Урок предназаначен для учащихся 10 класса УМК О.С. Габриелян (базовый уровень). Данная тема рассматривается в течение двух часов. Это конспект первого урока в данной теме, где учащиеся подходят к рассмотрению основных положений теории А.М.Бутлерова. Конспект оснащен упражнениями, которые выведены в отдельный раздаточный материал.
теория строения орг соед урок 2.docx
Урок химии № 2 в 10 классе. «___»_______________ 20___ г.
Теория строения органических соединений.
Цель. Сформировать представление учащихся о строении органических веществ.
Задачи.
Образовательные: формировать понятия о сущности теории химического строения
органических веществ, о степени окисления, природе химической связи и о других
главнейших теоретических положениях: последовательность расположения атомов
углерода в цепи, взаимное влияние атомов в молекуле, зависимость свойств органических
веществ от структуры молекул;
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету,
показать значимость химических знаний для современного человека. Воспитание
трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.
Развивающие: Развивать учебноинтеллектуальные умения выделять главное,
устанавливать причинноследственные связи (развивать логическое мышление), умений
находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной
информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
2. Проверка домашнего задания.
1) Что изучает органическая химия?
2) Назовите известные вам классы органических веществ и их отдельных
представителей.
3) Являются ли оксиды углерода и угольная кислота органическими веществами?
4) Упр. 5 стр. 13 ответ:
5) Письменное д/з (свойства и применение орг. веществ)
3. Изучение новой темы.
Несмотря на очевидное различие между органическими и неорганическими
веществами, провести резкую грань между ними достаточно трудно. Рассмотрим
строение органических соединений. Вспомните определение важнейших для
химии понятий: степени окисления и валентности.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в
соединении, вычисленный исходя из предположения, что соединение состоит только
из ионов.
Валентность – это способность атомов химических элементов к образованию
химических связей, она численно равна числу химических связей, которыми атом
соединен с другими атомами в молекуле. Упражнение. Используя следующие примеры
H2O или O – H; NH3 или H – N – H; CH4 или H
| | |
H H H – C – H
|
H
укажите валентность:
Водорода __________; азота _______;
Кислорода _________; углерода ______ .
Валентность и степень окисления элементов в большинстве неорганических
соединений по алгебраическому значению совпадают.
В некоторых случаях валентность и степень окисления могут не совпадать.
Во всех органических соединениях валентность атома углерода равна четырем.
Упражнение. Вычислить валентность и степени окисления элементов в С2Н2, С5Н10,
С2Н6О.
Так как основу строения органических веществ составляет углеродный скелет, то
затронем особенности его строения.
1. Между атомами углерода кроме одинарной могут образовываться кратные связи
(двойные или тройные).
2. Атомы углерода способны соединяться друг с другом в различные цепи:
линейные, разветвленные, замкнутые.
Задание. Запишите в схему примеры углеродных цепочек для веществ,
образованных одинарными связями и содержащих в молекулах четыре и пять
атомов углерода.
Цепочки углеродного скелета
Линейные
Разветвленные
Замкнутые
Молекулярная формула – показывает качественный и количественный состав
вещества.
Структурная формула – показывает порядок соединения атомов в веществе.
Молекулярная формула Полная структурная формула
Сокращенная структурная
формула
С2Н6
С5Н12
С7Н16 Основные положения теории А.М. Бутлерова. Стр. 1718
4. Закрепление.
1. На основе положений химического строения органических соединений решите,
какие из формул, составленные учащимися, изображают состав этана
Н Н Н Н Н Н Н
| | | | \ / |
a) C – C б) H C – H – C – H в) H – C – C – H г) H – C – C – H
| | | | / \ |
H H H H H H H
H
|
д) H – C – H
|
H – C – H
|
H
А) правильно; Б) неправильно. Почему?
2. Исходя из молекулярной формулы бутана С4Н10, запишите:
А) полную структурную формулу;
Б) структурную формулу вещества;
В) углеродный скелет этого вещества.
3. Запишите сокращенные структурные формулы веществ по данным углеродным
скелетам.
С – С – С – С – С С – С – С – С С – С – С С – С – С – С – С
| | | | | | |
C C C C C C C
5. Домашнее задание.
Стр. 1318, упр. 2 стр. 22 Теория строения органических соединений.
1. На основе положений химического строения органических соединений решите,
какие из формул, составленные учащимися, изображают состав этана
Н Н Н Н Н Н Н
| | | | \ / |
a) C – C б) H C – H – C – H в) H – C – C – H г) H – C – C – H
| | | | / \ |
H H H H H H H
H
|
д) H – C – H
|
H – C – H
|
H
А) правильно; Б) неправильно. Почему?
2. Исходя из молекулярной формулы бутана С4Н10, запишите:
А) полную структурную формулу;
Б) структурную формулу вещества;
В) углеродный скелет этого вещества.
3. Запишите сокращенные структурные формулы веществ по данным углеродным
скелетам.
С – С – С – С – С С – С – С – С С – С – С С – С – С – С – С
| | | | | | |
C C C C C C C
Домашнее задание.
Стр. 1318, упр. 2 стр. 22
Выписать гомологический ряд предельных углеводородов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.