Тема урока: « Жизнь человека- высшая нравственная ценность»
Цель урока: формирование представления о жизни человека как высшей нравственной ценности . Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни. Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание жизни человека как высшей нравственной ценности и источника счастья и успеха П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия смысл жизни, нравственность, ценность; этическая беседа по рисункам учебника, работа с пословицами и поговорками.
Р. Способность к осознанию нравственных категорий. Умение планировать. Контролировать и оценивать результат.
К. Работа в парах и группах, художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение, сопоставление различных высказываний. Формирование представления о себе как части Вселенной. Формирование осознанного отношения к своей жизни. Критически осмысливать свои поступки, оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.конспект
Тема урока: « Жизнь человека высшая нравственная ценность»
Цель урока: формирование представления о жизни человека как высшей
нравственной ценности . Осознание ценности других людей, ценности
человеческой жизни.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Понимание жизни
человека как высшей
нравственной
ценности и
источника счастья и
успеха
Личностные
Формирование
представления о себе как
части Вселенной.
Формирование осознанного
отношения к своей жизни.
Критически осмысливать
свои поступки, оценивать
позитивные качества
честности; проявлять
честность по выполнению
правил поведения в школе и
дома, соблюдение законов.
Метапредметные
П. Способность ставить и
сохранять учебные цели и
задачи, сравнивать
этические понятия смысл
жизни, нравственность,
ценность; этическая
беседа по рисункам
учебника, работа с
пословицами и
поговорками.
Р. Способность к
осознанию нравственных
категорий. Умение
планировать.
Контролировать и
оценивать результат.
К. Работа в парах и
группах, художественное
чтение и обсуждение
стихов, сравнение,
сопоставление различных
высказываний.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала
Слайд 1. Изображение картины Адольфа Вильяма Бугро « Материнское
счастье»
1Слайд 2. Звучит песня « Виноградную косточку в теплую землю
зарою…»
Слайд 3. Омар Хаям
Жизнь волны рек в минутном серебре,
Пески пустыни в тающей игре.
Живи сегодня а вчера и завтра
Не так нужны в земном календаре.
А как вы думаете, ребята, что такое жизнь?( Ответы детей)
В Толковом словаре В.И.Даля написано:
Жизньэто:
1)
2)
3)
Время от рождения до смерти человека или животного.
Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.
Деятельность общества и человека во всей совокупности ее
проявлений
4) Уклад, способ существования, времяпровождение
5) Переносный смысл: энергия, внутренняя бодрость, полнота
духовных и нравственных сил.
6)
Переносный смысл: самое дорогое для человека; источник радости,
счастья.
Тема нашего урока: « Жизнь человека высшая нравственная
ценность»
Какие нравственные ценности вы можете назвать?( благородство,
доброжелательность, мужество, справедливость)
Как вы думаете для всех людей эти ценности обязательны?( В
качестве нравственных ценностей у всех народов почитают честность,
верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм; в жизни не
все люди проявляют подобные качества, но ценятся людьми они
высоко, а те кто ими обладают, пользуются уважением)
2Слайд4
Ребята смотрят на картину Ильи Ефимовича Репина: Иван
Грозный и сын его Иван ( Иван Грозный убивает своего сына)
Как вы думаете, имеет ли право отец на убийство своего сына?
Почему?
Кто может распоряжаться жизнью человека?
Почему вы считаете, что жизнь это ценность?
Уникальность, неповторимость человеческой жизни проявляется в его
мыслях, чувствах, делах.
Этап 2 Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения
материала
Игра « Наши мысли нас не покидают»
Предполагаемая установка: « Я осторожно обращаюсь со своими
мыслями. Мои мысли помогают мне и моим друзьям»
Вопросы:
Почему плохие мысли опасны и для того, кто их думает и для того о
ком он думает?
Могут ли мысли человека формировать его жизнь?
Какие слова и мысли делают человека счастливым?
Какие слова и мысли делают человека враждебным и злым?
Что такое по вашему мнению, смысл жизни?
Динамическая пауза
Игра с психологическим смыслом «Щепки на реке»
Закрыв глаза, мы верим в чудо и доверяем миру нашу жизнь...
И если Вы хотите, чтобы другие доверяли Вам, Вы должны
чувствовать, что можете доверять им даже с закрытыми глазами.
Даже когда падаете.
Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу.
Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной
вытянутой руки. Все дети это вода одной реки. Тёплая,
понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети,
начиная с какоголибо края). Они сами решают, как они будут
двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д.
Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам
найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в
3конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно
передавали.
Этап 3 Самостоятельная работа практикум
Работа в группах
Задание№1
Приведите примеры из сказок, мифов, рассказов и скажите какой
смысл жизни был у их героев? ( Герда из Снежной Королевы спасение
Кая)
Задание №2
Предполагаемая установка: « Человек то, что он из себя сделал!»
Комментированное чтение учебника с.61
Что ценно для нас с вами в жизни?
А что ценнее этих ценностей?
Чем ценна для человека жизнь?
Чему учится человек в страданиях?
Задание №3
Предполагаемая установка: « Жизнь каждого человека ценна для
общества»
Выберите из списка те выражения, которые наиболее ярко говорят о
нравственной ценности человека, аргументируйте свой выбор.
1.»Каждый человек Прекрасен!»
2. Ссору ищут люди, которые в ссоре с самим собой.
3. Все мальчики и девочки одинаково Прекрасны!
4.Мир между мальчиками и девочками есть Мир между будущими
взрослыми!
5.Сильные люди прощают, а слабые мстят.
6.Цель жизни Нравственное Совершенствование!
7. Если мы себя Уважаем и Любим, то никогда никого не унизим.
8.Любят не за деньги, а за Честное и Доброе Сердце!
9. Какой мерой мерите других, так и вам отмерится.
410. Что сеем, то и пожинаем на поле Жизни!
11.Только добро несет счастье!
Этап 4 Проверка полученных результатов, осуществление коррекции,
обобщение результатов обсуждения в группах
Игра « Содержание определяет форму»
Предлагаемая установка:
« Я помню, что, творя добро, я улучшаю мир!»
Вопросы:
Является ли человек бессмертным и почему?
Какие произведения и образы говорят о бессмертности человека?
( « Властелин колец», Кащей Бессмертный, Баба Яга…)
Что может означать выражение « Каждый человек сам несет
ответственность за свою жизнь.»
Слайд 5
О. Хайям
Мы цель Создания,
Смысл его отменный
Взор Божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира перстень драгоценный!
А мы в том перстне вправленный алмаз!
Ребята, а могут животные относиться к жизни как высшей
нравственной ценности? И почему?
Урок закончим словами Л.Н.Толстого:
« Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь
исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то
чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в
твоей власти одно: Самому стать лучше!»
Этап 5
Подведение итогов урока, учащиеся по желанию зачитывают свои
ответы:
Слайд 6
1. Сегодня я узнал(а)…
2.Я понял(а)…
53.Я научился(ась)…
4.Было интересно….
5.Меня удивило…
6.Мне захотелось…
7.Урок дал моей жизни…
Поэт К. Ваншенкин написал слова для песни «Я люблю тебя, жизнь».
Их знают все взрослые люди.
Слайд 7
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
(звучит фрагмент песни)
Домашнее задание: подумать дома над вопросом: « Моя жизнь,
высшая ценность, потому что….. и ответы запишите в тетрадь.
6