Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.05.2018
Интегрированный урок русского языка, литературы, музыки и изобразительного искусства «Морфологический разбор имени прилагательного» в 6 классе. Цель урока: повторить морфологические признаки имени прилагательного; научить выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
Задачи урока:
1) обучающие: закрепить знания по морфологии (имя прилагательное); выяснить роль прилагательных в тексте; продолжить формирование культуры общения со словарем; подготовить учащихся к сочинению-описанию; способствовать осознанию учащимися языка как национально-культурного феномена; продолжить
работу с разными видами текста; познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова; дать представление об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
2) развивающие: способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся; созданию собственного связного высказывания на заданную тему на основе прочитанного текста; развивать культуру аргументированного рассуждения; совершенствовать умение анализировать текст; способствовать развитию читательской культуры;
3) воспитывающая: воспитание эстетического вкуса учащихся, любви к русскому искусству и родной культуре.
урок6.docx
Интегрированный урок русского языка, литературы,
музыки и изобразительного искусства «Морфологический
разбор имени прилагательного» в 6 классе.
Цель урока: повторить морфологические признаки имени прилагательного; научить
выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
Задачи урока:
1) обучающие: закрепить знания по морфологии (имя прилагательное); выяснить роль
прилагательных в тексте; продолжить формирование культуры общения со
словарем; подготовить учащихся к сочинениюописанию; способствовать осознанию
учащимися языка как национальнокультурного феномена; продолжить
работу с разными видами текста; познакомить с жизнью и творчеством В.М.
Васнецова; дать представление об опере Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка»;
2) развивающие: способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков учащихся; созданию собственного связного
высказывания на заданную тему на основе прочитанного текста; развивать культуру
аргументированного рассуждения; совершенствовать умение анализировать текст;
способствовать развитию читательской культуры;
3) воспитывающая: воспитание эстетического вкуса учащихся, любви к русскому
искусству и родной культуре.
Тип урока: обобщение пройденного и объяснение нового материала.
Оборудование урока: текст, словари синонимов, антонимов, толковые словари,
мультимедиапрезентация материалов к уроку, карточки экспертных групп.
1. Эмоциональный настрой (слайд 1).
Ход урока. Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка, литературы, музыки и
изобразительного искусства. Накануне самого волшебного праздника чудеса
происходят и в школе. К нам в гости идет сама Снегурочка. Прислушаемся…
(Звучит «Пролог» к опере Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка» (слайд 2) ).
Как вы думаете: наша гостья близко или далеко? (Далеко) Значит, есть время
приготовиться к встрече. А пригласили вы ее сами, когда выполняли домашнее
задание.
2. Повторение.
Проверка домашнего задания.
По выбору учащихся: 1) минипроект «Кто такая Снегурочка?» или 2) подобрать 15
определений (прилагательных) к слову «Снегурочка».
Отвечают 2 ученика.
Учитель:
Определяю Я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Какая это часть речи? (Имя прилагательное). (слайд 3).
3. Объявление темы и совместное целеполагание.
Двадцать шестое декабря.
Классная работа.
Морфологический разбор имени прилагательного.
(слайд 4).
Назовите цель урока и задачи (слайд 5).
4. Обобщение пройденного материала.
Назовите морфологические признаки имени прилагательного, изученные в 5 классе и
новые, изученные в 6 (слайд 6).
5 класс
6 класс Часть речи, общее значение
Разряды по значению
Непостоянные признаки
Степени сравнения
Синтаксическая роль
5. Работа с текстом (слайд 7).
А побывает у нас на уроке не живая Снегурочка, а ее образ, созданный В.М.
Васнецовым.
(1) Виктор Михайлович Васнецов – самый известный и любимый русский художник. (2)
Он родился 15 мая 1848 г. в вятском селе Лопьял в семье деревенского священника.
(3) Наиболее интересные его работы – «Богатыри», «Витязь на распутье»,
«Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке». (4)Важнейшим этапом в жизни
художника стали эскизы декораций и костюмов к опере Н.А. РимскогоКорсакова
«Снегурочка». (5)Основой стала не народная сказка, а произведение драматурга
А.Н. Островского. (6)Художник вел и активную общественную жизнь: проводил
благотворительные выставки, изменил военную форму. (7)Умер поэт русской сказки
в 1926 г. (По материалам газеты «Ступени», 2012, №6)
Знакомство с картинами Виктора Михайловича Васнецова (слайды с репродукциями 8 –
12). Знакомы ли вам эти картины? Какие? Где видели их? (Учебник литературы).
Комплексный анализ текста.
План анализа (слайд 13).
1. Заголовок.
2. Тип речи.
3. Стиль.
4. Тема.
5. Идея.
Уровни: синтаксический, лексический, морфологический, орфографический.
Синтаксический уровень: Разбор предложения №1.
Работает 1 ученик на доске, остальные в тетрадях (слайд 14).
