Урок №11.
Тема. Внутреннее строение и убранство храма
Основные термины и понятия. Церковь, алтарь, иконостас, Царские врата,
молитва.
Задачи: 1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия о храме и православной вере, данные на предыдущих уроках.
2. формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.
3. формировать интерес к изучению православной культуры
4. воспитывать духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к традициям русского народа.
5. обогащать словарь школьников.Конспект урока "Внутреннее строение и убранство храма" 4 класс
Урок №11.
Тема. Внутреннее строение и убранство храма
Основные термины и понятия. Церковь, алтарь, иконостас, Царские врата,
молитва.
Задачи: 1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия о
храме и православной вере, данные на предыдущих уроках.
2. формировать представление детей о храме как общем доме для
молитв и святыни для православных людей.
3. формировать интерес к изучению православной культуры
4. воспитывать духовное и эстетическое восприятие православной
архитектуры, уважение к традициям русского народа.
5. обогащать словарь школьников.
Актуализация опорных знаний.
-Ребята, я рада вас видеть на уроке здоровыми и жизнерадостными.
Желаю вам успешной работы.
–Ребята, скажите, на какой урок вы пришли?
СЛАЙД – Основы православной культуры
-О чём мы говорим на этом уроке?
СЛАЙД – религия
-Объясните, как вы понимаете этот термин
Религия – вера в сверхъестественное.
-А почему древние люди верили во много богов?(Они жили все вместе
племенами)
-Мы с вами живём семьями, а как древние люди жили между собой?
-Почему возникла необходимость, чтобы люди стали верить в одного
Бога?(Чтобы не было войн)
-Мы с вами на последних уроках о какой религии говорим? О
христианстве. СЛАЙД
-Какое направление христианства исповедуют в России?
-А что значит православное христианство?
СЛАЙД – православное христианство
Христианство - в центре этой веры Иисус Христос, он основатель этой
религии;
православное - значит правильно славить Бога, правильно молиться и
почитать Его.
-Что вы знаете о жизни Иисуса Христа? Когда, где родился? СЛАЙД –
Иисус Христос
-Иисус Христос родился в небольшом городке Вифлеем, в семье
плотника Иосифа и его жены Марии. По христианскому преданию,
перед его рождением Мария получила от ангела благую весть о том,
что она родит сына, которому суждено стать спасителем мира. Когда у
Марии родился сын, пастухи увидели в небе поющих ангелов и пришли
поклониться новорожденному. Мудрецы с востока принесли младенцу
1богатые дары. Их вела яркая звезда, которая стала одним из символов
этого великого события. Мальчику дали имя Иисус, которая означает -
Бог спасает. Когда Иисусу стало 30 лет, он стал проповедать.
- Что он стал людям рассказывать? (о царствии Небесном, о том, как
любить Бога через любовь к своим ближним)
- Чему учил Христос ?( верить в возможность спасения)
-А это кто?
СЛАЙД – Андрей Первозванный – первый апостол-ученик Христа
-А ещё каких апостолов знаете? Пётр, Павел, Иоанн Богослов и др.
СЛАЙД – апостолы
2)В каком году пришло христианство?
Христианство – 988 год
Кто решил принять эту веру? И крестить подданных?
Князь Владимир СЛАЙД – князь Владимир
Река Днепр СЛАЙД – крещение на реке Днепр (Крестил своих
подданных)
Для закрепления раннее изученного материала, мы выполним
проверочный тест.
I
Проверочный тест.
1)Священное здание христиан?
А)мечеть
Б)храм
В)синагога
2)Какой князь крестил Русь?
А)Рюрик
Б)Владимир
В)Олег
3)Какую религию выбрал этот князь?
А)православие
Б)ислам
В)буддизм
4)Кто создал алфавит на Руси?
А)Павел и Пётр
Б) Андрей и Иоанн
В) Кирилл и Мефодий
5)Символ христианства?
А)минора
Б) полумесяц
В) крест
Проверка теста – СЛАЙД
III.Тема урока. Работа по теме урока.
1)-Вы любите собирать пазлы?
-Поиграем?
2Собирают пазлы – храмы. (Николаевский храм )- рассказ о
храме родителя
-Что это за здания?
Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей,
птичье гнездо, нора зверька – тоже дома. Но храмы есть только у
людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел
выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким
местом является храм.
-Зачем люди ходят в храм?
-Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
-В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме
много икон.
-Что же такое храм? Попробуйте дать определение.
УЧЕБНИК, стр.64 , 1 абзац
Храм – это место, где собираются для молитвы и участия в
богослужении.
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о
чём-то. Церковь – означает всех верующих в Иисуса Христа людей и
дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью. Верующие ведут
себя в храме с особым почтением – благоговейну.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
СЛАЙД – храмы – Николаевская церковь в Чернушинском районе, храм
Христа Спасителя в Москве, Покровская церковь в Зверево
-Какие из храмов узнали? СЛАЙД – все храмы
-Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются
друг от друга?
-Чем они похожи?
-А чем отличаются?
-Вы уже всё знаете о строении храма? А хотите узнать? Назовите тему
урока.
Строение и убранство храма.
