Конспект урока "Темперамент: типы и характеристика" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект 9 класс Тема урока: Темперамент: типы и характеристика Цели и задачи урока: 1. Продолжить формировать представления о «Я-концепции» 2. Познакомить учащихся с понятием темперамент, его типами и характеристиками 3. Продолжить формирование знаний о мире профессий. 4. Закрепление знаний о свойствах нервной системы 5. Актуализация потребности в выборе профессии 6. Формирование активной гражданской позиции. 7. Развитие познавательной активности и самостоятельности 8. Формирование устойчивого интереса к предмету.
Иконка файла материала конспект.docx
План­конспект  9 класс Тема урока: Темперамент: типы и характеристика    Цели и задачи урока:  1. Продолжить формировать представления о «Я­концепции»  2. Познакомить учащихся с понятием темперамент, его типами и  характеристиками 3. Продолжить формирование знаний о мире профессий. 4. Закрепление знаний о свойствах нервной системы 5. Актуализация потребности в выборе профессии  6. Формирование активной гражданской позиции. 7. Развитие познавательной активности и самостоятельности 8. Формирование устойчивого интереса к предмету. Средства обучения: компьютер и мультимедийный проектор, презентация к уроку, тест , карточка­задание,  тетрадь, линейка, карандаш, ручка. Литература к уроку: «Твоя профессиональная карьера» 9 класс под ред.  С.Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» дидактический материал под ред.  С.Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» методика преподавания курса под ред.  С.Н.Чистяковой «Технология профессионального успеха» 10­11 кл под ред. С.Н.Чистяковой «Материалы   к   урокам   раздела   «Профессиональное   самоопределение»   9   класс А.Н.Бобровская Ход урока: 1. Организационный момент (подготовка к уроку, отметить отсутствующих, объявить тему и цель урока). 2. Опрос  1.С   помощью   каких   процессов   происходит   осуществление   функций   нервной системы? Ответы учащихся 2.Перечислите основные свойства нервной системы. Ответы учащихся. Свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Различное соотношение этих свойств определяет индивидуальное эмоциональное восприятие различных событий. Римские врачи   обозначили это понятие латинским словом 1«темпераментум», что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент».  Попробуйте сформулировать определение понятия «темперамент» Обобщение ответов учащихся. 3. Сообщение темы и цели урока. Тема урока: «Темперамент: типы и характеристика. 4. Объяснение нового материала Давно   замечено,   что   не   смотря   на   индивидуальные   различия   в   поведении людей,   присутствует   сходство   в   их   поведении,   в   способах   выражения   чувств. Попытки выделить типичные особенности психологического восприятия людьми окружающего мира привели к созданию обобщенных портретов.  Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в   7 веке до н.э. Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и  храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но   основу   научных   знаний   о   темпераменте   заложил   Гиппократ.  В   организме человека он различает 4 основные материи, каждая из которых соответствует какому­ либо   определённому   элементу   или   стихии.   Кровь,   исходящая   из   сердца,   подобна воздуху и имеет ту же природу: горячую и влажную; лимфа, проистекающая из мозга, уподобляется   воде,   обладая   той   же   природой:   холодной   и   сырой;   желтая   желчь, происходящая   из   печени,   соотносится   с  огнём,   природа   её   горячая  и   сухая;   чёрная желчь, продуцируемая в селезёнке, наподобие земли холодная и сухая. Пропорция в смешении этих соков называлась по­гречески словом «красис». Римский анатом и врач Гален, живший во II в. до н. э., дал впервые развернутую классификацию  темпераментов:  она включала  13 типов,  в  основу классификации  он заложил   особенности   обменных   процессов.   Кречмер   Эрнст   (1888­1964)   —   немецкий психиатр   и   психолог,   создал   типологии   темпераментов   на   основе   особенностей телосложения. Иван Павлов – на основе свойств нервной системы. Таким образом, в современной психологии различают 4 типа темперамента.  (Просмотр http://yandex.ru/video/search? фильма     filmId=pIfM7y_0UXI&where=all&text=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B %20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0 )  Решение ситуационных задач (Приложение 1) Работа   с   учебником.  Откройте   страницу  29   учебника.   Прочитайте   особенности проявления холерического типа  темперамента. Какие   свойства   нервной   системы   вы   можете   выделить   у   холерика?  Обобщение ответов учащихся. Прочитайте особенности проявления сангвинического типа  темперамента. Какие свойства нервной системы вы можете выделить у сангвиника?  