Виктор Михайлович Васнецов – самый известный и любимый русский художник.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, есть однородные
определения).
Почему ставится тире?
(Подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже).
6. Физпауза.
Работа в экспертных группах: лексикографы (лексический уровень), лингвисты
(морфологический уровень), корректоры (орфографический). (Слайд 16).
Задания для экспертных групп.
лексикографы
1) Дайте толкование
слов: «эскиз», «декорация»,
«драматург». В чем их
особенность?
2) Подберите синонимы
к слову «работа»
(предложение №3).
лингвисты
1) Найдите
прилагательные,
употребленные в
любой из степеней
сравнения.
2) Выпишите эти
прилагательные с
корректоры
1) Выпишите из текста 3
слова с безударной
гласной в корне,
проверяемой
ударением, и 2 слова
с непроверяемой.
2) Найдите слово с 3) Подберите антонимы
к словам «интересный»
(предложение №3) и
«активный» (предложение
№6).
4) Найдите
заимствованные слова.
Докажите это, используя
написание слов.
существительными.
Поставьте их в Им.п.
Разберите
словосочетания.
3) Сколько всего
прилагательных в
тексте?
чередующейся
гласной в корне
(предложения 5 – 7).
3) Выпишите слово с
непроизносимой
согласной
(предложение 1).
4) Найдите 2
4) Найдите
относительных
прилагательных и
выпишите их с
существительными.
5) Прилагательные
какого разряда
отсутствуют в
тексте?
прилагательные с
безударным
окончанием.
Объясните написание.
5) Выпишите слово с
разделительным Ь
(предложения 3 – 6).
7. Усвоение нового материала.
Морфологический разбор имени прилагательного (слайд 17).
Важнейшим (этапом) – (каким?) прилаг., т.к. обозначает признак предмета.
1. Н.ф. – (какой?) важный.
2. Пост.: качеств.;
непост.: в простой превосходной степени, в Тв.п., в ед.ч., в м.р.
3. Этапом (каким?) важнейшим (определение).
Так как мы всё выполнили, то теперь готовы, вооруженные знаниями о
прилагательном, к встрече со Снегурочкой (слайд 18). Но Снегурочка всегда ходит в сопровождении кого? Деда Мороза. А кем он ей
приходится? А у Островского и Васнецова Дед Мороз – это отец Снегурочки (слайд 19).
Догадайтесь же, кто её мать. (Весна).
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Дифференцированный характер: 1) на «4» упражнение
учебника; 2) на «5» проект «Любимый художник» (создать по аналогии текст об
одном художнике из 7 предложений и подготовить к нему задания разного уровня. Карточки для экспертных групп.
Задание
лексикографам.
Фамилия
ученика
Выполнение задания
Оценка
1) Дайте
толкование
слов: «эскиз»,
«декорация»,
«драматург».
В чем их
особенность?
2) Подберите
синонимы к
слову «работа»
(предложение
№3).
3) Подберите
антонимы к
словам
«интересный»
(предложение №3)
и «активный»
(предложение
№6).
4) Найдите
заимствованные
слова. Докажите
это, используя
написание слов. Задание
лингвистам.
Фамилия
ученика
Выполнение задания
Оценка
1) Найдите
прилагательные,
употребленные в
любой из степеней
сравнения.
2) Выпишите эти
прилагательные с
существительными.
Поставьте их в
Им.п. Разберите
словосочетания.
3) Сколько всего
прилагательных в
тексте?
4) Найдите 2
относительных
прилагательных и
выпишите их с
существительными.
5) Прилагательные
какого разряда
отсутствуют в
тексте? Задание
корректорам.
Фамилия
ученика
Выполнение задания
Оценка
1) Выпишите из текста
3 слова с
безударной гласной
в корне,
проверяемой
ударением, и 2
слова с
непроверяемой.
2) Найдите слово с
чередующейся
гласной в корне
(предложения 5 – 7)
3) Выпишите слово с
непроизносимой
согласной
(предложение 1).
4) Найдите
прилагательные с
безударным
окончанием.
Объясните
написание.
5) Выпишите слово с
разделительным Ь
(предложения 3 –
6).
Комплексный анализ текста.
(1) Виктор Михайлович Васнецов – самый известный и любимый русский
художник. (2) Он родился 15 мая 1848 г. в вятском селе Лопьял в семье
деревенского священника. (3) Наиболее интересные его работы –
«Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван Царевич на
сером волке». (4)Важнейшим этапом в жизни художника стали эскизы
декораций и костюмов к опере Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка».
(5)Основой стала не народная сказка, а произведение драматурга А.Н.
Островского. (6)Художник вел и активную общественную жизнь: проводил благотворительные выставки, изменил военную форму.
(7)Умер поэт русской сказки в 1926 г. (По материалам газеты
«Ступени», 2012, №6)
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Конспект урока в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.