Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"
Оценка 4.8

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
24.05.2019
Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии в 11 классе по теме "Положение человека в системе органического мира" направлен на повторение и закрепление знаний о сходстве человека с животными, особенностях человека, доказательствах животного происхождения человека. На уроке отрабатываются навыки работы с тестами, геохронологическим таблицами, что важно для подготовки к ВПР и ЕГЭ по биологии. Конспект может оказаться полезным для молодых учителей.
Систематическое положение человека.docx
11 кл. Положение человека в системе органического мира Цель:   определить   и   доказать   систематическое   положение   человека,   выявить   движущие   силы антропогенеза. Задачи урока:   ­Показать родство человека с животными на основе сравнения; ­Объяснить  качественные отличие человека от животных; ­Подвести к выводу о движущих силах эволюции человека. ­Развивать способность критически мыслить ­ Воспитание культуры умственного труда. Оборудование: разаточный материал (тесты, геохронологические таблицы, инструкционные карты),   череп человека и антропоида, презентация, проектор) Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, натуральными  обыектами ); практические (анализ геохронологической таблицы, работа с текстом учебника,  восстановление формулировоки законов зародышевого развития и биогенетического, сравнение  черепа человека с  ископаемыми  и черепом животных,); дедуктивные (анализ, применение знаний для  решения задач, обобщение, сравнение эмбрионов и ископаемых останков, определение  последовательности, выявление причин, провести доказательство) Ход урока:1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.  Учитель: Мы с вами приближаемся к завершению большой темы ЭВОЛЮЦИЯ.  Что мы изучали на последних уроках? Предпологаемые ответы: ­ Историю развития жизни на Земле. В рамках этих уроков мы познакомились с геохронологическими  табицами и научились с ними рабртать. Навык работы с геохронологическими таблицами на пригодится на ВПР (последнее задание) и на ЕГЭ  зад 23. https://bio­ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=366 Сегодня проверим этот навык. Самостоятельная работа с таблицей (1­3 задания)5­7 мин Учитель: Мы с вами анализировали гипотезы происхождения жизни на Земле и человека. Дома необходимо было закончить анализ гипотез и сделать вывод. Зачитайте вывод.. Мы попытались приблизиться к тайне раскрытия наших истоков. Большинство ученых склоняются к  животному происхождению человека.  3. Мотивация. Переход к новой теме. «…Животные –  наши братья по боли, болезням, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях – все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно бы было слить вместе.» Чарлз Дарвин  Учитель: В ответ на вышедшую в свет работу Ч. Дарвина , от него отвернулись некоторые друзья, в  печати появилась вот такая карикатура (на слайде карикатура). Почему? Учащиеся высказывают свою точку зрения. Тема урока. Цель. (Учитель помогает детям сформулировать тему и цель. Записывают тему в  тетрадь) Учитель: Рассмотрим  систематическое положение человека и определим его принадлежность к  известным таксонам. Докажем путем сравнения. Выявим движущие силы этого процесса. Предлагаю вам самостоятельно определить систематическое положение человека. Из  предложенных таксонов составим верный ответ:  Царство               Животные Подцарство:         Многоклеточные,  Тип:                     Хордовые Подтип:                Позвоночные Класс:                   Млекопитающие Отряд:                  Приматы Семейство:          Гоминиды Род:                      Человек Вид:                      Человек разумный Все работают самостоятельно, один человек у магнитной доски определяет порядок таксонов. Самопроверка. Учитель: Доказательств жиотного происхождения человека на сегодняшний день немало. Давайте их  рассмотрим подробнее.  (кластер на слайде) 1. Эмбриологические Учитель:Рассмотрим на слайде эмбрионы разных животных и человека. Что вы видите?  Ответы учащихся и дополнение учителя:  Человек начинает свое развитие с одной клетки. Проходит стадию одно и двухслойного зародыша.У  человеческого эмбриона на ранних стадиях развития обнаружили двухкамерное сердце, жаберные  щели, хвост, мозг в виде пяти пузырей, один круг кровообращения, позже появляютсяконечности , но  с перепонками между пальцами, сплошной волосяной покров. Учитель: Что по этому поводу писали ученые?  Работа с текстом. Восстановить формулировки законов (раздаточный материал) Карл Максимович Бэр закон зародышевого сходства: эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых  ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа. Но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса,  рода, вида, индивидуального организма. Это явление получило название   –     расхождение признаков зародышей в процессе развития.   