Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.
Оценка 4.9

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
13.11.2018
Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.
Конспект урока О глаголе.doc
Учитель начальных классов первой категории, МАОУ Гагаринская СОШ,  с.Гагарино, Ишимского района, Тюменской области,  Галышева Марина Ивановна Русский язык (УМК «Школа 21 века») Тема: Глагол. Закрепление знаний о глаголе. Цели:  1).Создать условия для обобщения обучающимися полученных  знаний правописания глаголов; 2).Организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий  вида: регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных  действий. Используемые методы: групповой,  деятельный, наглядный, проблемный, исследовательский. Оборудование:         учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸   опорные таблицы;  таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел  писем);  рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху»,  «Глаголовед»,  «Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления».   карточки с заданиями для работы отделов;  словари (этимологический, толковый, синонимов),  дополнительная учебная литература: «Я познаю мир»,  «Мир детей и подростков»,  «Занимательный клуб» и др. Тип урока:  «Деловая игра «Заседание редакционного совета» Сценарий урока  Сегодня урок русского языка предлагаю вам провести в форме деловой игры «Заседание  Ребята, прочтем статью из словаря: Организационный момент. Актуализация знаний. Определение целей урока. I. II. Загадка. Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.       (Газета)   редакционного совета газеты». Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)­ подготовленный ученик Газее́та — печатное периодическое издание. Выходит газета под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Первыми газетами считают древние рукописные сводки новостей. Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Есть и другие названия, одно из них:  газ таее на недорогой бумаге.   — это  печатное периодическое издание  Сегодня у нас сформированы 4 отдела: информации, новостей, писем, рекламы.( карточки с названиями отделов стоят на столах) Редколлегиям всех отделов предстоит подготовить к выпуску  номер газеты для школьников, изучающих части речи.                                               Для того, чтобы определить название газеты (т.е. тему урока), нужно убрать буквы, которые  обозначают глухие согласные звуки: П Х Г Л С Ш А Г К О Л              Кто догадался, какова тема урока? (слайд 1) Что по­вашему нужно рассказать о глаголе в газете?(слайд 2)  Как устроена эта часть речи? ( значение глагола, связь с другой частью речи)  Какие ошибкоопасные места таит в себе глагол?  (безударные гласные, приставки, ь знак  после шипящих)  Что­то интересное, чтобы увлечь читателя! Каждый редакционный отдел  выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор  отдела. Отделы прошу приступить к работе. III. Работа в творческих группах. Задание №1. Отдел информации (1) 1. Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают  на обратной стороне). Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает? 2. Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит­ Все расскажет нам глагол жить делать рассказать чертить  писать  петь  вышивать  пахать  забивать  варить  жарить  мыть  чистить  рассказать Отдел новостей (1) 1. Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца  глаголет истина». (Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол – это перевод латинского слова  verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что  значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А  назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает,  или делал, или сделал…» ­ с. 26. Выражение означает… ) 2. Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте,  как часто употребляется глагол в нашей речи. (Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место  после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь,  сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь,  смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые  образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол – самая живая часть  речи.» ­ с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.) Отдел рекламы (1) Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните  задания и сделайте выводы. 1. Объясните значение подчеркнутых слов. За столом сказала мать: Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: А болтать ногами можно?  Вывод: глагол многозначен. 2.   Подберите глаголы­антонимы: Замёрз ­…  говорит ­ …  работает ­ … 3.   Назови одним словом глаголы. Зябнет осинка,  Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.    (это  синонимы)  :  чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. Вывод Отдел писем (1) В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим. Саша громко говорил. Ученица невнятно говорит у доски. Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи». Петя говорит правило. Друзья говорили за чашкой чая. Малыш что­то говорил себе под нос. (Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗАРЯДКА!(слайд 3)­ музыка Задание №2. Отдел информации (2) Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола. Виды глагола.  Как его определить? Роль в предложении. Отдел новостей (2) ­Соберите новости, которые узнали о глаголе.              ­Выберите правильное утверждение. 1. Глаголы А) имеют два вида Б) не имеют вида 2. Число глагола определяют А) по существительному Б) по прилагательному В) по предлогу Г) по личному местоимению 3) Глагол с частицей НЕ пишется А) слитно Б) раздельно В) есть глаголы исключения 4. Глаголы с шипящей на конце пишутся А) без Ь знака  Б) с Ь знаком Отдел писем (2) В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что   заблудились.   Сначала   они   пугались,   но   потом   успокаивались.   В   лесу   они   находят   ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой. Отдел рекламы (2) Прорекламировать порядок алгоритма определения  вида глагола.                                       (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс.)              Задача: восстановить последовательность действий. Сделать вывод. Задать  вопрос к глаголу Если вопрос не начинается  с буквы  С  значит это несовершенный вид  глагола (приведите пример) Найти глагол в тексте Если вопрос начинается с буквы  С  значит это совершенный вид глагола (приведите пример) Выбираю букву и определяю вид глагола. Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!   Задание №3. Отдел информации (3) 1. Проинформируйте читателей о правописании глаголов с шипящей на конце.   Как пишутся глаголы с шипящей на конце? Есть ли исключения в этом правиле?                2. На примере нескольких глаголов докажите это. Отдел новостей (3) Мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».       Правописание ­тся или –ться                Мягкий знак (ь) после шипящих Не с глаголами Отдел писем (3) Запишите глаголы в соответствующие столбики. (Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть. 1. «не» раздельно «не» слитно не лишать не слышать не бояться невзлюбить неволить ненавидеть 2. Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся. ­ тся он гордится гусь щиплется они учатся ­ ться нельзя устроиться надо купаться любит учиться 3. Прилеч(?),  спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?),  сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?). Неопр. форма   2 лицо ед. ч.   Приказ  прилечь  беречь  помочь  спешишь  жуёшь  знаешь спрячь отрежь назначь При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам. Отдел рекламы (3) Предлагаю   с   помощью   дополнительной   литературы   прорекламировать   вот   эти   интересные глагол: победить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) … . (Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «А вот вам ещё один интересный глагол    победить. Сказать про себя:  Я… (что сделаю?) победю или  побежу  нельзя, звучат не очень  красиво. Вы можете сказать:  Я одержу победу! или Я стану победителем! В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет  формы 1л., ед. ч.  Есть и другие  глаголы такой формы: дерзить, шелестеть, пылесосить. Производственная зарядка «Как живешь?!» IV. Проверка усвоения знаний.  «Блиц – опрос»: ­ проводит корреспондент газеты «ПРИГЛАГОЛИЕ»­? 1. Что обозначает глагол? 1) Предмет. 2) Признак предмета. 3) Действие предмета. 2. На какие вопросы отвечает глагол? 1) Кто? что? 2) Какой? какая? какое? какие? 3) Что делает? что сделал? что будет делать? 3. Каким членом предложения выступает глагол? 1) Главным членом. 2) Второстепенным членом. 4. Изменяется ли глагол по числам?  1) Да.         2) Нет. 5. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась. 1) Мужской род. 2) Женский род. 3) Средний род. 6. Выбери глаголы среднего рода. 1) смешался      2) подтаяла       3) осветило       7). На какие вопросы отвечают глаголы   в   неопределенной   форме? 1) что делал? что сделал? 2) что сделает? что будет делать? 3) что делать? что сделать? 8).Как пишется частица НЕ с глаголами ? 1) слитно 2) раздельно 3) раздельно, но есть исключения Рубрика «Мнение эксперта»    Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета  получилась научно­познавательная. И  от себя я добавляю рубрику: «Мнение эксперта».  Проведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол». Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу с баллами. (Презентация  прилагается.) Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика.  Объявляем знатока  глагола. Вывод: Усвоившие материал о глаголе , с легкостью будут в будущем выполнять  морфологический разбор глагола.  V. Домашнее задание. Рубрика «Объявление»   VI.Рефлексия.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Конспект урока в 4 классе Глагол. Закрепление знаний о глаголе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018