Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: обобщить полученные знания по роману; понять авторскую позицию; проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции Задачи: 1. Образовательные: умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского. 2. Развивающие: организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать 3. Воспитательные: формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма Планируемые результаты Предметные: совершенствование речи учащихся
Иконка файла материала МКОУурок лит.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?» Класс: 10 Учитель: Алимусаева А.М. 1Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») Цель урока: обобщить полученные знания по роману; понять авторскую позицию; проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции Задачи: 1. Образовательные: умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского. 2. Развивающие: организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать 3. Воспитательные: формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма Планируемые результаты Предметные: совершенствование речи учащихся Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; 2построение текста в устной и письменной форме; свободное восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков; нравственно­этическая ориентация; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям; умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо? Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция; осознание стремления к постижению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оборудование урока: компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа Основные приёмы и методы: технология личностно­ориентированного обучения; приемы технологии критического мышления; поисковый метод обучения Этап       I. Мотивация к учебной деятельности Учитель: Уж так устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного  героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно. А приблизиться к познанию смысла бытия,  задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на  который хотелось бы получить ответ. При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким  вопросом стал: «Зачем человеку небо?» Слайд 1 Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на  уроке: Целеполагание (уч­ся называют цели урока): анализ эпизодов композиция эпизодов язык автора анализ внутреннего мира героя, поступков наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя 3 1. 1. 1. 2.    1. 2.  o              II. Этап   Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод) Психологический настрой на урок Чтение эпиграфа к уроку Слайд 2 (слова Д. Мережковского) Смысл слов поэта? Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?     III. Этап   Организация и самоорганизация уч­ся в ходе дальнейшего усвоения материала Организация обратной связи Работа в команде Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов): антитеза внутренний монолог диалог постоянные эпитеты, метафоры сюжетная параллель теория жеста 3. Учитель: ­ Итак, что есть небо? Слайды 3,4 ­ А что отражает образ неба в романе «Война и мир»? (внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны) ­ Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только  один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на  мучающие его вопросы о смысле жизни. ­ Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без  идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо. В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие? небо Аустерлица небо Богучарова небо Отрадного 3. Анализ эпизода «Небо Аустерлица» Слайд 5 Учитель: ­ На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза) ­Почему? (дан дважды: до сражения –ночью ­ и после него –утром­, также образ неба противопоставлен  земле – суета, обыденность) ­ Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода. (Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой; двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя) Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но  настоящийперелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между  жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения. Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение 4Князь Андрей на поле Аустерлица (видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя. Учитель: ­ Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам? (страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы) ­ Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался) ­ Что дарит ему нравственное прозрение? (меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним) ­ Язык, приёмы Антитеза: «человек – небо» синонимично «ложь ­ правда» Небо вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз ­ Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное) ­ Легко ли даётся кн. Андрею прозрение? (тяжело, он страдает не только физически, но и духовно) ­ Почему? (разочарован) ­ Какие средства передают состояние героя? цветопись: «неясное с серыми облаками» антитеза: я ­ мы глаголы: кричали ­ дрались облака: тихо ползущие ­ бегущие теория жеста: руки раскинуты ­ Что понимает герой? (надо жить душой!) Вывод: Слайд 6 Небо Аустерлица ­ речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в  человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы». 5. Анализ эпизода «Небо Богучарова» ­ Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)? ­ В чём его убеждает друг Пьер? ­ Чем явилось для Болконского небо? Видеофрагмент (настроение радостно­взволнованное) Пейзаж ­ река, линия горизонта цвет: красный отблеск, синеющий разлив Учитель: ­ Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение радости,  счастья от вновь обретённой жизненной цели. ­ Художественные средства, доказывающие мои слова? эпитеты: «высокое», «вечное» 5метафора «давно заснувшее» Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер. Вывод: Слайд 7 Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде,  любви в его душе. Герой духовно возрождается (теория жеста ­ облокотился на руки, несколько сдержан) 6. Анализ эпизода «небо Отрадного» Вечером ­ что чувствовал герой? (текст) но лунный свет ­ свет истины Видеофрагмент (смотрит на небо, лунный свет­0,5 мин.) Учитель: ­ Работаем с текстом. Предложение «Всё затихло…» ­ роль умолчания Три восклицательных предложения (зачитать) ­ Что это? (! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не  холодного ума) ­ Реакция на произошедшее? (засыпает) Теория жеста ­ (широко распахнул окно, готов объять мир) ­ Жизненная цель­ любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье. Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в его душе Метафора «Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда­то он не мог пробиться сквозь  туман (Аустерлиц) Краски: небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение. ­ Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной  гармонии скажет: И дольше века длится день, И не кончается объятье Цветопись: от чёрного к светлому, серебристому, ярко­белому означают духовное просветление,  обретение веры, которые приведут героя к божеской любви. Вывод: Слайд 8 Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это  состояние души подчёркивают описание дуба мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не  кончилась…» (текст) Слайд 9 Основные этапы духовного перерождения героя: Небо Аустерлица ­ перерождение Небо Богучарова ­ возрождение Небо Отрадного­ вера и любовь 7. Учитель: ­ Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет. 6Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю,  воздух. Теория жеста (упал лицом вниз ­ жизненный цикл завершён) ­ Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое­то  определённое время. ­ С чего начинаются искания князя Андрея Болконского? (страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось  обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им) Вывод: И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина ­ это любовь к миру и слияние с Богом. (текст, мысли Болконского о сострадании) Слайд 10 ­ И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба. ­ Чему же оно научило князя Андрея? ­ Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?» (жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих) ­ И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает? (Мой ответ: небо ­ символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может. Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным,  небесным».)     IV. Этап   Заключение урока 1. Рефлексия Слайды 11, 12 2. Итог урока. 3. Домашнее задание: написать сочинение­миниатюру «Что вынес(ла) я урока для сердца и ума?» 4. Оценивание работы уч­ся на уроке 7

Посмотрите также