Конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: « Жизнь человека- высшая нравственная ценность» Цель урока: формирование представления о жизни человека как высшей нравственной ценности . Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни. Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Понимание жизни человека как высшей нравственной ценности и источника счастья и успеха П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия смысл жизни, нравственность, ценность; этическая беседа по рисункам учебника, работа с пословицами и поговорками. Р. Способность к осознанию нравственных категорий. Умение планировать. Контролировать и оценивать результат. К. Работа в парах и группах, художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение, сопоставление различных высказываний. Формирование представления о себе как части Вселенной. Формирование осознанного отношения к своей жизни. Критически осмысливать свои поступки, оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: « Жизнь человека­ высшая нравственная ценность» Цель урока:  формирование представления о жизни человека как высшей нравственной ценности . Осознание ценности других людей, ценности  человеческой жизни.                            Планируемые образовательные результаты Предметные Понимание жизни  человека как высшей нравственной  ценности  и  источника счастья и  успеха Личностные Формирование  представления о себе как  части Вселенной.  Формирование осознанного  отношения к своей жизни.  Критически осмысливать  свои поступки, оценивать  позитивные качества  честности; проявлять  честность по выполнению  правил поведения в школе и дома, соблюдение законов. Метапредметные П. Способность ставить и  сохранять  учебные цели и задачи, сравнивать  этические понятия смысл  жизни, нравственность,  ценность; этическая  беседа по рисункам   учебника, работа с  пословицами и  поговорками. Р. Способность к  осознанию нравственных  категорий. Умение  планировать.  Контролировать и  оценивать результат. К. Работа в парах и  группах, художественное  чтение и обсуждение  стихов, сравнение,  сопоставление различных  высказываний.                       Организационная структура урока Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного  восприятия нового материала  Слайд 1. Изображение картины Адольфа Вильяма Бугро « Материнское  счастье» 1Слайд 2. Звучит песня « Виноградную косточку в теплую землю  зарою…» Слайд 3. Омар Хаям Жизнь­ волны рек в минутном серебре, Пески пустыни в тающей игре. Живи сегодня­ а вчера и завтра Не так нужны в земном календаре. ­А как вы думаете, ребята,  что такое жизнь?( Ответы детей) ­В Толковом словаре В.И.Даля написано: Жизнь­это: 1) 2) 3) Время от рождения до смерти человека или животного. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее  проявлений 4) Уклад, способ существования, времяпровождение 5) Переносный смысл: энергия, внутренняя бодрость, полнота  духовных и нравственных сил. 6)  Переносный смысл: самое дорогое для человека; источник радости, счастья. Тема нашего урока: « Жизнь человека­ высшая нравственная  ценность» ­Какие нравственные ценности вы можете назвать?( благородство,  доброжелательность, мужество, справедливость) ­Как вы думаете для всех людей эти ценности обязательны?( В  качестве нравственных ценностей  у всех народов почитают честность,  верность, уважение к старшим, трудолюбие,  патриотизм; в жизни не  все люди проявляют подобные качества, но ценятся людьми они  высоко, а те кто ими обладают, пользуются уважением) 2Слайд4 Ребята смотрят на картину Ильи Ефимовича Репина: Иван  Грозный и сын его Иван ( Иван Грозный убивает своего сына) ­ Как вы думаете, имеет ли право  отец на убийство своего сына?  