Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока «Золотое правило этики»
Цель урока: дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение.
Планируемый результат: приобретение нравственного – этического опыта взаимодействия с окружающими.конспект
Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока «Золотое правило этики»
Цель урока: дать начальное представление об этике, этичном
поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его
условием оценивания собственного поведения.
Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение.
Планируемый результат: приобретение нравственного – этического
опыта взаимодействия с окружающими.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Я хочу, чтобы вы самостоятельно определили, о чем мы сегодня
с вами будем говорить. Для этого вам необходимо справиться с кроссвордом
в электронном приложении к нашему уроку в папке «Тренажер».
(Учащиеся выполняют задание, после чего определяют значимое слово
кроссворда: любовь.)
Учитель: Да, сегодня мы с вами продолжим с вами разговор о любви к
людям, о её проявлениях. Об этом большом чувстве, которое присуще только
человеку, мы говорили на прошлом уроке «Милосердие и сострадание».
Итогом этого урока будет представление памятки себе, другу, товарищу «Что
нужно делать, чтобы стать милосердным?», которую вам необходимо было
при помощи взрослых составить.
1Î ñí î âû ï ðàâî ñëàâí î é êóëüòóðû
Òåì à
«Çî ëî òî å ï ðàâèëî ýòè êè »
(Учащиеся зачитывают свои памятки. Важно выслушивать и принимать все
ответы детей, поощрять их и их родителей за активное участие в выполнении
домашнего задания.)
Учитель: Давайте подведем итог, ответив на вопросы:
Можно ли за милосердную помощь брать деньги?
Что нужно сделать, чтобы стать милосердным?
Дайте собственное определение «Ближний для меня – это …?
Äàâàéòå ï î ðàññóæäàåì …
1. Ì î æí î ëè çà ì èëî ñåðäí óþ
ï î ì î ù ü áðàòü äåí üãè ?
2. × òî í óæí î ñäåëàòü, ÷òî áû ñòàòü
ì èëî ñåðäí û ì ?
3. Äàéòå ñî áñòâåí í î å î ï ðåäåëåí è å
«Áëèæí è é äëÿ ì åí ÿ – ýòî …?
3. Выявление восприятия, мотивация.
Учитель: С домашним заданием вы справились. Поблагодарите,
пожалуйста, тех взрослых, которые принимали в этом участие. Теперь мы с
вами будем следовать словам Христа: ««Итак, во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
2
Õðèñòî ñ ñêàçàë: «Èòàê âî âñåì , êàê
õî òèòå, ÷òî áû ñ âàì è ï î ñòóï àëè
ëþ äè, òàê ï î ñòóï àéòå è âû ñ
í èì è».Учитель: Мы можем приступить к изучению нового материала.
Тематическое поле новой темы предлагаю определить вам. Для этого вы
можете организовать две группы и поработать со словарями, чтобы дать
определение словам «этика» и «этикет».
(Учащиеся работают с источниками.)
Учитель: Вы совершенно правы. Одно из значений слова «этика» система
норм нравственного поведения человека. «Этикет» установленный порядок
поведения гделибо.
«Ýòè ê à» ñè ñòåì à í î ðì
ï î âåäåí è ÿ ÷åëî âåê à
í ðàâñòâåí í î ãî
«Ýòèêåò»
óñòàí î âëåí í û é ï î ðÿäî ê
ï î âåäåí èÿ ãäåëèáî
Учитель: Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное
поведение». Нравственное поведение – это следование тем правилам,
которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят
людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят «высоконравственный
человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный
3человек». У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я
предлагаю вам получить нравственный урок.
4. Моделирование ситуации.
Учитель: Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали
люди и попробовать определить их нравственную культуру.
(На слайде часть текста. Представьте: глубокой ночью человек идет по
городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так
поздно? Наверное, это вор!».
Из другого окна о том же прохожем подумали: …)
Ï ðî ÷èòàé è ï î äóì àé …
Ï ðåäñòàâüòå: ãëóáî êî é í î ÷üþ ÷åëî âåê èäåò ï î
ãî ðî äó. Èç î äí î ãî î êí à í åêòî âû ãëÿí óë è ñêàçàë:
«× òî ýòî î í èäåò òàê ï î çäí î ? Í àâåðí î å, ýòî âî ð!».
