итогов урока.  Учитель: Эксперимент играет огромную роль в изучении химии. А исследовательская  работа вызывает большой интерес у многих учащихся. Надеюсь, сегодня вам было  интересно заниматься исследованием. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕОРГГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» Цель:  Вариант 1 Оборудование и реактивы: 4 нумерованных пробирки с растворами: иодида калия, сульфата меди, хлорида алюминия,  карбоната калия;  реактивы – нитрат серебра, серная кислота, гидроксид натрия;  пустые пробирки 12 штук. Пять советов решающему экспериментальные задачи: 1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план  (обоснование и техника проведения опытов). 2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. 3. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы. 4. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом. 5. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте  окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс  посмотреть, что у вас получилось. Ход работы 1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество. 2.   Вспомните   химические   свойства   веществ   данных   классов,   а   также   их   качественные реакции. 3.   Определите,   какие   реактивы   нужно   использовать,   чтобы   различить   вещества, относящиеся к этим классам соединений. 4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов. 5. Проведите необходимые реакции. 6. Для распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид: Вещество Реактив  № 1 Реактив  № 2 Реактив  № 3 Наблюдения Уравнения  реакций Вывод Пробирка № 1 Пробирка  № 2 Пробирка  № 3 Пробирка  № 4                                     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕОРГГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» Вариант 2 Цель:  Оборудование и реактивы: 4 нумерованных пробирки с растворами: хлорида калия, хлорида меди (II), сульфата цинка, бромида натрия реактивы – нитрат серебра, хлорид бария, гидроксид натрия;  пустые пробирки 12 штук. Пять советов решающему экспериментальные задачи: 1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план  (обоснование и техника проведения опытов). 2. 3. 4. 5. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте  окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс  посмотреть, что у вас получилось. Ход работы 1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество. 2.   Вспомните   химические   свойства   веществ   данных   классов,   а   также   их   качественные реакции. 3.   Определите,   какие   реактивы   нужно   использовать,   чтобы   различить   вещества, относящиеся к этим классам соединений. 4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов. 5. Проведите необходимые реакции. 6. Для распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид: Вещество Реактив  № 1 Реактив  № 2 Реактив  № 3 Наблюдения Уравнения  реакций Вывод Пробирка  № 1 Пробирка  № 2 Пробирка  № 3 Пробирка  № 4

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс

Конспект урока   Тема: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018