Почему? ­Кто может распоряжаться жизнью человека? ­Почему вы считаете, что жизнь­ это ценность? ­Уникальность, неповторимость человеческой жизни проявляется в его мыслях, чувствах, делах. Этап 2 Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения  материала Игра « Наши мысли нас не покидают» Предполагаемая установка: « Я осторожно обращаюсь со своими  мыслями. Мои мысли помогают мне и моим друзьям» Вопросы: ­Почему плохие мысли опасны и для того, кто их думает и для того о  ком он думает? ­ Могут ли мысли человека формировать его жизнь? ­Какие слова и мысли  делают человека  счастливым? ­Какие слова и мысли делают человека враждебным и злым? ­Что такое по­ вашему мнению, смысл жизни? Динамическая пауза Игра с психологическим смыслом «Щепки на реке»  Закрыв глаза, мы верим в чудо и доверяем миру нашу жизнь... И если Вы хотите, чтобы другие доверяли Вам, Вы должны  чувствовать, что можете доверять им даже с закрытыми глазами.  Даже когда падаете. Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу.  Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной  вытянутой руки. Все дети это вода одной реки. Тёплая,  понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети,  начиная с какого­либо края). Они сами решают, как они будут  двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д.  Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам  найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в  3конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно  передавали.  Этап 3   Самостоятельная работа­ практикум Работа в группах Задание№1 Приведите примеры из сказок, мифов, рассказов и скажите­ какой  смысл жизни  был у их героев? ( Герда из Снежной Королевы­ спасение Кая) Задание №2 Предполагаемая установка: « Человек­ то, что он из себя сделал!» Комментированное чтение учебника с.61 Что ценно для нас с вами в жизни?  ­ А что ценнее этих ценностей?  ­ Чем ценна для человека жизнь? ­ Чему учится человек в страданиях? Задание №3 Предполагаемая установка: « Жизнь каждого человека ценна для  общества» ­ Выберите из списка те выражения, которые наиболее ярко говорят  о  нравственной ценности человека, аргументируйте свой выбор. 1.»Каждый человек Прекрасен!» 2. Ссору ищут люди, которые  в ссоре с самим собой. 3. Все мальчики и девочки­ одинаково Прекрасны! 4.Мир между мальчиками и девочками­ есть Мир между будущими  взрослыми! 5.Сильные люди прощают, а слабые мстят. 6.Цель жизни­ Нравственное Совершенствование! 7. Если мы себя  Уважаем и Любим, то никогда никого не унизим. 8.Любят не за деньги, а за Честное и Доброе Сердце! 9. Какой мерой мерите других, так и вам отмерится. 410. Что сеем, то и пожинаем на поле Жизни! 11.Только добро несет счастье!  Этап 4  Проверка полученных результатов, осуществление коррекции, обобщение результатов обсуждения в группах Игра « Содержание определяет форму»  Предлагаемая установка:  « Я помню, что, творя добро, я улучшаю мир!» Вопросы: ­Является ли человек  бессмертным и почему? ­ Какие произведения и образы говорят о бессмертности человека? ( « Властелин колец», Кащей Бессмертный, Баба Яга…) ­ Что может означать выражение « Каждый человек сам несет  ответственность за свою жизнь.» Слайд 5 О. Хайям Мы­ цель Создания, Смысл его отменный Взор Божества и сущность зрящих глаз. Окружность мира­ перстень драгоценный! А мы в том перстне­ вправленный алмаз! ­Ребята, а могут животные относиться к жизни как высшей  нравственной ценности? И почему? Урок закончим словами Л.Н.Толстого: « Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь  исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в  твоей власти одно: Самому стать лучше!» Этап 5 Подведение итогов урока, учащиеся по желанию зачитывают свои  ответы: Слайд 6 1. Сегодня я узнал(а)… 2.Я понял(а)… 53.Я научился(ась)… 4.Было интересно…. 5.Меня удивило… 6.Мне захотелось… 7.Урок дал моей жизни…   Поэт К. Ваншенкин написал слова для песни «Я люблю тебя, жизнь».  Их знают все взрослые люди.   Слайд 7 Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю тебя, жизнь,  Я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, Я шагаю с работы устало. Я люблю тебя, жизнь,  И хочу, чтобы лучше ты стала. (звучит фрагмент песни) Домашнее задание: подумать дома над вопросом: « Моя жизнь,  высшая ценность, потому что….. и ответы запишите в тетрадь. 6