Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)
Оценка 4.6

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
13.08.2019
Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)
В современной школе существует проблема чтения : школьники не любят читать, поэтому урок внеклассного чтения по теме «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» предлагаю провести в форме размышления, которое поможет старшеклассникам подумать о многих важных вопросах: детской агрессии, жестокости, любви, доброте, сострадании. На уроке использованы различные технологии. Просмотр ролика, беседа по вопросам домашнего задания (работа в группах), составление кластера, индивидуальные задания стимулируют учащихся к различным видам деятельности. В целом урок предполагает развитие интереса к современной литературе, прививает любовь к чтению. Разработка содержит подробный конспект урока, а также приложение.
Урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя   школа №2 г. Рудня», Смоленская область г. Рудня  ул . Киреева 80. Конспект   урока   внеклассного   чтения     по   литературе   в   10   классе   на   тему:   «Урок   – размышление по рассказу Т. Крюковой   «Ведьма»   «Лишь чистой совестью хранима живое чувство ­ доброта» Используемые   технологии:   элементы   технологии   критического   мышления,   элементы технологии   проблемного   обучения,   информационно   –   компьютерные   технологии, здоровьесберегающие технологии. Методы   обучения:   фронтальная   беседа,   анализ   прозаического   текста,   исследование, составление кластера, синквейна,  выразительное чтение, сопоставительный анализ. Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством  Т. Крюковой на примере рассказа «Ведьма», особенностями стиля писательницы. 2. Проанализировать, как в данном произведении автор раскрывает тему детской агрессии, жестокости; выяснить, какие приёмы использует  автор для раскрытия данной проблемы. 3. Формировать у учащихся чувство сострадания, милосердия, терпимости.  Планируемые результаты: Личностные –  обеспечить условия для осознания эмоционально­ценностного отношения к содержанию обучения, проявления сопереживания и уважения к другим людям, проявлять творчество при выполнении задания. Метапредметные: Познавательные   –   обеспечить   условия   для   развития   навыков   осуществления   поиска информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   анализировать,   сравнивать,   обобщать информацию. Коммуникативные   ­   обеспечить   условия   для   развития   навыков   адекватно   отвечать   на поставленный   вопрос,   работать   в   группе,   внимательно   слушать   и   слышать   партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами   коммуникации,   владеть   монологической   и   диалогической   формами   речи   в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные ­ обеспечить условия для развития навыков   соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий, контролировать выполнение результата. Предметные ­ обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста. Оборудование:   презентация,   фрагмента   из   кинофильма   «Чучело»,   листы   для   работы   в группе, оценочные листы. Прочитать рассказ «Ведьма» Т.Крюковой. Ответить на следующие вопросы: Какой мы увидели Тоню при знакомстве? Описание героини. Прочитать наизусть ст. Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» Задания к уроку: 1. 2. 1 группа. 1) 2)      Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры(история с дневником,     лунатизм). Почему с ней не хотят дружить? 3) 4) 5) Отношения Тони и Егора. Как героиня понимает любовь? Почему Тоне не верят и ее никто не защищает? Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.  Как ведет себя Тоня? Почему? 2  группа. 1) Какой мы увидели Людку при знакомстве? Опишите героиню 2) Почему автор называет  героиню Людкой? Какая она? Что можете сказать о её    подругах? 3) Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры. Почему с ней хотят дружит? 4) Отношения Людки и Егора. Как понимают любовь Людка? 