Конспект урока "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 29 Жизнь человека – высшая нравственная ценность Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели по содержанию урока: Образовательная: - способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности. Развивающая: - способствовать развитию умения ценить жизнь свою и жизнь других, помогать окружающим. Воспитательная: - способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к саморазвитию и творчеству.урок
Иконка файла материала конспект.docx
Урок ОРКСЭ по теме:  « Жизнь человека – высшая нравственная ценность» Урок 29 Жизнь человека – высшая нравственная ценность Дидактическая цель:  создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели по содержанию урока: Образовательная: ­   способствовать   формированию   понятия   жизни   как   высшей   нравственной ценности. Развивающая: ­   способствовать   развитию   умения   ценить   жизнь   свою   и   жизнь   других, помогать окружающим. Воспитательная: 1­   способствовать   формированию   позитивного   отношения   к   жизни,   к саморазвитию и творчеству. Оборудование:  проектор, презентация к уроку, УМК, учебник, запись песни на стихи Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь» Ученикам: текст притчи «1000 шариков», карточки с названием ценностей. 1. Орг.момент Ход урока 2. Целеполагание и мотивация. ­ За что люди любят жизнь? ­ Давайте порассуждаем об этом. ­ Рассуждать бесцельно – нельзя, давайте поставим цель. ­   Узнать,  за   что   люди   любят   жизнь   и  в   чем   выражается любовь к жизни. ­ Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна. 3. Актуализация знаний. На доске на карточках названия нравственных ценностей человека: -моральный долг                          ­ справедливость -альтруизм                                      ­ дружба -честь­ достоинство -извинение                                     ­ совесть Я   зачитываю   ситуации   из   жизни   детей,   а   вы   выберите нравственные ценности, проявленные участниками ситуаций: ­   У   Коли   на   уроке   технологии   не   хватило   листа   зеленой бумаги.   Он   оглянулся,   думая,   у   кого   одолжить.   Таня протянула ему листок: ­ Не теряй времени, урок кончится!  ­ Во время урока, когда учитель не видел, Стас разбросал кусочки   ластика.   Учитель   увидел   на   парте   девочки брошенный   кусочек.   Спросил:   Кто   это   бросил?   Класс молчал. Стас признался, извинился. ­ На 1130 всему классу назначена уборка территории школы. А у Аллочки плановые занятия гимнастикой. ­ Без тебя уборку проведут – сказала ей подружка. ­  У   всех   дела,   тренировки,  уроки,  и  если   даже   половина класса так же рассудят… Нет   уж,   всем,   так   всем.   А   гимнастикой   я   на   следующей тренировке плотнее займусь. Слайд №1 Тема урока. Слайд №2 «Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова» Слайд №3 Цель: Узнать, почему жизнь является высшей нравственной ценностью; понять, за что люди любят жизнь. 2­ Эти моральные качества ценны тем, помогают людям стать лучше самим и сделать лучше жизнь других. 4. Этап первичного усвоения знаний. Работа с учебником с.60.  Чтение детьми 1,2 абзаца (самостоятельно): ­ Что ценно для нас с вами в жизни? (ответы детей) ­ А что ценнее этих ценностей? (жизнь человека) ­ Чем ценна для человека жизнь?  Чтение детьми 3 абзаца ­ Чему учится человек в страданиях?  Чтение детьми 4 абзаца ­   Кто   человеку   выбирает   работу,   занятия,   увлечения, друзей?  Работа с иллюстрациями. ­ Чего достигает учитель? ­ Чем занимается лаборантка? Сварщик? Пограничник? Кто заботится о человеке, только начинающем жизнь?  Чтение 5 абзаца. ­ Чем ценна жизнь любого человека для близких людей?  Чтение статьи до конца. ­ Какие вопросы являются важными в настоящее время для нашей страны?  Почему жизнь человека имеет особую ценность? 5. Этап осмысления нового знания. ­ Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый   человек   радуется,   учится,   удивляется,   делает большие и маленькие открытия для себя и для людей. ­ Кого из этих людей вы знаете? ­ Что они подарили людям? ­ А что получили взамен? (признание людей, благодарность) ­ А что было  бы, если бы их жизнь  оборвалась  в раннем детстве? (ответы детей) ­ Этот ряд можно продолжить более знакомым: мама, брат, одноклассник,   соседка,   учительница.   Что   они   подарили вам? ­   Каждый   человек,   пока   живет,   дарит   людям   радость   и получает радость от людей? ­   В   жизни   каждого   человека   бывают   трудные,   и   даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что­то такое, что поможет ему пережить горе, Слайд №4 Портреты: Пушкин, Гагарин, Аристотель, Пугачева А., Попов, Кулибин,  А. Аршавин Текст: Они дарят людям свой талант, знания, творчество людям Слайд №5 Картинки: Плачет малыш, 3вернуться   к   радостной   жизни.   Главное   быть   живым!   И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь. ­   Жизнь   человека   защищена   государством,   в   котором   он живет. ­   Декларация   прав   человека,   принятая   большинством государств планеты, провозгласила жизнь человека главной ценностью на Земле. Главной защитой жизни человека является государство, в котором   он   живет.   