Конспект урока "Золотое правило этики"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока «Золотое правило этики» Цель урока: дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение. Планируемый результат: приобретение нравственного – этического опыта взаимодействия с окружающими.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Модуль: «Основы  православной культуры» Тема урока «Золотое правило этики» Цель   урока:  дать   начальное   представление   об   этике,   этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Ключевые понятия:  «золотое правило этики», неосуждение. Планируемый   результат:   приобретение   нравственного   –   этического опыта взаимодействия с окружающими.                                           Ход урока: 1. Организация класса. 2. Сообщение темы урока. Учитель: Я хочу, чтобы вы самостоятельно определили, о чем мы сегодня с вами будем говорить.  Для этого вам необходимо справиться с кроссвордом в электронном приложении к нашему уроку в папке «Тренажер». (Учащиеся   выполняют задание, после чего определяют значимое слово кроссворда: любовь.) Учитель: Да, сегодня мы с вами  продолжим с вами разговор  о любви к людям, о её проявлениях. Об этом  большом чувстве, которое присуще только человеку,   мы   говорили   на   прошлом   уроке   «Милосердие   и   сострадание». Итогом этого урока будет представление памятки себе, другу, товарищу «Что нужно делать, чтобы стать милосердным?», которую   вам необходимо было при помощи взрослых составить. 1Î ñí î âû ï ðàâî ñëàâí î é êóëüòóðû Òåì à «Çî ëî òî å ï ðàâèëî ýòè êè » (Учащиеся зачитывают свои памятки. Важно выслушивать и принимать все ответы детей, поощрять их и их родителей за активное участие в выполнении домашнего задания.) Учитель: Давайте подведем итог, ответив на вопросы: ­ Можно ли за милосердную помощь  брать деньги? ­ Что нужно сделать, чтобы стать милосердным? ­Дайте собственное определение «Ближний для меня – это …? Äàâàéòå ï î ðàññóæäàåì … 1. Ì î æí î ëè çà ì èëî ñåðäí óþ ï î ì î ù ü áðàòü äåí üãè ? 2.  × òî í óæí î ñäåëàòü, ÷òî áû ñòàòü ì èëî ñåðäí û ì ? 3. Äàéòå ñî áñòâåí í î å î ï ðåäåëåí è å «Áëèæí è é äëÿ ì åí ÿ – ýòî …? 3. Выявление восприятия, мотивация.          Учитель:   С   домашним   заданием   вы   справились.   Поблагодарите, пожалуйста, тех взрослых, которые принимали в этом участие. Теперь мы с вами будем следовать словам Христа: ««Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 2 Õðèñòî ñ ñêàçàë: «Èòàê âî âñåì , êàê õî òèòå,  ÷òî áû ñ âàì è ï î ñòóï àëè ëþ äè,  òàê ï î ñòóï àéòå è âû ñ í èì è».Учитель:  Мы   можем   приступить   к   изучению   нового   материала. Тематическое   поле   новой   темы   предлагаю   определить   вам.   Для   этого   вы можете   организовать   две   группы   и   поработать   со   словарями,   чтобы   дать определение словам «этика» и «этикет». (Учащиеся работают с источниками.) Учитель: Вы совершенно правы. Одно из значений слова «этика» ­ система норм нравственного поведения человека. «Этикет» ­ установленный порядок поведения где­либо. «Ýòè ê à» ­ ñè ñòåì à í î ðì ï î âåäåí è ÿ ÷åëî âåê à í ðàâñòâåí í î ãî «Ýòèêåò» ­ óñòàí î âëåí í û é ï î ðÿäî ê ï î âåäåí èÿ ãäå­ëèáî Учитель:  Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение».   Нравственное   поведение   –   это     следование   тем   правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям.  О людях, выполняющих эти правила, говорят  ­ «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный 3человек».   У   вас,   детей,   нравственная   культура   только   формируется.   Я предлагаю вам  получить нравственный урок. 4. Моделирование ситуации. Учитель:  Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их нравственную культуру. (На слайде часть текста. Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».     