Конспект урока "Внутреннее строение и убранство храма" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок №11. Тема. Внутреннее строение и убранство храма Основные термины и понятия. Церковь, алтарь, иконостас, Царские врата, молитва. Задачи: 1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия о храме и православной вере, данные на предыдущих уроках. 2. формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей. 3. формировать интерес к изучению православной культуры 4. воспитывать духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к традициям русского народа. 5. обогащать словарь школьников.Конспект урока "Внутреннее строение и убранство храма" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Урок №11. Тема. Внутреннее строение и убранство храма Основные термины и понятия. Церковь, алтарь, иконостас, Царские врата, молитва. Задачи: 1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия о храме и православной вере, данные на предыдущих уроках. 2. формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей. 3. формировать интерес к изучению православной культуры 4. воспитывать духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к традициям русского народа. 5. обогащать словарь школьников. Актуализация опорных знаний. -Ребята, я рада вас видеть на уроке здоровыми и жизнерадостными. Желаю вам успешной работы. –Ребята, скажите, на какой урок вы пришли? СЛАЙД – Основы православной культуры -О чём мы говорим на этом уроке? СЛАЙД – религия -Объясните, как вы понимаете этот термин Религия – вера в сверхъестественное. -А почему древние люди верили во много богов?(Они жили все вместе племенами) -Мы с вами живём семьями, а как древние люди жили между собой? -Почему возникла необходимость, чтобы люди стали верить в одного Бога?(Чтобы не было войн) -Мы с вами на последних уроках о какой религии говорим? О христианстве. СЛАЙД -Какое направление христианства исповедуют в России? -А что значит православное христианство? СЛАЙД – православное христианство Христианство - в центре этой веры Иисус Христос, он основатель этой религии; православное - значит правильно славить Бога, правильно молиться и почитать Его. -Что вы знаете о жизни Иисуса Христа? Когда, где родился? СЛАЙД – Иисус Христос -Иисус Христос родился в небольшом городке Вифлеем, в семье плотника Иосифа и его жены Марии. По христианскому преданию, перед его рождением Мария получила от ангела благую весть о том, что она родит сына, которому суждено стать спасителем мира. Когда у Марии родился сын, пастухи увидели в небе поющих ангелов и пришли поклониться новорожденному. Мудрецы с востока принесли младенцу 1богатые дары. Их вела яркая звезда, которая стала одним из символов этого великого события. Мальчику дали имя Иисус, которая означает - Бог спасает. Когда Иисусу стало 30 лет, он стал проповедать. - Что он стал людям рассказывать? (о царствии Небесном, о том, как любить Бога через любовь к своим ближним) - Чему учил Христос ?( верить в возможность спасения) -А это кто? СЛАЙД – Андрей Первозванный – первый апостол-ученик Христа -А ещё каких апостолов знаете? Пётр, Павел, Иоанн Богослов и др. СЛАЙД – апостолы 2)В каком году пришло христианство? Христианство – 988 год Кто решил принять эту веру? И крестить подданных? Князь Владимир СЛАЙД – князь Владимир Река Днепр СЛАЙД – крещение на реке Днепр (Крестил своих подданных) Для закрепления раннее изученного материала, мы выполним проверочный тест. I Проверочный тест. 1)Священное здание христиан? А)мечеть Б)храм В)синагога 2)Какой князь крестил Русь? А)Рюрик Б)Владимир В)Олег 3)Какую религию выбрал этот князь? А)православие Б)ислам В)буддизм 4)Кто создал алфавит на Руси? А)Павел и Пётр Б) Андрей и Иоанн В) Кирилл и Мефодий 5)Символ христианства? А)минора Б) полумесяц В) крест Проверка теста – СЛАЙД III.Тема урока. Работа по теме урока. 1)-Вы любите собирать пазлы? -Поиграем? 2Собирают пазлы – храмы. (Николаевский храм )- рассказ о храме родителя -Что это за здания? Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька – тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. -Зачем люди ходят в храм? -Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. -В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон. -Что же такое храм? Попробуйте дать определение. УЧЕБНИК, стр.64 , 1 абзац Храм – это место, где собираются для молитвы и участия в богослужении. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Церковь – означает всех верующих в Иисуса Христа людей и дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью. Верующие ведут себя в храме с особым почтением – благоговейну. Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. СЛАЙД – храмы – Николаевская церковь в Чернушинском районе, храм Христа Спасителя в Москве, Покровская церковь в Зверево -Какие из храмов узнали? СЛАЙД – все храмы -Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга? -Чем они похожи? -А чем отличаются? -Вы уже всё знаете о строении храма? А хотите узнать? Назовите тему урока. Строение и убранство храма. Чтение стихотворения Дорога к храму В воскресенье по утрам Не смотрю я долго снов – Мы выходим с мамой в храм Под трезвон колоколов. Солнце яркое взошло. Птицы радуются с нами. Как сегодня хорошо! Мы опять сегодня в храме. У иконы помолюсь, 3Загорятся мои свечи. Таин Христовых причащусь И легко расправлю плечи. 2) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются старые храмы, строятся новые церкви. Православные люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества. Около храма наши предки собирались на народные собрания. Неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за людей на кресте Господу. СЛАЙД Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю ведет людей по морю жизни. СЛАЙД Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. СЛАЙД СЛАЙД – купола Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, на -А это что? котором установлен крест. -На что по своей форме похож купол? Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы, его ещё в народе называют маковкой. -Почему крест? (Символ христианства.) -Количество куполов может быть разное. 1 купол – в честь единого Бога 2 - два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; 3 – в честь святой троицы (Бог- отец, Бог – сын, Бог – дух святой) 5 - Иисус Христос и четыре евангелиста 7 - семь Таинств и семь Вселенских Соборов 9 - девять чинов Ангельских 13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов 17 – на Ганиной яме, это произошло 17-го 433 – возраст Иисуса Христа Иногда строят и большее количество глав. - Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм, церковь, Божий дом (снаружи храм отличается, над храмом возвышается купол, изображающий небо, купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест) 3)-Кто из вас бывал в православном храме? Что вы увидели внутри храма? Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. -Сейчас мы будет моделировать устройство храма. . Перед вами схема храма и на доске такая же, будем вместе ставить названия основных частей храма. СЛАЙД – Николаевский храм в Чернушинском районе Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью (крыльцо). Раньше нищие приходили на крыльцо за милостыней. -Зайдём внутрь храма. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. СЛАЙД В притворе стоят те, кто готовится к крещению. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. СЛАЙД – храм Рождества Христова в селе Рябки Чернушинского района СЛАЙД Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение, она так и называется – храм. СЛАЙД Здесь стоит панихидный столик - канунник, здесь обычно ставятся свечи за упокой умерших людей, служатся панихиды. СЛАЙД В центре стоит аналой - столик с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. СЛАЙД За аналоем находится стена, на которой расположены иконы. -Что такое икона? Учебник, стр.45. Чей образ изображён на иконе? (Изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, сцены из Ветхого завета и Евангелия) 5Эта стена называется иконостас. СЛАЙД – Покровский храм в Зверево Чернушинского района СЛАЙД По амвону поднимаемся к алтарю. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. СЛАЙД Для входа в алтарь есть специальные двери, они называются Царские врата. СЛАЙД Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. -Кто такие священники? СЛАЙД – патриарх всея Руси Кирилл IV. Подведение итогов урока. 1) Итак, назовите главные части храма и объясните, что это. Паперть, притвор, сам храм, иконостас, алтарь. Самостоятельная работа в группах. НА СХЕМЕ паперть -Какие слова оказались для вас новыми? Как вы их теперь можете объяснить? 2)ребята, а как вести себя нужно в храме?(дети читают стихи) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: 6Не нужны тебе они… Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам – Неполезно это нам… Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. А сейчас мы выйдем из храма. Вставайте. Мы отправимся в звонницу. Что это? Она находится над храмом или рядом. Это башня, где висят колокола. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? - Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон звучит для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению. Но звон бывает разным: Благовест – радостный звон Трезвон – торжественный праздник Перезвон – печальный звон Послушаем. Какие чувства вы испытаете? Мысли о храме, церкви, России… 2)С какими мыслями пойдёте домой? О чём расскажете своим близким? V.Домашнее задание. 7­Вставь ключевые слова царские врата, Иисус Христос, купол, канун,  Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас  в  текст. Каждый христианский храм венчается …………………….с крестом.  Вход в храм находится в ……………….. части. Храм разделяется на три  части: алтарь, храм и …………………………. Внутри храма главным местом  является………………………... Он отделяется от молящихся  ……………………... в центре иконостаса двери. Они называются  ……………………….. справа от Царских врат всегда икона ………………..  Слева – всегда икона …………………………... Квадратный столик, на  котором зажжено множество ……………………………... Называется  ………………………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни. 89