Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Это краткий конспект урока, помогающий распределить время и этапы урока. Можно использовать как рабочий лист этап "опрос", распечатав его для учащихся. Материал полностью готов к распечатке
Тема: Второй и третий законы Ньютона. Масса. Понятие о СИ. Принцип
относительности в механике.
Цель: Ознакомить учащихся со вторым и третим законами Ньютона, принципом относительности в
механике и понятием основной и производной физических величин.
I. Новая тема
Давайте с вами выясним: зависит ли ускорение тел от их свойств?
Обратимся к опыту. Каждый без труда за несколько секунд разгонит лёгкую лодку, но
сделать то же самое с тяжело нагруженной лодкой он будет не в состоянии.
Другой опыт. Стоит отпустить тетиву лука, как лёгкая стрела в доли секунды наберёт
большую скорость. А если вместо стрелы взять водопроводную трубу?
И в первом и во втором примере на тело производили воздействие, т.е. применяли силу. Но
мы видим, что модуль ускорения тела зависит не только от воздействия, но и от свойств самого
тела.
Введём величину, характеризующую способность тела менять свою скорость под влиянием
определённой силы – это масса (мера инертности тела).
Чем m >, тем тело более инертно, его скорость изменяется медленнее
Чем m<, тем тело менее инертно, его скорость изменяется быстрее
Инертная масса тела – величина, равная отношению модуля силы к модулю ускорения.
Это основная динамическая характеристика тела, мера его инертности, т.е. способности
тела приобретать определённое ускорение под действием силы.
Второй закон Ньютона: Произведение массы на ускорение равно сумме сил, действующих
на тело:
Σ F=ma
Если на тело не действуют силы или их сумма равна нулю, то относительно инерциальной
системы отсчёта ускорение = 0, а => скорость = const.
Мы с вами знаем, что любое действие носит характер взаимодействия. Если тело А
действует на тело В, сообщая ему ускорение, то и тело В действует на тело А, также сообщая ему
ускорение.
Обратимся к опыту. Если ударить ногой по футбольному мячу, то можно ощутить обратное
действие на ногу.
Третий закон Ньютона: Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю
и направлены по одной прямой в противоположные стороны.
Если на тело А со стороны тела В действует сила FА, то одновременно на тело В со стороны
тела А будет действовать сила
FВ.
Используя второй закон
Ньютона можно записать:
Отсюда следует, чтоОтношение модулей ускорений взаимодействующих тел определяется обратным
отношением их масс и совершенно не зависит от характера действующих между ними сил. Более
массивное тело получает меньшее ускорение, а лёгкое – большее.
Внимание: силы в третьем законе приложены к разным телам и поэтому они не могут
уравновешивать друг друга.
Согласно СИ, есть основные и производные единицы. Для основных единиц есть эталон, а
производные единицы не имеют эталона.
Основная единица для массы – это [кг]
Основная единица для силы – это [Н]
1 Н – это сила, которая сообщает телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2.
Принцип относительности: все механические процессы протекают одинаково во всех
инерциальных системах отсчёта.
Играем мы в мяч на земле или в движущемся вагоне – это не влияет на движение самого
мяча. Только в разных системах отсчёта (движущейся или покоящейся) может быть разной
траектория движения.
Выполнение принципа относительности не означает полную тождественность движения.
Тождественны лишь законы движения. А характер движения определяется не только законами,
но и начальной скоростью и координатой.
Алгоритм решения задач на законы Ньютона
1.Записать II закон Ньютона в векторной форме.
2.Сложить векторно все силы, действующие на тело.
3.Найти проекции сил на оси ОХ и ОY.
4.Решить полученную систему уравнений.
II. Практика
№ 270
Брусок массой 400 г, прикреплённый к динамометру, двигают равномерно по
горизонтальной поверхности. Динамометр показывает силу 1 Н. Другой раз брусок двигали по той
же поверхности с ускорением. Динамометр показывал 1 Н. Каким было ускорение?
№ 273
Авто массой 1 т, трогаясь с места, достигает скорости 30 м/с через 20 с. Найти силу тяги,
если коэффициент трения 0,05.
№ 277
При каком ускорении разорвётся трос при подъёме груза массой 500 кг, если максимальная
сила натяжения, которую выдерживает трос не разрываясь, равна 15 кН?
Д/з: §27, 28, вопросы, № 271, № 278