Из другого окна о том же прохожем подумали: …) Ï ðî ÷èòàé è ï î äóì àé … Ï ðåäñòàâüòå: ãëóáî êî é í î ÷üþ ÷åëî âåê èäåò ï î ãî ðî äó. Èç î äí î ãî î êí à í åêòî âû ãëÿí óë è ñêàçàë:  «× òî ýòî î í èäåò òàê ï î çäí î ? Í àâåðí î å, ýòî âî ð!». Èç äðóãî ãî î êí à î òî ì æå ï ðî õî æåì ï î äóì àëè :  «Í àâåðí î å, ýòî ãóëÿêà âî çâðàù àåòñÿ ñâå÷åðèí êè ».     Åù å êòî ­òî ï ðåäï î ëî æèë, ÷òî ýòî ò ÷åëî âåê èù åò âðà÷à äëÿ áî ëüí î ãî ðåáåí êà. Í à ñàì î ì æå äåëå í î ÷í î é ï ðî õî æèé ñï åø èë í à í î ÷í óþ ì î ëèòâó â õðàì . Í î êàæäû é óâè äåë â í åì ÷àñòèöó ñâî åãî ì èðà,  ñâî èõ ï ðî áëåì èëè ñòðàõî â. Óáåðå÷ü ñåáÿ î ò î ñóæäåí èÿ ï î ì î ãàåò ï àì ÿòü î ñâî èõ ñî áñòâåí í û õ î ø èáêàõ è í åäî ñòàòêàõ.               (Предположения   и   рассуждения   детей.   Учитель   не   критикует,   не отвергает мнения учащихся. Далее  появляется продолжение текста.) Учитель:  Действительно,  каждый человек увидел в прохожем   частицу своего   мира,   своих   проблем   или   страхов.   Уберечь   себя   от   осуждения помогает память о своих собственных ошибках,  недостатках и  грехах. Кто сможет   мне   объяснить,   что   такое   «грех»?   Вы   можете   обратиться   к электронному пособию, проработав материал и обобщив его. (Учащиеся  зачитывают  краткое значение понятия «грех».)  Учитель:  Молодцы!   Как   вы   думаете,   бывают   ли   безгрешные   люди? 4Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения  детей.) 5. Исследовательская работа по тексту.     Учитель: Я предлагаю вам  рассмотреть в электронном пособии к нашему уроку   картину   В. Поленова «Христос и грешница». Сюжет этой картины описан  в учебнике на странице 52 [1]. Прочитайте его.   Î äí àæäû ëþ äè ï ðèâåëè êî Õðèñòó æåí ù èí ó, êî òî ðóþ ï î çàêî í àì òî ãî âðåì åí è í àäî áû ëî êàçí èòü.  Õðèñòî ñ í å ñòàë ï ðèçû âàòü ëþ äåé ê í àðóø åí èþ ýòî ãî çàêî í à.  Î í ï ðî ñòî ñêàçàë: «Ï óñòü ï åðâû é êàì åí ü áðî ñèò òî ò èç âàñ,  êòî í å ãðåø èë».  Ëþ äè çàäóì àëèñü,  êàæäû é âñï î ì í èë ÷òî ­òî ñâî å. È î í è òèõî ðàçî ø ëèñü.  ñàì      Учитель: Как вы думаете, почему люди  «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Ответ  учащихся.)    Осуждение других людей плохо  тем, что оно слишком упрощает мир и человека.  У каждого из нас есть сильные и слабые стороны.   Разве  человек, который  однажды  поступил   некрасиво,     больше никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану, верить в него и не осуждать. 6. Практическая работа.      Учитель: Сейчас я  предлагаю вам  практическую работу на закрепление понятия   «осуждение» и «неосуждение»   в электронном пособии к нашему уроку в разделах «Тренажер» и «Контроль» [2]. (Учащиеся работают на компьютерах.) 7. Итог урока. 5Учитель:  Сегодня мы  с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но  человек и  его дурной  поступок (грех) – не  одно и то  же. Осуждать  ­ значит поставить на человеке клеймо, от  которого впоследствии трудно  избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. Слова Христа из Евангелия:    Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь   на   сучок   в   глазе   брата   твоего,   а   бревна   в   твоем   глазе   не чувствуешь?   Лицемер!   Вынь   прежде   бревно   из   твоего   глаза   и   тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите,   чтобы   с   вами   поступали   люди,   так   поступайте   и   вы   с   ними. Будьте милосерды, как  и Отец ваш  милосерд. Прощайте, и прощены будете.    Í å ñóäèòå, äà í å ñóäèì û áóäåòå 8. Рефлексия.        Учитель:   Я предлагаю образовать круг доверия   и поделиться с нами, какие выводы  для себя вы сделали? 9. Д/задание: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о неосуждении. Например: «За другими соломинку замечает, а за собой 6бревна не видит». Источники: 1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   4­5   классы:   учебное   пособие   для православной   культуры. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 2. Электронное приложение.  Урок «Золотое правило этики». 7