Таким образом, мы видим, что индивидуальное развитие и историческое развитие организмов  взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированным Фриц  Мюллером и Эрнест Геккелем. Биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение  филогенеза (исторического развития) вида к которому относиться данная особь. Алексей Николаевич Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.     эмбриональной дивергенции        2. Палеонтологические. Сравнение черепов человека и антропоидов (муляжи ископаемых останков на демонстрационном  столе, сравнивает учащийся, учитель поясняет) Демонстрация подбородочного выступа, надбровных валиков, затылочного гребня, сравнение объема  мозгового отдела. 3.Сравниельно ­ анатомические. Рудименты ­ недоразвитые органы человека, утратившие свое биологическое значение. Атавизмы ­ признаки  предков человека, в редких случаях проявляющиеся у человека. Учащиеся   вспоминают   определения,   записываю,   смотрят   признаки   на   слайдах   и   приводят примеры) Учитель:  Теперь нам необходимо привести доказательства того, что мы не ошиблись в своих  предположениях.  ­ Вспомним признаки таксонов, к которым относится человек и дополним таблицу. Данные сравнительной анатомии Систематическое  положение Царство Животные.  Подцарство  Многоклеточные Тип Хордовые Подтип позвоночные Класс Млекопитающие сравниельно ­ анатомические доказательства гетеротрофное питание, симметрия, подвижность, наличие систем  органов большое количество клеток, ткани На ранних стадиях развития формируется осевой скелет  ней развивается нервная трубка.  Центральная нервная система  представлена головным и спинным мозгом. Кровеносная система  замкнутая, имеется орган кровообращения  Опорой человеку служит внутренний скелет. Череп ­ защита мозга. Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы  ‒  сердце ‒  хорда, над для вскармливания детенышей молоком. Интенсивный обмен веществ,  ‒  теплокровность. Имеется диафрагма,  постоянная температура тела  ‒ в шейном отделе позвоночника   7 позвонков. Четырехкамерное сердце. Две смены зубов, зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное  и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом внутриутробное развитие, плацента Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным,  плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие  мимической мускулатуры конечности хватательного типа, кючица, ногти, одна пара молочных  желез, один детеныш, состав крови, длительность беременности, 95%  ДНК Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный ­ Кто из ученых считал приматов возможными предками человека? ­ Что по этому поводу утверждал Монбоддо? Самостоятельная работа с учебником 4.18., заполнение сравнительной таблицы “Сравнение человека и приматов” сходство особенности человека Антропогенез ­  (от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в. Антропоморфозы связаны с прямохождение и трудовой деятельность. Всвязи   с    прямохождением    произошли   изменения   в   опорно­двигательной   системе   –   появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз,  S ­образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие. Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа.  Объем мозга человека около 1400 см 3(у шимпанзе – 405, гориллы до 500 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, Движущие силы эволции делят на биологические и социальные.  5.Закрепление. Работа с материалами ВПР и ЕГЭ (тематические разноуровневые тесты) 6. Рефлексия. ­ Удалось ли достичь поставленной цели? ­ Что затрудняло на уроке? ­ Что удивило? ­ Какую ошибку вы не повторите? *Синквейн “ЧЕЛОВЕК” 7. ДЗ п.4.18, заполнить таблицу “Данные сравнительной анатомии” Положение человека в системе животного мира. Восстановите формулировки законов Карл Максимович Бэр Закон зародышевого сходства: эмбрионы обнаруживают уже начиная с  самых .................... стадий, известное общее ...................... в пределах типа.  Фриц Мюллером и Эрнест Геккелем Биогенетический закон:   ...................... (индивидуальное развитие) есть краткое и  быстрое повторение .................. (исторического развития) вида к которому относиться  данная особь. Данные сравнительной анатомии Сравниельно ­ анатомические доказательства Систематическое  положение Царство Животные   Подцарство  Многоклеточные Тип Хордовые Подтип позвоночные Класс  Млекопитающие Отряд Приматы Семейство  Гоминиды (Люди) Род Человек Вид Человек  разумный Эволюция человека. Тест   с одним правильным вариантом ответа 1. Какой признак, свойственный  человеку, является признаком животных типа Хордовые? 1) Нервная система узлового типа. 2) Жаберные щели в стенке глотки зародыша. 3) Лёгкие, состоящие из альвеол. 4) Волосяной покров. 2. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением? 1) Срослись кости предплюсны. 2) Сформировались своды. 