В   государстве   есть   Конституция   – основной   закон,   где   записаны   все   права   и   обязанности граждан. Права и обязанности обеспечивают защиту жизни человека. Никто не может нарушать Конституцию страны. Депутаты   в   Государственной   Думе   принимают   новые законы,   необходимые   в   современной   жизни.     Эти   законы проверяются на соответствие Конституции РФ. огорченный школьник, плачущая в горе мать Текст: Главное – жить  Слайд №6 Декларация прав человека (документ) Слайд №7 Картинка: Конституция РФ Государство защищает жизнь каждого человека от войн, ведь   они   лишают   жизни   многих   людей.   Руководители государств договариваются по всем спорным вопросам, чтоб не было войн, чтоб не производить оружие для уничтожения людей.  Осуждение   и  запрет   терроризма   (это   уничтожение людей в мирное время) – это политика всех государств. О каких терактах вы знаете? Слайд №8 Картинка: Взрыв, война, беженцы Текст: Да, мы умеем воевать, Чтоб   не   было   эпидемий,   болезней   и   голода,   грозящих жизни людей. Особая забота о людях с ограниченными возможностями. Их   жизнь   тоже   ценна   для   общества.   Среди   них   есть художники, спортсмены, президенты. И все добрые люди им помогают. Но не хотим, чтобы опять  Солдаты падали в бою  На землю горькую свою. Слайд №9 Картинки: Прививки детям и взрослым Слайд №10 Картинки: Люди с ограниченными возможностями: спортсмены, 4Жизнь   каждого   человека   –   источник   его   радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране. 6. Этап закрепления материала.  ­ Обсуждение «мудрых мыслей» (стр. 61 учебника) Высказывания детей, итог учителя. 7. Работа по притче.  «Хорошая притча о ценности жизни» (Приложение1)  (1 ученик читает вслух) ­ Что понял человек о жизни? (спешите  делать добро) ­ А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (У нас еще много шариков) ­ Да у вас еще много шариков, но надо, чтоб каждый был отмечен добром для окружающих а, значит, радостью. У Александра Яшина есть замечательное стихотворение, я хочу подарить вам его.  СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил — И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем­нибудь порадовать его.   Когда он слег и тихо умирал, — Рассказывает мать, — День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»   Бездомной бабушке в селе родном  Я говорил: мол, так ее люблю,  Что подрасту и сам срублю ей дом,  Дров наготовлю,  художники, президент Текст: Я это могу Слайд №11 Картинки: Смеются дети, артист на сцене, продавец за работой, бабушка у плиты Слайд №12 5­6 картинок из «Хорошая притча о ценности жизни» «1000 шариков» 5Хлеба воз куплю.   Мечтал о многом, Много обещал… В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века.   Теперь прошел я тысячи дорог —  Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…  Нет отчима,  И бабка умерла…   Спешите делать добрые дела! 1958  ­   Просмотрите   текст   учебника.   Какой   отрывок   вы   бы взяли в качестве вывода по уроку? (последний абзац) ­ Зачитайте его вслух. 6. Домашнее задание: с.60,61 вопросы и задания. Прочитать,   прочитайте   и   обсудите   с   родителями ответить, стихотворение   А.   Яшина   «Спешите   делать   добрые   дела» подготовить короткий рассказ «За что ценят жизнь в моей семье». 7. Рефлексия. За   что   люди   любят   жизнь?   В   чем   выражается   забота   о сохранении жизни? Кто может ответить? Поэт   К.  Ваншенкин   написал   слова   для   песни   «Я   люблю тебя, жизнь». Их знают все взрослые люди. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь,  Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, Я шагаю с работы устало. Я люблю тебя, жизнь,  И хочу, чтобы лучше ты стала. (звучит фрагмент песни) Слайд №13 Текст «Я люблю тебя, жизнь!» 6Приложение1 Хорошая притча о ценности жизни Смотрите,   в   один   прекрасный   день   я   сел   и  подсчитал.   В   среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше. Но   живут   примерно   75   лет.   Теперь   я   75   умножаю   на   52   (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни.   Когда   я   задумался   об   этом,   мне   было   пятьдесят   пять.   Это значило,   что   оставалось   только   1000.   Поэтому   я   пошел   в   магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все   в   одну   прозрачную   банку.   После   этого   каждое   воскресенье   я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это   и   видел,   что   количество   шариков   уменьшается,   я   стал   обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни. Нет   более   сильного   средства,   чем   смотреть,   как   уменьшается количество   отпущенных   тебе   дней!   Теперь,   послушайте   последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем, как обнять мою любимую жену и  сходить с ней на прогулку. Этим утром я 7вытащил последний шарик из моей банки… Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его   с   благодарностью   и   дарю   близким   и   любимым   тепло   и   радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. 8