Чтение стихотворения
Дорога к храму
В воскресенье по утрам
Не смотрю я долго снов –
Мы выходим с мамой в храм
Под трезвон колоколов.
Солнце яркое взошло.
Птицы радуются с нами.
Как сегодня хорошо!
Мы опять сегодня в храме.
У иконы помолюсь,
3Загорятся мои свечи.
Таин Христовых причащусь
И легко расправлю плечи.
2) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный
храм.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции
возрождаются. Восстанавливаются старые храмы, строятся новые
церкви.
Православные люди во все времена старались посвящать Богу
самое лучшее, на что они способны. В храме, как правило, совершается
крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в
храме отпевают умерших православных христиан. В храме также
совершаются проводы защитников Отечества. Около храма наши
предки собирались на народные собрания. Неподалеку от храма
устраивалась и торговая площадь.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед
строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое
место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих
зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде
креста. Это означает, что храм посвящен распятому за людей на
кресте Господу. СЛАЙД
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это
означает, что Церковь, подобно кораблю ведет людей по морю жизни.
СЛАЙД
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам
вечность Церкви Христовой. СЛАЙД
СЛАЙД – купола
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, на
-А это что?
котором установлен крест.
-На что по своей форме похож купол? Купол напоминает пламя свечи,
форму луковицы, его ещё в народе называют маковкой.
-Почему крест? (Символ христианства.)
-Количество куполов может быть разное.
1 купол – в честь единого Бога
2 - два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
3 – в честь святой троицы (Бог- отец, Бог – сын, Бог – дух святой)
5 - Иисус Христос и четыре евангелиста
7 - семь Таинств и семь Вселенских Соборов
9 - девять чинов Ангельских
13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов
17 – на Ганиной яме, это произошло 17-го
433 – возраст Иисуса Христа
Иногда строят и большее количество глав.
- Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором
живут люди, а храм, церковь, Божий дом (снаружи храм отличается,
над храмом возвышается купол, изображающий небо, купол
заканчивается вверху главою, на которой ставится крест)
3)-Кто из вас бывал в православном храме? Что вы увидели внутри
храма?
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
-Сейчас мы будет моделировать устройство храма. .
Перед вами схема храма и на доске такая же, будем вместе
ставить названия основных частей храма.
СЛАЙД – Николаевский храм в Чернушинском районе
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке,
которая называется папертью (крыльцо). Раньше нищие приходили на
крыльцо за милостыней.
-Зайдём внутрь храма.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм
(средняя часть) и алтарь.
СЛАЙД В притворе стоят те, кто готовится к крещению. Здесь
продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
СЛАЙД – храм Рождества Христова в селе Рябки Чернушинского района
СЛАЙД Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место
для прихожан, собравшихся на церковное богослужение, она так и
называется – храм.
СЛАЙД Здесь стоит панихидный столик - канунник, здесь обычно
ставятся свечи за упокой умерших людей, служатся панихиды.
СЛАЙД В центре стоит аналой - столик с иконой праздника. Здесь и у
других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и
родных.
СЛАЙД За аналоем находится стена, на которой расположены иконы.
-Что такое икона? Учебник, стр.45. Чей образ изображён на
иконе? (Изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, сцены из
Ветхого завета и Евангелия)
5Эта стена называется иконостас.
СЛАЙД – Покровский храм в Зверево Чернушинского района
СЛАЙД По амвону поднимаемся к алтарю.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него
не позволяется входить непосвященным.
СЛАЙД Для входа в алтарь есть специальные двери, они называются
Царские врата.
СЛАЙД Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный
четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо
присутствует сам Христос и потому касаться его могут только
священники.
-Кто такие священники?
СЛАЙД – патриарх всея Руси Кирилл
IV. Подведение итогов урока.
1) Итак, назовите главные части храма и объясните, что это.
Паперть, притвор, сам храм, иконостас, алтарь.
Самостоятельная работа в группах. НА СХЕМЕ
паперть
-Какие слова оказались для вас новыми? Как вы их теперь можете
объяснить?
2)ребята, а как вести себя нужно в храме?(дети читают стихи)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
6Не нужны тебе они…
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам –
Неполезно это нам…
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
А сейчас мы выйдем из храма.
Вставайте.
Мы отправимся в звонницу. Что это?
Она находится над храмом или рядом. Это башня, где висят колокола.
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола
звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон звучит для того, чтобы созывать
верующих на молитву, к богослужению.
Но звон бывает разным:
Благовест – радостный звон
Трезвон – торжественный праздник
Перезвон – печальный звон
Послушаем. Какие чувства вы испытаете? Мысли о храме, церкви,
России…
2)С какими мыслями пойдёте домой?
О чём расскажете своим близким?
V.Домашнее задание.
7Вставь ключевые слова царские врата, Иисус Христос, купол, канун,
Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас в
текст.
Каждый христианский храм венчается …………………….с крестом.
Вход в храм находится в ……………….. части. Храм разделяется на три
части: алтарь, храм и …………………………. Внутри храма главным местом
является………………………... Он отделяется от молящихся
……………………... в центре иконостаса двери. Они называются
……………………….. справа от Царских врат всегда икона ………………..
Слева – всегда икона …………………………... Квадратный столик, на
котором зажжено множество ……………………………... Называется
………………………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.
89