5) Почему Людке все верят и все на ее стороне? Какие законы  царят среди молодёжи? 6) Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.   Как ведет себя Людка? Почему? Мог ли быть другой финал в повести? 3. 1) 2) «Ведьма». 3) Индивидуальные задания: Подготовить презентацию о творчестве Т. Крюковой.   «Сравнительный   анализ   повести   В.Железникова   «Чучело»   и   рассказа   Т.Крюковой Выучить наизусть  стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Ход урока. Мотивация учебной деятельности. I. 1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Чучело». Слайд 1. ­ Как называется фильм? На основе какого произведения он создан? ­ Почему я начала урок с этого фильма?   ­ Какие чувства вы испытываете, когда видите такое? Встречались ли вы в жизни с такой ситуацией?  ­   Какую  важную   проблему  мы   будем   сегодня   обсуждать?   (   Проблему   подростковой жестокости) II. Объявление темы урока. Постановка целей урока. Слайд 2. ­ Тема нашего урока : Урок­ размышление по рассказу Тамары Крюковой «Ведьма». Почему размышление ? Я хочу, чтобы этот урок заставил вас подумать о многом и предупредил ваши необдуманные поступки  Слайд 3. Эпиграф   к   сегодняшнему   уроку   ­   «Я   хочу,   чтобы   люди   любили   друг   друга».   Кому принадлежит данная фраза? (­ Эти слова были написаны в записке Тони – главной героини рассказа «Ведьма», которую она несла в Пещеру желаний). ­ Я поставила перед собой следующую цель:  Познакомить вас с творчеством  Т. Крюковой, особенностями произведений писательницы. ­ А вы что ждёте от данного урока? Какие цели вы поставили перед собой? Ш. Работа над темой урока. 1. Слово  о писателе. ­ Имя писательницы Тамары Крюковой широко известно в литературе, но мы сегодня впервые знакомимся  с произведениями данного автора.  ... готовила презентацию о писательнице и ее творчестве. Если захотите прочитать другие произведения, пообщаться с автором, зайдите на данный сайт:   www   ­  asia      fant    .  ru      2. Работа с текстом произведения. 1) Фронтальная беседа. ­ Вы прочитали рассказ «Ведьма». Какое впечатление на вас произвело данное произведение? ­ Какие проблемы поднимаются в этом рассказе? (Проблема отношения между подростками, роль взрослых в  подростковых конфликтах, проблема любви)  На уроке сегодня работаем в группах. Каждая группа получила свое задание. Консультант группы будет помечать ваши   ответы. В конце урока вы сами оцените свою работу. Всем удачи.  Обращаемся к тексту рассказа Т. Крюковой. Вспомнить содержание вам поможет видео­ролик об этом произведении. ­   На   фоне   великолепной   южной   природы   разыгрывается   трагедия.   На   этом   же   фоне появляется  Людка. Как автор описывает Людку? 2) Работа по группам. 2 группа Слайд 4. (­ Везя за собой чемодан на колесикax, в холл с достоинством королевы вошла красивая темноволосая девчонка. Несмотря на юный возраст, она уже твёрдо усвоила: чтобы иметь все самое лучшее, нужно не смешиваться с толпой, а, напротив, выделяться из неё.   И   она   действительно   выделялась   ­   манерой,   жестами,   посадкой   головы.   Даже традиционный   наряд   тинейджеров   ­   обтягивающие   джинсы   и   короткая   майка, обнажающая пупок ­ не делал её похожей на остальных, а лишь подчёркивал идеальную фигуру. В юной незнакомке была не свойственная её возрасту∙ грация взрослой женщины; сознающей свою притягательность. Стрижка каре с ∙пышной чёлкой до бровей придавала её лицу нечто французское). ­ Почему автор называет эту героиню Людкой, а не Людой, Люсей? ­ Сюжет основан на антитезе: противопоставлен пейзаж ­ жизни, противопоставлены героини. Кто является антиподом Людки? Слайд 5. 1 группа  Тоня.  (Возле   окна   стояла   худенькая   белобрысая   девочка.   Казалось,   создавая   ее,   природа экономила краски. Волосы, стянутые на затылке в незатейливый хвостик, были почти бесцветными, а белёсые ресницы и брови почти не выделялись на бледном лице. На вид ей было лет двенадцать – тринадцать). Слайд 6. ­ Ваше мнение о Тоне?  ­ Вы готовили к уроку стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». Послушаем его. Почему   это   стихотворение   звучит   на   уроке?(   В   жизни   часто   встречаются   люди,   внешне непривлекательные: они красивы и богаты внутренней красотой.) ­Как обе героини ведут себя в лагере?  С кем подростки хотят дружить ? С кем нет? Почему? Работа в группах. Мнение 1 группы  Мнение 2 группы  Слайд 7. ­ Ребят, вы ничего не сказали об удивительном даре Тони: она могла удерживать около себя людей, могла лечить, останавливать кровь. Но воспользовалась ли она своим даром?  ­ А если бы Людка обладала таким даром? ­ Мы видим, какие разные девочки перед нами. Нравится же им один мальчик – Егор. А что вы думаете о Егоре? Какой он? Составление кластера   І группа 2 группа ­ Сделайте вывод об этом герое. (­ Егор неплохой молодой человек, добрый, но малодушный, не способный на поступок, который идёт вразрез с мнением большинства из – за страха оказаться не таким, как все). ­ По сути, в основе сюжета любовный треугольник. Как понимают любовь каждая из героинь? Мнение 2 группы  (­   Для   Людки   любовь   –   это   желание   иметь   в   собственности   предмет   обожания, обладать и настойчиво требовать ответного чувства. Слайд 8. Мнение 1 группы  ­ Тоня любит бескорыстно. Она просто любит, не требуя ничего взамен.) Слайд 9, 10. ­ Чьи рассуждения вам ближе? ­ Физкультминутка. 3) Проблемный вопрос. ­ Мы выяснили, что из себя представляет Людка. Почему же Людке все верят, а Тоне нет, и никто её не защищает? (­ Боятся Людки. ­Боятся лишиться дружбы Людки. ­ Ребята не хотят отличаться от других. ­ Срабатывает стадный инстинкт. ­ Людка – лидер: её слушаются, не хотят с ней конфликтовать). ­ Какие законы царят в молодёжной среде? ­ Кого чаще всего обижают, над кем издеваются? Почему? Слайд 11, 12,13 ­ Как противостоять всему этому? ­ Охарактеризуйте героинь. Сделаем выводы о героинях.  4) Составление кластера. 2 группа 1 группа 5) Исследовательская работа. ­ С какими произведениями, ранее вами прочитанными, можно сравнить данный рассказ?  (В. Железников «Чучело») ­ У нас есть небольшая исследовательская работа на сопоставление этих 2­х произведений. ( Выступление обучающего) ­ Что ещё общего в этих  произведениях? (­   В   повести   «Чучело»   Лену   Бессольцеву     предал   мальчик,   который   ей  нравился:   он струсил. ­ В обоих произведениях взрослые не помогли разрешить конфликт между ребятами.) ­ Что вы ждали от взрослых? А как поступил воспитатель? Что, на ваш взгляд, он должен был сделать? (­ Разобраться.­ Поддержать.) ­ Обратимся к   слайду в презентации. Ваши слова полностью совпадают с точкой зрения Т.Крюковой.   «Чтобы   перевернуть   мир,   подростку   нужна   точка   опоры,   которую   поможет отыскать   взрослый»,   ­   утверждает   она.     К   сожалению,   таких   взрослых   в   жизни   Тони   не нашлось. 6) Заключительный эпизод рассказа.  ­ Как заканчивается повесть? Что происходит? (Чтение эпизода) Слайд 14,15, 16, 17 ­ Прокомментируйте концовку рассказа. ­Как ведут себя ребята? Почему?( Все обмерли. В этом и страх за Тоню, и страх за себя – что будет, если Тоня взберется на вершину? У Людки вспотели подмышки от страха. Все понимают, что нельзя вспугнуть Тоню, нельзя её пробудить ото сна. Но не сделали этого), (Каждый думал о себе, о том, что Тоня поняла их не совсем добрые мысли. Каждый понимал свою нелицеприятную суть и боялся быть разоблаченным и наказанным). ­ Почему Людка, зная о лунатизме Тони, совершает подлость – окликает её? (­Не хочет, чтобы Тоня дошла до Пещеры желаний. ­ Боится её.) ­ Что же произошло? (Тоня разбилась. Героям повести впервые предстоит сделать анализ своих действий, дать отчет своим словам. «Они впервые в жизни видели смерть так близко. … Смерть была страшна в своей простоте. И ещё она была бесповоротна. В шестнадцать лет, когда бессмертие еще кажется реальным, их внезапно ошеломила возможность её конца». В ошеломляющей   тишине   ребята   читают   записку   Тони:   «Я   хочу,   чтобы   люди   любили   друг друга».  ­   Можно   ли   сказать,   что   прозрение   ребят   произошло?   