3) В большом пальце появились две фаланги. 4) Большой палец приобрёл подвижность. 3. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку? 1) Диафрагма. 2) Лёгочное дыхание. 3) Головной и спинной мозг. 4) Замкнутая кровеносная система. 4. Какой признак отличает Человека разумного от животных? 1) Развитие периферической нервной системы. 2) Формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития. 3) Наличие двух кругов кровообращения. 4) Развитие S­образной формы позвоночника. 5. Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека  служит доказательством их 1) Родства. 2) Жизни в одинаковых условиях. 3) Происхождения от земноводных. 4) Возникновения в одно и то же историческое время. 6. К рудиментам человека относят 1) Развитие хвостового отдела. 2) Развитие густого шерстного покрова. 3) Околоушные мышцы. 4) Многососковость. 7. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью,  проявляются в строении 1) S­образного позвоночника. 2) Сводчатой стопы. 3) Гортани. 4) Кисти. 8. Остаток третьего века в углу глаза человека — пример 1) рудимента 2) аналогичного органа 3) атавизма 4) гомологичного органа 9. Появление какого признака у человека относят к атавизмам 1) аппендикса 2) шестипалой конечности 3) многососковости 4) дифференциации зубов 10. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о 1) возникших мутациях 2) проявлении атавизма 3) нарушении развития плода в организме 4) происхождении человека от животных 11. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет 1) 4 группы крови 2) сводчатую стопу 3) объем головного мозга 1200­1450 см3 4) S­образный позвоночник 12. Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих 2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа 3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство  животных 4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира ЭВОЛЮЦИЯ.* Выполните задания повышенного уровня сложности. 1. Укажите социальные факторы антропогенеза. 1) способность к выработке условных рефлексов 2) творчество 3) изготовление орудий труда для производства орудий труда 4) добывание и сохранение огня 5) усложнение нервной системы 6) прямохождение 2. Рудиментами у человека являются: 1) наличие хвоста 2) аппендикс 3) копчиковая кость 4) густой волосяной покров на теле 5) многососковость 6) складка мигательной перепонки 3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят 1) остаток третьего века у человека 2) отпечатки растений на пластах каменного угля 3) окаменевшие остатки папоротников 4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле 5) копчик в скелете человека 6) филогенетический ряд лошади 4.Проявлением атавизма считают развитие у человека: 1) зубов мудрости 2) хвостового отдела 3) многососковости 4) мимической мускулатуры 5) густого волосяного покрова на теле 6) кисти руки 5.Примерами ароморфозов являются: 1) внутреннее оплодотворение 2) четырехкамерное сердце 3) трехслойный зародыш 4) сильное опушение листьев 5) форма клюва вьюрков 6) короткий срок вегетации растений 6. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. 1) единица эволюции — популяция 2) единица эволюции — вид 3) факторы эволюции — мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны 4) факторы эволюции — наследственность, изменчивость, борьба за существование 5) формы естественного отбора — движущий и половой 6) формы естественного отбора — движущий, стабилизирующий, дизруптивный 7. Результатом эволюции является 1) появление новых засухоустойчивых сортов растений 2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды 3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота 4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях 5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания 6) получение высокопродуктивных бройлерных кур 8. Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали. ОРГАНИЗМЫ ЭРЫ А) появление и расцвет приматов Б) появление бактерий и простейших В) появление зелёных водорослей Г) появление красных водорослей Д) расцвет простейших и кишечнополостных Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Е) появление человека 1) архейская 2) протерозойская 3) кайнозойская Б Д Е В Г 9. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию извторого столбца. ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССЫ А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков. Б) Форма тела акулы и дельфина. В) Появление аналогичных органов. Г) Различия в форме черепа у млекопитающих. Д) Крылья бабочек и летучих мышей. Е) Различные породы голубей. 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Д Е Б В Г 10. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) крыса серая Б) снежный барс В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Д Е Б В Г

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"

Конспект урока в 11 классе "Место человека в системе органического мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2019