Èç äðóãî ãî î êí à î òî ì æå ï ðî õî æåì
ï î äóì àëè :
«Í àâåðí î å, ýòî ãóëÿêà âî çâðàù àåòñÿ ñâå÷åðèí êè ».
Åù å êòî òî ï ðåäï î ëî æèë, ÷òî ýòî ò ÷åëî âåê
èù åò âðà÷à äëÿ áî ëüí î ãî ðåáåí êà. Í à ñàì î ì æå äåëå
í î ÷í î é ï ðî õî æèé ñï åø èë í à í î ÷í óþ ì î ëèòâó â
õðàì . Í î êàæäû é óâè äåë â í åì ÷àñòèöó ñâî åãî ì èðà,
ñâî èõ ï ðî áëåì èëè ñòðàõî â.
Óáåðå÷ü ñåáÿ î ò î ñóæäåí èÿ ï î ì î ãàåò ï àì ÿòü î
ñâî èõ ñî áñòâåí í û õ î ø èáêàõ è í åäî ñòàòêàõ.
(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не
отвергает мнения учащихся. Далее появляется продолжение текста.)
Учитель: Действительно, каждый человек увидел в прохожем частицу
своего мира, своих проблем или страхов. Уберечь себя от осуждения
помогает память о своих собственных ошибках, недостатках и грехах. Кто
сможет мне объяснить, что такое «грех»? Вы можете обратиться к
электронному пособию, проработав материал и обобщив его.
(Учащиеся зачитывают краткое значение понятия «грех».)
Учитель: Молодцы! Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди?
4Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения детей.)
5. Исследовательская работа по тексту.
Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть в электронном пособии к нашему
уроку картину В. Поленова «Христос и грешница». Сюжет этой картины
описан в учебнике на странице 52 [1]. Прочитайте его.
Î äí àæäû ëþ äè ï ðèâåëè êî Õðèñòó æåí ù èí ó, êî òî ðóþ ï î
çàêî í àì òî ãî âðåì åí è í àäî áû ëî êàçí èòü. Õðèñòî ñ í å
ñòàë ï ðèçû âàòü ëþ äåé ê í àðóø åí èþ ýòî ãî çàêî í à. Î í
ï ðî ñòî ñêàçàë: «Ï óñòü ï åðâû é êàì åí ü áðî ñèò òî ò èç âàñ,
êòî
í å ãðåø èë». Ëþ äè çàäóì àëèñü, êàæäû é
âñï î ì í èë ÷òî òî ñâî å. È î í è òèõî ðàçî ø ëèñü.
ñàì
Учитель: Как вы думаете, почему люди «тихо разошлись» и не казнили
женщину? (Ответ учащихся.) Осуждение других людей плохо тем, что оно
слишком упрощает мир и человека. У каждого из нас есть сильные и слабые
стороны. Разве человек, который однажды поступил некрасиво, больше
никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может
стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану,
верить в него и не осуждать.
6. Практическая работа.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам практическую работу на закрепление
понятия «осуждение» и «неосуждение» в электронном пособии к нашему
уроку в разделах «Тренажер» и «Контроль» [2].
(Учащиеся работают на компьютерах.)
7. Итог урока.
5Учитель: Сегодня мы с вами убедились, что зло надо обличать и надо его
ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.
Осуждать значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии
трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и
ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его
греха.
Слова Христа из Евангелия:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете
судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты
смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не
чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда
увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены
будете.
Í å ñóäèòå, äà í å
ñóäèì û áóäåòå
8. Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю образовать круг доверия и поделиться с нами,
какие выводы для себя вы сделали?
9. Д/задание: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о
неосуждении. Например: «За другими соломинку замечает, а за собой
6бревна не видит».
Источники:
1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
45 классы: учебное пособие для
православной культуры.
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
2. Электронное приложение. Урок «Золотое правило этики».
7