Что   они   поняли?   :   «…   никто   не проронил ни слова. Раздавленные и потрясенные, все стояли молча. Им было стыдно смотреть друг   другу   в   глаза.   Они   знали,   сколько   бы   они   ни   прожили,   им   никогда   не   захочется встретиться   и   пожать   друг   другу   руки».   Так   неожиданно   наступает   прозрение.   давшееся такой дорогой ценой. Никто не предполагал такого желания неприметной с виду девочки. И никто, кроме Егора, не знал, как ей не хватало любви, доброты от окружающих людей. Ведь она могла не раскрыть свой дар, и не было бы клички «Ведьма». Но Тоня хочет помочь, она сострадает, она милосердствует. Но окружающим этого не дано понять. Впервые в жизни им предстоит держать ответ. Ответ перед собой за свои действия). 7) Составление синквейна.  ­ Произведение называется «Ведьма». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? ­   Кстати   сказать,   у   славянских   народов   существовало   несколько   способов   распознавания ведьмы. Один из них испытание полётом: девушек, считавшихся ведьмами, приводили к скале и давали в руки метлу. Если девушка разбивалась, то её считали невинной. ­ Так кто же ведьма? 1. 1группа. Ведьма ­  Людка. 2в. Ведьма – Тоня  Слайд 18. Составить синквейн на слово «ведьма»: Рефлексия. II. ­ Продолжите фразу.  Слайд 19. Эта книга заставила меня задуматься о… III. Итог урока. Вам   не   жалко   Тоню?  ­ –   спросили   как   –   то   Тамару   Крюкову    ­ Если бы я закончила повесть иначе, это было бы фальшью. Мне бы не поверили. Ведь книга написана не просто ради сюжета. Мне хотелось, чтобы прочитавшие ее переосмыслили какие­ то свои действия, поступки. Если человек эмоционально пережил что­то вместе с героями книги, то это переживание запомнится надолго и оставит след в душе. И пускай лучше они это переживут "в книге", чем совершат постыдный поступок в жизни. IV. Слайд 20. Написать письмо от имени «белой вороны». Написать письмо герою произведения Домашнее задание. V. Оценивание обучающихся Приложение к конспекту урока. Задания к уроку: 1. Прочитать рассказ «Ведьма» Т.Крюковой. 2. Ответить на следующие вопросы: 1 группа. 1. Какой мы увидели Тоню при знакомстве? Описание героини. 2. Прочитать наизусть ст. Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» 3. Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры(история с дневником, лунатизм). Почему с ней не хотят дружить? 4. Отношения Тони и Егора. Как героиня понимает любовь? 5. Почему Тоне не верят и ее никто не защищает? 6. Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.  Как ведет себя Тоня? Почему?           2  группа. 1. Какой мы увидели Людку при знакомстве? Опишите героиню 2. Почему автор называет  героиню Людкой? Какая она? Что можете сказать о её подругах? 3. Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры. Почему с ней хотят дружит? 4. Отношения Людки и Егора. Как понимают любовь Людка? 5. Почему Людке все верят и все на ее стороне? Какие законы  царят среди молодёжи? 6. Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.  Как ведет себя Людка? Почему? Мог ли быть другой финал в повести? Библиографический список: 1 Варганова   В.Г.   Чтение   в   системе   социокультурного   развития   личности:   сборник   статей международного   научно   –   практического   семинара.   М:   Русская   школьная   библиотечная ассоциация, 2007. 2 Журнал «Крылья»№12, 2006 3 Научно­методический журнал. Издательская группа «Основа»  «Все для учителя» 2011г. 4 Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV­VIII кл.). — М., 1980. 5 Крюкова Т. Ведьма. http://royallib.com/book/kryukova_tamara/vedma.html 6 Крюкова Т. Я пишу для того, чтобы вы научились быть счастливыми…// Библиополе, № 9, 2008.

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой «Ведьма» «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)

Конспект урока внеклассного чтения на тему «Урок – размышление по рассказу Т. Крюковой  «Ведьма»  «Лишь чистой совестью хранима живое чувство - доброта» (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019