Обобщение ответов учащихся. Прочитайте особенности проявления флегматического типа  темперамента. Какие свойства нервной системы вы можете выделить у флегматика?  Обобщение ответов учащихся. Прочитайте особенности проявления меланхолического типа  темперамента. Какие свойства нервной системы вы можете выделить у меланхолдика? Обобщение ответов учащихся. 2Найдите   общее   свойства   у   сангвиника   и   флегматика.   Обобщение   ответов учащихся.   (Общее ­ сильные, уравновешенные. Что характерно для людей с сильной нервной системой – общение с людьми. Такие люди не могут без общения, им все вокруг интересно.   Они   ориентированы   на   окружающий   мир.   Для   них   характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно   это   активные,   шумные     люди,   «душа   компании»,   заводилы,   отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях). Известный   психолог   К.   Юнг   таких   людей   называет     экстравертами   («обращенных вовне»). Найдите общее между холериком и меланхоликом. Обобщение ответов учащихся. (Общее – неуравновешенность. Такие люди ориентированы на свой внутренний мир. Для них свои  теории  и  оценки реальности  важнее,  чем  сама  реальность. Они  склонны  к размышлениям,   самоанализу,   необщительны,   замкнуты   и   испытывают   затруднения   в социальной   адаптации   и   часто   социально   пассивны).     Таких   людей   Юнг   называет интровертами («обращенных внутрь себя»).   6. Проведение физкультминутки 7.   Закрепление полученных знаний 1. Решение ситуационных задач. Приложение 2 2. Проверка и коррекция знаний  8. Контроль и рефлексия (в форме дидактического задания) 1. О каком понятии идет речь: устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих   различные   стороны   его   психической   деятельности.Ответ: темперамент 2.  По Гиппократу и Павлову, подвижный, возбудимый,   страстный ­ это…Ответ: холерик 3. По Гиппократу и Павлову, живой, уравновешенный, подвижный ­ это…Ответ: сангвиник  4.   По   Гиппократу   и   Павлову,   слабый,   впечатлительный,   легкоранимый   – это….Ответ:меланхолик 5. Обычно это активные, шумные   люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях.   Известный   психолог   К.   Юнг   таких   людей   называет…     Ответ: экстраверт («обращенных вовне») 6.   Для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны   к   размышлениям,   самоанализу,   необщительны,   замкнуты   и испытывают   затруднения   в   социальной   адаптации   и   часто   социально пассивны.     Таких   людей   Юнг   называет…Ответ:     интроверт   («обращенных внутрь себя»). 9. Подведение итогов. 1. Выставление оценок в дневник.  2. Запись домашнего задания (по группам): Найдите и выпишите характеристики темперамента: Наполеона,     М.И.Кутузова,     А.В.   Суворова,   М.Ю.   Лермонтова,   Петра   1, И.Крылова,  А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя 3Ситуация. Трамвай наехал на женщину, переходившую через рельсы, и причинил ей тяжкие  повреждения или может смерть, из­за того что она не обратила внимание на  предупредительный сигнал или потому, что сигнал прозвучал слишком поздно. Приложение 1 1. «Это была ужасная картина. Раздался раздирающийся крик, хлынула кровь.  Мне послышался даже треск ломающихся костей, эта картина до сих пор стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа» 2. «При мне вагон раздавил несчастную женщину. И вот людская судьба: быть  может, она спешила к любимому мужу, к любимым детям, под семейный кров.  И все разбито, уничтожено, остались скорбь, слезы и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе» 3. Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в  исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление  вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать  рассеянного прохожего. И вот результат. Судить надо за такие упущения!» 4. «Еду я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что­то смотрят.  Я привстал в повозке: лежит какая­то женщина поперек рельсов, вероятно ,  наехали, раздавили. Я се на свое место и сказал извозчику: пошел скорее» Задание. Человек какого темперамента говорил в первом случае, втором, третьем и  четвертом? Приложение 2 Определите тип темперамента. 1. М.И. считается лучшим секретарем-машинисткой в своей организации. В общении с коллегами и посетителями приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера помогает избегать конфликтные ситуации. М.И. исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и своевременно, так как умеет распределить рабочее время. 2. Г.Д. работает оператором станка с числовым управлением. Все время спокоен, одинок, и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с напарником, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышенная утомляемость – к концу времени падает производительность труда. 43. В.С. работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Незлоблив. В разговоры вступает редко, больше молчит. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен. 5