Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»
Оценка 4.7

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
26.05.2019
Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»
Цель урока: обобщить полученные знания по роману; понять авторскую позицию; проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции Задачи: 1. Образовательные: умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского. 2. Развивающие: организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать 3. Воспитательные: формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма Планируемые результаты Предметные: совершенствование речи учащихся
МКОУурок лит.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?» Класс: 10 Учитель: Алимусаева А.М. 1 Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») Цель урока: обобщить полученные знания по роману; понять авторскую позицию; проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции Задачи: 1. Образовательные: умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского. 2. Развивающие: организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать 3. Воспитательные: формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма Планируемые результаты Предметные: совершенствование речи учащихся Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; 2 построение текста в устной и письменной форме; свободное восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков; нравственно­этическая ориентация; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям; умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо? Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция; осознание стремления к постижению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оборудование урока: компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа Основные приёмы и методы: технология личностно­ориентированного обучения; приемы технологии критического мышления; поисковый метод обучения Этап       I. Мотивация к учебной деятельности Учитель: Уж так устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного  героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно. А приблизиться к познанию смысла бытия,  задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на  который хотелось бы получить ответ. При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким  вопросом стал: «Зачем человеку небо?» Слайд 1 Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на  уроке: Целеполагание (уч­ся называют цели урока): анализ эпизодов композиция эпизодов язык автора анализ внутреннего мира героя, поступков наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя 3 1. 1. 1. 2.     1. 2.  o              II. Этап   Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод) Психологический настрой на урок Чтение эпиграфа к уроку Слайд 2 (слова Д. Мережковского) Смысл слов поэта? Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?     III. Этап   Организация и самоорганизация уч­ся в ходе дальнейшего усвоения материала Организация обратной связи Работа в команде Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов): антитеза внутренний монолог диалог постоянные эпитеты, метафоры сюжетная параллель теория жеста 3. Учитель: ­ Итак, что есть небо? Слайды 3,4 ­ А что отражает образ неба в романе «Война и мир»? (внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны) ­ Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только  один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на  мучающие его вопросы о смысле жизни. ­ Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без  идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо. В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие? небо Аустерлица небо Богучарова небо Отрадного 3. Анализ эпизода «Небо Аустерлица» Слайд 5 Учитель: ­ На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза) ­Почему? (дан дважды: до сражения –ночью ­ и после него –утром­, также образ неба противопоставлен  земле – суета, обыденность) ­ Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода. (Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой; двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя) Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но  настоящийперелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между  жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения. Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение 4 Князь Андрей на поле Аустерлица (видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя. Учитель: ­ Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам? (страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы) ­ Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался) ­ Что дарит ему нравственное прозрение? (меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним) ­ Язык, приёмы Антитеза: «человек – небо» синонимично «ложь ­ правда» Небо вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз ­ Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное) ­ Легко ли даётся кн. Андрею прозрение? (тяжело, он страдает не только физически, но и духовно) ­ Почему? (разочарован) ­ Какие средства передают состояние героя? цветопись: «неясное с серыми облаками» антитеза: я ­ мы глаголы: кричали ­ дрались облака: тихо ползущие ­ бегущие теория жеста: руки раскинуты ­ Что понимает герой? (надо жить душой!) Вывод: Слайд 6 Небо Аустерлица ­ речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в  человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы». 5. Анализ эпизода «Небо Богучарова» ­ Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)? ­ В чём его убеждает друг Пьер? ­ Чем явилось для Болконского небо? Видеофрагмент (настроение радостно­взволнованное) Пейзаж ­ река, линия горизонта цвет: красный отблеск, синеющий разлив Учитель: ­ Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение радости,  счастья от вновь обретённой жизненной цели. ­ Художественные средства, доказывающие мои слова? эпитеты: «высокое», «вечное» 5 метафора «давно заснувшее» Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер. Вывод: Слайд 7 Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде,  любви в его душе. Герой духовно возрождается (теория жеста ­ облокотился на руки, несколько сдержан) 6. Анализ эпизода «небо Отрадного» Вечером ­ что чувствовал герой? (текст) но лунный свет ­ свет истины Видеофрагмент (смотрит на небо, лунный свет­0,5 мин.) Учитель: ­ Работаем с текстом. Предложение «Всё затихло…» ­ роль умолчания Три восклицательных предложения (зачитать) ­ Что это? (! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не  холодного ума) ­ Реакция на произошедшее? (засыпает) Теория жеста ­ (широко распахнул окно, готов объять мир) ­ Жизненная цель­ любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье. Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в его душе Метафора «Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда­то он не мог пробиться сквозь  туман (Аустерлиц) Краски: небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение. ­ Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной  гармонии скажет: И дольше века длится день, И не кончается объятье Цветопись: от чёрного к светлому, серебристому, ярко­белому означают духовное просветление,  обретение веры, которые приведут героя к божеской любви. Вывод: Слайд 8 Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это  состояние души подчёркивают описание дуба мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не  кончилась…» (текст) Слайд 9 Основные этапы духовного перерождения героя: Небо Аустерлица ­ перерождение Небо Богучарова ­ возрождение Небо Отрадного­ вера и любовь 7. Учитель: ­ Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет. 6 Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю,  воздух. Теория жеста (упал лицом вниз ­ жизненный цикл завершён) ­ Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое­то  определённое время. ­ С чего начинаются искания князя Андрея Болконского? (страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось  обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им) Вывод: И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина ­ это любовь к миру и слияние с Богом. (текст, мысли Болконского о сострадании) Слайд 10 ­ И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба. ­ Чему же оно научило князя Андрея? ­ Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?» (жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих) ­ И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает? (Мой ответ: небо ­ символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может. Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным,  небесным».)     IV. Этап   Заключение урока 1. Рефлексия Слайды 11, 12 2. Итог урока. 3. Домашнее задание: написать сочинение­миниатюру «Что вынес(ла) я урока для сердца и ума?» 4. Оценивание работы уч­ся на уроке 7

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе «Зачем человеку небо?»

Открытый урок по литературе  «Зачем человеку небо?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019