Конспект урока предназначен для изучения химии в 10 классе, базовый уровень, УМК О.С. Габриелян. Цель урока: сформировать понятие «аминокислоты».В ходе урока учащиеся должны рассмотреть строение, изомерию, номенклатуру и химические свойства аминокислот, продолжают формировать умение предполагать свойства вещества на основании его строения.
аминокислоты.docx
Урок химии в 10 классе. «____»_________________ 20____ г.
Аминокислоты.
Цель. Сформировать понятие «аминокислоты».
Задачи.
Образовательные: рассмотреть строение, изомерию, номенклатуру, химические свойства
аминокислот, продолжить формировать умение предполагать свойства вещества на
основании его строения.
Развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, логического мышления через
формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученикученик,
ученикучитель.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
1) Какие соединения называются аминами?
2) Какие виды классификации аминов вам известны?
3) Приведите примеры алифатических и ароматических аминов.
4) Назовите основное химическое свойство аминов. Чем оно обусловлено?
5) Назовите основные области применения анилина и аминов.
Тестовая работа.
1 вариант.
1. Амином является вещество, формула которого:
А) СН3ОН б) СН3NО2 В) СН3NН2 Г) СН3СООН
2. Первичным амином является:
А) диметиламин В) триметиламин
Б) метиламин Г) все предыдущие ответы верны.
3. Назовите вещество, формула которогоСН3 NH– С2Н5:
А) диметиламин В) диэтиламин
Б) метилэтиламин Г) фениламин
4. Реагент, образующий с анилином белый осадок:
А) серная кислота В) гидроксид калия
Б) бромная вода Г) муравьиная кислота
5. Продукт реакции анилина с хлороводородом относится к классу:
А) кислот Б) оснований В) солей Г) сложных
эфиров
6. С какими из перечисленных веществ – азотная кислота, вода, гидроксид
лития, соляная кислота, метан – реагирует этиламин? Запишите уравнения
возможных реакций и дайте названия всех веществ.
2 вариант.
1. Формула вещества, не относящегося к классу аминов: А) C2H5OH Б)C2H5NH2 В)C6H5 – NH2 Г)CH3 –
NH – CH3
2. Формула гомолога этиламина:
А)C6H5 – NH2 Б)CH3 – NH – CH3 В)C3H7NH2
Г)C3H7NO2
3. Тип амина, формула которого СН3 NH СН3:
А) первичный В) третичный
Б) вторичный Г) ароматический
4. Этиламин реагирует с веществом, формула которого:
А) CuO Б)FeCl3 В)HCl Г)Cu
5. Формула продукта реакции метиламина с соляной кислотой:
А)CH3NHCl Б) [CH3NH3]+Cl В)CH2ClNH2
Г)CHCl2NH2
6. С какими из перечисленных веществ – бромная вода, гидроксид кальция,
серная кислота, хлороводород – реагирует метиламин? Запишите уравнения
возможных реакций и дайте названия всех веществ.
3. Изучение новой темы.
Аминокислоты – производные карбоновых кислот, содержащие в своем составе
одну или несколько аминогрупп.
R – CH2 – COOH
|
NH2
По систематической номенклатуре аминокислоты называются так же, как
карбоновые кислоты, только сначала указывается положение и название
аминогруппы.
Например, 2 аминобутановая кислота.
По рациональной номенклатуре положение – указывается буквами греческого
алфавита, начиная со второго атома углерода: α,β,γ,δ,ε и т.д.
δγβα
NH2– СН2 – СН2 – СН 2 СН2 СООН
Название кислоты используется тривиальное, например, глицин.
Природные аминокислоты содержат аминогруппу во втором положении
( α−¿ аминокислоты).
Для аминокислот характерны следующие виды изомерии:
1) Углеродного скелета;
2) Положения аминогруппы;
3) Межклассовая (с нитросоединениями, сложными эфирами)
Упражнение. Для вещества 6 – аминогексановой кислоты постройте по одному
изомеру каждого вида изомерии. Изомеры назовите.
Наличие амино – и карбоксильной групп определяет двойственность химических
свойств аминокислот.
СООН группа проявляет кислотные свойства. Какие химические свойства
характерны для кислот? NH2 проявляет основные свойства. С какими веществами будут взаимодействовать
аминокислоты по аминогруппе?
Как называются вещества, проявляющие кислотные и основные свойства?
Таким образом, аминокислоты являются амфотерными соединениями.
Упражнение. Запишите уравнения реакций взаимодействия глицина с гидроксидом
натрия, магнием, соляной кислотой, метилбромидом.
За счет межмолекулярной дегидратации аминокислот образуются молекулы белка.
Химические свойства аминокислот зависят от наличия функциональных групп в
радикале.
Упражнение. Укажите в формулах аминокислот изученные функциональные
группы и назовите их:
А) НООС – СН – СН2ОН В) НООС – СН – СН2
| |
NH2 NH2
Б) НООС – СН – СН2– С NH2 Г) НООС – СН – СН2 СООН
| || |
NH2 O NH2
Получение аминокислот:
Из карбоновых кислот:
CH3—CH2—COOH + Cl2 CH3—CHCl—COOH + HCl
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl
4. Закрепление.
Упр. 5, 10 стр. 134
5. Домашнее задание.§ 17 упр. 4 стр. 134
Конспект урока "Аминокислоты" (10 класс)
Конспект урока "Аминокислоты" (10 класс)
Конспект урока "Аминокислоты" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.